СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок - путешествие в 9 классе по теме «Анализаторы»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обощения-повторения для учащихся по курсу Анатомии и физиологии человека (8-9 класс)

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок - путешествие в 9 классе по теме «Анализаторы»»

Обобщающий урок - путешествие в 9 классе

по теме «Анализаторы»


Ичаловская Н.А,, учитель биологии

Цель: обобщить, углубить и систематизировать знания об анализаторах. Развитие творческих способностей, логического креативного мышления и познавательного интереса, расширение кругозора учащихся, воспитание потребности здорового образа жизни.

Задачи урока:

Образовательные:

Расширить знания учащихся о свойствах анализаторов, об их взаимодействии и взаимозаменяемости; показать роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и способности реагировать на их изменения; обобщить знания об органах чувств.

Развивающие:

  • Дети  должны уметь сравнивать, выделять главное и делать выводы.

  • Учащиеся должны уметь показывать связующую роль анализаторов между организмом и внешней средой.

  • Развивать умения сотрудничества, умения выступать, высказывать свою точку зрения и аргументировано ее доказывать, слушать товарищей.


Воспитательные:


  • Учащиеся должны понять важность изучаемого материала, что знания и умения, полученные в ходе урока, пригодятся не только в дальнейшей учёбе, но и в повседневной жизни.

  • Продолжать формировать у учащихся навыки коммуникабельности, гуманных отношений к одноклассникам, выработать чувство ответственности за выполнение своей части работы.

  • Воспитывать полезные привычки по соблюдению правил гигиены.

Тип урока: систематизации и обобщения изученного материала.

Оборудование: презентация, компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, принадлежности к экспериментам.

Ход урока:

(Слайд №2) Загадка: один говорит, двое глядят, двое слушают (язык, глаза, уши)

Учитель: как назвать одним словом? (анализаторы).

Ребята, нам сегодня предстоит вспомнить все, что мы знаем об анализаторах, т.е. совершить путешествие в страну, которой нет ни на одной карте мира, в страну анализаторов. Здесь нам предстоит совершить несколько остановок на станциях: Зрительный анализатор; слуховой анализатор; вкусовой и обонятельный анализаторы; осязание, кожно – мышечная чувствительность; Это интересно; Готовимся к ЕГЭ.

(Слайд №3) А маршрутная лента нашего путешествия следующая: Анализаторы – Что такое анализатор? - Какие бывают анализаторы? – Как работают анализаторы?

Так что же такое анализатор?
(Анализатор - это сложная система, обеспечивающая анализ раздражений.)

Какие бывают анализаторы?

Учитель: пожалуйста, соедините стрелками органы чувств и те раздражения, которые они воспринимают.

(На доске и в тетрадях)

Глаза

Осязание

Уши

Вкус

Язык

Равновесие

Кожа

Зрение

Мышцы

Слух

Нос

Мышечное чувство


Обоняние

Как устроен анализатор?
(Анализатор состоит из трех частей - рецептора, пути передачи и соответствующей зоны коры полушарий головного мозга.)

Что такое рецепторы?
(Рецепторы – это чувствительные образования, которые воспринимают раздражения из внешней и внутренней среды)

Какие функции выполняет проводник?
(Проводит импульсы от рецепторов в головной мозг)
Какие функции выполняет  зона коры полушарий большого мозга? (Проводит анализ поступившей информации)

Итак, предлагаю вам все это доказать.
Что вы можете сказать об этом предмете (демонстрация ручки)

С помощью какого анализатора вы получили эту информацию?
(Зрительного)

Станция: Зрительный анализатор

(Слайд №4) Расскажите, пожалуйста, строение зрительного анализатора. Ребята, а почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит? (Потому что в коре больших полушарий в затылочной доле происходит окончательное различие раздражений)

Проведём эксперимент: рассмотрите предложенные рисунки. Что вы увидели? (Лица – ваза, молодая и старая женщина …)

Это доказывает, что глаза смотрят на одинаковые картинки, а мозг каждого из нас увидел разное)

Станция: Слуховой анализатор

Продолжим наше путешествие из мира красок в мир звуков, который нас с одной стороны раздражает, а с другой стороны мы наслаждаемся пением птиц, журчанием ручейка, шорохом листвы.
(звучит музыка)

(Слайд №5) Расскажите, пожалуйста, строение слухового анализатора.

Проведём эксперимент: Погрызите сухарик. Послушайте себя, а потом соседа. Слышите ли вы соседа хруст? А себя? Когда громче? А почему? Ведь уши снаружи? Кости проводят звук?

(Глухие могут танцевать, улавливая ритм музыки через колебания пола. Людвих ванн Бетховен, будучи глухим, был знаменитым композитором. Слушал музыку с помощью трости, одним концом он упирался ею в рояль, а другой брал в зубы)

Какой анализатор расположен во внутреннем ухе?
(Вестибулярный аппарат).

Станция: Вкусовой и обонятельный анализаторы.

Из мира звуков мы продолжаем наше путешествие в мир вкусов и запахов, итак станция: Вкусовой и обонятельный анализаторы.

(Проведём исследование. С завязанными глазами оценить запах)

(кофе, чай, чеснок, лук, лимон)

Объясните, как возникают ощущения запаха?
(Орган обоняния находится в слизистой оболочке верхнего отдела носовой полости. Здесь находятся обонятельные рецепторные клетки. Частицы вещества, попав в носовую полость, вызывают раздражения рецепторов. Возникает импульс, который по обонятельным нервам поступает в соответствующие центры в коре полушарий головного мозга и человек ощущает запах.)

С действием химических веществ на рецепторы связано и ощущение вкуса.
(Проведём эксперимент по определению вкуса пищи. Испытуемому с завязанными глазами предлагается оценить вкус пищи и узнать продукт)

(виноград, киви, редис, яблоко, апельсин)

Как возникает ощущение вкуса?
(У человека орган вкуса представлен множеством вкусовых почек, расположенных в слизистой оболочке языка, мягкого неба, зева и глотки. В них содержатся рецепторы. Они воспринимают сладкое, кислое, горькое, другие раздражители и дают первое вкусовое ощущение, а в результате сложного взаимодействия разных рецепторов - вкусовых, обонятельных, температурных, осязательных и соответствующих анализаторов возникает полное вкусовое чувство).

Проведём следующий эксперимент: обсушите чистой салфеткой язык, а я положу вам на язык что - то вкусненькое, а вы поднимите руку, когда ощутите вкус. Почему не сразу почувствовали вкус? (мы чувствуем вкус растворённой пищи)

Станция: Осязание, кожно – мышечная чувствительность

Очень много рецепторов не только на языке, гораздо большее количество их расположено на кончиках пальцев.

Проведём опыт: (С завязанными руками оценить качества предмета). Почему определили предмет?

(Благодаря кожной чувствительности мы воспринимаем механические воздействия на кожу, то есть осязаем.  С помощью осязания можно судить о показателях предмета и даже узнать его, если он нам знаком).

Проведём эксперимент: завяжем глаза учащемуся, который должен описать в каком состоянии находится его тело.
Почему это возможно?
(От мышц, сухожилий, суставных капсул, связок постоянно идут импульсы, информирующие головной мозг о состоянии органов опорно-двигательного аппарата. Это кожно-мышечная чувствительность.)

Каково главное условие деятельности любого анализатора?
(Эксперимент: Три человека образуют цепочку: рецептор – проводник - зона к.б.п., передают предмет. При нарушении цепи, предмет не доходит до зоны коры полушарий большого мозга)

Вывод: Главное условие деятельности анализатора – это его целостность.

Что может нарушить целостность анализатора?
(болезни, курение, употребление алкоголя и наркотиков)

Просмотр учебного фильма «Влияние табака на здоровье подростка»

(Слайд №6) Станция: Это интересно

1. В 30 случаях из 100 шум сокращает жизнь людей в городах на 8 – 12 лет.

2. Внутри улитки натянуто около 24000 поперечных эластичных волокон.

3. Частота звуковых колебаний, слышимых человеком, 16 – 20 тыс. в секунду.

4. Наиболее благоприятное влияние на человека оказывают зелёный и жёлтый цвета. Длительное действие красного создаёт цветовую усталость.

5. Во внутренних органах располагается около 1 млрд. рецепторов.

6. На 1 см квадратном имеется от 250 до 400 чувствительных окончаний, на поверхности тела их до 8 млн.

(Слайд 7) 7. Американка Е. Киллер в детстве потеряла зрение и слух. Её обучали, выписывая слова на ладони. Она научилась говорить и понимать речь, держа свои пальцы на гортани и губах собеседника, воспринимать музыку кожным осязанием плеч и спины, изучила четыре языка, стала автором книг.

8. Насчитывается до 400 тыс. запахов, которые воспринимаются человеком.

9. Голод повышает чувствительность к сладкому и снижает к кислому.

10. Точность аналитических весов до 0, 0001г, а человек по запаху может обнаружить вещество, которого в миллион раз меньше.


Станция: Готовимся к ЕГЭ


(Слайд №8) Вопрос 1: человек ночью вышел из освещённого помещения на улицу, в кромешную темноту, где ничего не было видно. Через некоторое время он стал различать очертания домов, деревьев и кустов, а потом увидел даже тропинку. Что произошло? (в условиях хорошего освещения человек воспринимал световое изображение колбочками. В темноте цветовое восприятие затухает и действуют палочки – клетки «ночного» зрения, которые обладают высокой чувствительностью. Учёные обнаружили, что при длительном нахождении в условиях чрезвычайно ослабленного освещения чувствительность глаза может возрастать в сотни и тысячи раз)


(Слайд №9) Вопрос 2: Слепые читают книги, при написании которых использовали брайлевский шрифт, состоящий из комбинации точек. Объясните, какое чувство обеспечивает возможность восприятия пальцами точек на странице книги. Что собой представляют рецепторы, воспринимающие раздражение? (Осязание. Осязательное раздражение воспринимается свободными нервными окончаниями в коже кончиков пальцев)


(Слайд №10) Вопрос 3: при сухости в носу нарушается восприятие запаха. Почему? (Вещества – раздражители (запахи) воспринимаются чувствительными волосками обонятельных клеток в растворённом виде)


(Слайд №11) Вопрос 4: вы сидите в темноте и ничего не видите вокруг. Кто – то слегка прикоснулся к вашей руке. Вы почувствовали это прикосновение, ощутили давление на руку. Почему? (Прикосновения, ощущения давления, воспринимаются тактильными рецепторами, которые расположены в коже. Раздражение рецепторов вызвало возбуждение чувствительных нервных волокон. По ним через спинной мозг возбуждение передаётся в головной мозг, где и осознаётся как ощущение давления)

Учитель: Ребята, а вернуться из путешествия мы сможем только тогда, когда выполним 2 последних задания:

Устный диктант:

(Слайд №12) 1.Способность видеть…. Зрение.

2. Система, где рождается ощущение и происходит различение раздражений…. Анализатор.

3. Оптический прибор для коррекции зрения… Очки.

4.Элемент внутренного уха, выполняющий функцию слуха… Улитка.

5. Наружный покров тела, в котором расположены осязательные рецепторы… Кожа.

6. Рецептор сумеречного света… Палочка.

(Слайд №13) 7. Подвижный кожный покров глазного яблока… Веко.

8. Орган вкуса… Язык.

9. «Пятно», расположенное на сетчатке в основании зрительного нерва… Слепое.

10. Внутренняя оболочка глазного яблока… Сетчатка.

11. Скопление ушной серы… Пробка.

12. Отверстие в центре радужной оболочки… Зрачок.

13. Передняя часть сосудистой оболочки глаза… Радужка.

14. Орган слуха… Ухо.

(Слайд №14) 15. Камешек в органе равновесия… Отолит.

16. Прозрачная оболочка в передней части глаза… Роговица.

17. Чувство запаха и вкуса… Осязание.

18. Рецепторы, возбуждающиеся при любом воздействии, способном привести к разрушению ткани или органа…. Болевые.

19. Аппарат чувства равновесия…. Вестибулярный.

20. Способность слышать… Слух.

21. Тело - часть глазного яблока… Стекловидное.

22. Преобразователь раздражителей… Рецептор

23. Вещество, придающее окраску… Пигмент.

24. Орган зрения… Глаз.

Загадки, загаданные пословицами.

Отгадайте одинаковые слова, загаданные набором пословиц.

  1. Они выше лба не растут.

  2. Глаза верят самим себе, а они – другим людям.

  3. У мудрого человека длинные они и короткий язык.

  4. Не видать как своих их. (УШИ)

  1. Береги его в большой мороз.

  2. Пустой колос всегда его кверху дерёт. (НОС)

  1. Без него и колокол нем.

  2. Обязался им, закрепи делом.

  3. Он болтает, а голова отвечает.

  4. Он до Киева доведёт. (ЯЗЫК)

  1. Они не на месте – совесть не чиста.

  2. Лучше его лишиться, чем доброго имени.

  3. Добрая пословица – не в бровь, а прямо в него.

  4. Они – зеркало души.

  5. У страха они велики.

  6. У семи нянек дитя без него. (ГЛАЗ)

Итак, что мы выяснили за урок?
(В рецепторах возникают нервные импульсы. Они по рефлекторной дуге доходят до головного мозга, где возникают ощущения, восприятия, представления. Это сложная система, обеспечивающая анализ раздражителей называется анализатором и состоит из трех частей – рецепторов, проводника и соответствующей зоны коры полушарий. Согласованная деятельность анализаторов – главная причина восприятия окружающего мира как единого целого. Вредные привычки могут нарушить деятельность анализаторов)

Рефлексия

На доске написано…

- Мое сегодняшнее открытие…

- Мне это пригодится в жизни, чтобы …

(Слайд 15) А сейчас, составьте синквейн по схеме, которую вы видите на слайде. (Ключевое слово – Анализатор)

Домашнее задание: повторить параграфы 54 – 55. Задания по выбору: составьте кроссворд по теме «Анализаторы», или сообщения по теме «Нарушение деятельности анализатора».

На этом наше путешествие завершается.  Урок окончен.

(Слайд 16) Список использованной литературы.

  1. Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н. И. Сонина и  М.Р. Сапина / авт.- сост. Т.В. Козачек. - Волгоград: Учитель, 2007.- 328с.

  2. Пепеляева О.А., Сунцова И. В. Биология. 8-(9) класс: Поурочные разработки к учебникам И.Н. Беляева, А.С. Батуева, А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша. И др. - М.: ВАКО, 2007. - 416 с.

  3. Контрольно-измерительные материалы. Биология:8 класс /Сост. Е.В. Мулловская. – М.: ВАКО, 2010. – 112с.

  4. Школа молодого учителя/авт.-сост. Л.А. Вагина, Е.Ю. Дорошенко, Т.В. Хуртова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 159с.

  5. Энциклопедия для детей: Т.2 (Биология). – 2-е изд., перераб. и доп./ Сост. С. Исмаилова. – М.: Аванта+, 1994. – 686 с.: ил.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!