воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.
Воспитывающая: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры
Развивающая: познакомить учащихся с понятием и языком декоративного искусства различных стран
Материалы для учащихся: иллюстрированный материал с изображением людей в костюмах разных стран и эпох.
Название технологических этапов урока, их содержания | Конспект урока |
Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности: Данный этап процесса обучения предполагает осознание вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этап учителем организуется для учащихся мотивирование к учебной деятельности (определение целей и задач, которых учащиеся могут достичь на данном этапе урока, описание методов организации учебной деятельности): Актуализация требований к нему со стороны учебной деятельности (надо): Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу); Устанавливаются тематические рамки (могу). | Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть, ведь сегодня у нас не совсем обычный урок. Вы поможете мне сказать почему? Мы должны на этом уроке сформировать понимание места и роли декоративного искусства в жизни человека, через театральную постановку. |
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения: На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения: Данный этап включает следующие шаги: Актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения и знаковую фиксация; Актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; Мотивацию к пробному учебному действию (надо – могу - хочу) и его самостоятельное осуществление Фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обоснования. Аттестуемый обосновывает выбор заданий и логическую связь между ними на основании методики обучения данному предмету на каждом шаге данного этапа | Вы видите перед собой глобус. А что такое глобус? Кто пользуется глобусом и картами? И мы сегодня будем путешественниками. А как вы думаете, куда мы отправимся? Почему именно в эти места? |
Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Аттестуемый анализирует и доказывает выбор соответствующих методов и содержания учебных заданий для выявления учащимися места и причины затруднения. Основные методы мотивации для создания успешной ситуации. Для этого учитель учит учащихся: Восстанавливать выполненные операции и фиксировать (вербально или знаково) мето-шаг, операцию, где возникло затруднение; Соотносить свои действия с используемым способом действия (алгоритм, понятием и т.д.) на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные задачи, умения или способности, которых не достается для решения исходной задачи. | Прошу определить, кто и чью роль будет озвучивать, какую фигурку для этого использовать? Обратите внимание на то, что в некоторых пьесах есть слова автора, в некоторых можно издавать звуки, имитирующие действия. Готовы? (Рассуждения учащихся.) (Умение слушать) |
Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) Демонстрирую методику организации проектной деятельности. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме (фронтально, в группе, в паре) обдумывают проект будущих учебных действий по алгоритму: Ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения) Согласовывают тему урока Строят план достижения цели Определяют средства – алгоритмы, модели Этим процессом руководит учитель: на первых порах при помощи подводящего диалога, а затем – побуждающего, затем с помощью исследовательских методов. | Да, верно, мы совершим путешествие в разные эпохи и культуры, в которых складывались разнообразные формы одежды, и декора, а также познакомимся с небольшими литературными произведениями тех времен. Ребята то, что вы получили необходимо прочесть и подготовиться показать по ролям. А для этого нужно использовать те работы, которые вы выполнили на прошлых уроках. 1 – ая группа: Кто и чью роль будет исполнять? Почему вы выбрали именно эти модели? (затем отвечают учащиеся 2, 3, 4 группы). |
Реализация построения проекта Описываются формы и методы организации контроля и корректировки деятельности учащихся в рамках реализации построения проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: Обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися. Выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенные способ действия используется для решения сходной задачи, вызвавшей затруднения. | Все готово, можем отправляться в путь! Да, еще я хотела предложить вам из разрозненных частей создать символ нашего урока (перед детьми разложены 4 части дерева). Каждая группа после выступления закрепляет на ширме свою часть. Договорились? Первой страной, которую я предлагаю посетить, будет … (Звучит музыка). Как вы думаете, где мы сделаем первую остановку? Почему? (Древняя Греция). |
Самостоятельное практическое задание с самопроверкой по эталону. При проведении данного типа используется индивидуальная форма работы: Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагового оценивания с эталоном. Организуется рефлексия реализации построенного проекта учебных действий. Организуется для учащихся ситуации успешности. Аттестуемый демонстрирует и обосновывает задания, формы контроля и оценки самостоятельной работы. | Итак, прошу актеров занять свои места, а зрителей поприветствовать их. Все помнят правила поведения в театре? (Пока «актеры» располагаются за ширмой можно попросить показать Грецию на глобусе). Дети разыгрывают сценку, предложенную учителем, по ролям с использованием бумажных моделей. Вторая остановка Древний Египет (звучит музыка, на экране соответствующее изображение). Физминутка Следующая остановка Древний Китай. Египет (звучит музыка, на экране соответствующее изображение). И наконец – то слово группе под номером 4, которая поможет нам переместиться в Средневековую Европу. (звучит музыка, на экране соответствующее изображение). (Обучающиеся эмоционально настроены. Обучающиеся выражают свои предположения о значении декоративно прикладного искусства в жизни человека. Обучающиеся делают выводы. Вывод: во все времена костюм был знаком и символом, указывающим на принадлежность человека к определенному сословию или группе людей в обществе. Развивают внимание, задают наводящие вопросы) (осознанное построение речевого высказывания) |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности (цель обучения, способы достижения цели, результат) Демонстрирую эффективные способы самооценки и самоконтроля учебной деятельности | Вот и подходит к концу наше путешествие. А каким его можно назвать? (Кругосветным). А символом чего является круг? (Бесконечности). А мы можем связать этот символ с темой нашего урока? (Урок последний по теме, обобщающий). Урок у нас заканчивается. И за это время выросло удивительное дерево (один из растительных символов, который обозначает…?), благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока. Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки. Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы. Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки. (Обучающиеся оценивают степень достижения цели). Благодарю вас за работу и прошу в завершении урока взяться за руки и встать в круг. Каким бы ни был костюм человека, помните о главном украшении: красоте душевной, чувстве меры. (дети проговаривают свои определения) До свидания, хороших вам каникул. |
1. Учебник по изобразительному искусству 5 класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева, О.В. Островская
2. Статья История французского костюма. Французская мода 16, 17, 18 век: http://www.artgalery.ru/?id=300&ir=1&sm=107