СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Шухлиной Л.А.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные методические материалы знакомят с опытом педагога дополнительного образования Шухлиной Людмилы Александровны по проблеме «Организация работы школьного лесничества как средство формирования экологической культуры и активизации исследовательской деятельности учащихся». Опыт может представлять интерес для руководителей школьных лесничеств, педагогов дополнительного образования, занимающихся природоохранной и экологической деятельностью, старших вожатых образовательных организаций.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Шухлиной Л.А.»

У правление образования администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»







Описание передового педагогического опыта






« Организация работы школьного лесничества как средство формирования экологической культуры и активизации исследовательской деятельности учащихся»





















Кувандык, 2020

Описание передового педагогического опыта «Организация работы школьного лесничества как средство формирования экологической культуры и активизации исследовательской деятельности учащихся»: методическая разработка / Ю.Ф. Никифорова. – Кувандык: МБУДО «ДПШ», 2020. – 19 с.












Данные методические материалы знакомят с опытом педагога дополнительного образования Шухлиной Людмилы Александровны по проблеме «Организация работы школьного лесничества как средство формирования экологической культуры и активизации исследовательской деятельности учащихся». Опыт может представлять интерес для руководителей школьных лесничеств, педагогов дополнительного образования, занимающихся природоохранной и экологической деятельностью, старших вожатых образовательных организаций.




Автор:

Никифорова Ю.Ф., методист I квалификационной категории.

















В изитная карточка педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Шухлиной Людмилы Александровны, руководителя школьного лесничества «Берендей»

Место работы: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области».

Педагогический стаж – 23 года.

Стаж руководителя школьного лесничества «Берендей» – 4 года.







Условия становления опыта


Школьные лесничества являются особой формой экологического воспитания. Ценность данной формы нашла отражение на документальном уровне в Федеральном законе «Об образовании в РФ». Понятие «Образование» в рамках Закона трактуется как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». Все вышеперечисленное в полной мере относится к деятельности школьных лесничеств, поскольку образование в них осуществляется в русле значимых и современных теоретических подходов к образованию в целом: деятельностного, личностно ориентированного, компетентного и культурологического. Именно идеи деятельностного подхода нашли выражение в акценте на практикоориентированную деятельность. Школьное лесничество организует добровольную практическую деятельность детей по изучению и охране лесов, участию в выращивании, посадке и посеве леса, подготовке старшеклассников к профильному обучению. Школьное лесничество формирует сферу социальнозначимого досуга, способствует воспитанию у учащихся бережного отношения к лесу и его обитателям, рационального подхода к решению экологических проблем в области природопользования.

В Кувандыкском городском округе с 2016 года начался современный этап развития школьного лесничества. До этого года большинство действовавших с советских времён школьных лесничеств перестали существовать или осуществляли свою деятельность в формате кружков. Но для степного Оренбуржья леса имеют особое значение. Лесистость области составляет всего 4,6%, поэтому проблемы охраны лесов и контроля за их использованием стоят особо остро. Важнейшими задачами Оренбургской области является работа по увеличению лесовосстановления и защитного лесоразведения, борьба с лесонарушителями, пожарами и болезнями леса. В связи с этим актуальными являются задачи воспитания экологически грамотной, социально активной молодёжи, неравнодушной к проблемам леса и вовлечение подростков в деятельность по рациональному использованию и восстановлению лесных ресурсов края.

Возрождение школьного лесничества стало возможным благодаря тесным партнёрским отношениям с Государственным казённым учреждением «Кувандыкское лесничество», сотрудники которого совместно с учащимися школьного лесничества «Берендей» организуют природоохранную деятельность.

На становление опыта Людмилы Александровны повлиял ряд факторов:

1. Личный интерес педагога к изучению вопросов природоохранной деятельности, экологической грамотности и экологически ответственного поведения, и, как следствие, возникновение интереса учащихся к данному виду деятельности.

2. У педагога имеется богатый опыт профессиональный деятельности по экологическому направлению (12-летний стаж работы в МОБУ ДОД «СЮН», г. Новотроицка).

Таким образом, синтез тесных партнёрских отношений с «Кувандыкским лесничеством», личного интереса и многолетней практики педагога дают прекрасные условия для развития ребенка в данном направлении.

Школьное лесничество «Берендей» образовалось в 2016 году на базе МБУДО «Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа», в его состав входят 50 учащихся их 8 ОО округа.

Наиболее благоприятные условия для развития личности учащегося, способной к самореализации посредством овладения основами экологической культуры и участием в природоохранной и исследовательской деятельности создаются в комплексе теории и практики. Именно школьное лесничество обладает большим потенциалом в данном направлении, т.к. включает:

• систему знаний о взаимодействии общества и природы;

• ценностные экологические ориентации;

• систему норм и правил по отношению к природе;

• умения и навыки по изучению природы и ее охране.

Поэтому проблему своей деятельности Людмила Александровна определяет как «Организация работы школьного лесничества как средство формирования экологической культуры и активизации исследовательской деятельности учащихся».


Теоретическая база опыта

Вопросы экологического образования и воспитания рассматривались в трудах как зарубежных, так и отечественных ученых на протяжении довольно длительного периода. Родоначальником принципа природосообразности является Я.А. Коменский. Позже его идеи в своих работах поддержал К.Д. Ушинский, который высоко ценил природу как средство эстетического воспитания: «…я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».

В современной философской, психологической и педагогической литературе выделены различные элементы экологической культуры. С.Н. Глазачев, С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Н.Ф. Реймерс, опираясь на философские положения о взаимодействии человека, общества и природы, считают, что качественными характеристиками являются сознание, экологическая образованность, отношения, ценности, поведение, мышление, мировоззрение, природоохранная деятельность.

Другие исследователи (Л.В. Моисеева, Э.В. Гирусов), основываясь на психологические концепции, включают в рассматриваемое понятие экологические оценки, экологически активную позицию, экологическую установку, экологическую этику, экологическую ответственность. Ряд исследователей (И.Д. Зверев, Л.П. Печко, С.Н. Глазачев, С.С. Кашлев) полагает, что в экологической культуре необходимо выделять мотивационно-волевой, гностический, нравственный, эмоционально-волевой компоненты.

Рассматривая экологическое воспитание как социокультурный феномен Н.С. Дежникова считает, что «экологическое воспитание не может рассматриваться вне категории культуры». Экологическая культура представляет собой составную часть общего понятия культуры и производное от экологического воспитания. Экологическое воспитание можно считать предпосылкой экологической культуры. Показателем экологической культуры является экологическая воспитанность. Следовательно, состояние экологической культуры определяется в значительной степени экологическим воспитанием.

Психолого-педагогическую основу работы составили исследования о: личности как субъекте культуры (Е.В. Бондаревская, А.И. Субетто, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская); реализации компетентностного подхода в образовании, сущности исследовательской компетентности и компетенции (В.И. Загвязинский, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, А.И. Субетто, А.В. Хуторской); пути интеграции личностно-деятельностного и компетентностного подходов (И.А. Зимняя, В.В. Краевский, А.В. Хуторской); идеи реализации личностно-деятельностного, компетентностного подходов при изучении экологии родного края (И.И. Баринова, Н.Ф. Винокурова, В.П. Голов, Н.Н. Демидова, А.В. Зулхарнаева, Г.С. Камерилова, В.В. Николина, О.А. Панасенкова, М.В. Рыжаков, В.А. Щенев).

Н.А. Городецкая, Т.В. Денисова и др. отмечают, что человек будет готов и способен ответственно относиться к окружающей среде, будет вести себя нравственно по отношению к природе только в том случае, когда в процессе экологического воспитания научные знания сочетаются с личным участием в природоохранной деятельности и пропаганде современных идей по оптимизации отношений общества и природы.

В многочисленных исследованиях Л.А. Бойко, С.Н. Глазачева, Ю.М. Гришаевой, Н.С. Дежниковой, О.В. Куликовой, А.В. Филоновой, К.В. Чуприной, М.В. Кравченко и других рассмотрена важность экологического воспитания в образовательной организации.


Актуальность и перспективность опыта


XXI век – век современных технологий – принес человечеству совершенно новые, ранее неизученные проблемы экологического порядка. К уже имеющимся «историческим» экологическим проблемам, таким как: загрязнение и обмеление водотоков и водоемов, загрязнение атмосферы, деградация почв, добавились совершенно новые и глобальные экологические проблемы: исчезновение экологических систем в районах нефте- и газодобычи (особенно сланцевого газа), тотальное уничтожение лесов (в районах промышленной заготовки древесины и с ростом застройки урбанизированных территорий), проблемы накопления мусора и его утилизации. Данные проблемы становятся настоящим экологическим бедствием для крупных городов и расположенных рядом с ними поселений.

Благодаря своим природным ресурсам и красоте Кувандыкский городской округ заслуженно считается жемчужиной области, его с любовью называют «Оренбургской Швейцарией». Но такое богатство и красота нуждаются в защите, в рациональном природопользовании. Школьники могут внести существенный вклад в решение этой проблемы благодаря вовлечению в деятельность школьного лесничества.

На территории Кувандыкского городского округа ведётся целенаправленная работа по развитию школьного лесничества «Берендей» как в плане охвата школьников, так и повышения качественного уровня проводимых мероприятий. Данный подход позволил достичь положительных результатов и имеет дальнейшие перспективы перехода от «точечной» работы по развитию отдельных объединений к формированию межмуниципального движения школьного лесничества.




Новизна опыта


Новизну опыта определяет реализация эколого-образовательных проектов и исследовательских работ в рамках деятельности школьного лесничества, которым уделяется особое внимание. Их главная цель – тот или иной результат, который достигается при решении практической или теоретической проблемы лесоводства. Реализуемые природоохранные акции, проекты расширяют представления о лесных экосистемах, позволяют углубить и расширить теоритические положения, способствуют овладению умениями исследовательской деятельности, формированию конкретно-деятельностных экологических знаний, умений, навыков. Ещё одна отличительная особенность опыта Людмилы Александровны заключается в том, что деятельность учащихся ориентирована на мониторинг окружающей среды своей местности.


Адресность опыта


Опыт педагога дополнительного образования Шухлиной Людмилы Александровны может представлять интерес для руководителей школьных лесничеств, педагогов дополнительного образования, занимающихся природоохранной и экологической деятельностью, старших вожатых образовательных организаций.


Трудоемкость опыта


Для достижения положительных результатов педагог в своей работе опирается на следующие положения:

Участие в природоохранной акции «Зеленые ладони»

деятельность школьного лесничества «Берендей» построена на региональном материале. Именно региональный компонент стимулирует познавательную активность учащихся, позволяет наиболее полно отразить совокупность природных, экологических особенностей лесной зоны региона;

•большое значение уделяется организации проектной и исследовательской деятельности. Выполняются проекты и исследовательские работы разного содержания: природоохранные, комплексные и др.;

• образовательный процесс школьного лесничества предполагает выполнение значительного по объему практикума, содержащего различные задания;

• деятельность «Берендея» устанавливает взаимосвязь познания и сохранения (улучшения) состояния окружающей среды в Кувандыкском городском округе;

• участие в деятельности школьного лесничества способствует начальной профессиональной ориентации на профессии лесного хозяйства.

Педагог подчёркивает, что деятельность школьного лесничества – это не эпизодические (разовые) мероприятия, а целостная, спланированная, круглогодичная, системная, целенаправленная работа.

Содержание деятельности школьного лесничества проектируется его участниками и утверждается на школьной итоговой научно-практической конференции.

Деятельность школьного лесничества наполнена глубоким, эмоциональным содержанием. Организация помощи специалистов – лесопатологов, растениеводов в вопросах лесовосстановления, ухода и выращивания деревьев; создание отрядов лесничества из числа школьников в целях экологической пропаганды и решения проблем города, округа по сохранению и сбережению природы; анализ окружающей действительности; разработка образовательных и социальных проектов, участие в городских и школьных экологических праздниках, конкурсах, олимпиадах; проведение экологических акций; создание презентаций и видеороликов на противопожарную тему. И это только малая толика перечня тех дел и мероприятий, которые организуются школьным лесничеством.

Участвуя в них, ребята из школьного лесничества приобретают самый разноплановый опыт (творческий, профессиональный, социальный), занимаются исследовательской деятельностью, тесно сотрудничая с представителями учреждения ГКУ «Кувандыкское лесничество».

Разнообразие видов деятельности в рамках школьного лесничества позволяет учащимся развиваться в разных направлениях:

- Учебно-исследовательском;

- Эколого-просветительском, эколого-образовательном;

- Природоохранном, лесозащитном;

- Лесохозяйственном, лесоводческом.

Кроме, того от педагога требуются дополнительные знания по биологии, географии, истории родного края, медицине.

Обучение в школьном лесничестве осуществляется по дополнительной общеобразовательной программе очно-заочной школы лесничества «Берендей». Программа была разработана и введена в практику в 2018-2019 уч. году в рамках инновационной деятельности.

Данная программа имеет естественнонаучную направленность.

Содержание программы направлено на формирование у учащихся представления о лесе как универсальной системе ценностей, о взаимосвязях компонентов леса, о влиянии на них экологических факторов. Предлагаемый учебный материал помогает лучше узнать природу родного края, способствует привитию навыков исследовательской и природоохранной деятельности, начальной профессиональной подготовке учащихся. Программа рассчитана на одногодичное очно-заочное обучение учащихся средних и старших классов и ориентирована на предпрофильную подготовку будущих кадров для лесного хозяйства.

Программа предусматривает наличие у обучающихся базовых знаний по естественным дисциплинам (экологии, биологии, географии) и составлена с учетом региональных условий природного ландшафта, ознакомления с живыми объектами Оренбургской области.

Уровень освоения программы – общекультурный (базовый), предполагает удовлетворение познавательных интересов учащихся, расширение информированности, освоение понятий и технологий в области лесоведения.

Новизна программы заключается в комплексном подходе к решению задач экологического, познавательного и эстетического характера посредством организации исследовательской и проектной деятельности.

Программа школьного лесничества «Берендей» представляет собой многопредметную систему экологического образования. Она включает в себя разнообразные направления экологии: фенологическое, ботаническое, зоологическое, валеологическое и др.

Образовательный процесс по программе имеет развивающий характер, направленный на реализацию интересов и способностей учащихся, на создании ситуации успеха и обеспечение комфортности обучения. Учебные занятия носят характер живого общения, заинтересованного поиска решения проблем с помощью разумного сочетания самостоятельной деятельности, дозированной помощи и работы под руководством педагога.

Основной акцент в содержании сделан на развитие у учащихся наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание программы включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые используются в исследовательской и природоохранной деятельности.

Немаловажную роль в программе играет наличие регионального компонента. Познание природы учащимися происходит через изучение основ общей экологии и практических исследований состояния окружающей среды своей местности. В ходе исследования учащиеся учатся анализировать природный объект, размышлять над сложившейся ситуацией и активно включаться в природоохранную деятельность, обобщать данные и формулировать их результаты.

Также реализация программы подразумевает включение в образовательный процесс элементов игровой деятельности. Игровая деятельность позволяет учащимся непринужденно погрузиться в ситуацию и проявить себя в новой роли, самому обозначить проблему и попытаться найти решение.

Владея методикой работы со школьным лесничеством, Людмила Александровна осуществляет диссеминацию опыта путём участия в мастер-классах, семинарах, на педагогических порталах и в профессиональных сообществах.




















Благодаря работе школьного лесничества:



Технология опыта


Методическую систему педагога отличает совокупность методов, приемов и технологий, прошедших апробацию и проверку практической деятельностью. Содержание программы предусматривает получение не только теоретических, но и практических знаний, что позволит лучшему усвоению теоретического материала. Успешное функционирование школьного лесничества опирается на следующие идеи:

- природа в своем естественном развитии находится в динамическом равновесии;

- непосредственным результатом взаимодействия человека и природы становится изменение состава компонентов окружающей среды, приводящие к смещению природного равновесия;

- осмысленное познание особенностей живых организмов в биоценозах убеждает, что состояние природы можно регулировать (возобновление, охрана лесов);

- природа формирует у подростков ценные черты характера: настойчивость в достижении целей, вера в собственные силы и возможности;

- знание законов и принципов природосбережения – неотъемлемая часть знаний об основах природы.

Учет возрастных особенностей учащихся при реализации программы позволяет эффективно организовать образовательный процесс, создать благоприятные условия для вовлечения учащихся в исследовательскую и проектную деятельность по лесоведению.

Программа реализуется 1 год в объеме 84 часа (очное обучение 12 часов и 72 часа отведено на заочное – дистанционное обучение).

Форма обучения – очно-заочная. Форма реализации программы – групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Основными формами очной образовательной деятельности являются:

• тематические и практико-ориентированные занятия;

• лекции (лекция-диалог, лекция-консультация и др.)

• проектирование

• природоохранная деятельность

Индивидуальная работа в сессионный период проводится в рамках консультирования, собеседования и т.д.

В межсессионный период учащиеся выполняют практическую часть домашнего задания с дальнейшей экспертизой отчетов (проектов, исследовательских работ, фото, видео отчетов по природоохранным акциям), осуществляют самостоятельный поиск материалов по темам дисциплин, изучение дополнительного материала, рекомендованных педагогами.

Межсессионное педагогическое сопровождение учащихся осуществляется дистанционно, в форме консультаций, информирования, экспертизы письменного домашнего задания, индивидуальной работы с учащимися.

Образовательный процесс по программе осуществляется в очно-заочном режиме обучения.

Очный режим предусматривает проведение 2 сессий (осенней и весенней) в год и слета школьных лесничеств в весеннее-летний период.

Заочный режим – дистанционная работа в межсессионный период (самостоятельное выполнение контрольных заданий, тестов, исследовательских и проектных работ).

Учебные и итоговые занятия проводятся в форме: лекций, практикумов, конкурсов, творческих отчетов и т.д.

Расчет часов очного обучения строится посессионно – в период каникул (не менее 2 раз в год).

Заочное обучение проводится в межсессионный период (дистанционная работа).

В весеннее-летний период организуется однодневный слет членов школьного лесничества из образовательных учреждений Кувандыкского округа.

Одной из важных составляющих деятельности школьного лесничества «Берендей» является природоохранная деятельность.

На закреплённой территории учащиеся летом и зимой по мере своих возможностей несут дозорную службу, пресекают нарушения правил пожарной безопасности. За «Берендеем» закреплены два участка леса: один – площадью 113,0 га – 74-й квартал Кувандыкского участкового лесничества и участок леса площадью 155,0 га – 75-й квартал Кувандыкского участкового лесничества. Учащиеся принимают участие в посадках леса, закладке лесного питомника, озеленяют город, принимают участие и проводят акции по озеленению микрорайона школ, парков, скверов, собирают лекарственные травы, ягоды и грибы. Большое внимание педагогом уделяется изучению природы, проведению фенологических наблюдений, экскурсиям, походам по родному краю.

Ш кольное лесничество «Берендей» участвует в трудовых операциях «Зеленые ладони», «Дерево памяти», «Лесная аптека», «Чистый город», «Чистый берег», «Муравейник», «Кормушка», «Скворечник», «Птичья столовая» и др.

Участие в природоохранной акции «Скворечник»
















Участие в природоохранной акции «Посади дерево»



Неоценимую помощь лесу оказывают его неутомимые лесные санитары – птицы. Для них на территории школьного лесничества учащиеся развешивают искусственные гнезда, проводится традиционная акция «Птичий домик». Также зимой устанавливают в лесу кормушки, подкармливают животных.

В о время практических занятий дети изучают таксации – определяют объём древесной массы в насаждениях, ежегодный прирост древесины, знакомятся с основными таксационными признаками леса – породным составом, возрастом, полнотой, типом и условиями произрастания. Учащиеся учатся на практике пользоваться измерительными приборами – буссолью, высотомером, полнотомером, мерной вилкой, разбираются в лесоустроительных материалах, таксационных названиях, планшетах, планах лесонасаждений.

Практические занятия школьного лесничества «Берендей»



В рамках реализации программы Людмила Александровна проводит следующие мероприятия:

1. Беседы: «Значение леса в природе», «Я, другие «Я» или правила поведения в лесу».

2. Викторины «Отгадай, кто наследил?», «Краснокнижные растения».

3. Игры, тренинги на развитие произвольности психических процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.): «Экологический капустник», «Кто заселит биотоп», «Птичьи трели», «Экологические кубики».

4. Конкурсы: «Юные Робинзоны», «Краски леса», «Что в лукошке?», «Съедобный-несъедобный».

5. Исследовательские проекты.

6. Дискуссии, диспуты: «Что мы оставим после себя?», «Прости, Земля!», «Хозяин на планете?».

7. Природоохранные акции: «Покормите птиц», «Пожарам – заслон», «Берегите ель», «Чистый берег», «Живи, родник!», «Чистый лес».

8. Муниципальные мероприятия: День птиц, День Земли, День защиты окружающей среды, осенний бал.

9. Встреча «за круглым столом»: с работниками лесного хозяйства – «Профессия романтиков», с работниками правоохранительных органов – «Закон и порядок».

Регулярно проводятся мероприятия по изготовлению и распространению агитационного материала: участие в областном конкурсе «Сохраним лес живым» (представлены плакаты и аншлаги на противопожарную тематику). Разработаны проекты «Альтернативная ель», «Антипал» и праздники «Каждому скворцу по дворцу», «Берегите лесную красавицу», «Ледяная игрушка», «Путешествие в Птицеград». Во время реализации проектов и праздников были разработаны листовки по правилам поведения в лесу, викторины по противопожарной теме, по знанию растительного и животного мира Оренбургской области, проведены мастер-классы по рисунку, по написанию стихов и рассказов о природе, о лесе.


Результативность опыта


Несмотря на то, что школа лесничества «Берендей» функционирует только 4 года, были достигнуты следующие результаты.


Результативность школы лесничества «Берендей»


Достижения учащихся


Название конкурса

Год

ФИ

участника

(учащегося)


Название конкурсной работы

Результат


1.

Региональный этап всероссийского экологического диктанта

2019г.

Валишева Диана

Экологический диктант

Диплом II степени



2

Муниципальная олимпиада по теме «Лесное сообщество»

2020г.

11 человек

Валишева Диана


Скибина Ксения


Биманов Марат

Олимпиада «Лесное сообщество»

Победитель (I место)



Диплом II степени


Диплом II степени



3

Областной этап Всероссийского юниорского лесного конкурса «За сохранение и бережное отношение к лесным богатствам России» (Подрост)


2019г.


Рашникова Елена

Исследовательская работа «Исследование экологического состояния леса в окрестностях поселка Куруил Кувандыкского городского округа»



Лауреат




4

Областной этап Всероссийского юниорского лесного конкурса «За сохранение и бережное отношение к лесным богатствам России» (Подрост)


2019г.


Скибина Ксения

Исследовательская работа:

«Разведение пестрого кузнечика в неволе»



Лауреат

5


Муниципальный конкурс «Кормушка»

2020г.

11 человек

Сагандыков

Вадим


Акмурзин

Аскер

Изготовление кормушки с описанием

Диплом II степени



Диплом III степени

6.

Всероссийский Интернет-конкурс для детей «Солнечный свет»

https://solncesvet.ru

2020г.

Валишева Диана


Исследовательская работа «Экология лесных муравьев в окрестностях поселка Кашкук Кувандыкского городского округа»

Диплом I степени


Достижения педагога


Название конкурса, сайт

Название конкурсной работы

Год

Результат

1

Всероссийский конкурс «Методическая копилка»

Экологическая игра «Кругосветка для друзей»

2018г.

3 место

2

Областной этап Всероссийского юниорского конкурса «Подрост» в номинации «Школьное лесничество в условиях современного образования»

«Роль школьных лесничеств в формировании экологической культуры школьников»

2018г.

Призер

3

Открытый Всероссийский конкурс «Педагогика-2018г»

ДООП« Эколог-исследователь»

2018г.

Победитель (I место)

4

Всероссийский педагогический конкурс «Академия педагогических проектов Российской Федерации»

ДООП «Азбука природы»

2019г.

Победитель (I место)

5

Областной этап Всероссийского юниорского конкурса «Подрост» в номинации «Школьное лесничество в условиях современного образования»

ДООП «Берендей»

2020г.

Победитель (I место)

6


Учительский портал

https://znanio.ru




Использование инновационных технологий, методик и подходов при осуществлении педагогической деятельности

2020г.

Почетная грамота



Ш кольное лесничество является единственным на территории Кувандыкского городского округа.

Н а протяжении 3 лет учащиеся школы лесничества являются победителями и призёрами областного этапа Всероссийского юниорского конкурса «Подрост». Также в 2018 году «Берендей» был отмечен благодарственным письмом Министерства природных ресурсов и экологии РФ за активную просветительскую деятельность. В 2019 году учащиеся школьного лесничества приняли участие во II всероссийском конкурсе «Лучший эковолонтёрский отряд» (г. Москва).

Но главным результатом работы школьного лесничества «Берендей» Людмила Александровна считает углубление знаний учащихся по экологии и биологии, формирование экологического мышления и навыков работы в коллективе, развитие интереса к природоохранной деятельности, профессиональную ориентацию учащихся.























Список использованной литературы


  1. Алексеев А.С. Практикум по экологии. – М.: АОМДЕ, 2006. – 192 с.

  2. Астанин Л.П. Охрана природы. – М.: Колос, 2012. – 248 с.

  3. Баженова О.П. Экологическое право: – М.: Юристъ, 2007. – 356 с.

  4. Бобров Р.В. Зеленый патруль. – М.: Просвещение, 2004. – 167 с.

  5. Боголюбов А.С. Методы геоботанических исследований. – М.: 2006. – 145 с.

  6. Боголюбов А.С. Определители кустарников в осенне-зимний период. – М.: Вентана-Граф.

  7. Боголюбов А.С. Определитель деревьев в весенне-летний период. – М.: Вентана-Граф.

  8. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 288 с.

  9. Дежникова Н.С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики // Педагогика. – 2002. – №10. – с. 56-59.

  10. Добрецова Н.В. Как приобщить школьников к исследовательской деятельности // Биология в школе. – 2001. – №4. – с. 59-61.

  11. Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся // НШ. – 2008. – №6. – с. 125-127.

  12. Захлебный A.M., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Охрана природы в школьном курсе биологии: пособие для учителя. – М.: Просвещение. – 2007. – 89 с.

  13. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. – М.: Просвещение, 2008. – 324 с.

  14. Зверев И.Д., Печко Л.П., Сидельковский А.П. Экологическое и эстетическое воспитание школьников. – М.: Педагогика, 2008. – 135 с.

  15. Зверев И.Д. Биология в школьном обучении. Новый аспект образования. – М.: Знание, 2008. – 132 с.

  16. Иоганезов Б.Г., Городецкий Н.А. Сельская школа и охрана природы. – М.: Просвещение, 2007. – 139 с.

  17. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 №200-ФЗ (ред. от 28.07.2012г.)

  18. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М.: 5 за знания, 2005. – 208 с.

  19. Маковик А.С. Экологическое право: – М.: Юристъ, 2008. – 476 с.

  20. Мамедов Н.М. Концепция устойчивого развития и экологическое образование / Н.М. Мамедов, С.Н. Глазачев // Экологическое образование: опыт России и Германии / Под ред. В. И. Данилова-Данильяна, С.Н. Глазачева, Р. Лоба. – М.: Горизонт, 2007. – с. 38-45.

  21. Маринченко А.В. Приоритет экологическому образованию: – М.: Феникс, 2008. – 358 с.

  22. Маркитанова Л.А. Формы экологического воспитания. – М.: – ТРИ «Школа», 2012, с. 275

  23. Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных учебных заведений и дополнительного образования, руководителей образовательных учреждений, специалистов органов управления образованием, специалистов лесного хозяйства, студентов педагогических вузов и колледжей, школьников/Составитель Каткова О.А. – Тюмень: ТОГИРРО, 2013. – 64 с.

  24. Мозолевская Е.Г, Семенкова И.Г, Беднова О.В. Лесозащита. – М.: Издательский дом «Лесная промышленность», 2006. – 354 с.

  25. Мозолевская Е.Г., Соколова Э.С., Воронцова Н.А. Практикум по лесозащите. – М.: Академия, 2010. – 189 с.

  26. Никонов М.В. Лесоводство. – М.: Лань, 2010. – 365 с.

  27. Организация работы школьных лесничеств: учебно-методическое пособие / Н.Н. Архипова, Е.А. Гончаров, Р.Р. Иванова и др.; под ред. Н.Н. Архиповой. – Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2008. – 264 с.

  28. Пахомов Э.А. Методические рекомендации к овладению экологическими знаниями // НШ. – 1998. – №6. – с. 26-28.

  29. Починков С.В. Экономические основы устойчивого лесопользования. Эффективное освоение и воспроизводство лесных ресурсов. – М.: ПрофиКС, 2007. – 267 с.

  30. Программа развития движения школьных лесничеств (Приказ Рослесхоза от 16.04.2012 г. №145)

  31. Симонова Л. П. Об экологизации в системе школьного и дополнительного образования младших школьников и подростков // Дополнительное образование. – 2001. – №9. – 34 с.

  32. Соколова Э.С., Мозолевская Е.Г., Каплан Б.М. Методы исследования грибов, развивающихся на древесных растениях: Учебно-методическое пособие. – М.: ФГБОУ ДОД ФДЭБЦ, 2013. – 80 с.

  33. Тайны природы: Пособие для учащихся 5-7 классов /Сост. Т.С. Сухова, В.И. Строганов. – М.: Вентана-Граф, 2001. – 208 с.: ил.

  34. Тихомирова Л.А. Экологическое право: – М.: ИНФРА-М, 2008. – 598 с.

  35. Тюмасева З.И. Экологизация образования подрастающего поколения / З. И. Тюмасева // Экологическое образование. – 2001. – №4. – с. 11-13.

  36. Черников В.В. Проблемы развития экологического права: – М.: Норма, 2007. – 331 с.


Интернет-ресурсы:


1. http://www.wood.ru/ru/lg_2007_1708.html – Первый лесопромышленный портал Лесная отрасль. Федеральные законы. Словарь терминов. Лесные пожары

2. http://www.edu.ru – Лесное хозяйство Лесная Энциклопедия. Современные проблемы лесовыращивания.

3. http://www.forest.ru – Все о российских лесах.

4. http://www.priroda.ru/lib/section.php?SECTION_ID=389 – Природа России. Охрана лесов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!