СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок в 5 классе "Декор, человек, общество, время"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока Декор – человек, общество, время

Тип урока: Урок-путешествие, комбинированный

Технология построения урока: Проблемно – диалоговая, обобщение изученного материала.

Цель урока: (для учителя): Сформировать понимание места и роли декоративного искусства в жизни человека.

Цель урока: (для учащихся)

- сформировать понимание места и роли декоративного искусства в жизни человека;

- учить работать над творческим заданием по обобщаемому материалу;

воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.

Планируемый результат (для учащихся):

  • Устанавливать связь между целью деятельности и её результатам.
  • Уметь соотносить свои действия с планируемым результатом
  • Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт
  • Уметь оценивать свои работы и работы своих товарищей.

Задачи урока:

Воспитывающая: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры

Развивающая: познакомить учащихся с понятием и языком декоративного искусства различных стран

Обучающая: учить создавать зрительные образы, используя литературный материал (театр)

Основные термины, понятия: Декор, костюм, орнамент, символика.

Оборудование: Работы учащихся, ножницы, деревянные палочки, ширма.

Зрительный ряд: Презентация

Планируемый результат:

Личностные УУД:

  • Устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;
  • Определять общие для всех правила поведения;
  • Устанавливать связь между целью деятельности и её результатам.
  • Потребность в самостоятельной практической творческой деятельности
  • Уважительное отношение к культуре и искусству разных стран.

Регулятивные УУД:

  • Применять установленные правила в решении задач;
  • Уметь самостоятельно определять цели своего обучения;
  • Вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок;
  • Уметь соотносить свои действия с планируемым результатом;
  • Осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
  • Развивать познавательные мотивы;
  • Проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;
  • Уметь определять уровень усвоения учебного материала.
  • Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

Коммуникативные УУД:

  • Слушать и понимать речь других;
  • Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • Формулировать свои затруднения при решении учебных задач.
  • Уметь оценивать свои работы и работы своих товарищей, давать оценку лучшим работам товарищей

Формы работы:

  • Фронтальная
  • Индивидуальная
  • Групповая самостоятельная
  • Просмотр
  •  
  • Технические средства обучения: мультимедийный экран, ноутбук.
  • Экранно-звуковые пособия: презентация в Power Point, музыкальные произведения.
  •  Книгопечатная продукция: учебник по изобразительному искусству 5 класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева, О.В. Островская.

Материалы для учащихся: иллюстрированный материал с изображением людей в костюмах разных стран и эпох.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок в 5 классе "Декор, человек, общество, время"»

Схема плана урока


Тема урока Декор – человек, общество, время

Тип урока: Урок-путешествие, комбинированный

Технология построения урока: Проблемно – диалоговая, обобщение изученного материала.

Цель урока: (для учителя): Сформировать понимание места и роли декоративного искусства в жизни человека.

Цель урока: (для учащихся)

- сформировать понимание места и роли декоративного искусства в жизни человека;

- учить работать над творческим заданием по обобщаемому материалу;

воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.

Планируемый результат (для учащихся):

    • Устанавливать связь между целью деятельности и её результатам.

    • Уметь соотносить свои действия с планируемым результатом

    • Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

    • Уметь оценивать свои работы и работы своих товарищей.

Задачи урока:

Воспитывающая: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры

Развивающая: познакомить учащихся с понятием и языком декоративного искусства различных стран

Обучающая: учить создавать зрительные образы, используя литературный материал (театр)

Основные термины, понятия: Декор, костюм, орнамент, символика.

Оборудование: Работы учащихся, ножницы, деревянные палочки, ширма.

Зрительный ряд: Презентация

Планируемый результат:

Личностные УУД:

  • Устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;

  • Определять общие для всех правила поведения;

  • Устанавливать связь между целью деятельности и её результатам.

  • Потребность в самостоятельной практической творческой деятельности

  • Уважительное отношение к культуре и искусству разных стран.

Регулятивные УУД:

  • Применять установленные правила в решении задач;

  • Уметь самостоятельно определять цели своего обучения;

  • Вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок;

  • Уметь соотносить свои действия с планируемым результатом;

  • Осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

  • Развивать познавательные мотивы;

  • Проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;

  • Уметь определять уровень усвоения учебного материала.

  • Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

Коммуникативные УУД:

  • Слушать и понимать речь других;

  • Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

  • Формулировать свои затруднения при решении учебных задач.

  • Уметь оценивать свои работы и работы своих товарищей, давать оценку лучшим работам товарищей

Формы работы:

  • Фронтальная

  • Индивидуальная

  • Групповая самостоятельная

  • Просмотр

Ресурсы

  • Технические средства обучения: мультимедийный экран, ноутбук.

  • Экранно-звуковые пособия: презентация в Power Point, музыкальные произведения.

  • Книгопечатная продукция: учебник по изобразительному искусству 5 класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева, О.В. Островская.

Материалы для учащихся: иллюстрированный материал с изображением людей в костюмах разных стран и эпох.

Описание хода урока

Название технологических этапов урока, их содержания

Конспект урока

  1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:

Данный этап процесса обучения предполагает осознание вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этап учителем организуется для учащихся мотивирование к учебной деятельности (определение целей и задач, которых учащиеся могут достичь на данном этапе урока, описание методов организации учебной деятельности):

  • Актуализация требований к нему со стороны учебной деятельности (надо):

  • Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу);

  • Устанавливаются тематические рамки (могу).

Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть, ведь сегодня у нас не совсем обычный урок.

Вы поможете мне сказать почему?

Мы должны на этом уроке сформировать понимание места и роли декоративного искусства в жизни человека, через театральную постановку.


  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения:

Данный этап включает следующие шаги:

  • Актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения и знаковую фиксация;

  • Актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

  • Мотивацию к пробному учебному действию (надо – могу - хочу) и его самостоятельное осуществление

  • Фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обоснования. Аттестуемый обосновывает выбор заданий и логическую связь между ними на основании методики обучения данному предмету на каждом шаге данного этапа

Вы видите перед собой глобус. А что такое глобус?

Кто пользуется глобусом и картами?

И мы сегодня будем путешественниками.

А как вы думаете, куда мы отправимся?

Почему именно в эти места?

  1. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

Аттестуемый анализирует и доказывает выбор соответствующих методов и содержания учебных заданий для выявления учащимися места и причины затруднения.

Основные методы мотивации для создания успешной ситуации. Для этого учитель учит учащихся:

  • Восстанавливать выполненные операции и фиксировать (вербально или знаково) мето-шаг, операцию, где возникло затруднение;

  • Соотносить свои действия с используемым способом действия (алгоритм, понятием и т.д.) на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные задачи, умения или способности, которых не достается для решения исходной задачи.

Прошу определить, кто и чью роль будет озвучивать, какую фигурку для этого использовать? Обратите внимание на то, что в некоторых пьесах есть слова автора, в некоторых можно издавать звуки, имитирующие действия.

Готовы?

(Рассуждения учащихся.)

(Умение слушать)


  1. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Демонстрирую методику организации проектной деятельности. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме (фронтально, в группе, в паре) обдумывают проект будущих учебных действий по алгоритму:

  • Ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения)

  • Согласовывают тему урока

  • Строят план достижения цели

  • Определяют средства – алгоритмы, модели

Этим процессом руководит учитель: на первых порах при помощи подводящего диалога, а затем – побуждающего, затем с помощью исследовательских методов.


Да, верно, мы совершим путешествие в разные эпохи и культуры, в которых складывались разнообразные формы одежды, и декора, а также познакомимся с небольшими литературными произведениями тех времен.

Ребята то, что вы получили необходимо прочесть и подготовиться показать по ролям. А для этого нужно использовать те работы, которые вы выполнили на прошлых уроках.

1 – ая группа:

Кто и чью роль будет исполнять?

Почему вы выбрали именно эти модели?

(затем отвечают учащиеся 2, 3, 4 группы).

  1. Реализация построения проекта

Описываются формы и методы организации контроля и корректировки деятельности учащихся в рамках реализации построения проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта:

  • Обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися.

  • Выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.

  • Построенные способ действия используется для решения сходной задачи, вызвавшей затруднения.

Все готово, можем отправляться в путь!

Да, еще я хотела предложить вам из разрозненных частей создать символ нашего урока (перед детьми разложены 4 части дерева). Каждая группа после выступления закрепляет на ширме свою часть. Договорились?

Первой страной, которую я предлагаю посетить, будет … (Звучит музыка). Как вы думаете, где мы сделаем первую остановку?

Почему? (Древняя Греция).


  1. Самостоятельное практическое задание с самопроверкой по эталону.

При проведении данного типа используется индивидуальная форма работы:

Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагового оценивания с эталоном. Организуется рефлексия реализации построенного проекта учебных действий. Организуется для учащихся ситуации успешности.

Аттестуемый демонстрирует и обосновывает задания, формы контроля и оценки самостоятельной работы.

Итак, прошу актеров занять свои места, а зрителей поприветствовать их. Все помнят правила поведения в театре? (Пока «актеры» располагаются за ширмой можно попросить показать Грецию на глобусе).

Дети разыгрывают сценку, предложенную учителем, по ролям с использованием бумажных моделей.

Вторая остановка Древний Египет (звучит музыка, на экране соответствующее изображение).

Физминутка

Следующая остановка Древний Китай. Египет (звучит музыка, на экране соответствующее изображение).

И наконец – то слово группе под номером 4, которая поможет нам переместиться в Средневековую Европу. (звучит музыка, на экране соответствующее изображение).

(Обучающиеся эмоционально настроены.

Обучающиеся выражают свои предположения о значении декоративно прикладного искусства в жизни человека. Обучающиеся делают выводы.

Вывод: во все времена костюм был знаком и символом, указывающим на принадлежность человека к определенному сословию или группе людей в обществе. Развивают внимание, задают наводящие вопросы)

(осознанное построение речевого высказывания)

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности (цель обучения, способы достижения цели, результат)

Демонстрирую эффективные способы самооценки и самоконтроля учебной деятельности

Вот и подходит к концу наше путешествие. А каким его можно назвать? (Кругосветным).

А символом чего является круг? (Бесконечности).

А мы можем связать этот символ с темой нашего урока? (Урок последний по теме, обобщающий).

Урок у нас заканчивается. И за это время выросло удивительное дерево (один из растительных символов, который обозначает…?), благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.

Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.

Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.

(Обучающиеся оценивают степень достижения цели).

Благодарю вас за работу и прошу в завершении урока взяться за руки и встать в круг.

Каким бы ни был костюм человека, помните о главном украшении: красоте душевной, чувстве меры. (дети проговаривают свои определения)

До свидания, хороших вам каникул.



Используемые печатные источники:

1. Учебник по изобразительному искусству 5 класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева, О.В. Островская

Активные ссылки на страницы материалов а интернете:

1.Традиционный костюм : http://dragons-country.blogspot.ru/2012/02/blog-post_1949.html

2. Статья История французского костюма. Французская мода 16, 17, 18 век: http://www.artgalery.ru/?id=300&ir=1&sm=107


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!