2 | Актуализация опорных знаний и умений | - А начнём мы работу со словарного диктанта. Я буду загадывать загадки. Отгадки запишите в тетрадь через запятую. Для нас она необходима, Ведь пищу из неё едим мы. Глубокая и мелкая, Зовут её … (тарелка). Завывает за окошком, Ледяною сыпет крошкой. Снегом мягкую постель Стелет по полям… (метель). Я оранжева, сочна, Я полезна и вкусна. За ботву схватись ты ловко, Чтобы вытащить … (морковку). В магазине покупают, На ножки в дождик надевают. (Сапоги) Ей на месте не сидится – Всё кривляется, резвится. Рассмешит нас без обмана В зоопарке … (обезьяна). Раскинулся на семи холмах Широкими кольцами чудо-град. На Кремле алая звезда, Город - столица России …! (Москва) Хлеба краюшка висит над избушкой Собаки лают, достать не могут. (Месяц) На стене висит давно, На холсте всего полно: Лес и речка, и машина… Называется - … (картина). На дворе кланяется, А домой придет — растянется. (Топор) - Какие слова мы записали? - Обозначьте в словах ударение, подчеркните безударные гласные. - Проверьте себя по слайду презентации, верно ли вы выполнили задание. - Покажите сигнальными карточками, как справились с работой: зелёный цвет – все слова записаны правильно, без ошибок, красный цвет – допустили в словах ошибки. - Посмотрите внимательно на записанные вами слова и скажите, почему эти слова объединены в одну группу. - Докажите, что данные слова являются именами существительными. - Верно. Какое слово в словарном диктанте может быть лишним? Почему? - Докажите, что обезьяна – одушевлённое имя существительное. | Отгадывают загадки, записывают отгадки. - Это словарные слова. Обозначают ударение, подчёркивают безударные гласные. Проверяют себя по презентации. Поднимают сигнальные карточки. - Это имена существительные. - Они обозначают предмет. - Они отвечают на вопросы кто? что? - Слово Москва, т.к. это имя собственное, а остальные нарицательные. - Лишним может быть слово сапоги, т.к. оно множественного числа. - Лишним может быть слово обезьяна, т.к. оно одушевлённое, остальные существительные неодушевлённые. - Оно отвечает на вопрос кто? | Познавательные УУД извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов, выстраивать логическую цепь рассуждений, анализировать, сравнивать |
4 | Обобщение и систематизация знаний | - Итак, тема урока - имя существительное. Что мы о нём знаем? - Какие бывают имена существительные? - Как изменяются имена существительные? - Возьмите на парте синюю карточку (Приложение 1). Прочитайте задание. - Что нужно сделать? - Прочитайте слова. - Что это за слова? - Подумайте, на какие две группы можно их разделить. - Верно. 1 вариант выписывает одушевлённые имена существительные, 2 вариант – неодушевлённые имена существительные. - Проверяем работу. 1 вариант читает одушевлённые существительные. - Докажите, что выполнили задание верно. - 2 вариант читает неодушевлённые имена существительные. - Докажите, что выписали неодушевлённые существительные. - Ещё раз сверьте свою работу с презентацией. - Сигнализируйте карточками о выполнении задания. - Молодцы, справились с заданием. - Сейчас, ребята, вы будете работать в группах. Вспомните, как надо работать в группе. - Верно. Возьмите зелёную карточку (Приложение 2). Прочитайте задание. - Какое задание нужно выполнить? - Итак, приступайте к работе. - Ребята, проверяем, какие предложения у вас получились. Следующее задание. - Назовите из предложенных слов собственные имена существительные. - Почему они называются собственными? - Какие ещё имена существительные относятся к собственным? - Что вы знаете о правописании имён собственных? - Прочитайте нарицательные имена существительные. - Что вы скажете о правописании имён нарицательных? - Молодцы! | - Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? - Одушевлённые и неодушевлённые. - Собственные и нарицательные. - По числам. Дети берут карточку, читают задание. - Нужно записать слова в две группы. Читают слова. - Это имена существительные. - Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Работают самостоятельно. Один ученик читает, остальные проверяют себя. - Одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? Один ученик читает, остальные проверяют себя. - Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос что? Проверяют работу Поднимают сигнальные карточки. - В группе надо работать дружно, выслушивать мнение товарищей, спокойно высказывать своё мнение. Берут карточку, читают задание. - Надо составить предложения, записать их. Работают в группе. Читают составленные предложения. - Бурёнка, Мурзик, Васька, Алёша, корова, луг, кошка, котята, пруд, конь. - Это клички животных, имя мальчика. - Имена, отчества и фамилии людей, названия городов, рек, океанов, улиц, сёл, деревень. - Имена собственные пишутся с заглавной буквы. - Корова, луг, кошка, котята, пруд, конь. - Они пишутся с маленькой буквы. | Познавательные УУД выделять необходимую информацию, подводить под понятие, выводить следствия, доказательства Коммуникативные УУД планировать учебное сотрудничество, принимать мнение партнера, доказывать свою точку зрения Регулятивные УУД осуществлять контроль, коррекцию |
5 | Самостоятельная работа | - О каком признаке имён существительных мы ещё не говорили на уроке? - Об изменении существительных по числам я предлагаю вспомнить, выполнив самостоятельную работу. Возьмите жёлтую карточку (Приложение 3). На карточке два задания. Озвучиваю задания - Ребята, Оцените друг друга, каждый внимательно проверяет работу соседа. -. Если нет ошибок, работа выполнена аккуратно, поставьте пятёрку. Если допустил 1-2 ошибки, есть исправления, поставьте за работу четвёрку. - Молодцы! | - Об изменении существительных по числам. Слушают задания. Выполняют самостоятельную работу Проверяют работу Оценивают друг друга. | Регулятивные УУД действовать по плану и планировать свои учебные действия, осуществлять контроль, коррекцию |