СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Обобщение опыта. Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса обучающихся на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности."

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта. ПРоектная деятельность как средство развития познавательного интереса обучающихся на уроках истории и обществознания.

Просмотр содержимого документа
«"Обобщение опыта. Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса обучающихся на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности."»







Обобщение опыта по теме «Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса обучающихся на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности»





Работа выполнена учителем истории и

обществознания высшей категории

Курносовой Ю.А.















Содержание:



I. Введение. Метод проектов, как одна из современных педагогических технологий.

    1. Содержание проектной методики.

    2. Классификация видов школьной проектной деятельности.


II. Использование метода проектов на уроках истории и внеклассной работе.

1. Методика работы над исследовательскими проектами.

2. Учебные проекты по истории.

3. Исследовательские проекты по внеклассной работе с учащимися.


III. Заключение. Эффективность использования метода проектов на уроках истории и во внеклассной работе с учащимися.


IV. Список литературы.


V. Приложения.






























Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность.

Бернард Шоу.

  1. Введение.


Мое педагогическое кредо: От простого к интересному, от интересного к сложному, от сложного к творчеству, от творчества – к саморазвитию и осознанию себя как личности.

Актуальной стала задача обновления содержания образования, понимаемого не только как определенный объем информации, но и как деятельность школьников и их отношение к изучаемому материалу. В этих условиях учащимся необходимо самим понимать смысл работы, определять ее цели и задачи, искать способы их решения. Все эти составляющие входят в содержание проектной деятельности и кардинально отличают ее от классических методов. В процессе работы над проектом учащиеся должны сами ставить цель, определять пути ее достижения, находить, обобщать и анализировать нужную информацию, делать выводы. Итогом должно стать получение цельного знания по предмету и овладение определенным исследовательским багажом. Новые образовательные задачи, стоящие перед современной школой предполагают подготовку к « вступлению в жизнь» не только компетентного человека, обладающего разносторонними знаниям и умениями ,но ,более того, социально и нравственно ориентированную единицу общества, гражданина, личность!. Сегодня речь идёт о новом отношению обучающихся к процессу познания, к полученным знаниям и умении применять их в процессе социализации ,личностной эволюции, при решении возникающих проблем и задач в ускоренной динамике современного мира. Метод проектов был разработан во второй половине XIX века в США. Родоначальники метода Дж. Дьюи и Э. Дьюи, Х. Килпатрик, Э. Коллингс и др. выдвинули идею «обучения посредством делания». Они считали, что ребенок будет учиться с интересом, если сможет увидеть применение результатов своего труда.В советской педагогике метод получил распространение в 20-е годы XX века (В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев). Его сторонники пытались преобразовать школу учебы в школу жизни, где приобретение знаний осуществлялось на основе труда, а содержание учебных программ базировалось на общественно-полезных делах. На основе проективной методики была создана комплексная система обучения, по которой учебные предметы заменялись выполнением практических проектов. Абсолютизация метода привела к резкому снижению общеобразовательной подготовки. В результате, проективная методика была осуждена и до 90-х гг. XX века в практике советской школы не использовалась.

Ведущая идея опыта:

Создание на уроках истории  и во внеклассной работе условий для сознательного, активного участия школьников в творческой деятельности, приносящей радость открытия, преодоления, достижения своей цели, повышение мотивации к предмету.



 







Противоречия, которые привели к использованию метода проектов:





Традиционные методы и приемы обучения –

 

Необходимость внедрения новой прогрессивной модели обучения

 

Введение новых учебных предметов

Перегрузка учащихся

Возрастание требований к уровню подготовки выпускников средней школы

Понижение мотивации к учению



Целью данной работы является обобщение собственного опыта применения проективной методики на уроках истории и во внеурочной деятельности.

Задачи:

 1.Определение содержания проективной методики как образовательной технологии.

2.Краткая классификация видов школьной проектной деятельности.

3.Составление методики работы над исследовательскими проектами.

4. Описание опыта применения метода проектов.

5.Эффективность метода проектов на уроках и во внеклассной работе

 Выполнение данных задач поможет сформировать собственную систему проектной деятельности с учащимися, повысить качество преподавания истории и внеклассной работы по предмету.



1.Содержание проективной методики как образовательной технологии.



В современном российском образовании различают широкое толкование проекта как понятия и образовательную технологию – «метод проектов». Метод проектов (проективная методика), как образовательная технология – это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая завершается практическим результатом, оформленным тем или иным способом. Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов.



2. Виды школьной проектной деятельности.

Исходя из преобладающего метода или вида деятельности, выделяют прикладные, исследовательские, информационные, ролево-игровые проекты.

Прикладные проекты отличают следующие черты:

  • четко обозначенный результат деятельности;

  • тщательное продумывание структуры проекта;

  • четкое распределение функций между участниками;

  • оформление итогов деятельности с последующим их представлением и рецензированием.

Исследовательские проекты подразумевают:

  • деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом;

  • наличие этапов, характерных для любой научной работы.

Информационные проекты направлены на изучение характеристик процессов, явлений, объектов и предполагают анализ и обобщение выявленных фактов. Структура информационного проекта похожа на структуру исследовательского, что часто служит основанием для их интеграции.

Структура ролево-игровых проектов только намечается. Для них характерно:

  • конструирование гипотетической игровой ситуации;

  • исполнение определенных ролей, имитирующих деловые, социальные и другие отношения;

  • результат остается неизвестным до конца работы.

Ролево-игровые проекты позволяют участникам приобрести определенный социальный опыт.

В соответствии с предметно-содержательной областью выделяют монопроекты и межпредметные проекты.

По характеру контактов проекты бывают локальными, внутришкольными, региональными, национальными, международными; по количеству исполнителей – индивидуальными и коллективными; по продолжительности – краткосрочными, средней продолжительности и долгосрочными.

В реальной практике чаще всего происходит интеграцию различных видов проектов, что обусловлено конкретными целями и задачами.




















II. Применение метода проектов на уроках истории и во внеклассной деятельности учащихся._



1. Методика работы над исследовательскими проектами.

Для того, чтобы эффективно использовать метод проектов необходимо четко представлять особенности исследовательской деятельности, как образовательной деятельности, связанной с решением учащимися творческих, исследовательских задач и предполагающей наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика познания выбранного явления, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Рассмотрим основные аспекты, характерные для исследовательской, проектной деятельности.

Исследовательский проект как элемент творчества учащихся сегодня часто рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.

Как отмечает Е.С. Полат, проектный метод позволяет:

  • научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;

  • размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;

  • принимать самостоятельные аргументированные решения;

  • научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности.

Самым сложным моментом при введении в учебный процесс исследовательских проектов является организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. Не каждый урок должен проходить в «проектной манере». При планировании обучения на год учителю необходимо выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут «вынесены на проектирование». Далее нужно сформулировать несколько примерных тем на класс (как индивидуальных, так и групповых), работа над которыми потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования нужного опыта. При определении перечня таких знаний и умений педагогу необходимо руководствоваться программными требованиями по соответствующему учебному курсу.

Основными этапами организации исследовательской деятельности являются следующие:

  • выявление проблем исследования;

  • постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования;

  • формулировка гипотез исследования;

  • определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез, проверка гипотез;

  • оформление результатов исследования;

  • обсуждение и транслирование полученных результатов.

В школе проектную деятельность можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

На начальном этапе разработки учебного проекта условно можно выделить следующие шаги:

  1. Определение проблемы исследования.

  2. Формулировка основополагающего вопроса.

  3. Выбор темы проекта.

  4. Выбор творческого названия.

  5. Формулировка проблемных вопросов.

  6. Формулировка тематики исследования.

  7. Разработка дидактических материалов.

  8. Представление результатов проекта.

Первым этапом проектной деятельности является определение проблемы.

Проблема – это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос, или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.

При определении проблемы учитель должен помнить, что ситуация приобретает проблемный характер, если:

  • имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить;

  • требуется установить сходство и различия;

  • важно установить причинно-следственные связи;

  • необходимо обосновать выбор;

  • требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и примеров опыта – теоретическими закономерностями;

  • стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения.

Вторым этапом в работе над проектом является формулировка основополагающего вопроса.

Основное направление развития проекта определяется основополагающим вопросом, суть которого заключается в том, что основополагающий вопрос – это вопрос самого высокого уровня в цепочке вопросов, наиболее общий, абстрактный, «философский», не имеющий определенного ответа. Основополагающий вопрос служит «концептуальной рамой» для нескольких учебных тем или для всего предмета в целом. Тема задает общее направление проектирования, определяет основное содержание работы.

Определенная трудность для педагога заключается в том, что проект должен отражать одну из тем школьного предметного курса, обеспечить реализацию обязательного минимума и предусматривать осуществление аналитической, исследовательской, творческой деятельности учащихся.

Не менее важной задачей является формулировка творческой темы проекта: необходимо, чтобы формулировка темы привлекала внимание учащихся, была неординарной и запоминающейся.

На данном этапе работы над проектом целесообразно провести мини-тренинг для слушателей, предоставив им для работы общую тему общекультурного, философского характера.

Следующим этапом является формулировка проблемных вопросов. Основополагающий вопрос и проблемный вопрос – близкие понятия. Не совпадают они в психологической функции, которой проблемный вопрос обычно не имеет. Проблемный вопрос скорее логически концентрирует противоречия в наличном наборе наблюдаемых фактов и установленных теорией закономерностей. Как и основополагающий вопрос, проблемный вопрос может предопределить направление для экспериментального добывания ответа. Проблемные вопросы тесно связаны с темами самостоятельных исследований учащихся. Тема является результатом индивидуального творческого поиска и может быть определена только после выбора проблемного вопроса.

Важным моментом в исследовательской деятельности является формулировка целей, задач и гипотезы исследования. Под целью понимается желаемый конечный результат проекта. Постановка цели определяется гипотезой, и предполагает ее проверку. Цель проекта состоит в решении противоречия, имеющегося в практике, и ее достижение связано с усовершенствованием участка педагогической действительности. Для определения цели используются следующие глаголы: «разработать», «выявить», «исследовать», «описать», «создать», «обосновать», «проанализировать». Постановка проектных задач предполагает выработку определенной последовательности действий – шагов для достижения цели, осуществление выбора путей и средств ее достижения. Гипотеза – это логически обоснованное предположение автора проекта, которое нуждается в подтверждении или опровержении, истинность которого не очевидна. Гипотеза должна быть проверяемой, не должна содержать в себе противоречивых суждений и суждений оценочного характера. Как правило, описание хода исследования проекта не вызывает затруднений. Некоторые вопросы возникают при отражении результатов исследовательской деятельности.

Результаты исследования учащихся часто целесообразно представить в графическом виде. Это могут быть результаты проведения социологических опросов, обработки статистических данных. Результаты исследования более наглядно будут смотреться в виде таблиц, организационных диаграмм, схем.

Особое внимание при разработке проекта учителю необходимо уделять дидактическим и методическим материалам в поддержку проектной деятельности. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций по выполнению проекта, где указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов проектирования. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.

При использовании проектной методики важным является организационная деятельность, как со стороны учителя, так и учащихся. Начиная с погружения учащихся в проектную, исследовательскую деятельность до ее реализации.



При организации проектной деятельности от учителя требуется направить мысль ребенка в нужном русле самостоятельного поиска, подсказать источники информации, но нельзя предлагать учащимся решение проблемы в готовом виде. Следует обращать внимание на актуальность проблемы, недостаточную освещенность ее, указывать на то, что учитель ждет в лице своих учеников исследователей, способных найти новое решение. Важным моментом в проектной деятельности является оценка творческих работ: презентаций, тематических буклетов, сайтов.

Таким образом, основными принципами, этапами проектов являются:

Принципы метода проектов:

1) ориентация учащихся на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран, подходов в решении тех или иных проблем и т.д;

2) связь  идеи (проблемы) проекта с реальной жизнью 

3) интерес к выполнению проекта со стороны всех участников

4) ведущая роль консультативно-координирующей функции учителя;

5) самоорганизация и ответственность участников проекта

6) нацеленность на создание конкретного образовательного продукта

7) монопредметный и межпредметный характер проектов

8) временная и структурная завершенность проекта

9)использование исследовательских методов; определение проблемы, выдвижение гипотезы решения поставленных задач; обсуждение методов исследования полученных данных, подведение итогов.

Этапы работы над проектом:

1 этап. Мотивационный.

2 этап. Планирующе-подготовительный.

3 этап. Информационно-операционный.

4 этап. Рефлексивно-оценочный.

Степень активности – самостоятельности на разных этапах:

 1 этап              УЧИТЕЛЬ - ученик

  2 этап               учитель – УЧЕНИК

  3 этап               учитель – УЧЕНИК

  4 этап               УЧИТЕЛЬ – ученик (приложение 2)

Мной создана памятка об основных этапах учебного исследовательского проекта и компетенциях, формируемых у учащихся (приложение 3)

 



2. Метод проектов на уроках истории.

В своей работе на уроках я применяю различные виды проектной деятельности. Так, в 5 классе, при изучении истории Древнего мира, мы с учащимися разрабатывали прикладной проект “По следам древних людей”. Целью работы было научиться всему, что когда-то открыл древний человек; попробовать все своими руками. Мы лепили глиняные горшки, украшали их первобытным способом и, таким образом, “открыли” керамику. В мастерской “первобытного художника”, с увлечением, выцарапывали наскальные рисунки на гипсовых заливках.

Одним из самым интересных и запоминающихся учебных исследовательских проектов, для меня и моих учеников стал наш первый проект на тему: «Как прошлое определяет настоящее?» в 7 классе.

Цель проекта: Изучая период Смутного времени в России, ответить на вопрос: «Как эти события повлияли на современное развитие государства?»

Задачи проекта:

Развивающие:

1) научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации, критическому мышлению;

2) размышлять, опираясь на знание фактов «Смутного времени, делать обоснованные выводы;

3) принимать самостоятельные аргументированные решения;

4) научить работать в команде, выполняя разные социальные роли;

Образовательные: формирование системы знаний по пройденному материалу через самостоятельную работу;

Воспитательные: воспитание у учащихся чувств уважения и любви к истории России. 

Этапы работы над проектом:

  • 1 неделя – найти информацию по заданной теме (учебник, Интернет)…

  • 2 неделя - ответить на проблемные вопросы

  • 3 неделя – создание презентации, подведение итогов

Учащиеся были разделены на три группы, каждая из них получила задание.

Группа

Проблемный вопрос

Летописцы

Почему начало XVII века получило название «Смутное время»?

Патриоты

В чем выразился подъем национального самосознания русского народа?

Аналитики

Каковы итоги и последствия «Смутного времени»?

В течение трех недель учащиеся совместно с родителями и учителем работами над проблемными вопросами. Итогом реализации проекта стал обобщающий урок, на котором были представлены презентации.

Летописцы – «Причины и основные события Смутного времени»

Патриоты – «Подъем национального самосознания русского народа»

Аналитики –«Итоги и последствия «Смутного времени»

После представления проектных презентаций учащиеся выполняли разнообразные задания (приложение 8). В конце урока была проведена рефлексия.

Ход урока.

  1. Тема урока – Как прошлое определяет настоящее?

Эпиграф урока – слова Карамзина.

Каждая группа должна была ответить на поставленный вопрос по теме «Смутное время» и сегодня группы представляют свои ответы в форме презентаций.


  1. Первая группа отвечала на вопрос «Почему начало 17 века получило название Смутного времени?»


Причины Смутного времени

Периодизация и основные события Смутного времени, вывод.


  1. Вторая группа – «Подъем национального самосознания русского народа»

Власть утратила возможность контроля над государством и только народ мог восстановить независимость государства от польских и шведских интервентов.

Созыв Второго ополчения и освобождение им Москвы.

Стихотворение о призыве Минина .

Показ фильма об освобождении Москвы.


  1. Третья группа – «Итоги и последствия Смутного времени»

Презентацию представляют:

Созыв Земского собора.

Выборы Михаила Романова.

Итоги и последствия Смутного времени.


  1. Как события начала 17 века отразились на современной истории.

Открытие памятника Минину и Пожарскому – архитектор Мартос.

День единения России – 2005 год.

Следующий 2012 год – 400 лет со дня освобождения Москвы силами 2 ополчения и возвращение России независимости.

Стихотворение на 300- летие этого события.


  1. Проверка изученного материала.

Тесты для учащихся.

Групповые задания – соотнесите даты и события, соотнесите имя и деятельность участника событий Смутного времени.

Рефлексия

Я научился:

  • Искать информацию в книгах и энциклопедиях

  • Пользоваться электронной энциклопедией

  • Создавать презентации

  • Обсуждать результаты работы с одноклассниками

  • Задавать вопросы, когда возникают трудности

  • Просить помощи, когда возникают трудности

  • Помогать товарищу, когда он об этом просит

  • Радоваться интересной идее

  • Радоваться успеху товарища

  • Видеть необычное в привычном

  • Другое ……………………………………………………………………

На уроке исторического краеведения в 7 классе по теме «Нижегородская твердыня» был создан проект «История Нижегородского Кремля». Этот проект носил не только исследовательский характер, но также прикладной. Кроме презентации о башнях Нижегородского кремля учащимися 7-х классов из картона и бумаги склеены башни и воссоздан макет Нижегородского кремля



На уроках истории в 10 и 11 классах я предложила учащимся реализовать проект «Умная тетрадь». Цель данного проекта: создать компактную, содержащую основную информацию по наиболее сложным темам истории России рабочую тетрадь для учащихся 10-11 классов. Сейчас данный проект находится на стадии реализации.

3. Исследовательские проекты по внеклассной работе с учащимися.

Участие в различных конкурсах и викторинах, заставило нас с ребятами обратить внимание на исследовательские проекты, которые можно использовать во внеклассной и внеурочной работе. Например, областная краеведческая олимпиада «Юный экскурсовод» помогла нам научиться выполнять не только исследовательский, но и экскурсионный проект. Особенностью данного проекта стало не только поиск и исслевование материала, но и проведение заочной экскурсии, для этого были выбраны




III. Заключение. Эффективность использования метода проектов на уроках истории и во внеклассной работе с учащимися.

1. Каковы же преимущества этого метода?

1.Он позволяет решить одну из главных задач современного образования – формирование мотивации. Поэтому, используя данную технологию, необходимо ставить перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого участника проекта. Лучше, когда ученики в ракурсе заданной тематики сами предлагают для изучения интересующие их вопрос или проблему. Здесь метод проектов тесно соприкасается с методиками проблемного и деятельностного обучения.

2. Реализуются принципы личностно- ориентированного обучения, когда учащиеся становятся участниками проекта в соответствии со своими способностями и интересами.

3. Работа над проектами вовлекает обучающихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Школьники учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, происходит интеграция и актуализация полученных ранее знаний. Это ведёт к развитию творческих и интеллектуальных способностей, самостоятельности, активности, ответственности, формируются умения планировать и принимать решения, нести за них ответственность.

4. По Хэвигхерсту подросток должен решить задачу подготовки к будущей трудовой деятельности. Эта задача находит отражение в проектной технологии: учебные проекты учащихся становятся прообразами проектов в их будущей самостоятельной жизни. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперед к поставленной цели.

5. В процессе работы формируется личность умеющая осмысливать, оценивать себя, готовая к презентации своей деятельности и её результатов. То есть ,постепенно происходит освоение информационной, учебной ,исследовательской, коммуникативной, личностной компетентностей, формируется мировоззрение и личностная позиция, что в в итоге будет способствовать её успешной самореализации..

6. Метод проектов тесно связан с использованием ИКТ. На мой взгляд, сочетание этих двух образовательных технологий обладает особой результативностью в формировании компетентностного обучения, взаимообогащая друг друга .ИКТ даёт технологическую и информативную базу, проектная же деятельность придаёт смысловую направленность, наполняет духовным и интеллектуальным содержанием. В итоге сочетание методик помогает перейти на продуктивно-творческий уровень образования.

7. Метод проектов позволяет реализовывать индивидуальную работу с учащимися, а также работу в группах на основе сотрудничества, сотворчества (приложение 17).

Конечно, необходимо учитывать и недостатки проективной методики:

неравномерность нагрузки на разных этапах деятельности;

повышение эмоциональной нагрузки на учителя и учеников.



















































IV. Литература:

 

1.Балаян Г.В. Метод проектов на уроке истории // Школьные технологии, 1997, №1., с.116-119.

2.Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование, 2000, №9, с.177-180.

3.Митрофанов К., Богоявленский Б. О конкурсах исследовательских работ. // Первое сентября. История, 2000, №24, с.1-3.

4. Метод учебных проектов: Методическое пособие М. 2006.

5.Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, №7, с.151-157.

6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – Москва. 2005.

7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М. 2005.

8. Сергеева В.П. Проектно – организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности. М. 2005.

9 .Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч, 200о

10. Федоскина О.В Воспитательные возможности технологии проектно – исследовательской деятельности // Начальная школа плюс До и после. 2004. №11














































16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!