Цикл уроков по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Васильева Марина Радиковна
МКОУ Гыданская школа-интернат им. Н.И. Яптунай
Урок 7.
Тема: Обобщение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Тип урока: Обобщающий урок.
Форма урока: Литературная игра.
Цель: Обобщение знаний по истории создания и особенностях повести.
Задачи:
углубить понимание идейно-художественного богатства романа;
формировать умение определять нравственный замысел автора;
проверить усвоение текста.
Методы:
Ход урока
Оргмомент. Сообщение учителем темы урока.
Подготовка к обобщению. Вступительное слово учителя.
- Итак, роман прочитан. Это было последнее большое произведение Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. На этот день приходилась очередная , притом особенно торжественная, двадцатипятилетняя годовщина открытия Лицея, последняя, на которой присутствовал Пушкин. Поэтому мы с особым вниманием всматриваемся в его последние стихи, письма, ища в них сокровенный смысл. И в этом отношении «Капитанская дочка» - удивительное произведение.
Книга показалась сложной? Простой? Все ли так просто в повести, как кажется на первый взгляд? Наша задача – разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.
За каждый правильный ответ учащиеся получают жетон.
3. Викторина.
Имя отца Петра Гринева. (Андрей Петрович.)
При каком графе он служил? (При Минихе.)
Сколько у него было деревень и в какой губернии? (Одна, в Симбирской.)
Кто был пожалован сыну в дьяки? (Стремянный Савельич)
…И мог он здраво судить о …(свойствах борзого кабеля)
Как звали француза, которого отец нанял для Петра? (Мосье Бопре.)
Кем был француз в отечестве своем? (Парикмахером.)
Кем он был в Пруссии? (Солдатом.)
Для сего мосье Бопре приехал в Россию? (Чтобы стать учителем, не очень понимая значения этого слова)
Свидетелем какого урока стал Андрей Петрович? (Географии.)
Что в это время делал Петруша? (Делал из географической карты воздушного змея, прикладывая мочальный хвост к мысу Доброй Надежды.)
Чем был занят в это время мосье Бопре? (Спал.)
Продолжите: Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? (Мотать да повесничать? Нет…)
Шаматон – это … (Бездельник, шалопай.)
Иван Кузьмич вышел из…(солдатских детей).
Он был необразованный, простой, но самый …(честный и добрый человек).
В Марье Ивановне я нашел …(благоразумную и чувствительную девушку).
Какой фразой Швабрин оскорбил Машу в присутствии Гринева? («Ежели хочешь, чтобы Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей пару серег».)
Как на это отреагировал Гринев? (Обозвал Швабрина лгуном, вызвал его на дуэль.)
Генерал Р. писал: «Извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак (Емельян Пугачев) …
Какую непростительную дерзость он учинил? (Присвоил себе имя Петра III.)
Когда Петр Гринев взглянул на башкира, он содрогнулся, потому что у башкира не было …(ни носа, ни ушей).
Юлай взял плеть и размахнулся, - тогда башкир застонал слабым, умоляющим голосом и, кивая головою открыл рот, в котором …(вместо языка шевелился короткий обрубок).
4.Задания для аргументированного ответа
Можно ли назвать «Капитанскую дочку» бытовым романом?
…нравоучительным романом?
… историческим романом?
Вывод: о жанре произведения можно спорить, но в нем есть все, как в жизни. Пушкин помогает увидеть эту жизнь во всей ее полноте, понять, что в ней хорошо и плохо, осознать жизнь как течение истории. Мы и наше будущее зависят от того, что происходит в настоящем – мораль романа.
5. Узнай героя.
«Трусиха… До сих пор не может слышать выстрела из ружья, так и затрепещется». (Маша.)
«Сидел под образами в красном кафтане, в невысокой шапке и важно подбочась» (Пугачев.)
Тщедушный и сгорбленный старичок с белой бородкой и голубой лентой через плечо. (Капрал Белобородов.)
Высокого роста, широкоплеч, с серыми сверкающими глазами … нос без ноздрей. (Афанасий Соколов – Хлопуша.)
…увидел я высокого барина, лет тридцати пяти, с длинными черными усами, в халате с кием и с трубкой в зубах. (Иван Иванович Зурин.)
Аргументированный ответ.
- Какая мысль вам кажется самой важной и почему? (Мысль о великодушии, которое так нужно в сложных обстоятельствах жизни. О возможности понять каждого человека.)
4.Подведение итогов. Учащиеся подсчитывают количество жетонов, выявляется победитель. Учитель ставит отметки учащимся. - Загадки романа – это загадки жизни, которую нужно уметь видеть и понимать.