СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение по теме "Эндокринная система человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учителю проверить знания учащихся при обобщении знаний по теме "Эндокринная система человека" 

Просмотр содержимого документа
«Обобщение по теме "Эндокринная система человека"»

Тема: Обобщение «Эндокринная система»

1. Дополнить фразы, вставляя (записывая) пропущенные слова

  1. Биологически активные вещества, выделяемые в кровь железами внутренней секреции – ... ……

  2. Гипофиз, щитовидная железа, надпочечники – это железы ………. секреции.

  3. Гормоны, регулирующие развитие вторичных половых признаков у мужчин и женщин, – .........

  4. Гормон, усиливающий работу сердца; его выработка увеличивается при эмоциональном напряжении – …...

  5. В регуляции обмена сахара в организме принимает участие гормон …

  6. Железа внутренней секреции, расположенная в основании мозга и управляющая деятельностью других желез, – ...

  7. Уменьшение выработки инсулина вызывает развитие тяжелого заболевания – .........

  8. Усиление функции щитовидной железы приводит к ………

  9. Для синтеза гормонов щитовидной железы необходим ……….

  10. Избыточное выделение этого гормона в кровь человека (в период роста) вызывает усиленный рост, что называется…

  11. Органы, на которые действуют гормоны - это …….

  12. Железы смешанной секреции, гормоны которых оказывают мощное влияние на формирование тела, обмен веществ и поведение …….

  13. Йодсодержащий гормон, влияющий на интенсивность обмена вещест, оказывающий стимулирующее влияние на ЦНС ……

  14. Гормон, образуемый в мозговом веществе надпочечников, способствующий мобилизации ресурсов организма при различных воздействиях ………

  15. Система специализированных, обильно снабжаемых кровью органов, вырабатывающих и выделяющих непосредственно в кровь БАВ ……….


2. «Заполни кластер»: Между объектами имеется определенная связь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

Железа

Гормон

Болезнь

1)________________

Гомон роста

2)____________

Лилипут

Акромегалия

Поджелудочная железа

3)______________

Сахарный диабет

Щитовидная железа

Тироксин

Базедова болезнь

4) _____________

Слизистый отек

5) _______________

Адреналин

Норадреналин

Аддисонова болезнь


3. Решить кроссворд

1

г












2












3












4












5












  1. Вещества, продуцируемые железами внутренней секреции.

  2. Железа, влияющая на работу остальных желёз внутренней секреции.

  3. Участок нервной системы, регулирующей деятельность эндокринных желёз.

4. Регуляция деятельности систем органов организма посредством эндокринной и сосудистой систем.

5. Избыточная функция эндокринных желёз.

4.Внимательно прочитать текст. Найти ошибки, выписать их, указав (исправленный) правильный ответ.

Сахарный диабет – группа заболеваний нервной системы, развивающихся из-за недостатка или отсутствия в организме адреналина (гормон), в результате чего значительно увеличивается уровень глюкозы (сахара) в крови (гипергликемия).


Сахарный диабет является в основном хроническим заболеванием. Он характеризуется нарушением обмена веществ – жировой, углеводный, белковый, водно-солевой и минеральный. При сахарном диабете не нарушаются функции поджелудочной железы, которая собственно и вырабатывает инсулин.

Инсулин – белковый гормон, вырабатываемый щитовидной железой, основной функцией которого является участие в процессах обмена веществ — переработке и преобразования сахара в глюкозу, а дальнейшей транспортировке глюкозы в клетки. Кроме того, инсулин регулирует уровень сахара в костях.

При сахарном диабете клетки недополучают необходимого питания. Происходят нарушения в защитных функциях тканей, поражаются кожа, зубы, почки, нервная система, снижается уровень зрения, развивается атеросклероз, гипертоническая болезнь.


5. Решить биолого – медицинскую задачу, поставив диагноз больному.

  1. Возраст пациента 32 года.

Жалобы : непропорциональное увеличение носа, языка, кистей и стоп, ушей, подбородка.

Дополнительное обследование: нарушение выработки гормона роста гипофизом.

Диагноз: ………………………………

  1. Жалобы: Слабость, отечность, частые проявления кожных аллергических реакций, часто болеет простудными заболеваниями. У пациента чувствуется запах ацетона изо рта. Пациент постоянно испытывает чувство жажды.

Лабораторное обследование: повышение содержание сахара в крови

Диагноз: ……………………..

  1. Жалобы: повышенная возбудимость, излишняя худоба (пациент на диете не находится), температура тела повышенная (37,1*С), наблюдается повышенное сердцебиение, сухость кожи, диарея.

Дополнительное УЗИ - обследование: наблюдается разрастание тканей щитовидной железы, что привело к повышению её функции.

Диагноз: …………………………..

  1. Жалобы: слабость, сонливость,. У пациента систематически возникают отеки ног, кожа сухая, желтоватая. Сердечная деятельность слабая, обменные процессы замедленные.

Дополнительное обследование: недостаточное функционирование щитовидной железы.

Диагноз: ………………..

6. Выполните тест.

1.Слюнные железы относят к железам:

А) внешней секреции; Б) внутренней секреции; В) смешанной секреции; Г) пищеварительной системе.

2. укажите гормоны, обладающие противоположным действием и обеспечивающие постоянный уровень содержания глюкозы в крови:

А) адреналин; Б) инсулин; В) гормон роста ; Г) тироксин

3. Какую железу внутренней секреции образно можно назвать «дирежером оркестра» эндокринных желез:

А) щитовидная ; Б) гипофиз; В) надпочечники; Г) поджелудочная.

4. Какой химический элемент является действующим началом в тироксине – гормоне щитовидной железы:

А) бром; Б) калий; В) йод; Г) железо.

5. Свойство не присущее гормонам:

А) действуют только на живые клетки;

Б) орган, на который они действуют, может быть расположен далеко от желез;

В) строгая специфичность действия;

Г) оказывают действие только в очень высоких концентрациях.

6. Фактор, не оказывающий заметного влияния на активность эндокринных желез:

А) водно – солевой состав крови;

Б) относительная влажность воздуха;

В) механическое и химическое воздействие на железы;

Г) беременность.






СТРАНИЦА УЧИТЕЛЯ Тема: Обобщение «Эндокринная система»

1.

  1. Гормоны 8. базедовой болезни

  2. Внутренней 9. йод

  3. Половые 10. гигантизмом

  4. Адреналин 11. органы – мишени

  5. Инсулин 12. яичники

  6. Гипофиз 13. тироксин

  7. сахарного диабета 14. Адреналин 15. эндокринная система

№2. Гипофиз, гигантизм, инсулин, кретинизм, надпочечники

Железа

Гормон

Болезнь

Гипофиз

Гомон роста

Гигант, Лилипут , Акромегалия

Поджелудочная железа

Инсулин

Сахарный диабет

Щитовидная железа

Тироксин

Базедова болезнь , Кретинизм ,Слизистый отек

Надпочечники

Адреналин , Норадреналин

Аддисонова болезнь



№3.

№4. «Найди ошибки в тексте». Парная работа

Сахарный диабет – группа заболеваний нервной (эндокринной) системы, развивающихся из-за недостатка или отсутствия в организме адреналина (инсулина) (гормон), в результате чего значительно увеличивается уровень глюкозы (сахара) в крови (гипергликемия).

Сахарный диабет является в основном хроническим заболеванием. Он характеризуется нарушением обмена веществ – жировой, углеводный, белковый, водно-солевой и минеральный. При сахарном диабете не нарушаются функции поджелудочной железы, которая собственно и вырабатывает инсулин.

Инсулин – белковый гормон, вырабатываемый щитовидной (поджелудочной) железой, основной функцией которого является участие в процессах обмена веществ — переработке и преобразования сахара в глюкозу, а дальнейшей транспортировке глюкозы в клетки. Кроме того, инсулин регулирует уровень сахара в костях (крови).

При сахарном диабете клетки недополучают необходимого питания. Происходят нарушения в защитных функциях тканей, поражаются кожа, зубы, почки, нервная система, снижается уровень зрения, развивается атеросклероз, гипертоническая болезнь.



№5.

  1. акромегалия.

  2. Сахарный диабет

  3. Базедова болезнь

  4. Микседема

№6.

1

2

3

4

5

6

АГ

АБ

Б

В

Г

Б






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!