СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение педагогического опыта Практическое занятие по Экономике: Деловая игра «Рынок» Тема: "Рыночный механизм. Рыночное равновесие"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет (Дисциплина) УДВ.10 Экономика

Профессия 46.01.01 Секретарь

 

Раздел 4. Рыночная экономика

Тема 4.1. Рыночный механизм. Рыночное равновесие  

Практическое занятие: Деловая игра «Рынок»

Тип занятия: урок совершенствования умений и навыков.

Вид урока: деловая игра.

Методы познавательной деятельности:

- объяснительно-иллюстративный (беседа, фронтальный опрос, презентация);

 - метод стимулирования и мотивации (создание ситуации соревновательности);

-     метод игры;

-     коллективный.

Межпредметные связи: основы предпринимательской деятельности; информатика.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта Практическое занятие по Экономике: Деловая игра «Рынок» Тема: "Рыночный механизм. Рыночное равновесие"»

МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

краевое государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Дальнегорский индустриально-технологический колледж»


Предмет (Дисциплина) УДВ.10 Экономика

Профессия 46.01.01 Секретарь


Раздел 4. Рыночная экономика

Тема 4.1. Рыночный механизм. Рыночное равновесие

Практическое занятие: Деловая игра «Рынок»

Тип занятия: урок совершенствования умений и навыков.

Вид урока: деловая игра.

Методы познавательной деятельности:

- объяснительно-иллюстративный (беседа, фронтальный опрос, презентация);

- метод стимулирования и мотивации (создание ситуации соревновательности);

- метод игры;

- коллективный.

Межпредметные связи: основы предпринимательской деятельности; информатика.

Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование, раздаточный материал.

Место проведения занятия: кабинет «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Экономики организации. Экономической теории. Экономики и менеджмента».

2.1 Цели занятия:

а) образовательная

- стимулировать познавательный интерес студентов к изучению дисциплины «Экономика», сформировать коммуникативные компетенции;

- обобщить и закрепить знания по теме: «Рыночный механизм. Рыночное равновесие»;

- интегрировать знания из различных дисциплин для изучения темы;

б) воспитательная

- подготовить студентов к практической деятельности;

- воспитать культуру взаимоотношений; уважение к мнению других, внимательность к товарищам по игре;

в) развивающая

- способствовать развитию у студентов навыков самообразования, логического мышления, умения общаться в процессе дискуссии; создать дополнительную мотивацию деятельности для развития потребности в приобретении знаний;

г) методическая

- показать методику проведения деловой игры.

2.2 План занятия.

I. Организационный момент. Время: 2 мин.

Проверка готовности аудитории. Проверка отсутствующих.

II. Основная часть:

  1. Постановка цели занятия и мотивация учебной деятельности студентов. Время: 8 мин.

Создать условия мотивированного применения умений и знаний по теме: «Рыночный механизм. Рыночное равновесие».

В этой игре моделируется работа конкретного рынка. Игра демонстрирует, как под влиянием спроса и предложения устанавливается равновесие на рынке.

Базовые понятия:

  • спрос и предложение;

  • рынки и цели;

  • конкуренция и структура рынка;

  • информация;

  • общественные цели.

Что лежит в основе модели

Рыночный механизм, основанный на взаимодействии продавцов и покупателей, позволяет путем гибко изменяющихся цен привести в соответствие желания и возможности каждой стороны, выражаемые в виде спроса и предложения. Цены играют роль сигналов, позволяющих людям изменять свое поведение таким образом, чтобы получить наибольшую отдачу от имеющихся в их распоряжении ресурсов.

Чему должны научиться студенты:

  • анализировать поведение продавцов и покупателей на конкурентном рынке;

  • объяснять, как устанавливается рыночная цена и как она изменяется;

  • давать определения спроса и предложения; анализировать ситуацию на рынке.

Подготовка к игре.

Студентам предлагается участие в игре «Рынок», где каждый из них будет играть роль оптового покупателя или оптового продавца яблок. Для этого они знакомятся с правилами игры. В центре помещения нужно освободить место для проведения торгов. Аудитория делится на две равные группы, одна из которых будет продавцами, другая ‒ покупателями. Участники не могут менять свои роли в течение всей игры, покупатели должны оставаться покупателями, а продавцы ‒ продавцами. Продавцы и покупатели должны получить карточки. Цена, указанная на карточке, для продавцов является аналогом стоимости производства ящика яблок, для покупателей ‒ аналогом суммы, которую они смогут выручить, продав ящик яблок в своих магазинах. Нужно подчеркнуть, что цена сделки представляет коммерческую тайну, и участники игры не должны ее раскрывать. Подсчет прибыли ведется на специальных листах. Для продавцов прибыль ‒ это повышение цены сделки над ценой, указанной на карточке, для покупателей ‒ превышение цены, указанной в карточке, над ценой сделки. Например, продавец, которому в карточке рекомендуется заключать сделки по цене не ниже 5 долларов, и покупатель, которому карточка предписывает покупать товар по цене не выше 8 долларов, заключили сделку на поставку товара по цене 6 долларов. Прибыль продавца составила 6-5=1 доллар, прибыль покупателя составила 8-6=2 доллара. Соответственно, если бы подобная сделка была совершена продавцом, у которого в карточке была указана цена 7 долларов, он понес бы убытки в размере 7-6=1 доллар. Цены сделок могут быть только целыми числами, т.е., например, сделка по цене 6,5 долларов считается недействительной. Игра проводится в 5 раундов (каждый по 3 минуты). В начале и в конце каждого раунда объявляется соответственно: «Рынок открыт», «Рынок закрыт»; обязательно сообщается и о том, что остается 1 минута до конца раунда. В перерыве между первым и вторым раундами следует обратить внимание студентов, что в игре можно придерживаться различных стратегий: либо стараться как можно быстрее избавиться от «плохой» карточки (совершить невыгодную сделку) в надежде на получение новой «хорошей» карточки или же не спешить и ждать выгодных предложений.

2. Ход игры. Время: 30 мин. (чистое время торгов составляет 15 минут плюс перерывы между раундами).

После объявления «Рынок открыт» студенты идут на место торгов, где ищут партнеров для заключения сделки по купле-продаже партии яблок. После того как продавец и покупатель пришли к соглашению о взаимоприемлемой цене и решили совершить сделку, они регистрируют ее и получают новые карточки. Для экономии времени подсчет прибыли и убытков можно проводить по окончании игры. Нужно обратить внимание студентов на то, что они должны с максимальной пользой распорядиться имеющимся в их распоряжении ограниченным временным ресурсом (чистое время торгов составляет 15 минут и не будет продлено).

Заполнив листы учета результатов, оба партнера по сделке подходят к ассистенту, заполняющему таблицу учета сделок, и сообщают ему цену совершенной сделки. Затем они подходят к ассистенту, заполняющему таблицу спроса и предложения, сообщают ему, какие цены стояли у них на карточках, после чего получают новые карточки и возвращаются на место торгов.

В функции преподавателя в игре входит контроль за соблюдением ее правил (торги должны происходить в отведенном месте, играющие получают новые карточки случайным образом, никто не имеет права выбирать «хорошую» карточку).

Также преподаватель должен следить за соблюдением этики бизнеса: когда продавец и покупатель уже ударили по рукам, т.е. договорились о цене, ни один из них не имеет права расторгнуть сделку, даже услышав о более выгодном предложении.

После окончания пятого раунда студенты должны подвести итоги их торговой деятельности в листе учета результатов (посчитать суммарную прибыль и суммарный убыток и, вычтя меньшую величину из большей, определить итоговую прибыль (убыток)).

Преподаватель определяет победителей игры ‒ продавца и покупателя, получивших наибольшую прибыль. Они должны выступить и объяснить свой успех.

Победители игры и ее наиболее активные участники (те, кто совершил наибольшее количество сделок) награждаются небольшими призами.

3. Обсуждение, построение графиков спроса и предложения. Время: 40 мин.

Обсуждение строится вокруг следующих вопросов:

- кто из игроков находился в более выгодных условиях: покупатели или продавцы (все находились в равном положении, это можно продемонстрировать, показав распределение карточек в таблице спроса и предложения)?

- кто определяет рыночную цену: продавец или покупатель (цена устанавливается путем взаимного согласования покупателем и продавцом своих интересов)?

- какую полезную информацию можно было извлечь из таблицы учета сделок в ходе игры (заметив, по каким ценам наиболее часто заключаются сделки, можно определить для себя допустимые границы, в рамках которых разумно вести торги)?

- чем смоделированная в ходе игры рыночная ситуация отличается от реальной (в реальной жизни существуют разные сорта яблок, отличающиеся по качеству и по цене, цена сделки зависит также и от объема поставки (в игре объем сделки был всегда одинаков), как правило, число участников рыночных операций больше и они не обладают полной информацией о рынке)? На основании данных проведенной игры строятся графики спроса и предложения. В ходе заполнения таблицы спроса и предложения (Таблица 1) необходимо совместно сформулировать определения понятий спроса и предложения, добиться четкого усвоения студентами смысла этих понятий. Таблица спроса содержит информацию о том, сколько человек в игре было готово купить один ящик яблок по соответствующим ценам, т.е. какова величина спроса на ящики яблок по всем возможным ценам. Так, по максимально возможной для покупателей цене 15 долларов, были готовы заключить сделку только те участники, которым в ходе игры досталась карточка с ценой 15 долларов. В то же время по цене 14 долларов были готовы совершить сделку как обладатели карточки с ценой 14 долларов, так и 15 долларов. По цене 4 доллара были готовы совершить сделку все покупатели. Величина спроса на яблоки по цене 4 доллара представляет собой накопленную сумму (сверху вниз) данных графы «Всего» для покупателей. Таблица предложения содержит информацию о том, сколько человек были готовы продать один ящик яблок по соответствующим ценам, т.е. какова была величина предложения по каждой цене. Например, величина предложения по цене 15 долларов представляет собой накопленную сумму (снизу вверх) данных из графы «Всего» для продавцов. После заполнения таблицы спроса и предложения (Таблица 1), данные из нее переносятся на координатную сетку. Нужно соединить отмеченные точки кривыми. После этого преподаватель в общем виде формулирует закон спроса и закон предложения и предлагает студентам прокомментировать, каким образом получившийся график иллюстрирует действие этих законов.

Что представляет собой точка пересечения кривых (точка равновесия)? Соответствующая этой точке цена является равновесной (рыночной). Равновесной цена называется потому, что количество товара, которое по этой цене хотят продать продавцы, равно количеству товара, на которое предъявляют спрос покупатели. Нужно обратить внимание студентов на то, что по ходу раундов колебания цен уменьшились, и цены сделок приблизились к равновесной цене. Кроме того, следует обсудить, что произойдет, если установившаяся цена на товар окажется ниже рыночной, и сформулировать понятие избыточного спроса. Количество товара, которое готовы реализовать продавцы, меньше количества товара, которое готовы приобрести покупатели. Превышение величины спроса над величиной предложения называется избыточным спросом. На рынке возникает дефицит (нехватка товара), и цена повышается до уровня равновесной в результате конкуренции между покупателями. Симметричный механизм работает, если цена оказывается выше рыночной. Студенты сами должны уметь описать работу рынка в этой ситуации и сформулировать понятие избыточного предложения.

Еще одна проблема для совместного анализа ‒ принципы совершенной конкуренции и их отличия от принципов, действующих на рынках реальных продуктов в реальной жизни.

III. Сообщение оценок. Время: 5 мин.

Преподаватель подводит итоги, выставляет оценки, отмечает отличившихся студентов, акцентируют внимание на их готовности к усвоению материала следующего занятия, благодарит за активную и плодотворную работу.

IV. Информация о домашнем задании. Время: 5 мин.

2.3 Материалы для игры

1.Карточки продавца и покупателя

КАРТОЧКА ПОКУПАТЕЛЯ

КАРТОЧКА ПРОДАВЦА

Вы являетесь оптовым покупателем яблок. Ваша цель ‒ купить один ящик яблок. Постарайтесь купить товар по наиболее низкой цене. Если вы согласитесь на цену выше ______долларов, вы понесете убытки.


Вы являетесь оптовым продавцом яблок. Ваша цель ‒ продать один ящик яблок. Постарайтесь продать товар по наиболее высокой цене. Если вы согласитесь на цену ниже_____ долларов, вы понесете убытки.





2. Таблица 1 ‒ Спрос и предложение

ПОКУПАТЕЛИ

Цена

ПРОДАВЦЫ

Таблица спроса

Всего

Цены на карточках покупателей


Цены на карточках продавцов

Всего

Таблица предложения




15







14







13







5







4





Указания для ассистента, заполняющего таблицу 1.

1. После совершения сделки продавец и покупатель должны подойти и сообщить, какие цены были указаны в их карточках.

2. Занесите полученную информацию в графы «Цены на карточках продавцов» и «Цены на карточках покупателей», проставив ярким фломастером в соответствующих ценам строчках Вертикальные штрихи.

3. По окончании игры подсчитайте количество штрихов по строкам, отдельно для продавцов и покупателей, и занесите данные в графу «Всего» для продавцов и для покупателей.

4. Графы «Таблица спроса» и «Таблица предложения» заполняются преподавателем в ходе обсуждения игры.

3. Таблица 2 ‒ Учет сделок

ЦЕНА

РАУНД 1

РАУНД 2

РАУНД 3

РАУНД 4

РАУНД 5

15






14






13
















5






4








Указания для ассистента, заполняющего таблицу 2.

1. После совершения сделки продавец и покупатель должны подойти к вам и сообщить, по какой цене она была совершена. Отметьте цены сделок вертикальными штрихами, пользуясь ярким фломастером.

2. Следите за объявлениями ведущего о начале новых раундов и проставляйте штрихи в соответствующем столбце.

3. По окончании игры просуммируйте количество сделок, совершенных в ходе каждого раунда.

По окончании игры на каждого участника заполняется таблица 3 «Учет результатов игры», по суммарным результатам которых выявляются лучшие продавец и покупатель. В ходе обсуждения результатов игры победителям следует предоставить возможность рассказать о своих действиях и причинах успешного результата.

4. Таблица 3 ‒ Учет результатов игры

Игра «Рынок яблок» Фамилия участника_____________

РЕЗУЛЬТАТЫ ИГРЫ (отметить) покупатель продавец

№ сделки

Цена на

карточке

Цена сделки

Торговый партнер

Прибыль

Убыток

























Итого

Итого,

количество сделок



Сумма

прибыли_____

Сумма

убытков____

Итог игры: (суммарная прибыль – суммарный убыток)=_______







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!