СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта "Как работать со слабоуспевающими учениками в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта "Как работать со слабоуспевающими учениками в начальной школе". 

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта "Как работать со слабоуспевающими учениками в начальной школе"»

Особенности работы со слабоуспевающими детьми в начальной школе.

Я работаю в школе 37 лет, в моей педагогической деятельности в каждом классе были дети, которые требовали к себе особого внимания. Были дети из неблагополучных, неполных семей, дети с ограниченными возможностями здоровья. В нашей школе-интернате большинство обучающихся - такие дети «особой» заботы. Поэтому на протяжении этих лет работаю над проблемой обучения детей «особой» заботы.

Для меня важна задача – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями, т.к. в последнее время в школе неуклонно растет число детей с проблемами общего поведения и обучения.

Первоклассники уже к окончанию первой четверти различаются по уровню усвоения учебного материала. С низким уровнем умственного развития ученики начинают отставать в усвоении конкретного учебного предмета.

Мы, учителя начальных классов, должны знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Работа по коррекции недостатков ребенка с особенностями в развитии начинается, прежде всего, с качественной диагностики. Установить конкретно причины неуспеваемости учителю должны помочь школьные узкие специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог) и родители ученика.

По окончанию первого полугодия и учебного года учителя выделяют детей, которых направляют на ПМПК для определения специальных образовательных условий. По рекомендации ПМПК и заявлению родителей такого ребенка обучают инклюзивно в общеобразовательном классе (вариант 7.1) или в классе ЗПР (вариант 7.2) по адаптированным образовательным программам.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, чьё здоровье является преградой в изучении общеобразовательных программ вне особых условий обучения. Школьники с ОВЗ имеют самые разнообразные нарушения развития: проблемы со слухом, зрительным восприятием, речевым аппаратом и опорно-двигательной системой, интеллектуальным мышлением, с расстройствами в качестве или динамики эмоций и чувств, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Поэтому персональный подход к каждому школьнику и специальная индивидуальная программа для детей с ОВЗ - главные преимущества в работе с такими детьми. Необходимость особого подхода в образовании различается у школьников различных категорий, ведь индивидуальность подхода зависит от специфики сбоев в психическом развитии. Вместе с этим можно подчеркнуть методы обучения детей с ОВЗ, которые необходимы им:

- начинать образовательный процесс сразу после обнаружения первостепенного сбоя в развитии;

- вводить в учебную программу подразделы, которые отсутствуют в учебных программах, разработанных для ровесников с обычным уровнем развития;

- применять методы, приемы и средства обучения, которые помогут избежать препятствия в понимании;

- максимально персонализировать образовательный процесс;

- создавать все условия для организации учебных условий;

- расширять на максимум образовательную территорию, выходя за пределы школы.

Обеспечение коррекции недостатков развития осуществляется учителем как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Организуется индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с учетом его потенциальных возможностей. Формируются коррекционно-развивающие группы на основе данных диагностики и наблюдений за детьми. Для работы с детьми с задержкой психического развития составляется индивидуальный или групповой план работы.

Индивидуальные и групповые занятия по восполнению пробелов в обучении предусмотрены в расписании внеурочной деятельности. В группы можно объединять по 3 – 4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности. Работа с целым классом или с большим числом детей на этих занятиях не допускается.

Цель индивидуальных и групповых коррекционных занятий: повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания; коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики, подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения и др. Работа на индивидуально-групповых занятиях должна быть направлена на общее развитие школьников, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей. Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом, психологом и дефектологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Названную деятельность осуществляет учитель-дефектолог или учитель класса ЗПР общеобразовательного учреждения. Кроме этого, детям с нарушениями речи должна быть, по необходимости, оказана помощь на логопедическом пункте школы; детям с нарушениями эмоционально-волевой, познавательной сфер - педагогом-психологом школы либо в профильных центрах психолого-медико-социального сопровождения. Помимо вышеназванного, необходимо в динамике отслеживать развитие учащихся с ЗПР специалистами ПМПК, консилиумов (не реже трех раз в год).

В деятельность учителя, работающего в классе для детей с ЗПР, входит:

1) диагностика уровня развития ребенка на основе изучения заключения ПМПК, характеристики из предшествующего ОУ, детских работ, бесед с родителями, наблюдений за ребенком, диагностики уровня знаний по предметам и ориентировки в окружающем мире, особенностей общения со сверстниками и взрослыми; по возможности, проведение предварительной коррекционной работы;

2) составление на основе диагностических данных индивидуального коррекционно-образовательного маршрута ребенка (ИКОМ):

3) отслеживание динамики развития ребенка:

- регулярное изучение учащихся с целью выявления индивидуальных особенностей и определения направления коррекционно-развивающей работы,

- фиксация динамики развития обучающихся с ЗПР в диагностических документах (ИКОМ, характеристика), плане коррекционных занятий с учётом усвоения учащимися образовательных программ.

Совместно с учителями коррекционную работу по обучению слабоуспевающих учащихся проводят психолог и логопед. Узкие специалисты работают в тесном контакте с учителем, постоянно ведут отслеживание развития ребенка.

Методы обучения детей с ОВЗ.

Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР.

  1. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности.

  2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР.

  3. Индивидуальный подход.

  4. Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями.

  5. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий.

  6. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.

  7. Использование многократных указаний, упражнений.

  8. Проявление большого такта со стороны учителя.

  9. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укреплении в нем веры в свои силы.

  10. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.

  11. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.

Метод проектов в обучении детей с ОВЗ

Данный метод направлен на увеличение интереса и формирование положительного побуждения к процессу обучения, вовлечение к открытому общению и сотрудничеству с группой, активному участию в процессе образования. Метод проектов в организации обучения детей с ОВЗ помогает создать для детей непринуждённую среду, обстановку для работы, которая будет очень похожа на действительные условия взрослой жизни.

Коррекционно-развивающие технологии обучения детей с ОВЗ

Игровые технологии. К данной разновидности обучающих методик относятся всевозможные сюжетно-ролевые, дидактические и настольные игры. Чтобы увлечь ребенка использую сказочных персонажей. Благодаря участию любимых и знакомых героев в уроке учащиеся настраиваются на решение поставленных перед ними задач, проявляют заинтересованность игрой и одновременно процессом обучения. Например, практически каждому ребенку интересен прием «сказка-занятие». Процесс обучения посредством игры надолго увлекает их, ненавязчиво захватывает все внимание, поднимает настроение. Помимо этого у детей формируется учебная мотивация, благодаря чему учащиеся с удовольствием выполняют поставленные задачи. Игровые технологии в обучении детей с ОВЗ являются эффективным обучающим инструментом, который понятен и интересен обучающимся.

Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с ОВЗ

- создание особой, доброжелательной среды, индивидуальная работа с каждым ребенком;

- гармоничное сочетание воспитания и оздоровления непосредственно в стенах учебного заведения;

- восстановление физических сил (для этого педагоги используют частую смену видов деятельности, чередование нагрузок и отдыха, физкультминуток ).

Технологии дифференцированного обучения детей с ОВЗ

В данной методике различаю два подхода к учебному процессу: индивидуальный и дифференцированный. В процессе выполнения задач, поставленных педагогом, у детей могут возникать некоторые затруднения. И вот здесь важно уделить персональное внимание каждому обучаемому, помочь, подсказать, поправить. Для успешного внедрения данного вида технологий детей во время урока можно делить на условные группы. По возможностям и непосредственно результату, который ожидается достичь в процессе обучения, воспитанникам предлагается разный дидактический материал. Задания на выполнение ставятся для каждой условной группы на разном уровне.

Приведу простой пример. Урок лепки. 1 класс.

Группа 1. Учащимся предлагается разгадать загадку, а после слепить отгаданный предмет или несколько, рассортировать их по цветам, формам, размерам. Помимо этого можно попросить прокомментировать свои действия.

Группа 2. Учащимся предлагается размять материал для лепки, самостоятельно или после демонстрации педагогом раскатать, слепить заданную фигуру.

Чтобы предотвратить неуспеваемость, своевременно выявляются образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовываем своевременную ликвидацию этих пробелов.

Устанавливается правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректируются эти способы, систематически обучаю учащихся обще-учебным умениям и навыкам.

Пытаюсь так организовать учебный процесс, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

Какую помощь оказываю слабоуспевающему ученику:

Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).

Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).

Различные формы взаимопомощи.

Дополнительные занятия с учеником.

Какие виды работ провожу со слабоуспевающими учениками?

Применяю дифференцированный подход в обучении, который осуществляется на любом из этапов урока:

При закреплении.

При проверке домашнего задания.

При самостоятельной работе.

Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:

• специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;

• карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,

• карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;

• карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;

• карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.

Учитель должен:

• Знать психическое развитие ребёнка:

- восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный)

- внимание (произвольное, непроизвольное, послепроизвольное)

- память (вербальная, невербальная)

• Стремиться понять и принять каждого ребёнка

• Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

• Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

• Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

• Предложение учащимся примерного плана ответа.

• Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

• Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала

• Применение мер поддержания интереса к усвоению темы

• Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

• Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.

• Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

При организации самостоятельной работы

• Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

• Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

• Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

• Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

• Напоминание приема и способа выполнения задания.

• Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

В ходе самостоятельной работы на уроке

• Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.

• Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

• Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

• Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

• Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.

В своей работе главное, я считаю, (и пытаюсь это делать) – то, что необходимо создать на уроке ситуацию успеха:

• помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;

• слабому – выполнить посильный объем работы.

План работы со слабоуспевающими учащимися

Мероприятия

Сроки

  1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала.

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, врачом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь

3.Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока

В течение учебного года.

5.Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года.

6.Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

В течение учебного года.

7.Поставить родителей ученика в известность о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

В течение учебного года.

8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года.

9. Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.

Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года.

Тематическое планирование индивидуальных и групповых занятий по русскому языку «Путь к грамотности» 2 класс.

Темы работы с обучающимися

1. Звуки и буквы. Гласные и согласные. Согласные звуки твердые и мягкие, звонкие и глухие

2. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щ, чк,чн,щн.

3. Большая буква в словах.

4. Слова с разделительным ь.

5. Слова с разделительным ь.

6. Главные члены предложения.

7. Связь слов в предложении.

8. Корень. Подбор однокоренных слов.

9. Корень. Подбор однокоренных слов.

10. Корень. Подбор однокоренных слов.

11. Безударный гласный звук в корне слов.

12. Безударный гласный звук в корне слов.

13. Безударный гласный звук в корне слов.

14. Ь – показатель мягкости предшествующего согласного звука.

15. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

16. Буквосочетания чк, чн, щн, нч.

17. Правописание парных согласных звуков в конце и в середине слов.

18. Правописание парных согласных звуков в конце и в середине слов.

19. Правописание парных согласных звуков в конце и в середине слов.

20. Разделительный мягкий знак.

21. Разделительный мягкий знак.

22. Части речи.

23. Имя существительное.

24. Имя существительное.

25. Глагол.

26. Глагол.

27. Имя прилагательное.

28. Имя прилагательное.

29. Местоимение.

30. Предлоги.

31. Слово.

32. Предложение.

33. Текст.

34. Диктант.

Тематическое планирование индивидуальных и групповых занятий по математике

« Математика вокруг нас» 2 класс.

Темы работы с обучающимися.

1. Устная и письменная нумерация однозначных чисел.

2. Устная и письменная нумерация двузначных чисел до 20.

3. Сложение и вычитание чисел в пределах 10.

4. Сложение и вычитание чисел в пределах 10.

5. Простые задачи.

6. Решение задач на увеличение числа на несколько единиц.

7. Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц.

8. Порядок действий в выражениях.

9. Нахождение периметра многоугольника.

10. Порядок действий в выражениях со скобками.

11. Сравнение задач: на увеличение числа на несколько единиц и на нахождение суммы.

12. Единицы измерения длины. Соотношение между метром и сантиметром.

13. Решение задач на сравнение.

14. Сложение и вычитание двузначных чисел.

15. Сложение и вычитание двузначных чисел.

16. Сложение двузначных чисел столбиком.

17. Вычитание двузначных чисел столбиком.

18. Письменное сложение и вычитание двузначных чисел.

19. Виды углов.

20. Сложение и вычитание двузначных чисел.

21. Прямоугольник.

22. Свойство противоположенных сторон прямоугольника.

23. Квадрат.

24. Оригами.

25. Конкретный смысл умножения.

26. Вычисление результата умножения с помощью сложения.

27. Задачи на умножение.

28. Периметр прямоугольника.

29. Умножение нуля и единицы.

30. Названия компонентов и результата умножения.

31. Переместительное свойство умножения.

32. Конкретный смысл действия деления.

33. Название компонентов и результата деления.

34. Проверочная работа.

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроке.

1. При опросе слабоуспевающих учащихся:

• больше времени давать для подготовки, предлагать краткий план ответа, разрешать иметь свой план ответа

• выдать схемы, плакаты, помогающие систематизировать ответ

• чаще задавать вопросы при фронтальных беседах

• опрос слабоуспевающих полезно сочетать с самостоятельной работой остальных учащихся, чтобы можно было провести индивидуальную работу, помочь наводящими вопросами показать свои знания, предупредить новое отставание.

2. Объяснение нового материала:

• применять специальные приемы для поддержания внимания

• четко формулировать цели и задачи предстоящих занятий, добиваться понимания материала каждым слабоуспевающим

• выделять объекты, на которых должно быть сосредоточено внимание учащихся, устранять все посторонние раздражители

• разнообразить методы обучения и виды учебной деятельности, создавать проблемные ситуации

• повышать интерес учащихся к теме

• предупреждать утомление учащихся.

3. Организация самостоятельной работы:

• задания разбивать на этапы, дозы с применением конкретных инструкций

• поощрять первые самостоятельные шаги, чтоб ученик почувствовал радость учения, удовольствие, а не трудность и огорчение.



4. При сообщении домашнего задания:

• найти конкретный параграф учебника

• ознакомиться с текстом задачи, с описанием опыта, с заданием к упражнению…

• предложить задать вопросы

• дать карточки консультативного характера с планом выполнения работы, с указанием, где прочитать в учебнике разъяснения при затруднении

• учитывать дозировку домашнего задания /уровень репродуктивный/.

5. Применение разноуровневых контрольных работ.

6. Отражение работы со слабоуспевающими в поурочных планах.

7. Наличие тематического учета знаний. Выявление причин неуспеваемости.

8. Ведение ИКОМ.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!