СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщение по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"»

Цикл уроков по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Васильева Марина Радиковна

МКОУ Гыданская школа-интернат им. Н.И. Яптунай

Урок 7.

Тема: Обобщение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Тип урока: Обобщающий урок.

Форма урока: Литературная игра.

Цель: Обобщение знаний по истории создания и особенностях повести.

Задачи:

  1. углубить понимание идейно-художественного богатства романа;

  2. формировать умение определять нравственный замысел автора;

  3. проверить усвоение текста.

Методы:



Ход урока

  1. Оргмомент. Сообщение учителем темы урока.

  2. Подготовка к обобщению. Вступительное слово учителя.

- Итак, роман прочитан. Это было последнее большое произведение Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. На этот день приходилась очередная , притом особенно торжественная, двадцатипятилетняя годовщина открытия Лицея, последняя, на которой присутствовал Пушкин. Поэтому мы с особым вниманием всматриваемся в его последние стихи, письма, ища в них сокровенный смысл. И в этом отношении «Капитанская дочка» - удивительное произведение.

Книга показалась сложной? Простой? Все ли так просто в повести, как кажется на первый взгляд? Наша задача – разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.

За каждый правильный ответ учащиеся получают жетон.

3. Викторина.

  1. Имя отца Петра Гринева. (Андрей Петрович.)

  2. При каком графе он служил? (При Минихе.)

  3. Сколько у него было деревень и в какой губернии? (Одна, в Симбирской.)

  4. Кто был пожалован сыну в дьяки? (Стремянный Савельич)

  5. …И мог он здраво судить о …(свойствах борзого кабеля)

  6. Как звали француза, которого отец нанял для Петра? (Мосье Бопре.)

  7. Кем был француз в отечестве своем? (Парикмахером.)

  8. Кем он был в Пруссии? (Солдатом.)

  9. Для сего мосье Бопре приехал в Россию? (Чтобы стать учителем, не очень понимая значения этого слова)

  10. Свидетелем какого урока стал Андрей Петрович? (Географии.)

  11. Что в это время делал Петруша? (Делал из географической карты воздушного змея, прикладывая мочальный хвост к мысу Доброй Надежды.)

  12. Чем был занят в это время мосье Бопре? (Спал.)

  13. Продолжите: Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? (Мотать да повесничать? Нет…)

  14. Шаматон – это … (Бездельник, шалопай.)

  15. Иван Кузьмич вышел из…(солдатских детей).

  16. Он был необразованный, простой, но самый …(честный и добрый человек).

  17. В Марье Ивановне я нашел …(благоразумную и чувствительную девушку).

  18. Какой фразой Швабрин оскорбил Машу в присутствии Гринева? («Ежели хочешь, чтобы Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей пару серег».)

  19. Как на это отреагировал Гринев? (Обозвал Швабрина лгуном, вызвал его на дуэль.)

  20. Генерал Р. писал: «Извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак (Емельян Пугачев) …

  21. Какую непростительную дерзость он учинил? (Присвоил себе имя Петра III.)

  22. Когда Петр Гринев взглянул на башкира, он содрогнулся, потому что у башкира не было …(ни носа, ни ушей).

  23. Юлай взял плеть и размахнулся, - тогда башкир застонал слабым, умоляющим голосом и, кивая головою открыл рот, в котором …(вместо языка шевелился короткий обрубок).

4.Задания для аргументированного ответа

Можно ли назвать «Капитанскую дочку» бытовым романом?

…нравоучительным романом?

… историческим романом?

Вывод: о жанре произведения можно спорить, но в нем есть все, как в жизни. Пушкин помогает увидеть эту жизнь во всей ее полноте, понять, что в ней хорошо и плохо, осознать жизнь как течение истории. Мы и наше будущее зависят от того, что происходит в настоящем – мораль романа.

5. Узнай героя.

  1. «Трусиха… До сих пор не может слышать выстрела из ружья, так и затрепещется». (Маша.)

  2. «Сидел под образами в красном кафтане, в невысокой шапке и важно подбочась» (Пугачев.)

  3. Тщедушный и сгорбленный старичок с белой бородкой и голубой лентой через плечо. (Капрал Белобородов.)

  4. Высокого роста, широкоплеч, с серыми сверкающими глазами … нос без ноздрей. (Афанасий Соколов – Хлопуша.)

  5. …увидел я высокого барина, лет тридцати пяти, с длинными черными усами, в халате с кием и с трубкой в зубах. (Иван Иванович Зурин.)

  6. Аргументированный ответ.

- Какая мысль вам кажется самой важной и почему? (Мысль о великодушии, которое так нужно в сложных обстоятельствах жизни. О возможности понять каждого человека.)

4.Подведение итогов. Учащиеся подсчитывают количество жетонов, выявляется победитель. Учитель ставит отметки учащимся. - Загадки романа – это загадки жизни, которую нужно уметь видеть и понимать.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!