Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 имени Ленинского комсомола» города Гагарина Смоленской области
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме «Обобщение и систематизация изученного о правописании Н и НН в разных частях речи в рамках подготовки к ОГЭ».
Разработка учителя русского языка и литературы Новиковой Марины Геннадьевны
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о правописании Н и НН в разных частях речи; научить применять полученные знания при выполнении задания №5 ОГЭ.
Планируемые результаты: знание условий написания одной и двух букв Н в суффиксах разных частей речи; умение применять полученное знание на практике, работать с тестами; развитие мотивации и аналитической деятельности.
Тип урока – обобщение и систематизация знаний.
Формы урока - фронтальная и групповая.
Основные приёмы – обсуждение, работа с текстом, составление обобщающей таблицы и алгоритма, тренировочные тесты.
Ход урока.
Организационный момент.
Подготовительный этап. Актуализация знаний.
Выразительное чтение вступления к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» и ответы на вопросы:
- Кого воспевает автор? Какие качества отмечает?
- Каким предстаёт перед нами «град Петров»?
- Какие чувства выражены во вступлении к поэме? Какими средствами это достигается?
(Автор не только выражает восторг и восхищение красотой величественного города, но и воспевает государя Петра как великого созидателя новой России.)
- Назовите слова, характеризующие предметы и явления.
- Какими частями речи они выражены?
- Какую роль выполняют?
(Определения, выраженные прилагательными и причастиями, создают картину города и характеризуют личность Петра.)
Выявление места и причины затруднений. Создание проблемной ситуации.
- Какие прилагательные и причастия вызывают затруднения в написании?
- Наибольшее затруднение вызывает орфограмма «Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий». Выпишите словосочетания с данной орфограммой.
(Пустынных волн, спрятанного солнца, надменному соседу, юный град, оживлённым берегам, тёмно-зелёными садами, узор чугунный, блеск безлунный, воинственную живость, шапок простреленных, военная столица, побеждённая стихия, плен старинный.)
- От чего зависит написание одной или двух букв Н? (Ученики называют разные варианты объяснения.)
- В какой части речи ещё встречается данная орфограмма? (В наречии)
Построение проекта выхода из затруднения.
- Как мы убедились, чтобы правильно писать слова с одной или двумя буквами Н, нужно знать разные правила, изученные в 6-7 классах. Как лучше систематизировать знания? (Для систематизации знаний предлагается заполнить обобщающую таблицу.)
- С помощью какого метода лучше определить порядок действий при объяснении данной орфограммы. (Метод алгоритма – логической последовательности действий.)
Реализация построенного проекта.
1.Заполнение таблицы (фронтальная форма опроса и запись на доске и в тетради).
Если прилагательное образовано от существительного, смотри на суффикс.
н | нн |
-ан-, -ян-, -ин- (кожаный, глиняный, утиный) Исключение: стеклянный, оловянный, деревянный. | -енн-, -онн- (безветренный, традиционный) Исключение: ветреный. Если слово образовано с основой на –н (туманный – туман) Запомни: синий, зелёный, юный, румяный, свиной. |
В кратких пиши столько Н, сколько в полных (даль туманна). |
Если слово образовано от глагола, смотри на приставку или зависимое слово, а также на вид глагола.
н | нн |
В отглагольных прилагательных, если нет приставки, кроме не- и нет зависимых слов (кошеный луг, некошеный луг) | В причастиях, если есть приставка, кроме не-, или зависимые слова (скошенный луг, кошенный утром луг). В причастиях совершенного вида без приставки, кроме раненый (решённый). В словах на –ованный, -ированный (маринованный, дисциплинированный). В словах: невиданный, неслыханный, нечаянный, негаданный, нежданный, медленный, желанный, священный |
Если краткое, смотри страдательное или нет.
н | нн |
В страдательных причастиях (море взволновано ветром) | В отглагольных прилагательных (девочка взволнованна) |
3. В наречиях столько Н, сколько в словах, от которых образованы.
н | нн |
Говорил путано – путаный. | Выглядел торжественно – торжественный. |
2. Составление алгоритма на основе обобщающих таблиц для каждой части речи (работа в группах, обсуждение и запись в тетради).
Первичное закрепление с проговариванием внешней речи.
Объяснение по алгоритму правописания слов из поэмы «Медный всадник», записанных ранее.
Отражение орфограммы в задании № 5 ОГЭ (устный анализ задания)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Записать по три своих примера на каждый случай изучаемой орфограммы.
Рефлексия учебной деятельности.
Домашнее задание: выучить теорию, написать тест (пять строк из четырёх слов с несколькими вариантами ответа) по теме урока.