СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение потеме "Состав слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение по теме состав слова

Просмотр содержимого документа
«Обобщение потеме "Состав слова"»

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для вас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сядьте, спинки прямо

Вижу, класс наш - хоть куда,

Мы начнём урок тогда.

- Урок русского языка.

Чистописание:

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Рр

рука, ручонка, ручной

-Что вы можете сказать о записанных словах в первой строке?

(Эти слова родственные)

-Вспомните, какие слова мы называем родственными?

(Слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением)

-Как называется общая часть родственных слов? (корень) Выделим корень в наших словах.

Умелые руки не знают скуки. (пословица)

- Как вы понимаете данную пословицу?

- Найти граммат основу и надписать части речи, дайте характеристику предложению. (оценка)

2. Самоопределение к учебной деятельности.

лаксс, отльпа, свёо, датлсо, зёбера, ркомовь.

Повторение словарных слов.

- Догадайтесь, какие это слова и впишите их в клеточки по порядку. Если все будет записано правильно, вы увидите “спрятавшееся” слово, которое подскажет тему урока.(слайд 1)

- В какую группу можно объединить эти слова? (Словарные слова)

- Почему? (Нельзя проверить написание какой-либо буквы)

- Найдите, спрятавшееся слово. (Состав)

- Что можете сказать о слове “состав”? О его значении? (6 букв, 6 звуков, 2 слога, имеет несколько значений)

- Какие значения имеет слово “состав”? (Состав вещества, офицерский состав, состав поезда)(слайд 2)

- Что же обозначает это слово? (Соединение всех частей в целое)

- Как вы думаете, какой состав будет интересовать нас? (Состав слова)

- Сформулируйте тему урока: Состав слова.



3. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.

Сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний в страну

Морфемика.

Морфемика- это наука, изучающая состав слова

Эта страна интересна тем, что состоит из островов. Мы сегодня

посетим эти острова и пообщаемся с их жителями.

Вы готовы к этому?

На чем мы отправимся по океану?


2. В стране Морфемике живут части слова.

Догадайтесь, какой первый островок?



С чего начнем, друзья, урок?

Нас приглашает окончание.

И у него для нас задание.

А что такое окончание?

(Ответы детей)


- А ну-ка, ребята, внимание! В каждом ли слове есть окончание?

(Рассказ детей о нулевом окончании.)

- Ребята, а с помощью окончания можно образовать однокорен. слова? (нет, окончание меняет формы слова)

- Когда вы будете постарше, окончание расскажет вам все свои секреты. У него еще много тайн.

- Какую роль окончание выполняет в нашей речи?

- Жители острова «Окончание» задали вам задачу.

В, гости, хорошо, а, дом, лучше.

- Прочитайте. Получилась ли у вас пословица

- Что нужно сделать, чтобы связать слова в предложении?

( Ответы детей и составление пословицы)

Выделите те части слова, которые помогли связать слова.

Молодцы, ребята! Справились с первой задачей.

Запишите в тетрадь эту пословицу.

Выделите те части слова, которые помогли связать слова по смыслу.

( Работа в тетради)

А как вы понимаете эту пословицу?

( Ответы детей)

- Мы с вами тоже вернемся домой, когда закончим наше путешествие.(оценка)

3. Закройте глаза. Представьте, что мы опять на нашем корабле, который плывет к следующему острову.

Жило-было слово ХОД

В слове выХОД, в слове вХОД,

В слове ХОДики стучало.

И в поХОДе вдаль шагало

- Кто догадался, к какому острову мы приближаемся?

- Что такое корень слова?

(Ответы детей)

- А вот и новая задачка от местных жителей. От данных слов образуйте однокоренные слова.

1 ряд: Сад – (садик, садовый, садовник.)

2 ряд: Боль- (больной, заболеть, переболеть.)

3 ряд: Соль –( соленый, посолить, пересолить.)

Что такое однокоренные слова?

Запишите эти слова и выделите корень.

( Работа в тетради) (оценка)


4. А теперь глаза закрыли!

С вами дальше мы поплыли.

Прислушайтесь, что с палубы кричит матрос?


«Приплыли? Причаливаем! Выходите!»

- Как вы думаете, на каком острове мы оказались?

( Ответы детей)

Почему так решили?

Что такое приставка?

А вот и следующее задание от островитян.

Образуйте новые слова с приставками.









Какие слова получились?

Запишите их в тетрадь и выделите приставку.

( Работа в тетради парами)

Молодцы, и с этим заданием вы справились! (оценка)


5. Продолжается наше путешествие.

Закрыли глаза.

Мы приближаемся к следующему острову.


Водичка тепленькая

Погодка чудесненькая.

А не сбились мы в пути?

Что за остров впереди?


Почему вы так решили?

А что такое суффикс?

(Ответы детей)

Давайте поиграем!

Назовите детенышей: утки, льва, гуся, слона, кошки.

( утенок, львенок, гусенок, слоненок, котенок.)

При помощи какой части слова образовались эти слова?

Какой оттенок дал слову суффикс? (Уменьшительно-ласкательный)

(Ответы детей)

Запишите в тетрадь слова, записанные на доске, и выделите суффикс.

( Работа в тетради) (оценка)

ФИЗМИНУТКА

- Мы с вами повторили все части, из которых состоят слова.

Продолжим работу

4. Разбор слова по составу

Каждая группа получает свое слово, думает, на листочке определяет и записывает свой порядок разбора слова по составу.

Проверка задания (слайд 4) (оценка)


Работа со строением слова

Выберите из слов каждого столбика ту его часть, которая указана в таблице и образуйте новые слова(работа в группах).

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Новое слово

полет

краски

дочка

лапа




Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Новое слово

побег

ходить

травка

река






Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Новое слово

пролежал

бежать

трубка

зима




Ключ к заданию: (слайд 5)

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Новое слово

полёт

краски

доска

лапа

покраска

побег

ходить

травка

река

походка

пролежал

бежать

трубка

зима

пробежка



Проверка задания

- Молодцы! (оценка)

Исследовательский проект

Любознательный человек, увидев всякую вещь, обычно интересуется, для чего она служит и как устроена. Всё на свете состоит из чего-то. Лес - из деревьев, облака - из множества водяных капель, вещества состоят из атомов, атомы из более мелких частиц. Есть даже шуточная песенка, в которой рассказывается, из чего сделаны мальчишки и девчонки.

А слова сделаны из своего строительного материала.

Работая над заданиями, вы проведете самопроверку по теме «Состав слова», докажете, какая из частей слова самая важная и значимая.

У каждой группы конверт, в котором лежит задание и записана тема.



Какая же часть слова является самой значимой? Или они все одинаково значимы в слове? (оценка)

7. Рефлексия

Игра «Закончи фразу»

1.Часть слова, которая изменяется, называется …(окончанием).

2.Окончание, не выраженное звуками, называется…(нулевое окончание).

3.Часть слова без окончания, это …(основа).

4.Часть слова, стоящая за корнем и служащая для образования новых слов, называется …(суффиксом).

5.Часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов, это …(приставка).

6. Общая часть родственных слов называется…(корнем)

8. Итог урока.

- Что повторили на уроке?

- Какие части слова вспомнили?

- Что полезного для себя узнали на уроке?

- Покажите значок-сигнал, соответствующий вашему настроению (радостное, грустное),





Рефлексия

Игра «Закончи фразу»

1.Часть слова, которая изменяется, называется …(окончанием).

2.Окончание, не выраженное звуками, называется…(нулевое окончание).

3.Часть слова без окончания, это …(основа).

4.Часть слова, стоящая за корнем и служащая для образования новых слов, называется …(суффиксом).

5.Часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов, это …(приставка).

6. Общая часть родственных слов называется…(корнем)

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Новое слово

полет

краски

дочка

лапа




Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Новое слово

побег

ходить

травка

река




Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Новое слово

пролежал

бежать

трубка

зима





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!