Презентация к статье «Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения» содержат теоретический и практический материал по формированию читательской грамотности. Практические материалы могут использовать учителя начальных классов, молодые специалисты, студенты, практиканты при подготовке к урокам литературного чтения.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта по теме «Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения»»
Читательская грамотность как основа формирования функциональной грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения
Функциональная грамотность
- Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать с ней.
- Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем современного образования.
Читательская грамотность
• способность человека понимать и использовать письменные тексты,
• размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
• расширять свои знания и возможности,
• участвовать в социальной жизни.
I. Технология критического мышления
Приёмы
- «Чтение с остановками»
- «Работа с вопросником»
- «Знаю, узнал, хочу узнать»
- «Уголки»
- «Написание творческих работ»
- «Создание викторины»
- «Логическая цепочка»
II. Игровая технология
Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды.
Приёмы
- «Мим-театр»
- «Инсценировки»
- «Крестики – нолики»
- «Древо мудрости
III. Информационно- коммуникативная технология .
- Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари.
- Важным преимуществом технологии является наглядность , так как большая доля информации для детей младшего школьного возраста усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Наиболее популярным здесь является использование возможностей мультимедийной презентации.
IV. Личностно – ориентированная технология
На личностно-ориентированном уроке создается учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Здесь важно создать эмоционально положительный настрой учащихся на работу.
Приём
«Вариативные домашние задания» , что даёт возможность каждому ученику проявить себя, свои сильные стороны, тем самым делая более позитивным отношение ребят к обучению в школе.
V. Проектная технология
Приемами формирования читательской грамотности в рамках проектной технологии являются:
- 1) написание сочинения на заданную тему;
- 2) выполнение творческой работы – иллюстрации к произведениям, викторина или кроссворд по прочитанным произведениям;
- 3) сочинение своего стихотворения, басни, сказки, небылицы.
- 4) Ведение тетради- сборника пословиц, поговорок, фразеологизмов, синонимов, антонимов со 2 класса.
- 5) Ведение читательских дневников.
- 6) Создание уголка чтения.
- 7) Вариативные домашние задания
VI.Здоровьесберегающая технология
Неотъемлемая часть урока литературного чтения. Она обеспечивает на уроке зоны психологическрого комфорта.
Приёмы и методы работы по формированию интереса к чтению.
- Конкурс читательских дневничков.
- Участие в литературных конкурсах и викторинах.
- Обмен впечатлениями о прочитанных книгах
- Обмен книгами между учащимися класса
- Библиотечные часы и конкурсы.
- Конкурс чтецов.