СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение и систематизация изученного о правописании Н и НН в разных частях речи в рамках подготовки к ОГЭ в 9 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с применением технологии проблемного обучения и метода алгоритма.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение и систематизация изученного о правописании Н и НН в разных частях речи в рамках подготовки к ОГЭ в 9 классе»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 имени Ленинского комсомола» города Гагарина Смоленской области

Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме «Обобщение и систематизация изученного о правописании Н и НН в разных частях речи в рамках подготовки к ОГЭ».

Разработка учителя русского языка и литературы Новиковой Марины Геннадьевны

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о правописании Н и НН в разных частях речи; научить применять полученные знания при выполнении задания №5 ОГЭ.

Планируемые результаты: знание условий написания одной и двух букв Н в суффиксах разных частей речи; умение применять полученное знание на практике, работать с тестами; развитие мотивации и аналитической деятельности.

Тип урока – обобщение и систематизация знаний.

Формы урока - фронтальная и групповая.

Основные приёмы – обсуждение, работа с текстом, составление обобщающей таблицы и алгоритма, тренировочные тесты.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Подготовительный этап. Актуализация знаний.

Выразительное чтение вступления к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» и ответы на вопросы:

- Кого воспевает автор? Какие качества отмечает?

- Каким предстаёт перед нами «град Петров»?

- Какие чувства выражены во вступлении к поэме? Какими средствами это достигается?

(Автор не только выражает восторг и восхищение красотой величественного города, но и воспевает государя Петра как великого созидателя новой России.)

- Назовите слова, характеризующие предметы и явления.

- Какими частями речи они выражены?

- Какую роль выполняют?

(Определения, выраженные прилагательными и причастиями, создают картину города и характеризуют личность Петра.)

  1. Выявление места и причины затруднений. Создание проблемной ситуации.

- Какие прилагательные и причастия вызывают затруднения в написании?

- Наибольшее затруднение вызывает орфограмма «Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий». Выпишите словосочетания с данной орфограммой.

(Пустынных волн, спрятанного солнца, надменному соседу, юный град, оживлённым берегам, тёмно-зелёными садами, узор чугунный, блеск безлунный, воинственную живость, шапок простреленных, военная столица, побеждённая стихия, плен старинный.)

- От чего зависит написание одной или двух букв Н? (Ученики называют разные варианты объяснения.)

- В какой части речи ещё встречается данная орфограмма? (В наречии)

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

- Как мы убедились, чтобы правильно писать слова с одной или двумя буквами Н, нужно знать разные правила, изученные в 6-7 классах. Как лучше систематизировать знания? (Для систематизации знаний предлагается заполнить обобщающую таблицу.)

- С помощью какого метода лучше определить порядок действий при объяснении данной орфограммы. (Метод алгоритма – логической последовательности действий.)

  1. Реализация построенного проекта.

1.Заполнение таблицы (фронтальная форма опроса и запись на доске и в тетради).

Если прилагательное образовано от существительного, смотри на суффикс.

н

нн

-ан-, -ян-, -ин- (кожаный, глиняный, утиный)

Исключение: стеклянный, оловянный, деревянный.

-енн-, -онн- (безветренный, традиционный)

Исключение: ветреный.

Если слово образовано с основой на –н (туманный – туман)

Запомни: синий, зелёный, юный, румяный, свиной.

В кратких пиши столько Н, сколько в полных (даль туманна).

Если слово образовано от глагола, смотри на приставку или зависимое слово, а также на вид глагола.

н

нн

В отглагольных прилагательных, если нет приставки, кроме не- и нет зависимых слов (кошеный луг, некошеный луг)

В причастиях, если есть приставка, кроме не-, или зависимые слова (скошенный луг, кошенный утром луг).

В причастиях совершенного вида без приставки, кроме раненый (решённый).

В словах на –ованный, -ированный (маринованный, дисциплинированный).

В словах:

невиданный, неслыханный, нечаянный, негаданный, нежданный, медленный, желанный, священный


Если краткое, смотри страдательное или нет.

н

нн

В страдательных причастиях

(море взволновано ветром)

В отглагольных прилагательных

(девочка взволнованна)

3. В наречиях столько Н, сколько в словах, от которых образованы.

н

нн

Говорил путано – путаный.

Выглядел торжественно – торжественный.

2. Составление алгоритма на основе обобщающих таблиц для каждой части речи (работа в группах, обсуждение и запись в тетради).

  1. Первичное закрепление с проговариванием внешней речи.

  1. Объяснение по алгоритму правописания слов из поэмы «Медный всадник», записанных ранее.

  2. Отражение орфограммы в задании № 5 ОГЭ (устный анализ задания)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Записать по три своих примера на каждый случай изучаемой орфограммы.

  1. Рефлексия учебной деятельности.

  2. Домашнее задание: выучить теорию, написать тест (пять строк из четырёх слов с несколькими вариантами ответа) по теме урока.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!