Блок целеполаганая |
Тема урока | Обобщение по теме «Африка» |
Цель урока | систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Африка». |
Планируемый результат: заполнение маршрутного листа с заданиями, выделение показателей характеристики природы, климата материка. |
Предметные: Объяснять особенности природы и географических объектов на материке. Определять, специфику природы и населения материка. Называть и показывать на карте географические объекты. | Коммуникативные: работать в парее; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми Регулятивные: работать по плану; владеть навыками самоконтроля; осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: структурировать учебный материал; работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую; устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. Личностные Формирование и развитие познавательного интереса к изучению географии; умение самостоятельно отбирать знания, необходимые для решения поставленных задач; развитие коммуникативной компетентности в процессе учебной и исследовательской деятельности. |
ІІ. Блок инструментальный. | |
Задачи урока: | Образовательные: -обобщить и систематизировать знания учащихся о географическом положении, природных зонах, рельефе, внутренних водах, населении, представителях флоры и фауны материка Африка; -закрепить навыки работы с картой; -развить умение работать с различными источниками географической информации, умение анализировать, делать выводы. Развивающие: развивать географическое мышление, устную монологическую и диалоговую речь, географическую зоркость, умение систематизировать изученный материал; развивать познавательный интерес к предмету. Воспитательные: развивать чувство товарищества, умения работать в коллективе. |
Тип урока: | урок обобщающего повторения; |
III. Учебно-методический комплекс |
Источники информации | атлас 7 класс |
Оборудование | компьютер, экран, мультимедийный проектор, физическая и политическая карты Африки |
Дидактическое сопровождение | маршрутный лист, картинки растений и животных, видео фильм, презентация. |
Технологии | технология учебно – игровой деятельности, технология системно – деятельностного подхода. |
№п/п | | Содержание этапов | | |
| Этапы | деятельность учителя | деятельность учащихся | Основная форма работы | УУД |
1. | Организационный этап (1мин.) | Создает эмоциональный настрой на урок. Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом. Проверяет готовность обучающихся к уроку. | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. | фронтальная | Регулятивные: -формирование умения организовать свою деятельность. |
2. | Мотивационно - целевой (3 мин.) | Вы сегодня видите необычное оформление класса, как вы думаете, какому празднику посвящены эти атрибуты? Скоро, скоро Новый год! Он торопится, идет! Постучится в двери к нам: - Люди, здравствуйте, я к вам! Праздник мы встречаем, С Африкой играем. Там, где лето круглый год, Тоже есть свой Новый год! О каком континенте идет речь в стихотворении? Наш урок посвящен африканскому континенту, природу которого мы с вами изучали на последних уроках уходящего года. А кто является главным героем праздника Нового года? - Дед мороз был приглашен в Африку на африканский новый год, но прежде чем прилететь в Африку он обратился в турстическое агенство с просьбой познакомиться поближе с Африкой. Для этого ему порекомендовали обратиться к ученикам 7 класса, т.к. они изучают страны и континенты. Сможем мы помочь Деду Морозу? - Я приглашаю вас в путешествие, и выступить в роли экскурсоводов по жаркому континету. - Кто такие экскурсоводы? Любое путешествие имеет свою цель, цель имеет и наш урок — Какова цель урока? — Запишите тему и цель в маршрутном листе. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Слайд 1 | Дети формулируют тему урока + тема на слайде. Записывают тему в маршрутном листе. Цель и учебные задачи по наводящим глаголам на слайде | фронтальная | Личностные: - формирование учебной мотивации Регулятивные: -самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, - определять цель учебной деятельности Коммуникативные: - умение точно выражать свои мысли |
3. | Актуализация знаний (5 мин.) | Фронтальный опрос • Какое место по величине занимает Африка среди материков? • Какие океаны омывают материк? • Кто занимался изучением материка? Сделайте рекламу материку, покажите на карте данные георафические объекты. Чем славится Африка, какие рекорды ей принадлежат? 1. Самая длинная река - Нил. 2. Самая большая пустыня - Сахара. 3. Самое длинное озеро - Танганьика. 4. Самое жаркое место - г. Триполи (+58 °С). 5. Самое соленое море - Красное (42%0). 6. Самый длинный пролив - Мозамбикский. 7. Самая полноводная река Африки -Конго. 8. Самое большое озеро Африки - Виктория. 9. Самое мелкое пресное озеро - Чад. 10. Самый маленький народ - А теперь - вперед! Из каждого путешествия мы всегда что-то привозим: впечатления, знания, сувениры. И мы сегодня привезем, конечно, знания, оценки и хорошее настроение. Во время экскурсии будем делать остановки, и знакомить Деда Мороза с особенностями материка. -Не забывайте маршрутные листы, в которые после каждого задания вам следует записывать заработанные баллы. | Отвечают на вопросы, заполняют маршрутный лист. Работают у доски, показывают географические объекты на физической карте. Работают самостоятельно с картами атласа стр. 24 Отмечают заработанные баллы | | Личностные: применение географических знаний на уроке; Коммуникативные: умение работать в колллективе |
| Повторение и обобщение знаний (20 мин.) | Ст. «Картографическя»: - Ребята, в руки деда Мороза попала карта Африки, но в ней что- то не так. Посмотрите и скажите, что именно! Формулирует задание. - Восстановите карту - для этого надо верно назвать и нанести на карту географические объекты Африки (у каждого есть фрагмент карты). - А теперь проверьте своего соседа по парте. Контролирует выполнение работы. Приложение 1. Слайд 2 | Работа в маршрутных листах. Выполняют задание Взаимопроверка задания. - Обмениваются выполненным заданием с соседом. | самостоятельная работа | Коммуникативные: - умение устанавливать рабочие отношения, - эффективное сотрудничество, обеспечение бесконфликтной совместной работы. Регулятивные: -работать по плану инструкции, осуществлять контроль. |
| | Выдвигает проблему. «Метеорологическая» Деда Мороза интересует, не будет ли ему жарко во время путешествия. Помогите деду Морозу разобраться с климатическими особенностями материка, дайте их характеристику. Слайд 3 | Анализируют климатограммы, соотносят с текстом | | |
| | Ст. «В мире природы» Плохо приходится в зимнюю стужу разным животным, но только не африканским. Животные в Африке никогда снега не видели, живут себе - травку жуют, на лужайке валяются, иногда задираются. - А как живется животным на материке, мы увидим из фильма о нац. парке «Серенгетти» - А что такое национальный парк? Национальный парк — особо охраняемая природная территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека В/Ф «Серенгетти». Южная и Восточная Африка богата национальными парками (392 национальных парка). Национальный парк «Серенгети» имеет общемировое значение. Задание. За одну минуту перечислите животных саванны, которых вы увидели, посмотрев фильм. - В какой стране находится нац. парк «Серенгетти»? - Найдите на карте. - Прикрепите на карту картинки с животными. Д.М. очень интересно, а какие растения произрастают на материке? - О каких растениях идет речь? 1. Это удивительное растение, его ствол достигает высоты только 50 см, а размеры листьев - от 2 до 3 метров. Это редкое растение охраняется Законом и изображается на марках Намибии. (Вельвичия) 2. Это дерево не боится огня, а боится слона, его любят обезьяны. Плоды у него крупные, размером до 30 см, вкус приятный, кисловатый, освежающий. А знаменито дерево еще и своей толщиной. Диаметр его может достигать 10 метров, (баобаб) 3. Его родина - Эфиопское нагорье, но выращивают это растение больше в Южной Америке. Белые пахучие цветы, плоды имеют красный цвет и содержат два семени. Их промывают, сушат и поджаривают. Экспортируют во многие страны мира Слайд 4,5 | - Работают с физической картой Африки, находят месторасположение нац. парка. - Называют ключевые слова и словосочетания в определении (охраняемая зона, ограниченая деятельность человека) Дают определение. Просмотр видеофильма Работают у доски, поочереди прикрепляют Находят в видеофильме информацию. Находят нац парк на политической карте Поочередно прикрепляют картинки животных на карте. - Дают названия растениям | фронтальная | Познавательная: построение речевого высказывания в устной форме; свободное восприятие и необходимой информации из видеофильма. Регулятивные: принимать и сохранять учебную информацию |
4. | Проблемное задание «За страницами учебника» (10 мин) | Дед мороз прибыл на материк еще, и узнать, а как празднуют новй го в разных странах, да вот беда перепутал государства и столицы. Помогите Деду Морозу. Слайд 6 индивидуальный контроль; Праздник Новый год - Когда мы отправляемся в путешествие, мы хотим узнать и что-то новое. Приложение Задание на поиск в тексте особенностей и традиций населения Африки Слайд 7,8 Сделать вывод. Побуждает к высказыванию своего мнения. Итак, на африканском континенте Новый год празднуют или по окончании засушливого сезона, как в Сьерра-Леоне, где в этот день дети пляшут под звуки флейт и тамтамов, или даже в середине сентября, как в Эфиопии, где Новый год совпадает с окончанием уборки урожая. | Работают в парах - Соотносят столицы и государства Африки - Находят в тексте информацию. - Объясняют свой выбор. - Высказывают свои предположения в паре. Делают вывод. | Парная | Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации, обмен информацией; умение участвовать в коллективном обсуждении. |
5. | Подведение итогов урока (3 мин). Оценивание результатов работы. | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке -Мы с вами выполнили задания, которые должны усвоить в рамках нашей программы. -Какова была цель урока? - С какими географическими объектами познакомили Деда Мороза? Подсчитайте баллы, проставьте в итоге и сверьте с критериями оценки. Надеюсь, вы получили высокие баллы. Кто готов сообщить о заработанной пятерке? Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Слайд 9 Вы - настоящие экскурсоводы и умеете поделиться своими знаниями. | - Формулируют конечный результат своей работы на уроке. - Называют основные позиции пройденного материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) - Делают вывод по уроку. | Фронтальная | Познавательные: - умение структурировать знания; - оценка процессов и результатов деятельности Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что усвоено. |
6. | Рефлексия (3 мин.) | Слайд 10 - Написать родителям SMS «Я в Африке». Слайд 11 «Черный ящик» Когда мы путешествуем, то из каждого путешествия мы привозим подарки и сувениры. Вот и Дед Мороз привез вам подарок из Африки. Это африканское дерево - важный источник существования населения африканских оазисов. Оно даёт пищу, строительный материал, тень. Но дерево это возделывать непросто. Оно требует к себе много внимания и забот, оно капризно. В народе о нём говорят: «Королева пустыни, она всегда держит голову в огне, а ноги в воде». Жар сахарского солнца и прохладная почва - вот два обязательных условия, при которых растение щедро награждает трудового человека золотыми плодами. Рада, что вы оказались еще и творческими экскурсоводами! Спасибо вам за урок! | - Выполняют задание на рефлексию. - Читают СМС. | индивидуальная | Коммуникативные: - умение выражать свои мысли - оценивание качества своей и общей учебной деятельности |