СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы на тему: «Изучение исторических рассказов на уроках чтения в старших классах»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлено описание моего передового опыта работы. Раскрыты аспекты повышения эффективности уроков чтения и развития речи. В работе представлены методы формирования у учащихся творческого отношения к предмету, мотивация их к обучению, определены пути повышения познавательной активности учащихся. 

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы на тему: «Изучение исторических рассказов на уроках чтения в старших классах»»
















Обобщение опыта работы на тему:

«Изучение исторических рассказов на уроках чтения в старших классах»





учителя русского языка и литературы

МКОУ «Школа для детей с ОВЗ № 7» г. Курчатова



Жмыховой Марины Валентиновны.












(Слайд 1)

Актуальность темы. Одна из задач обучения в школе для детей с ОВЗ научить обучающихся правильно, осмысленно читать и пересказывать доступный их пониманию текст. Сформировавшийся процесс чтения обусловливает возможность более глубокого усвоения всех учебных предметов: чтение расширяет знания об окружающей действительности, оказывает положительное влияние на умственное и нравственное развитие обучающихся, является мощным средством нравственного воспитания обучающихся.

Подготовка обучающихся с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни и труду предусматривает усвоение ими некоторых исторических и обществоведческих понятий. Особенно это относится к фактам и событиям истории прошлого и настоящего нашей страны, с которыми обучающиеся знакомятся не только в процессе изучения истории, но и при чтении литературных произведений.

Изучение многих художественных произведений, составляющих основу школьного курса чтения, вызывает у детей с нарушениями интеллекта серьёзные трудности. Между тем, усвоение содержания литературной книги одним из важных средств коррекции личности обучающихся, так как таким образом они знакомятся со многими явлениями окружающей действительности, учатся разбираться в цепи описываемых событий, понимать взаимоотношения героев.

Рассказ – один из самых популярных жанров детской литературы. Однако, практика работы специальных (коррекционных) школ VIII вида и имеющиеся исследования свидетельствуют, что в процессе изучения исторического материала и произведений в жанре рассказ на исторические темы дети с нарушением интеллектуального развития испытывают трудности, которые обусловлены как своеобразием их познавательной деятельности, так и причинами методического характера.


(Слайд 2)

Данное обстоятельство и обусловило тему моей работы «Изучение исторических рассказов на уроках чтения в старших классах».


Преобладающее большинство всех умственно отсталых детей − учеников школы – составляют дети с нарушением интеллектуального развития.

Дети с нарушением интеллекта характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчётливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов.

Нарушения познавательной деятельности и личности ребенка с нарушением интеллекта отчётливо обнаруживаются в самых различных его проявлениях.

Патология психического статуса у этих детей связана с недоразвитием всей познавательной деятельности. Дети с нарушением интеллекта в подавляющем большинстве адекватно воспринимают окружающий мир, однако сам процесс восприятия этого мира малоактивен.

Умственно отсталый ребёнок, осматривая окрестности или улицу, по которой идет, меньше замечает и видит, чем его нормально развивающийся сверстник. Эта слабость обозрения объясняется особенностями движения взора. То, что нормальные дети видят сразу, дети с нарушением интеллекта – последовательно. Обучение умственно отсталых детей в большей мере опирается на процессы памяти, которая имеет многие своеобразные особенности. Объём запоминаемого материала учащимися существенно меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников. Причем, чем более абстрактными является этот материал, тем меньше его количество запоминают дети. Так ряды слов ученики запоминают менее успешно, чем ряды картинок, изображающие отдельные предметы и ряды, составленные из реальных предметов. Эта закономерность с различной степенью выраженности прослеживается на всех годах обучения.

Точность и прочность запоминания и словесного и наглядного материала низкая. Воспроизводя его, учащиеся часто повторяются, привносят отсутствующие элементы.

Учащиеся обычно пользуются непреднамеренным запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание, кажется интересным. Причём далеко не, всегда это самое существенное из того, что они воспринимают, а подчас это всего лишь отдельные детали. Представления у детей с нарушением интеллекта, отличаются недифференцированностью, фрагментарностью, расплывчатостью. Произвольное оперирование представлениями нарушено. Анализ и синтез на образном уровне протекают неполноценно. У умственно отсталых школьников обнаруживается недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Их затрудняет решение простейших практически действенных задач.

Задания, предусматривающие использование наглядно-образного мышления, вызывают ещё большие трудности, поскольку дети не могут сохранить в своей памяти показанный им образец и действуют ошибочно.

Наиболее сложными оказываются задания, требующие от учащихся словесно-логического мышления. Дети воспринимают материал упрощенно, много опускают, изменяют последовательность смысловых звеньев, не устанавливают необходимых отношений между ними.

Учащиеся с трудом сравнивают, не находят сходства и различия между предметами и явлениями. При попытке сравнения часто соскальзывают на анализ, и в силу недостаточной критичности не замечают этого. Обобщения учащихся с нарушением интеллекта часто основываются на случайных признаках, обобщают слишком обширно, дифференцированно. Мышление учащихся стереотипно, тугоподвижно.

Однако, несмотря на некоторые закономерные недостатки мыслительной деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида располагают возможностью развития мышления.

Исторические знания концентрируют в себе социальный опыт человечества и нужны для правильного понимания многообразия, сложности и противоречивости событий и явлений современной жизни. Знание истории, является важным фактором воспитания личности и формирования мировоззрения обучающихся.

Формирование исторических понятий происходит в неразрывной связи с образованием исторических представлений и на их основе. В методике формирования исторических понятий особого внимания заслуживают приём сравнения и опора на наглядность.

Художественные произведения, написанные на историческую тему и представленные различными жанрами, могут и должны изучаться на уроке чтения только с опорой на исторические знания, получаемые, прежде всего, на уроке истории и в общем процессе воспитания. По этой причине основные положения специальной психолого-педагогической науки о восприятии, усвоении и понимании исторических знаний, а также методические методы и приемы обучения истории, на мой взгляд, должны быть освоены учителем, изучающим литературное произведение.

Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения.

(Слайд 3)

В своей практике, на уроке чтения все усилия я направляю на то, чтобы состоялся диалог между автором читаемого художественного произведения и обучающимися.

(Слайд 4)

Неопытному читателю нужно помочь, и я добиваюсь этого следующим образом:

− готовлю детей к восприятию текста;

− помогаю понять форму и содержание произведения;

− помогаю выработать своё собственное отношение к читаемому, тем самым вступив в диалог с автором.

Методы и приёмы работы над историческими рассказами в массовой и школы для детей с ОВЗ в основном совпадают. Однако в школе с ОВЗ эти виды работы приобретают ряд специфических свойств.

С первых шагов обучения чтению важно формировать у детей тип правильной читательской деятельности, т.е. учить думать над произведением до чтения, во время чтения и после чтения.

(Слайд 5)

При подготовке к чтению текста, содержащего общественно-исторические сведения, я выполняю следующую работу:

  • определяю, как данная тема связана с предыдущим материалом;

  • узнаю, имеются ли у учащихся знания по данной теме или она новая;

  • учитываю, даёт ли изучаемое произведение новые знания или расширяет, подтверждает и закрепляет ранее полученные знания (в данном или предыдущем классе), так как от степени известности материала зависит доля самостоятельности работы детей.

Учащиеся могут составить характеристику героев, дать оценку их поведения, описать бытовую или историческую обстановку.

Знакомство с отдельными фактами, описываемыми в произведении, я делаю наглядным с использованием исторических картин, портретов, рисунков, имеющихся в «Книгах для чтения». В ходе подготовки к уроку я намечаю виды чтения и продумываю приёмы объяснения новых слов, которые в ходе работы над произведением должны войти в активный общественно-исторический словарь учащихся, подбираю дополнительный материал.

(Слайд 6)

Я хочу изложить содержание основных этапов учебной деятельности на уроках чтения, которые я использую при изучении рассказов на историческую тему.

I этап – предварительная работа.

На этом этапе работы я сообщаю:

  • заглавие произведения, называю его автора;

  • готовлю учащихся к усвоению содержания путём беседы или вводного рассказа;

  • объясняю значение тех слов, без которых понимание текста будет затруднено (слова обязательно записываю на доске с ударением и прочитываю вслух).

II этап – громкое чтение текста по логическим законченным абзацам.

Данный этап сопровождаю словарной работой, беседой о прочитанном по вопросам.

Легкие, и трудные тексты иногда могут читаться учащимися самостоятельно. Однако значимую часть текста, выражающую эмоциональную напряженность, событий основную идею произведений читаю я. Дополнительно к тем вопросам и заданиям, которые даются в книге для чтения, иногда мои ученики готовят и свои вопросы к прочитанному.

III этап – повторное чтение текста детьми, сопровождающиеся заданиями, которые углубляют и обобщают прочитанное.

На этом этапе выполняем следующую работу:

  • составляем план (подбор заголовков для каждой логически законченной части текста);

  • работаем с деформированным планом, когда пункты плана не соответствуют содержанию читаемых и анализируемых учащимися частей;

  • разграничиваем части текста по готовому плану, данному учителем; составляем план под моим руководством;

  • провожу выборочное чтение, в процессе которого восстанавливаются причинно-следственные связи событий или их последовательность;

  • выполняем повторное, громкое чтение с нахождением границ отдельных частей текста;

  • соотносим отдельные места текста с иллюстрациями, помещенными в книге;

  • изготавливаем макеты, производим лепку и зарисовку персонажей;

  • устанавливаем сходства или различия между прочитанным произведением и конкретной жизненной ситуацией.

IV этап – обобщение материала прочитанного произведения, когда с моей помощью дети объясняют заголовок или формулируют выводы.

V этап – беседа краеведческого характера или работа над дополнительно подобранным иллюстративным материалом.

VI этап − закрепление содержания текста путём пересказа по плану, по моим вопросам.



Подготовка к восприятию произведения.

Беседу использую в том случае, если дети уже владеют определёнными знаниями по теме чтения, и у них есть по этой теме минимальный читательский опыт.

Рассказ, я считаю, целесообразно использовать тогда, когда предстоящая тема чтения или совсем незнакома детям, или знакома мало. При подготовке к чтению исторических тем лучше обратиться к рассказу, так как жизненный опыт детей мал и сведения из истории, которыми могут располагать дети, носят фрагментарный характер.

Я считаю, что основными средствами наглядности в процессе подготовки к чтению в старших классах служат картины, кино, видео и диафильмы, экскурсии в музеи, к памятным местам.

Я считаю моя задача, как учителя в том, чтобы направить познавательную деятельность детей на образное воссоздание исторического прошлого через его «проживание».

Словарная работа – вид деятельности, который обязательно присутствует на моих уроках чтения. Я провожу ее на разных этапах урока.

(Слайд 7)

Компоненты словарной работы:

– лексическая работа;

– работа по предупреждению ошибочного чтения;

– работа над изобразительно − выразительными средствами;

– орфографическая работа.

Для каждого этапа отбираю не более двух − четырёх слов, иначе дети не усваивают их семантики.

(Слайд 8)



На подготовительный этап отбираю:

1) трудночитаемые слова, т.е. слова длинные или со стечением согласных;

2) слова, лексическое значение которых неизвестно детям, и его незнание может повлечь за собой непонимание общего смысла текста. Однако, т.к. лексическое значение слова полностью раскрывается только в тексте, поэтому нет смысла до его чтения объяснять детям все непонятные слова. Значение большинства слов и образных выражений разбираются во время чтения текста или его анализа. К объяснению необходимо привлекать учащихся. Учащиеся с нарушением интеллекта часто не замечают непонятные для них слова.

Для объяснения значения слов я использую следующие приёмы:

1) объяснение значения слова путём подбора синонимов;

2) объяснение через антоним;

3) объяснение значения через развёрнутое описание;

4) объяснение значения слова путём показа предмета или его изображения;

5) объяснение значения слова через его словообразовательный анализ;

6) выяснение значения слова по сноске в книге для чтения или по толковому словарю.

Прежде чем выбрать способ объяснения слова, я уточняю для себя лексическое значение слова по толковому словарю, чтобы наиболее точно и в доступной форме суметь объяснить его обучающимся.

В процессе работы мною было установлено, что обучающиеся не умеют пользоваться историческими терминами и не всегда понимают их значение. Особое значение для обогащения словарного запаса обучающихся приобретает словарная работа, цель которой − формирование умения правильно и активно пользоваться историческими терминами.

(Слайд 9)

Этапы словарной работы можно представить так:

  1. семантизация слова;

  2. актуализация слова;

  3. использование слова в речи;

Активизация словаря − одно из важнейших направлений словарной работы. Поэтому я считаю своей задачей − помочь обучающимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный запас учащихся. Слово считается активизированным, если, ученик использовал его, хотя бы один раз в пересказах, рассказах, диалогах, сочинениях и т.д.

Владение словом подразумевает знание его семантики, сочетаемости и сферы употребления.

При разработке методов и приемов словарной работы я опираюсь на следующие способы толкования значения слова: наглядный, контекстуальный, способ перестановки синонимов, логическое определение, развернутое описание, подбор антонимов, анализ морфологической структуры слова и словообразования.

Объяснение слова, это лишь первый этап в процессе обогащения словаря обучающихся. Для того чтобы слово вошло в активный словарь я провожу последовательную гибкую работу над словом, которую планирую каждый урок.

Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем прочнее оно запоминается детьми. Поэтому каждое слово я стараюсь провести через сознание школьников несколько раз и в контекстах, чтобы активное участие в усвоении слова принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и, конечно, сознание.

При изучении отрывка из повести «Судьба человека» М.А. Шолохова учащимся встречаются слова «мундир», «пилотка». Перед изучением данной темы мною была проведена экскурсия в местный краеведческий музей. В ходе экскурсии мы подробно остановились на показе обмундирования солдат Красной армии. Затем на уроке была проведена игра «Оденьте бойцов» с использованием иллюстрации в учебнике.

Важную роль в обогащении активного словарного запаса играют картины исторического содержания, как созданные выдающимися художниками (изображающие исторические события, батальные и бытовые сцены, портреты исторических деятелей), так и учебные, специально написанные для целей образования и способствующие раскрытию учебной темы. Исторические картины несут в себе массу детализированной информации, умение видеть которую способствует формированию целостного образа эпохи, эмоциональному восприятию события, формированию личностного отношения к событию или личности.

На уроках изучения исторических рассказов я применяю презентации, которые способствуют созданию ярких образов. Большой интерес для обучающихся представляет фрагменты художественных фильмов «Александр Невский», «Бородинский бой», «Битва за Москву».

С целью активизации словаря работу провожу в виде следующих основных этапов.

(Слайд 10)

  1. Толкование слова с помощью одного или нескольких приемов.

а) контекстов

б) подбора синонимов или антонимов

в) оборота, включающего в себя уже известное однокоренное слово.

2. Чтение и запись слова (работа над орфографией и орфоэпией)

3. Работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предложениями), включающими в себя изучаемые слова.

На этапе закрепления материала обучающимся предлагаю следующие задания.

(Слайд 11)

Соотнесение слова с их значением

Ботфорты представители знатных фамилий

Извозчик человек, управляющий городским экипажем

Менуэт человек, занимающийся пошивом одежды

Портной медленный танец, которым открывается бал

Аристократ высокие сапоги из кожи

Трость декоративный посох, украшенный драгоценностями

(Слайд 12)

Вставьте пропущенные слова в предложения.

− Военные люди, которые получали от царя за свою службу деревни с населявшими их крестьянами (дворяне)

− Люди, посвятившие себя богу (священники)

− Жили в деревнях и занимались земледельческим трудом (крестьяне)

− Жили в городах и занимались изготовлением различных изделий для продажи (ремесленники)

(Слайд 13)

Выберите правильный ответ и подчеркните.

Много книг потребовалось, потому что строились

  • школы и университеты

  • читальные избы

  • церкви

(Слайд 14)

Подумайте, о каком городе говорится в этом стихотворении А.С. Пушкина.

Отсель грозить мы будем шведу.

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно;

Ногою твердой стать при море

Сюда по новым им волнам

Все флаги будут в гости к нам.



Большое значение в усвоении словарных слов играют занимательный материал, кроссворды. В процессе работы, с кроссвордами обучающиеся учатся давать правильное толкование тому или иному слову, закрепляют правописание исторических терминов. Систематическое отгадывание кроссвордов уменьшает количество ошибок на письме. Кроссворды я могу использовать на любом этапе урока.

Закрепление различных исторических терминов и понятий способствует разгадывание ребусов и анаграмм.

(Слайд 15)



P1a(Родина)

100 лица (Столица)

кчеонвики (кочевники)

плоовцы (половцы)

епечениг (печенеги)

хызаар (хазары)

(Слайд 16)

Игра «Исторический снежный ком»

Цель. Закрепление исторических терминов и понятий, развитие памяти, внимания.

Ход игры. Один ученик называет слово, другой повторяет это слово и говорит свое.

Екатерина II -------дворянство-----льготы-------крестьяне--------вельможа------помещик------аристократ.

(Слайд 17)

Игра «Историческая азбука»

Цель. Активизация словаря исторических терминов и понятий.

Ход игры. За определенное время обучающимся предлагается написать список слов на заданную букву, тесно связанных с изучаемой темой.

Площадь (красная), Покровский (собор), Постник (зодчий, собор Василия Блаженного), Пожар (название площади)

Таким образом, данные методы и приемы работы создают возможность обогащения речи моих обучающихся историческими терминами, обуславливает усвоение исторических понятий, позволяет активизировать словарь обучающихся.

При подготовке к восприятию произведения для включения в тему чтения исторического текста я применяю дополнительные средства: чтение малых фольклорных жанров, например загадок, по теме, показ репродукций картин, демонстрацию слайдов, фото; прослушивание музыкальных произведений или отрывков из них. Привлечение таких средств для подготовки к восприятию текста исторического содержания создаёт особую эмоциональную атмосферу, которая способствует более глубокому проникновению в текст.

(Слайд 18)

Анализ исторического текста, как правило, произвожу индуктивным путем, т.е. от частного к общему. Поскольку понимание произведения исторического содержания вызывает сложность у обучающихся с нарушением интеллекта, т.к. не имеет параллелей ни в знаниях, ни в опыте детей. Разбираю какое историческое событие описывается в произведении, детально разбираю обстановку и последовательность событий.

Вот варианты примерных вопросов по произведениям исторического содержания. О теме и проблемах.

- О чём это произведение?

- Почему оно так называется?

- Какие вопросы (мысли) возникли у вас при чтении?

По сюжету.

Где и когда происходят события? Что вы знаете о том времени? С чего всё началось в произведении? Как развивалось действие? Какое событие главное? Чем закончилось? Какой эпизод при чтении вас больше всего взволновал? Почему?

Об образах.

Кто действует в произведении? Опишите героя. Какой он? Какие поступки совершал? Почему он так поступал? Что о нём говорят другие персонажи. Что думает о нём автор? Кто вам понравился и не понравился? Почему? Что изображено? Опишите картину, предмет, обстановку.

О композиции.

Из скольких частей состоит произведение? Почему? Что главное в каждой части? Как её озаглавим? О ком и о чём рассказывается подробно? О ком и о чем кратко? Почему.

О языке.

Какое настроение вызвало у вас прочитанное? Какие слова вас затруднили. Какие выражения особенно помогли представить написанное? В каком предложении заключается главное?

О жанре?

Что вы читали: рассказ, сказку? стихотворение? или другое. На какие слова обратили особое внимание. Почему?

Об идеях?

Что вам больше всего запомнилось в произведении? Почему? Какая главная мысль произведения? Какое чувство остаётся у вас после чтения произведения? Какое настроение вам передалось? Возникло ли у вас желание узнать подробнее об этом историческом событии, жизни людей в данный период. Как вы думаете? Зачем автор написал это произведение? Почему автор решил рассказать об этих событиях именно так? Что писатель хотел сказать своим произведением другим людям?

На заключительном этапе работы с текстом, использую приёмы, помогающие обучающимся осознать своё собственное отношение к читаемому. Это чтение по ролям, пересказ, выразительное чтение.

Чтение по ролям применяю при работе с текстами, насыщенными диалогами. Чтобы осуществить этот вид деятельности на уроке готовлю к нему обучающихся: выбираю эпизод, который может быть прочитан по ролям; затем, вместе с учащимися называем действующих лиц, участвующих в данном эпизоде, определяем, сколько нужно учеников, чтобы прочитать сцену по ролям. Только после этого предлагаю ученикам найти слова каждого персонажа, обсуждаем интонацию реплик и готовимся к чтению.

Обучающую беседу по всему произведению сопровождаю различными видами творческой деятельности: выполнением рисунков к тексту, изготовлением макетов, составлением монтажей, альбомов, инсценировок, а также пишем сочинения на различные темы, связанные с прочитанным, изложением коротких отрывков.

Основные методы и приёмы изучения исторических рассказов на уроках чтения в специальной (коррекционной) школе VIII вида направлены на осознанное восприятие учащимися текста исторического содержания.

Осмысление произведений на историческую тему осуществляется в процессе тщательно продуманной учителем работы над темой произведения.

В процессе работы над историческими рассказами у учащихся формируются исторические представления, обогащается словарный запас, совершенствуются общеучебные навыки, воспитывается интерес к историческому прошлому.

(Слайд 19)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!