СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение по теме «Лексика».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: практикум с элементами ролевой игры с использованием сингапурских структур обучения.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение по теме «Лексика».»

Урок русского языка в 6 классе.

Тема: Обобщение по теме «Лексика».


Тип урока: практикум с элементами ролевой игры с использованием сингапурских структур обучения.


Цели урока:1. Систематизировать, углубить знания учащихся по теме «Лексика».


  1. Способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.


  1. Побуждать учеников к самоконтролю, взаимоконтролю, самоанализу своей учебной деятельности.


Задачи:

  1. Образовательные:


а) закрепление понятия о лексикологии как разделе науки о языке; б) формирование умений определять лексическое значение слов и фразеологизмов; употреблять слова и фразеологизмы в речи в соответствии с их лексическим значением и стилистическими свойствами;


  1. Развивающие:


а) обогащать словарный запас учащихся; б) развивать умение работать со словарем;


в) применять изученный материал в нестандартной ситуации;

  1. Воспитательные:


а) воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности; б) обучение культуре диалогового общения, работе в группах;


Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.


Уважаемые коллеги! Сегодня наша редакция собралась, чтобы подготовить материалы для школьного лингвистического журнала "Лексика". Задача нашего редакторского коллектива - собрать материал не только нужный и полезный, но и интересный, развивающий творческие способности ученической читательской аудитории. Это поможет нам в конце заседания создать научную статью для журнала. Для этого необходимо понимать, что изучает раздел науки о языке, который называется лексикологией, а также показать свою компетентность.


Определим содержание сегодняшней работы. Подойдет ли такой план подготовительной работы (смотрим на доску)?


  1. Словарь.

  1. "Все работы хороши".

  1. "Почему мы так говорим?"

IV. "В каждой строчке…" (текст).

V.Создание статьи.

2. Словарная работа.

У: Составим перечень слов, которые могут пригодиться при работе над журналом. (дети работают в тетрадях, взаимопроверка, учитель открывает доску с написанными словами).


Кафтан, иллюстрация, брошюра, тубус, акварель, ровесник, благословить, объяснение, преподавать, маринист, инъекция, менеджер, сверстник.


У: Проверим записи. Обменяйтесь тетрадями. Карандашом исправьте ошибки соседа. У кого не было ни одной ошибки? Одна? Молодцы.

У: Какие лексические группы слов здесь представлены? Назовите общеупотребительные слова, архаизмы, заимствованные и исконно русские слова, профессионализмы, синонимы.


У: Лексическое значение какого слова не понятно? Воспользуйтесь толковым словарем учебника и скажите, что вы узнали о слове из словарной статьи.

У: Самостоятельно дайте толкование слов (письменно):


Маринист - художник, рисующий морские виды.


Акварель - краски, разводимые водой.


Девушка подала ему руку. Пальцы были испачканы зелёной акварелью. (У доски синтаксический разбор)


У: Уважаемые коллеги! На основе проделанной работы сделайте вывод: что изучает лексикология? Релли Робин


3. Рубрика "Все работы хороши."

а) Отгадайте, о человеке какой профессии идет речь:


  1. Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов - это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.


  1. Лешему Римский - Корсаков придумал две темы. Одну поручил он струнным инструментам. Вторую играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит тема Деда Мороза.


Как вы это определили? Слова, какой группы вам в этом помогли? б) А теперь очень серьезная работа для серьезных людей.

Речь снова пойдет о профессионализмах. Релли Коуч


Выбрать термины, которыми пользуются люди той или иной профессии.


Моряки

Пожарные

Лингвисты

Милиционер

Летчики

Строитель





































Слова для справок: якорь, фюзеляж, рукав, лексика, жезл, пила,


багор, штраф, пропеллер, арматура, штурвал, абзац

каска, пистолет, крыло, омонимы, корма, бетон

рубанок, удостоверение, парус, планшет, огнетушитель, текст,

Кобура , лестница, точка, кран, ватерлиния, парашют.

Ол Райт Раунд Робин (по кругу, все записывают)

Микс Пэа Шэа. Встаньте в пары. Слушаем

в)Устная лексическая разминка


Вы знаете, что мы ведем активную переписку с читателями. Один из них рассказал в письме весьма занятную историю. Послушайте ее, а потом посоветуемся, прав ли оказался герой.


Тетя Поля - хирург, а моя мама - заведующая заводской амбулаторией. Стоит им встретиться - и между ними начинается разговор, в котором обычные слова заменяются медицинскими. Не успел войти, как тетя Поля меня спрашивает:


-Ну, Алик, как твой кариес?

Я только плечами пожал:

-Никакого кариеса у меня нет.


-Как, а твой зуб? Тебе уже наложили пломбу?


Тут только я понял, в чем дело: неделю назад у меня заболел зуб и мне его лечили в поликлинике.


Но, по - моему, гораздо проще вместо слов кариес и наложите пломбу спросить: "Ты вылечил зуб?" Но я не стал спорить! Их не переубедишь.

Релли Робин. Уважаемые коллеги, что мы ответим нашему читателю? Прав ли он, что вообще не надо употреблять профессиональные слова?


Насколько оправдано ли употребление профессиональных слов в повседневной речи?


г) И еще одно письмо от читателей. По лексическому значению они просят назвать слово. Давайте поможем.

  1. Дословная выдержка из какого - либо текста.

  2. Красная строка.

  3. Картины природы.

  4. Все слова языка.

  5. Слова с противоположным значением.


  1. Рубрика "Почему мы так говорим?"

Работа отделов редакции. Раунд Тэйбл (по очереди выполняют по кругу на одном листе.

1. Корректоры

а) "Четвёртый лишний".


Наборщики ошиблись, и в каждом ряду одно слово оказалось лишним. Задание : Найти в каждой строчке лишнее слово. Почему вы так решили?


ботинки, ботфорты, сапоги, тапочки


горелки, прятки, лото, шахматы

дворник, мэр, мать, дочь


пальто, кафтан, шуба, куртка

Назовите лишние слова и дайте им толкование.


Ботфорты (устар.) - высокие кавалерийские сапоги.


Шахматы - игра на доске.

Мэр - глава муниципалитета.

Кафтан - русская мужская долгополая верхняя одежда.


  1. Отдел Исторический. Работа по 2 слова в парах


Подберите современные синонимы к архаизмам:

1.рамена -

2. десница –

3.выя –

4. длань-

5. ланиты -

6. Око –

7. чело-

8. лепота-

Во время проверки - вопрос к остальным: как устаревшие слова могут пригодиться в современном русском языке?


  1. Редакторы.

Найдите заимствованные слова и замените их русскими синонимами (результат записать на доске и в тетради):


  1. У нас в городе открыли новый колледж.

  2. Я участвую в школьной олимпиаде.

  3. В работе были найдены дефекты.

4)Для театра приобрели новые декорации


Во время проверки - вопрос ко всем: нужны ли заимствованные слова в русском языке?


  1. Стилисты

Подберите синонимы и антонимы к слову свежий в следующих словосочетаниях(результат записать на доске и в тетради):

Свежий хлеб

свежее лицо

свежий ветер

свежая газета

свежее полотенце

свежее утро

Во время проверки - вопрос ко всем: Что дают русскому языку синонимы и антонимы?


Выводы.

Какими языковыми пластами мы сегодня пользовались?

Почему каждый лексический пласт языка важен?

Что это дает художественной литературе?


Что это даст нашему лингвистическому журналу?

5. Рубрика "В каждой строчке…" Финк – Райт- Раунд Робин (подумай-запиши-обсуди в команде).

Перед вами наброски научной статьи в лингвистический журнал. На месте пропусков нужно вставить термины.


Раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка, называется _____________________________. Все слова языка образуют его словарный состав, или ______________________. То, что обозначает слово, есть его ________________________________________________.


  • русском языке много слов. Те, которые известны всему народу, являются

_____________________________________________________.


Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии, называются ____________________________. Они помогают точнее назвать предметы и понятия, точнее описать людей, их занятия.


  • русском языке существуют и ____________________________________-


слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Таких слов много в "Толковом словаре живого великорусского языка" Владимира Ивановича Даля.


Слова могут не только называть предметы, признаки, действия, количество, но и выражать отношение к ним. Такие слова называются


_________________________________________________________________.


Они часто используются в художественной речи.


Лексика русского языка с течением времени меняется. Одни слова выходят из общего употребления, другие, наоборот, появляются в нем. Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, называются


____________________________________. По происхождению слова могут быть ____________________________________________________________и


________________________________________________________________. И


те, и другие помогают пополнять словарный запас языка, расширять его.


Русский язык велик и разнообразен. Он настолько богат различными средствами языка, что у каждого есть возможность как можно точнее, ярче и образнее выражать свои мысли.


Слова для справок: лексикология, лексика, лексическое значение, общеупотребительные слова , профессионализмы, диалектизмы, эмоционально окрашенные слова, устаревшие, исконно русские слова и заимствованные слова.


Проверка. 1 чел. читает получившийся текст. Оценивание

  1. Домашнее задание. Составить небольшой лексически насыщенный текст на любую тему.


  1. Рефлексия.


Спасибо за урок!!!!


Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы. Молодцы!


Какое настроение вы испытывали на уроке? Оценка урока.

Выбрать термины, которыми пользуются люди той или иной профессии.

Моряки

Пожарные

Лингвисты

Милиционер

Летчики

Строитель






































1. Корректоры


Задание : Найти в каждой строчке лишнее слово. Почему вы так решили?

ботинки, ботфорты, сапоги, тапочки


горелки, прятки, лото, шахматы

дворник, мэр, мать, дочь


пальто, кафтан, шуба, куртка


2.Отдел Исторический. Работа по 2 слова в парах

Подберите современные синонимы к архаизмам:

1.рамена -

2. десница –

3.выя –

4. длань-

5. ланиты -

6. Око –

7. чело-

8. лепота-


3. Редакторы.

Найдите заимствованные слова и замените их русскими синонимами :

1) У нас в городе открыли новый колледж.

2) Я участвую в школьной олимпиаде.

3) В работе были найдены дефекты.

4)Для театра приобрели новые декорации


4.Стилисты

Подберите синонимы и антонимы к слову свежий в следующих словосочетаниях:

Свежий хлеб

свежее лицо

свежий ветер

свежая газета

свежее полотенце

свежее утро

5. Рубрика "В каждой строчке…"


Перед вами наброски научной статьи в лингвистический журнал. На месте пропусков нужно вставить термины. (Работа идет в двух группах).


Раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка, называется _____________________________. Все слова языка образуют его словарный состав, или ______________________. То, что обозначает слово, есть его ________________________________________________.


  • русском языке много слов. Те, которые известны всему народу, являются

_____________________________________________________.


Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии, называются ____________________________. Они помогают точнее назвать предметы и понятия, точнее описать людей, их занятия.


  • русском языке существуют и ____________________________________-


слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Таких слов много в "Толковом словаре живого великорусского языка" Владимира Ивановича Даля.


Слова могут не только называть предметы, признаки, действия, количество, но и выражать отношение к ним. Такие слова называются


_________________________________________________________________.


Они часто используются в художественной речи.


Лексика русского языка с течением времени меняется. Одни слова выходят из общего употребления, другие, наоборот, появляются в нем. Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, называются


____________________________________. По происхождению слова могут быть ____________________________________________________________и


________________________________________________________________. И


те, и другие помогают пополнять словарный запас языка, расширять его.


Русский язык велик и разнообразен. Он настолько богат различными средствами языка, что у каждого есть возможность как можно точнее, ярче и образнее выражать свои мысли.



Слова для справок: лексикология, лексика, лексическое значение, общеупотребительные слова , профессионализмы, диалектизмы, эмоционально окрашенные слова, устаревшие, исконно русские слова и заимствованные слова.


Выбрать термины, которыми пользуются люди той или иной профессии.

Моряки

Пожарные

Лингвисты

Милиционер

Летчики

Строитель







































Выбрать термины, которыми пользуются люди той или иной профессии.

Моряки

Пожарные

Лингвисты

Милиционер

Летчики

Строитель








































Выбрать термины, которыми пользуются люди той или иной профессии.

Моряки

Пожарные

Лингвисты

Милиционер

Летчики

Строитель







































Выбрать термины, которыми пользуются люди той или иной профессии.

Моряки

Пожарные

Лингвисты

Милиционер

Летчики

Строитель





































1. Корректоры


Задание : Найти в каждой строчке лишнее слово. Почему вы так решили?


ботинки, ботфорты, сапоги, тапочки


горелки, прятки, лото, шахматы

дворник, мэр, мать, дочь


пальто, кафтан, шуба, куртка



2.Отдел Исторический. Работа по 2 слова в парах

Подберите современные синонимы к архаизмам:


1.рамена -

2. десница –

3.выя –

4. длань-

5. ланиты -

6. Око –

7. чело-

8. лепота-



3. Редакторы.

Найдите заимствованные слова и замените их русскими синонимами :


1) У нас в городе открыли новый колледж.

2) Я участвую в школьной олимпиаде.

3) В работе были найдены дефекты.

4)Для театра приобрели новые декорации




4.Стилисты

Подберите синонимы и антонимы к слову свежий в следующих словосочетаниях:


Свежий хлеб

свежее лицо

свежий ветер

свежая газета

свежее полотенце

свежее утро



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!