СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок в 8 классе по химии "Первоначальные химические понятия"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по химии в 8 классе по теме "Первоначальные химические понятия"

Урок проходит в увлекательной игровой форме и сопровождается презентацией.

             Учитель должен быть интересным для учащихся человеком, показывать образцы творчества на каждом уроке: переплетать преподавание химии со всем многообразием знаний: доказывать, что химии – царица естествознания.

              Оставаясь эмпирической наукой, она будет будить интерес учащихся к себе. Ребята, пришедшие впервые в кабинет химии, проявляют повышенный интерес к химии, так как связано с опытами, с экспериментом на уроках. Но к концу года интерес падает, понимая, что эта наука сложная. Значит нужно приложить все усилия к тому, чтобы у детей не пропал интерес к предмету, а ,наоборот, увеличилось число заинтересованных.

               Иногда бывает, что ребята рассеивают свое внимание на сложном и объемном материале и никак не могут сосредоточиться на уроке. Именно в таких случаях необходимо привлечь их внимание каким – либо интересным рассказом или игрой, что поможет сконцентрировать внимание на изучаемом материале.

               Мы живем в удивительное время. На наших глазах сбывается то, о чем люди веками только мечтали, складывали легенды, рассказывали сказки.

Игровые уроки помогают вовлечь детей к пониманию необычного интересного мира химии.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок в 8 классе по химии "Первоначальные химические понятия"»


МАОУ «Спасская средняя образовательная школа»

Томского района












Тематическая игра

по химии в 8 классе

по теме: «Соединения химических веществ

и изменения, происходящие с этими веществами»

(урок – путешествие)













Подготовила и провела

учитель химии и биологии

Сгибнева Ирина Алексеевна





Есть на свете наука, без которой сегодня невозможно выплатить в жизнь самые фантастические проекты и сказочные мечтания. Это – ХИМИЯ. В ее копилке немало таких чудес, перед которыми бледнеют фантазии лучших сказочников мира: словно золушку в принцессу превращает она графит в блестящий алмаз, придает бумаге прочность металлу, а металл наделяет памятью. Недаром ее называют волшебницей, чудесницей: она кормит, поит, одевает, лечит, стирает, добывает полезные ископаемые, позволяет подняться в космос, и опуститься на дно океана. Основная задача, стоящая перед учителем химии, заключается прежде всего, в том, чтобы на качественно новом уровне проводить учебно – воспитательный процесс.

Введение новых программ по химии от учителя требует совершенствования форм организации учебно – воспитательного процесса, использование их в оптимальном сочетании.

Наряду с уроком – основной формой учебного процесса – шире практиковать лекции, семинары, собеседования и другие формы обучения.

Учитель должен быть интересным для учащихся человеком, показывать образцы творчества на каждом уроке: переплетать преподавание химии со всем многообразием знаний: доказывать, что химии – царица естествознания.

Оставаясь эмпирической наукой, она будет будить интерес учащихся к себе. Ребята, пришедшие впервые в кабинет химии, проявляют повышенный интерес к химии, так как связано с опытами, с экспериментом на уроках. Но к концу года интерес падает, понимая, что эта наука сложная. Значит нужно приложить все усилия к тому, чтобы у детей не пропал интерес к предмету, а ,наоборот, увеличилось число заинтересованных.

Иногда бывает, что ребята рассеивают свое внимание на сложном и объемном материале и никак не могут сосредоточиться на уроке. Именно в таких случаях необходимо привлечь их внимание каким – либо интересным рассказом или игрой, что поможет сконцентрировать внимание на изучаемом материале.

Мы живем в удивительное время. На наших глазах сбывается то, о чем люди веками только мечтали, складывали легенды, рассказывали сказки.

Игровые уроки помогают вовлечь детей к пониманию необычного интересного мира химии.

















АТОМОХОД «ЛОМОНОСОВ»

Урок – путешествие по теме

«Соединения химических веществ и изменения,

связанные с этими веществами».

Оборудование: на магнитной доске изображение трех атомоходов: «Менделеев», «Ломоносов», «Бутлеров»; на обычной доске плакат со штурвалом, на котором указан маршрут следования, две таблицы «крестики и нолики», карточки с формулами веществ, с уравнениями реакций, чистые листочки.

Подготовка к уроку: подготовку к уроку начинаем заранее. Учащимся сообщается основные типы заданий и указывается, какие параграфы учебника необходимо повторить. Ребята самостоятельно рисуют штурвал, который должен быть прикреплен к доске. Из числа учащихся назначается один ученик на роль штурмана. Этим учеником может быть любой ученик из класса, не обязательно тот, кто хорошо владеет материалом. Поэтому штурмана можно назначать непосредственно в начале урока.


БУХТА ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ


МОРЕ ХИМИЧЕСКИХ КАНАЛ РАСЧЕТНЫХ

ФОРМУЛ ЗАДАЧ



ПОТОК РИФЫ НАЗВАНИЙ

ЭКОЛОГИЧЕСКИ ХИМИЧЕСКИХ

ЧИСТОЙ ВОДЫ ВЕЩЕСТВ




РЕКА ХИМИЧЕСКИХ

УРАВНЕНИЙ


Учитель: Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать! Вот и вас я приглашаю совершить вместе со мной путешествие на прекрасном атомоходе: Вы – пассажиры, я – капитан, и еще у нас будет штурман – мой помощник. Он будет работать со штурвалом и указывать маршрут нашего следования. Сегодня наши тетради будут «судовыми журналами». Пора отправляться в путь. Но вот беда, я забыла название нашего атомохода. Как узнать, на каком из них мы отправимся в плавание? Но ничего непоправимого нет. Нам нужно решить кроссворд, ключевым словом которого и является название нашего корабля. Кроссворд записан на доске.

К доске вызываются по желанию один за другим девять человек, каждый из которых записывает название химического элемента в соответствующую графу по порядку. За каждый правильный ответ ученик получает жетон. Заполнить пустые клетки русскими названиями следующих химических элементов:

1. Al, 2.H, 3.Mg, 4.O, 5.Zn, 6.P, 7.S, 8.N, 9.Pb.


Ответы(по вертикали): 1. алюминий, 2. водород, 3. магний, 4. кислород, 5.цинк, 6. фосфор, 7. сера, 8. азот, 9. свинец.

(по горизонтали) ЛОМОНОСОВ.

Итак, мы отправляемся в путь на атомоходе «ЛОМОНОСОВ». В ваших «судовых журналах» мы будем записывать весь маршрут следования.


Штурман: Капитан! Как нам выйти из бухты «Основных понятий»?

Учитель: Сообщение принято. Отметим в своих «судовых журналах» эту бухту. А чтобы выйти из бухты, нам нужно правильно ответить на вопросы.

Учитель проводить фронтальный устный опрос. Учащиеся отвечают на вопросы с места, за каждый правильный ответ получают жетон. Учитель сам вызывает учеников, на обдумывание ответа дается 5 секунд. Если ученик не отвечает на вопрос, то этот вопрос переходит к другому.

ВОПРОСЫ:

  1. Что изучает химия?

  2. Дайте определение оксидам?

  3. Дайте определение основаниям?

  4. Дайте определение кислотам?

  5. Дайте определение солям?

  6. Дайте определение физических явлений и приведите примеры.

  7. Дайте определение химических явлений и приведите примеры.

  8. Какие вещества называют простыми? Приведите примеры.

  9. Какие вещества называют сложными? Приведите примеры.

  10. Назовите признаки реакции соединения.

  11. Назовите признаки реакции разложения.

  12. Назовите признаки реакции замещения.

  13. Назовите признаки реакции обмена.

  14. Дайте определение химическим реакциям.

  15. Назовите алгоритм, по которому происходит уравнивания химических реакций.


Учитель: Справившись с заданием, вы получили разрешение на выход в море. Теперь можно немного отдохнуть

На доске записаны таблицы для игры «Крестики – нолики». На размышление отводится 10 – 15 секунд. Первые два ученика, поднявшие руку, выходят к доске и выполняют задание. За правильный ответ ученик получает жетон. Если ответ неправильный, то для исправления ошибки вызывают других учащихся.

Вы, конечно, умеете играть в «крестики – нолики». Найдите выигрышные пути на следующих таблицах, где их составляют формулы оксидов, кислот, основаниях и солей. При игре в «крестики – нолики» в горизонтальном, вертикальном или диагональном направлении следует соединить прямой линией три клетки по признаку, являющемуся общим для всех веществ, приведенных в этих клетках. Признак указывается в условиях игры.




Al2O3

HCl


H2O

Na2SO4

MgO

Mg(OH)2

KOH

Ca(NO3)2

Na2O




NaOH

H3PO4

MgSO4

Fe2O3

KOH

NaNO3

H2SO3

H2O

CaCl2

ZnO

HNO3

MgSO4

NaOH

KOH

Ba(OH)2

H2CO3

K2O

CaCO3






Штурман: Капитан, мы входим в Море Химических Формул.

Учитель проводит следующее задание:

Даны формулы веществ – нужно распределить вещества по классам неорганических веществ. На листочках, которые у детей есть на партах, нужно записать:

Оксиды:

Основания:

Кислоты:

Соли:

Затем работы сдаются учителю. За эту работу ученики не получают жетона: она оценивается индивидуально, по пятибалльной системе: четыре правильных ответа – один балл. Работы проверяются учителем после урока.


Задание: «Найти родственников»

Al(OH)3, CO2 Mn2O7 HNO3 H2SiO3 Na3PO4 Mg(OH)2 CaCO3 KOH CuO HBr FeO CaCl2 NaOH H2SO4 AlCl3 VO2 H2O2 H2WO4 KClO3 Ca(OH)2


Штурман: Внимание! Впереди Рифы Названий Химических Веществ.


Учитель: Рифы необходимо преодолеть, и чем быстрее, тем лучше. Преодолевать рифы названий химических веществ будем так: вы в своих «судовых журналах» записываете формулы названных веществ. К доске я буду вызывать по желанию пять учеников.

В том случае, если по желанию поднимают руки одни и те же учащиеся ,учитель сам вызывается к доске ученика, подбадривая его и предлагая свою помощь.

Кто желает быть лоцманом на рифах названий химических веществ и расправиться с формулами на доске? Начинаем преодолевать Рифы названий химических веществ.


  1. Сульфид серебра (Ag2S),

  2. Оксид углерода (IV) (CO2),

  3. Хлорид алюминия (AlCl3),

  4. Серная кислота ( H 2SO4),

  5. Гидроксид хрома (III) (Cr(OH)3).


На задание отводится 5 минут. После этого задание проверяется. Если задание выполнено правильно – ученик получает жетон. Если задание выполнено неправильно или ошибочно, то класс исправляет допущенные ошибки. В этом случае ученик жетона не получает.


Штурман: Корабль держит курс на РЕКУ ХИМИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ (на штурвале устанавливается сектор – река химических уравнений. Просьба пассажиров сделать пометки в своих «судовых журналах».

Учитель: Итак, перед вами поставлена задача: перепишите приведенные ниже схемы, расставьте коэффициенты и укажите типы химических реакций.


Задание записано на доске и открывается в момент его выполнения. Ребята работают по вариантам в своих тетрадях. На работу отводится 5 минут. По истечении времени к доске вызываются по два ученика на каждый вариант. В случае правильного ответа ученик получает жетон. Если ответ неправильный, то для помощи приглашают по желанию ученика из класса.



Вариант 1.

Задания Ответы

P + O2 = P2O5 4P + 5O2 = 2P2O5

CuO + C = CO2 + Cu 2CuO + C = CO2 + 2Cu

FeCl3 + KOH = Fe(OH)3 + KCl FeCl3 + 3KOH = Fe(OH)3 + 3KCl

AgBr = Ag + Br2 2AgBr = 2Ag + Br2


Вариант 2.


Задания Ответы

Mg + O2 =MgO 2Mg + O2 = 2MgO

Al(NO3)3 +NaOH = Al(OH)3 + NaNO3 Al(NO3)3 + 3NaOH = Al (OH)3 + 3NaNO3

AgJ = Ag + J2 2AgJ = 2Ag + J2

MnO + H2 = Mn + H2O MnO + H2 = Mn + H2O


Штурман: Капитан, море разволновалось и нас несет к потоку Экологически Чистой Воды.

Учитель: Сообразительность – качество, нужное всегда и везде, в том числе и в море. Для следующего задания вам понадобятся практические умения. Для проведения эксперимента к доске выходят «два пассажира».


Задание: Приготовить фильтр и провести фильтрования смеси. На выполнение работы отводится одна минута. За это время ученики должны приготовить раствор и профильтровать хотя бы его часть. За правильное выполнение каждый ученик получает жетоны. В ходе эксперимента учитель следит за работой учащихся, затем комментирует и оценивает их работу.


Учитель: Штурман! Взять курс к последнему пункту нашего маршрута. Пассажирам отметить его в своих «судовых журналах». Наступил самый ответственный момент в нашем плавании: нам нужно пройти КАНАЛ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ. Вы можете это сделать лишь в том случае, если справитесь с заданиями. Решив задачи, вы получаете право войти в порт. Все зависит от вас. Старайтесь, а иначе нам всем придется всю жизнь болтаться в море, как «Летучему Голландцу».


Идет самостоятельная работа по решению расчетных задач. Учащиеся выполняют это задание по вариантам в тетрадях. После окончания работы по одному ученику из каждого варианта (по желанию) выходят к доске записывают решение своей задачи. Класс проверяет. В случае если задача решена правильно, ученик получает жетон. Если задача выполнена неверно, класс исправляет.


Вариант 1.

Из 320 г.5% –ного раствора гидроксида натрия NaOH выпарили 120 г. воды. Какой стала массовая доля NaOH в растворе.



Вариант 2.

Определите массу чистого вещества, если известно, что в 500 кг. известняка – карбоната кальция содержит 20% примесей.


Учитель подводит итоги урока (каждый ученик сдает жетоны учителю), выставляет оценки за работу.

Ученики, набравшие два или больше жетонов, получают оценку «5»; один жетон –« 4». Учитель не ставит перед собой цель выставить «двойку» учащимся, которые в ходе урока не получили ни одного жетона, он говорит о том, что очень жаль, что во время нашего путешествия некоторые «пассажиры» проспали и пропустили много интересного. Также учитель должен сказать, что оценки за химический диктант будут объявлены на следующем уроке.

Учитель: Уважаемые пассажиры атомохода «Ломоносов», наше путешествие подошло к концу. Спасибо вам за то, что вы помогли осуществить мне это плавание. И если оно вам понравилось, то подумайте о том, куда бы вы захотели отправиться в следующий раз.

Спасибо за урок!





































Штурман.


  1. КАПИТАН! КАК НАМ ВЫЙТИ ИЗ БУХТЫ «ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ»

  2. КАПИТАН, МЫ ВХОДИМ В МОРЕ ХИМИЧЕСКИХ ФОРМУЛ.

  3. ВНИМАНИЕ! ВПЕРЕДИ РИФЫ НАЗВАНИЙ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ.

  4. КОРАБЛЬ ДЕРЖИТ КУРС НА РЕКУ ХИМИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ. ПРОСЬБА ПАССАЖИРОВ СДЕЛАТЬ ПОМЕТКИ В СВОИХ «СУДОВЫХ ЖУРНАЛАХ».

  5. КАПИТАН, МОРЕ РАЗВОЛНОВАЛОСЬ И НАС НЕСЕТ К ПОТОКУ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОЙ ВОДЫ.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!