СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение и распространение педагогического мастерства учителя по теме: «Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство формирования личности ребёнка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы

Просмотр содержимого документа
«Обобщение и распространение педагогического мастерства учителя по теме: «Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство формирования личности ребёнка»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЕДНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОС. МИС




Выступление на шмо классных руководителей




Обобщение и распространение педагогического мастерства учителя по теме:

«Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство формирования личности ребёнка»







Подготовила Савельева М.А.

учитель начальных классов

высшей категории







«Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство формирования личности ребёнка»


Актуальность опыта

Современное российское общество характеризуется низким уровнем патриотизма, нравственности, правовой культуры. Оказавшись в центре социальных, экономических, национальных, политических противоречий, необычайно осложнилась проблема воспитания Человека, гражданина России, способного взять на себя ответственность за свою судьбу, судьбу Отечества.

В этих условиях школа не может переложить вину за сложившуюся ситуацию на родителей, порой формально решая проблемы нравственного воспитания. Необходимо искать новые подходы в организации сотрудничества с ними, менять содержание и формы взаимодействия с семьёй. Классный руководитель и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании ребёнка, а это значит равенство сторон, взаимное уважение, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества.

Воспитание успешно если оно системно, поэтому согласна с мнениями создателей теории воспитательных систем – Л.И.Новикова, В.А.Караковский, Н.Л.Селиванова, что воспитательная система – это наиболее эффективный и верный путь в воспитании, развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: исходной концепции (совокупность идей, для реализации которых она создается); деятельности, обеспечивающей реализацию концепции; субъектов деятельности, её организующих и в ней участвующих; отношений, интегрирующих субъектов в некую общность; среды, освоенной субъектами; управления, обеспечивающего интеграцию всех компонентов системы в целостность

Родители и педагоги – две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика, и противопоставлять их не следует. Задача классного руководителя сегодня – обеспечить развитие каждого ученика, создав необходимые для этого условия. Чтобы человека воспитывать, его надо знать во всех отношениях – это аксиома.


Целевая установка:


В работе с родителями есть свои проблемы. Если подойти к оценке родителей дифференцированно, то следует отдать отчет в том, что родители разные. Из этого вытекают проблемы школьного воспитания глазами классного руководителя.

  • Родители, которые хотят и умеют общаться со своими детьми ( если не умеют, то учатся). В школе таких родителей немного, и они образуют меньшинство среди родительского коллектива школы;

  • Группа родителей, которые хотят, но не умеют воспитывать, поэтому у них с детьми есть проблемы; таких большинство;

  • Родители, которые не могут и не хотят заниматься своими детьми, дети предоставлены сами себе, отсутствие контроля. Таких родителей немного, но именно они поставляют школе и социуму детей «группы риска», «трудных».

С первой группой родителей работать легко, они практически все делают сами, с ними можно только поддерживать связь;

С последней группой работать сложно, так как, обращение педагогов к ним за помощью может только ухудшить положение.

Вторая часть родителей занимается воспитанием, но не владеют методиками, они воспитывают детей так, как воспитывали их. Часто родители приходят за помощью тогда, когда дети уже вышли из их повиновения. Все нужно делать вовремя, в том числе и воспитывать.

Если говорить о существенном повышении качества семейного воспитания, то я полагаю, что надо учить родителей «любить» и воспитывать своих детей тогда, когда они хотят этого. Задача классного руководителя – научить их этому желанию. Как бы то ни было, классный руководитель не может заниматься воспитанием детей в отрыве от семьи, ибо ребёнок находится под одновременным воздействием и педагогов, и родителей.

Поэтому цели моей воспитательной работы заключаются в следующем

для классного руководителя

- создание условий для формирования личности каждого учащегося

для родителей

- создание в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребёнка,

- возрождение семейного воспитания.

Задачи воспитательной работы:

  • Психолого – педагогическое изучение каждого ребёнка и его семьи с целью определения его склонностей, способностей и возможностей в процессе адаптации в среднем звене;

  • Создание детско – взрослой общности с целью социализации учащегося;

  • Приобщение детей к культуре родного края, традициям семьи, школы;

  • Вовлечение обучающихся и их родителей в социальное проектирование;

  • Организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;

  • Формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.


Принципы.

  • Принцип комплексного подхода. Работа с детьми носит комплексный характер, она основана на согласованности действий классного руководителя, родителей, педагога – психолога, учителей – предметников.Предлагаю ориентироваться на общечеловеческие ценности: Человек, Добро, Семья, Отечество, Мир, Знания, Культура, Труд, Природа.

  • Принцип гуманизации воспитания обеспечивает приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное всестороннее развитие;

  • Принцип целостности воспитывающей среды, взаимосвязи природных, социальных и культурных процессов, традиций семьи, школы;

  • Принцип сотрудничества детей и взрослых, основанный на единстве целей жизни детей и воспитательных целей педагога и родителей, создание детско-взрослой общности (организации, где есть доверие).




Общность – первое условие воспитания детей. Что оно дает?

  • Воспитывает мировоззрение;

  • Способствует взрослению;

  • Формирует отношение к культурным ценностям;

  • Формирует культуру досуга;

  • Способствует развитию способностей, новой культуры мышления;

  • Дает возможность проявляться инициативам.


Теоретическое обоснование опыта


Ведущими идеями, которые легли в основу моей воспитательной системы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирование единого воспитательного развивающего пространства, основоположниками которых были ученые – педагоги: В.А.Сухомлинский, Н.Л.Селиванова, Е.Н.Степанов.



В своей работе руководствуюсь «Десятью заповедями воспитания» (По В.А.Караковскому):

  • Главная цель воспитания – счастливый человек.

  • Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе.

  • Воспитание без уважения - подавление.

  • Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству.

  • Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать, уметь больше никогда не вредно.

  • Развивай в себе незаурядность.

  • Не будь занудой, не ной и не паникуй.

  • Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.

  • Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.

  • Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше


Ценности, наиболее значимые для меня, как классного руководителя: добро, семья, Отечество, взаимоуважение. Основополагающими для меня в воспитательной системе является принцип «7У»:

  1. Уверенности;

  2. Успешности;

  3. Удивительности;

  4. Убедительности;

  5. Уважительности;

  6. Уравновешенности;

  7. Улыбчивости.

Основные положения моей воспитательной системы:

  • Индивидуальный подход в воспитании и обучении;

  • Творческий союз с родителями, учителями – предметниками, педагогом – психологом, администрацией.

  • Системность в работе.

Моя воспитательная система позволяет сделать осмысленной и целенаправленной деятельность учащихся, родителей и меня, как классного руководителя, обеспечивая СОРАЗВИТИЕ в коллективе,

подразумевающее общее участие в жизни классного коллектива, совместность в решении общих проблем воспитания и образования учащихся моего класса.



Деятельность в классном коллективе может считаться системной, если выделяются «ключевые» дела. «Ключевыми» делами моего класса можем считать создание фотоархива класса «Это – Мы», коллективных, классно – семейных, индивидуальных проектов, подготовку к различным мероприятиям, в которых принимают участие и родители. Под совместной работой мы подразумеваем учебно – познавательную деятельность, результаты которой должны быть осязаемыми, то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая – результат, готовый к внедрению.

Классно – семейный проект «Планета моего детства», создавался с целью знакомства учащихся со страницами жизни их родителей, воспитания чувства гордости за свою семью, которые

  1. Поставили цель;

  2. Смоделировали ожидаемый результат;

  3. Спланировали совместную деятельность;

  4. В течение недели организовали работу;

  5. Каждая семья презентовала свой небольшой проект.


В построении своей воспитательной системы могу выделить четыре ступени:

1 класс « Познай самого себя»- на первом этапе, где дошкольник уже школьник,- ведущая деятельность- учёба. Происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих.

2 класс «Учись дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.

3 класс «Азбука коллективной жизни» - на третьем этапе - умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.

4 класс «Вместе мы сила»- на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.


Механизм реализации программы осуществляется через:

  • Установления партнерских отношений педагогов, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства;

  • Психолого – педагогическое сопровождение психологического просвещения родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование, проведение совместных проблемных семинаров;



Воспитательный процесс построен на принципах:

  • комплексного подхода , т.е. согласованных действий классного руководителя, родителей, педагогов предметников, педагога - организатора и педагога - психолога.

  • принцип гуманизации , обеспечивающий приоритет общечеловеческих ценностей.

  • принцип целостности воспитывающей среды, взаимосвязи природных, социальных и культурных процессов и традиций в семье, школе, селе, стране.

  • принцип сотрудничества , основанный на единстве целей жизни детей и воспитательных целей педагога и родителей.

Ведущая педагогическая идея: воспитательная система класса охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, воспитание в семье, а так же разнообразную деятельность и общение за пределами школы. В ее основе лежит идея интеграции подсистем (дидактической и воспитательной), которая позволяет каждому субъекту данного процесса найти применение своим методам и технологиям. Наиболее часто используются следующие пед. технологии и методики:

  • развивающее обучение (олимпиады, экскурсии и др.)

  • модульная методика (семейные творческие вечера – «Детектив идет по следу», «Планета детства» и др.)

  • исследовательская методика (информационные классные часы – «Первый космонавт»)

  • проектные методы (создание портфолио учащегося и его семьи, творческих проектов – ( «Моя родословная»)

  • игровые технологии («Поле чудес», «Интеллектуальное казино», интеллектуальный турнир «Дети против родителей» )

  • групповые технологии (участие в акциях «Посади дерево», «Помоги ребенку собраться в школу», сбор макулатуры)

  • информационно-коммуникационные (создание мультимедийных презентаций о жизни класса)

  • здоровьесберегающие технологии (День Здоровья, спартакиады, «Самая спортивная семья» и др.)


Технология опыта:

— изложение сценария, задач, правил игры;

— распределение ролей между участниками.


Учитель организует проведение игры и выполняет в ней роли:

  • инструктора (разъясняет правила и ход игры, неясности);

  • судьи (распределяет роли, контролирует ход игры, дея­тельность учеников);

  • ведущего (организует анализ результатов игры, ставит такие вопросы, которые подводят участников к самосто­ятельным выводам и обобщениям);

  • тренера (направляет подсказки, подбадривает, помогает).


Результативность опыта: стабильные результаты воспитательной деятельности.


Оптимальность опыта состоит в том, что требует мини­мальных трудозатрат для подготовки со стороны учителя и учащихся, но по их желанию учитель может использовать и разнообразную атрибутику игры, превратив урок в празд­ник.




п/п

Критерии



1.

Участие в работе МО классных руководителей

+

2.

Ведение классной документации

+

3.

Наличие и качественное содержание плана работы классного руководителя на четверть, полугодие, год

+

4.

Организация самоуправления в классном коллективе, дежурства по классу и школе , работы КТД в классе и участия в общешкольных мероприятиях

+

5.

Диагностико – аналитическая работа. Ведение дневника педагогического анализа уровня воспитанности школьников

+

6.

Вовлечение учащихся во внеклассные и внешкольные формы работы, учреждения ДО – кружки, секции, клубы, муз. школы и др.

+

7.

Работа по укреплению здоровья учащихся, охват школьным питанием. Пропаганда здорового образа жизни, вовлечение учащихся спортшколу и спортсекции

+

8.

Организация дифференцированной работы с одаренными, трудновоспитуемыми и слабоуспевающими, соблюдение права ребенка на образование

+

9.

Работа с родителями учащихся, связь с семьей, пропаганда педагогических знаний среди родителей

+

10.

Работа по повышению качества обучения, предупреждению прогулов, координация деятельности «малого» педколлектива в классе




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!