СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение по теме «Африка»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Обобщение по теме "Африка""

Просмотр содержимого документа
«Обобщение по теме «Африка»»

Технологическая карта урока

предмет география


Блок целеполаганая

Тема урока

Обобщение по теме «Африка»

Цель урока

систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Африка».


Планируемый результат:

заполнение маршрутного листа с заданиями, выделение показателей характеристики природы, климата материка.

Предметные:

Объяснять особенности природы и географических объектов на материке.

Определять, специфику природы и населения материка.

Называть и показывать на карте географические объекты.

Коммуникативные: работать в парее; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Регулятивные: работать по плану; владеть навыками самоконтроля; осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной дея­тельности.

Познавательные: структуриро­вать учебный материал; работать с различными источниками ин­формации и преобразовывать ее из одной формы в другую; устанавливать причинно-следствен­ные связи и делать выводы.

Личностные

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению географии; умение самостоятельно отбирать знания, необходимые для решения поставленных задач; развитие коммуникативной компетентности в процессе учебно­й и исследовательской деятельности.


ІІ. Блок инструментальный.


Задачи урока:

Образовательные:

  • -обобщить и систематизировать знания учащихся о географическом положении, природных зонах, рельефе, внутренних водах, населении, представителях флоры и фауны материка Африка;

  • -закрепить навыки работы с картой;

  • -развить умение работать с различными источниками географической информации, умение анализировать, делать выводы.


Развивающие:

развивать географическое мышление, устную монологическую и диалоговую речь, географическую зоркость, умение систематизировать изученный материал; развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитательные:

развивать чувство товарищества, умения работать в коллективе.

Тип урока:

урок обобщающего повторения;

III. Учебно-методический комплекс

Источники информации

атлас 7 класс

Оборудование

компьютер, экран, мультимедийный проектор, физическая и политическая карты Африки

Дидактическое сопровождение

маршрутный лист, картинки растений и животных, видео фильм, презентация.

Технологии

технология учебно – игровой деятельности, технология системно – деятельностного подхода.


Ход урока

№п/п


Содержание этапов




Этапы

деятельность учителя

деятельность учащихся

Основная форма работы

УУД

1.

Организационный этап (1мин.)

Создает эмоциональный настрой на урок.

Я рада всех вас видеть!

Давайте подарим друг другу хорошее настроение.

Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне.

Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.

фронтальная

Регулятивные:

-формирование умения организовать свою деятельность.

2.

Мотивационно - целевой (3 мин.)

Вы сегодня видите необычное оформление класса, как вы думаете, какому празднику посвящены эти атрибуты?

Скоро, скоро Новый год!

Он торопится, идет!

Постучится в двери к нам:

- Люди, здравствуйте, я к вам! Праздник мы встречаем,

С Африкой играем.

Там, где лето круглый год,

Тоже есть свой Новый год!

О каком континенте идет речь в стихотворении?

Наш урок посвящен африканскому континенту, природу которого мы с вами изучали на последних уроках уходящего года.

А кто является главным героем праздника Нового года?

- Дед мороз был приглашен в Африку на африканский новый год, но прежде чем прилететь в Африку он обратился в турстическое агенство с просьбой познакомиться поближе с Африкой. Для этого ему порекомендовали обратиться к ученикам 7 класса, т.к. они изучают страны и континенты.

Сможем мы помочь Деду Морозу?

- Я приглашаю вас в путешествие, и выступить в роли экскурсоводов по жаркому континету.

- Кто такие экскурсоводы?

Любое путешествие имеет свою цель, цель имеет и наш урок

— Какова цель урока?

— Запишите тему и цель в маршрутном листе. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Слайд 1

Дети формулируют тему урока + тема на слайде.





































Записывают тему в маршрутном листе.

Цель и учебные задачи по наводящим глаголам на слайде



фронтальная

Личностные:

- формирование учебной мотивации Регулятивные:

-самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему,

- определять цель учебной деятельности Коммуникативные:

- умение точно выражать свои мысли

3.

Актуализация знаний (5 мин.)

Фронтальный опрос

• Какое место по величине занимает Африка среди материков?

• Какие океаны омывают материк?

• Кто занимался изучением материка?

Сделайте рекламу материку, покажите на карте данные георафические объекты.

Чем славится Африка, какие рекорды ей принадлежат?

1. Самая длинная река - Нил.

2. Самая большая пустыня - Сахара.

3. Самое длинное озеро - Танганьика.

4. Самое жаркое место - г. Триполи (+58 °С).

5. Самое соленое море - Красное (42%0).

6. Самый длинный пролив - Мозамбикский.

7. Самая полноводная река Африки -Конго.

8. Самое большое озеро Африки - Виктория.

9. Самое мелкое пресное озеро - Чад.

10. Самый маленький народ -

А теперь - вперед!

Из каждого путешествия мы всегда что-то привозим: впечатления, знания, сувениры.

И мы сегодня привезем, конечно, знания, оценки и хорошее настроение.

Во время экскурсии будем делать остановки, и знакомить Деда Мороза с особенностями материка.

-Не забывайте маршрутные листы, в которые после каждого задания вам следует записывать заработанные баллы.

Отвечают на вопросы, заполняют маршрутный лист.









Работают у доски, показывают географические объекты на физической карте.


Работают самостоятельно

с картами атласа стр. 24
























Отмечают заработанные баллы


Личностные: применение географических знаний на уроке;

Коммуникативные: умение работать в колллективе


Повторение и обобщение знаний (20 мин.)


Ст. «Картографическя»:

- Ребята, в руки деда Мороза попала карта Африки, но в ней что- то не так. Посмотрите и скажите,

что именно!

Формулирует задание.

- Восстановите карту - для этого надо верно назвать и нанести на карту географические объекты Африки (у каждого есть фрагмент карты).

- А теперь проверьте своего соседа по парте.

Контролирует выполнение работы.

Приложение 1.

Слайд 2

Работа в маршрутных листах.








Выполняют задание




Взаимопроверка задания.

- Обмениваются выполненным заданием с соседом.


самостоятельная работа



Коммуникативные:

- умение устанавливать рабочие отношения,

- эффективное сотрудничество, обеспечение бесконфликтной совместной работы. Регулятивные:

-работать по плану инструкции, осуществлять контроль.



Выдвигает проблему. «Метеорологическая» Деда Мороза интересует, не будет ли ему жарко во время путешествия.

Помогите деду Морозу разобраться с климатическими особенностями материка, дайте их характеристику.

Слайд 3

Анализируют климатограммы, соотносят с текстом





Ст. «В мире природы»

Плохо приходится в зимнюю стужу разным животным, но только не африканским. Животные в Африке никогда снега не видели, живут себе - травку жуют, на лужайке валяются, иногда задираются.

- А как живется животным на материке, мы увидим из фильма о нац. парке «Серенгетти»

- А что такое национальный парк?

Национальный парк — особо охраняемая природная территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека




В/Ф «Серенгетти».

Южная и Восточная Африка богата национальными парками (392 национальных парка). Национальный парк «Серенгети» имеет общемировое значение.


Задание. За одну минуту перечислите животных саванны, которых вы увидели, посмотрев фильм.

- В какой стране находится нац. парк «Серенгетти»?


- Найдите на карте.


- Прикрепите на карту картинки с животными.

Д.М. очень интересно, а какие растения произрастают на материке?

- О каких растениях идет речь?

1. Это удивительное растение, его ствол достигает высоты только 50 см, а размеры листьев - от 2 до 3 метров. Это редкое растение охраняется Законом и

изображается на марках Намибии. (Вельвичия)

2. Это дерево не боится огня, а боится слона, его любят обезьяны. Плоды у него крупные, размером до 30 см, вкус приятный, кисловатый, освежающий. А знаменито дерево еще и своей толщиной. Диаметр его может достигать 10 метров, (баобаб)

3. Его родина - Эфиопское нагорье,

но выращивают это растение больше в Южной Америке. Белые пахучие цветы, плоды имеют красный цвет и содержат два семени. Их промывают, сушат и поджаривают. Экспортируют во многие страны мира

Слайд 4,5











- Работают с физической картой Африки, находят месторасположение нац. парка.


- Называют ключевые слова и словосочетания в определении (охраняемая зона, ограниченая деятельность человека)

Дают определение.


Просмотр видеофильма







Работают у доски, поочереди прикрепляют Находят в видеофильме

информацию.





Находят нац парк на политической карте


Поочередно прикрепляют картинки животных на карте.













- Дают названия растениям

фронтальная

Познавательная: построение речевого высказывания в устной форме;

свободное восприятие и необходимой информации из видеофильма.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную информацию


4.

Проблемное задание «За страницами учебника» (10 мин)

Дед мороз прибыл на материк еще, и узнать, а как празднуют новй го в разных странах, да вот беда перепутал государства и столицы. Помогите Деду Морозу.

Слайд 6

  • Осуществляет:

индивидуальный контроль;

  • выборочный контроль.

Праздник Новый год

- Когда мы отправляемся в путешествие, мы хотим узнать и что-то новое.


Приложение

Задание на поиск в тексте особенностей и традиций населения Африки

Слайд 7,8

Сделать вывод.

Побуждает к высказыванию своего мнения.


Итак, на африканском континенте Новый год празднуют или по окончании засушливого сезона, как в Сьерра-Леоне, где в этот день дети пляшут под звуки флейт и тамтамов, или даже в середине сентября, как в Эфиопии, где Новый год совпадает с окончанием уборки урожая.

Работают в парах

- Соотносят столицы и государства Африки
















- Находят в тексте

информацию.

- Объясняют свой выбор.

- Высказывают свои

предположения в паре.





Делают вывод.

Парная

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации, обмен информацией;

умение участвовать в коллективном обсуждении.

5.

Подведение итогов урока

(3 мин).

Оценивание результатов работы.

Акцентирует внимание на конечных результатах

учебной деятельности обучающихся на уроке


-Мы с вами выполнили задания, которые должны усвоить в рамках нашей программы.

-Какова была цель урока?

- С какими географическими объектами познакомили Деда Мороза?

Подсчитайте баллы, проставьте в итоге и сверьте с критериями оценки.

Надеюсь, вы получили высокие баллы.

Кто готов сообщить о заработанной пятерке?


Отмечает степень вовлеченности учащихся

в работу на уроке.

Слайд 9

Вы - настоящие экскурсоводы и умеете поделиться своими знаниями.

- Формулируют конечный

результат своей работы на уроке.


- Называют основные позиции

пройденного материала и как они их

усвоили (что получилось, что не

получилось и почему)

- Делают вывод по уроку.




Фронтальная

Познавательные:

- умение структурировать

знания;

- оценка процессов и

результатов деятельности

Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что усвоено.


6.

Рефлексия

(3 мин.)

Слайд 10

- Написать родителям SMS «Я в Африке».


Слайд 11

«Черный ящик»

Когда мы путешествуем, то из каждого путешествия мы привозим подарки и сувениры. Вот и Дед Мороз привез вам подарок из Африки.

Это африканское дерево - важный источник существования населения африканских оазисов. Оно даёт пищу, строительный материал, тень. Но дерево это возделывать непросто. Оно требует к себе много внимания и забот, оно капризно. В народе о нём говорят: «Королева пустыни, она всегда держит голову в огне, а ноги в воде». Жар сахарского солнца и прохладная почва - вот два обязательных условия, при которых растение щедро награждает трудового человека золотыми плодами.

Рада, что вы оказались еще и творческими экскурсоводами!

Спасибо вам за урок!

- Выполняют задание на рефлексию.

- Читают СМС.

индивидуальная

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

- оценивание качества своей и

общей учебной деятельности



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!