СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи

Просмотр содержимого документа
«Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

3 КЛАСС


Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи

Цель: обобщение и систематизация знания об имени прилагательном как о части речи.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

- закрепить знания об имени прилагательном как части речи;

- закрепить умение определять число и род имен прилагательных;

- совершенствовать умение писать родовые окончания имен

прилагательных.

2. Развивающие:

- развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и

письменной речи;

- создавать речевые высказывания на заданную тему;

- развивать интерес к родному языку, обогащать словарный запас

учащихся.

3. Воспитывающие:

- воспитывать чувство прекрасного;

- воспитывать чувство необходимости охраны растительного мира

нашей Родины;

- воспитывать чувство товарищества и сопереживания.


Оборудование: таблица на доске, тексты для 1и 2 группы, аудиозапись П.И. Чайковского «Подснежник», карточки с названием первоцветов, табличка со словом «талый», таблица и слова-помощники на доске.


ХОД УРОКА


  1. Организационный момент:

А сейчас проверь, дружок.

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку «пять»!


- Ребята, у нас с вами сегодня необычный урок русского языка. Я разделила вас на 2группы, поэтому работать вы должны дружно и слаженно. Попрошу вас быть внимательными и сообразительными.


2. Вводная беседа


(Звучит музыка П.И. Чайковского «Подснежник»).

-Ребята, посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день. Какой он?

(Дети: Солнечный, радостный, светлый, весенний, счастливый)


3. Сообщение темы урока:


- Какая часть речи помогла описать этот день?

(Дети: Имя прилагательное)

- Итак, кто догадался, о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке?


4. Чистописание:

-Откройте тетради, положите их правильно. Подготовим руку к письму -

Упражнение «Колечки».

-Запишите число, классная работа. А теперь посмотрите на образец

чистописания:



(Дети пишут под музыку П.И. Чайковского)


5. Работа по теме урока:

1) Упражнения в употреблении имен прилагательных в речи:


- А какое время года уже наступило? Правильно, это весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну утром года. Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями – цветами. Угадайте, что это за цветы?



По тонкой нитке ручейка

Сбежал с пригорка снег,

И на пригорке вдруг цветок

Раскрылся раньше всех. (первоцветы)


- А почему их так называют?

(Дети: Они появляются ранней весной, сразу после таяния снега).


- А сейчас я предлагаю вам посмотреть картинки с цветами, вы должны вспомнить , какие из них первоцветы.


- Кто назовет первоцветы? Давайте будем не только называть, но и записывать их названия.


Верба

Мать – и- мачеха

Подснежник (картинки вывешиваютя на доку)


- Ребята 1 группы допишите к ним подходящие по смыслу имена прилагательные (по 2 -3 прилагательных). А ребята из второ группы могут воспользоваться словами-помощниками на доске (пушистая, жёлтая, солнечная, маленькая, нежный, голубой).

- Проверяем, что у вас получилось.

- Поставьте вопрос. Что обозначают имена прилагательные?

- Сегодня на уроке мы должны заполнить таблицу об имени прилагательном. Чтобы это сделать, мы должны вспомнить все, что мы о нем знаем. (таблица на доске) (заполнение таблицы – что обозначает, на какие вопросы отвечает).


- С какой частью речи связано имя прилагательное? (продолжаем

заполнять таблицу – связь с именем существительным)


- Ребята, а вы знаете, что многие первоцветы стали сегодня редкими и они занесены в Красную книгу. Ведь недаром говорится: «Поймали мы бабочку – она погибла, сорвали мы цветок – он увял, и тогда становится понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!»



2) Работа с текстом:

а) наблюдение над ролью прилагательных в тексте:

- Ребята, сейчас вы будете работать с текстом. 1 группе нужно списать текст и вставить в него пропущенные имена прилагательные, используя слова для справок. Имена прилагательные подчеркните.


Пробудились …. цветочки. Днем на … проталинке появились … головки мать-и-мачехи. Умылись …. водой и засияли улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела … медуница. Тянутся к …. солнцу стебельки с … цветами.


Слова для справок: душистая, лесной, весенние, талой, весеннему, нежными желтые.


- А ребятам 2 группы нужно тоже списать текст и найти в нем имена прилагательные.



Пробудились весенние цветочки. Днем на лесной проталинке появились желтые головки мать-и-мачехи. Умылись талой водой и засияли улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела душистая медуница. Тянутся к весеннему солнцу стебельки с нежными цветами.


- А теперь давайте проверим ваши тексты.

- Прочитайте текст без имен прилагательных. Какой текст вам нравится

больше?

– Какую роль играют имена прилагательные?


(Д: Они сделали наш текст красочным, выразительным и точным).


- Какое слово в тексте вам показалось непонятным? (талый – растаявший,

оттаявший под действием тепла).


Физкультминутка

(Звучит пьеса П.И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года». Слова физкультминутки проговариваются хором):


Весной бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – качнулась и присела

И к цветочкам полетела.


б) Изменение имен прилагательных по числам и родам:

- В первом, и в четвертом предложении определите число и род имен

прилагательных.

- Как вы это сделали?


- Что мы можем определить у имени прилагательного? (таблица –

изменение по числам и родам)


3) Упражнения в написании родовых окончаний прилагательных:


- Давайте вспомним, когда имена прилагательные изменяются по родам?

Какие они имеют окончания?


- Посмотрите на доску, перед вами несколько словосочетаний. Вам надо списать эти словосочетания, дописав окончания прилагательных, окончания выделить:


Ярк.. солнце, тёпл… лучи, нежн… цветок, ранн… весна, весёл… капель, звонк…ручеёк, молод… травка, криклив… птицы.


-Давайте проверим

- У каких прилагательных вы не смогли определить род?

- Почему?

Резерв: составить и записать предложение с любым словосочетанием или тестовое задание на повторение синонимов.


6. Итог урока:

- Давайте теперь еще раз посмотрим на нашу таблицу. Что же мы знаем об

имени прилагательном?


- А кто заметил, о какой части таблицы мы не говорили? Правильно, а здесь мы должны записать о том, какую роль выполняют имена прилагательные?

(Д: украшают нашу речь, помогают сделать её более точной и выразительной, помогают описывать предметы)



- А ещё имена прилагательные помогают передать чувства и настроение.

- Наш урок подходит к концу, опишите с помощью прилагательных, какой был сегодня у нас урок, какое у вас настроение?


7. Дом. задание:

- 1 гр. – придумать и написать текст-описание о весне или о природе.

2 гр. – упр. 517

- Наш урок окончен. Ребята, я желаю вам, используя в речи убедительные и яркие имена прилагательные, всегда уметь доказать любому человеку, что нельзя уничтожать природу.











Пробудились …. цветочки. Днем на … проталинке появились … головки мать-и-мачехи. Умылись …. водой и засияли улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела … медуница. Тянутся к …. солнцу стебельки с … цветами.


Слова для справок: душистая, лесной, весенние, талой, весеннему, нежными желтые.


Пробудились …. цветочки. Днем на … проталинке появились … головки мать-и-мачехи. Умылись …. водой и засияли улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела … медуница. Тянутся к …. солнцу стебельки с … цветами.


Слова для справок: душистая, лесной, весенние, талой, весеннему, нежными желтые.


Пробудились …. цветочки. Днем на … проталинке появились … головки мать-и-мачехи. Умылись …. водой и засияли улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела … медуница. Тянутся к …. солнцу стебельки с … цветами.


Слова для справок: душистая, лесной, весенние, талой, весеннему, нежными желтые.


Пробудились весенние цветочки. Днем на лесной проталинке появились желтые головки мать-и-мачехи. Умылись талой водой и засияли улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела душистая медуница. Тянутся к весеннему солнцу стебельки с нежными цветами.


Пробудились весенние цветочки. Днем на лесной проталинке появились желтые головки мать-и-мачехи. Умылись талой водой и засияли улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела душистая медуница. Тянутся к весеннему солнцу стебельки с нежными цветами.


Пробудились весенние цветочки. Днем на лесной проталинке появились желтые головки мать-и-мачехи. Умылись талой водой и засияли улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела душистая медуница. Тянутся к весеннему солнцу стебельки с нежными цветами.


Талый– растаявший, оттаявший под действием тепла


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!