СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок "ПРирода России"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок -обобщения  "Прироа России"

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок "ПРирода России"»

Обобщающий урок по теме:

«Природа России» ( 8 класс)

Цели:

1.Повторить и обобщить знания об особенностях географического положения, рельефа, почв, растительного и животного мира, природных зон России.

2.Развивать умение работать с картами, обучить приёмам сравнения особенностей природы различных территорий.

3.Осуществлять патриотическое и экологическое воспитание уч-ся, рассматривая вопросы природы России.

Задачи урока:

Ответить на вопросы викторины.

Решить логическую задачу.

Отгадать географические загадки.

Научиться по описанию, угадать географический объект.

Участвовать в географической эстафете и в конкурсе ландшафтоведов.

Оборудование:

физическая карта России, карточки-задания, стихотворения различных поэтов, картины природы, игра «Восхождение на гору», стенд «7 чудес России»

Здравствуйте, садитесь. В этом учебном году вы изучаете природу России, много уже знаете, много умеете и сегодня на уроке наша цель - обобщить полученные знания. При этом мы будем работать по группам, между которыми будет определенное соревнование, поэтому работать надо дружно, оперативно, может даже креативно.


СЛАЙД 1 Вступление

Откуда начинается Россия?

С Курил? Камчатки? или Командор?

О чем грустят глаза ее степные

Над камышами всех ее озер?

Россия начинается с пристрастья

К труду, к терпенью, правде, к доброте:

Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела ее большие

Ее неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней – Россия

Не с гор берет начало, а с тебя! (В. Боков)


Какие географические объекты прозвучали в стихотворении? Покажите их на карте! Как вы думаете, почему автор обращается именно к Курильским островам, Камчатке?

Он будет проводиться в форме игры. Мы будем повторять всё, что узнали о России. Каждый из вас будет набирать очки, чем больше очков, тем выше оценка. В течение урока мы должны решить следующие задачи (написаны на доске). За вами будут наблюдать наши гости – это жюри. Они будут помогать мне, оценивать ваши знания.

Постановка цели: на уроке мы должны обобщить знания о природных компонентах и сделать вывод о природно-ресурсном потенциале России.

Первый конкурс «Разминка».

1.Через какие ворота может пройти даже ледокол? (Пролив Карские ворота)

2. Какое название полуострова говорит о его величине? ( Ямал).

3. Какая земля никогда не старится? (о. Новая Земля)

4. Каким поясом не подпояшешься? (Часовым)

5. Какой город может парить в небесах? ( Орёл)

6. Назовите самую большую реку, не имеющую стока в океан. (Волга)

7. Какой город России называют «Северной Венецией»? (Санкт – Петербург)

8. Есть поговорка «Река Ока- Волги правая рука». Что вы назовёте левой рукой Волги? (Кама)

9. К торжественному крику прибавь согласный звук, чтобы с севера на юг протянулись горы. (Урал)

10. Самый высокий действующий вулкан в России. (Ключевская Сопка)

11. Название возвышенности, с которой берёт начало река Волга. (Валдайская)

12. Как называются острова, отделяющие Охотское море от Тихого океана? (Курильские)

13. Какой город построен на 5 горах? (Пятигорск)

14. Море , в которое впадает река Лена (Лаптевых)

15. Самая высокая гора России? (Эльбрус)

Конкурс 2

Задание для групп: найдите конверт с «тайной», по описанию определите природный компонент и название занесите в схему.

Группа №1. «В. В. Докучаев назвал этот природный компонент «зеркалом» природы, подчеркивая нам тем самым, что ПК отражает взаимодействие всех компонентов природы, являясь результатом этого взаимодействия». (Почва)

Группа №2. «Этот природный компонент играет огромную роль в жизни и деятельности человека, без него нет жизни. Крупнейший русский климатолог А. И. Воейков писал, что это «… продукт климата. Однако он связан не только с климатом, но и с другими компонентами природы». (Внутренние воды)

Группа №3. «Этот ПК оказывает влияние на все компоненты природы, на жизнь и хозяйственную деятельность человека… Отличается большим разнообразием, на его формирование оказывают влияние четыре группы факторов: географическое положение, солнечная радиация, движение воздушных масс, подстилающая поверхность». (Климат)

Группа №1. « Этот ПК определяет внешний вид территории и играет большую роль в жизни природы и человека. ПК предохраняет поверхность от разрушений внешних процессов, влияет на поверхностные и грунтовые воды. Этот ПК тоже приспособился к определённым условиям существования, поэтому распространение зависит от климатических условий и характера почв.» (Растительность)

Группа №2. «Этот ПК очень разнообразен. Приспосабливается к определённым условиям существования, распространение зависит от природных условий, растительности и характера почв». (Животный мир)

Группа №3. «Этот ПК является важным звеном природной системы, это «каркас» ландшафта, обладающий способностью перераспределения вещества и энергии по поверхности Земли, оказывая этим влияние на другие природные компоненты». ( Рельеф и горные породы)

Выключить

3.Ответьте быстро:

Бриз-это не город, а…

Айсберг-это не вулкан, а….

Тундра – это не река, а…

Гейзер –это не растение, а…

Уголь – это не животное, а ….

Кавказ – это не равнина, а …

4.конкурс: «Реши логическую задачу».

-Вы должны определить, какое понятие в цепочке лишнее.

1. Уголь, бокситы, нефть, сталь, природный газ.

2. Волга, Печора, Лена, Ангара, Карские ворота.

3. Русские, Татры, москвичи, башкиры, коми.

4.Алтай, Таймыр, Саяны, Кавказ, Сихотэ-Алинь.

5. Кольский, Камчатка, Сахалин, Таймыр, Чукотский.

6. Ладожское, Каспийское, Онежское, Белое, Баскунчак.

- Проверяем.

- Поднимите красную карточку у кого всё правильно, поднимите оранжевую у кого 1 ошибка.

- Наша Россия богата различными полезными ископаемыми. Сейчас мы проведем конкурс 5.«Географические загадки по теме: Полезные ископаемые»

1.Чёрен, как ворон, а греет, как солнце. (Уголь)

2. Что сперва в воде родится,

А потом воды боится? (Соль)

3. Тот камень нежный с Урала

Нежным цветом зелёным манит.

Я только сегодня узнала,

Что камень зовут (малахит)

  1. Порода горного царства

Из шпата, слюды и кварца. (Гранит)

  1. Для лёгкости в сплавы даётся,

Мощь самолёта создал.

Тягуч и пластичен, отлично куётся

Серебряный этот металл. (Алюминий)

6.Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

  1. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

  1. В таёжных диких лесах,

В Сибири, в Якутии дальней.

Найдены россыпи драгоценных камней.

По твёрдости нет им равных. (Алмаз)

  1. Я был когда-то смолою,

Из трещин стволов вытекал,

Искрился на солнце порою

И липкой слезой застывал. (Янтарь)

- Много сложено песен , стихотворений о России, её красоте, природе. Работа с учеб.

6.Следующий конкурс «Географическая эстафета»

-На доске прикреплены конверты с названием природных зон. Посмотрите, пожалуйста. Каждому из вас я дам несколько карточек с названием растений и животных различных природных зон. Ваша задача, подумав, отправить эти карточки в конверты. Чтобы потом мы могли проверить, у каждого из вас карточки своего цвета. Работайте.

- Проверяем. Молодцы.

7.Конкурс «Определить коэффициент увлажнения и увлажнение).

- Пользуясь картой учебника стр. вы должны определить к. у. и увлажнение для данной терр-рии.

1. Территория, имеющая географические координаты 60 с.ш., 41 в.д. ( 1, избыточное)

2. Территория, имеющая географические координаты 47 с.ш., 47 в.д. ( 1, недостаточное).

3. Территория, имеющая географические координаты 50 с.ш., 139 в.д. (1, избыточное).

4. Территория, имеющая географические координаты 60 с.ш., 118 в.д. = 1, достаточное).


Включить




Наш следующий конкурс «О каком природном объекте говорится в литературном произведении?»

- Вы должны отгадать природный объект и показать его на карте.

1. (Название реки) воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

слёзы брызгами летят.

Но, по степи разбегаясь,

Он лукавый принял вид,

И, приветливо ласкаясь,

Морю Каспию журчит. (Терек)

  1. У тебя, краса-река,

Женское обличье, Даже имя у тебя

Нежное, девичье,

Ласковым тебя не зря

Окрестили словом,

Несмотря, что родилась

Ты в краю суровом. (Лена)

  1. Не приметен ничем, ни широк,

По просторам Валдайского края

Еле слышно журчит ручеёк,

Меж каменьями путь выбирая,

То он моет прибрежный песок,

То внезапно в кустах пропадает,

И не знает ещё ручеёк,

Что его впереди ожидает.

Сколько вёрст ему надо пройти,

сквозь какие преграды пробиться,

Сколько рек с ним сольётся в пути,

Сколько чаек над ним закружится.

Сколько долгих минет годов,

Сколько волн разойдётся кругами,

Сколько встанет больших городов

Над крутыми его берегами. (Волга)


физкультминутка

«Конкурс ландшафтоведов».

- Сегодня у нас выросла вот такая необычная ромашка с заданиями. Вы каждый возьмёте по 2 лепестка. На них описание природного комплекса. Вы должны его назвать и показать на карте.

1. Данная территория густо заселена, застроена населёнными пунктами и различной инфраструктурой. Здесь протекает множество рек и речушек. Самая многоводная и длинная река – Волга. (Восточно- Европейская равнина)

2. Данная территория находится на юге умеренного пояса – здесь проходит параллель 45 с.ш. Это молодое горное сооружение. Здесь находится самая высокая вершина России (5642 м)

3. Эта территория расположена между двумя тектоническими структурами: Русской платформой и Западно – Сибирской плитой. Основное богатство руды: железные, медные. Много месторождений цветных металлов. Есть драгоценные камни: аметисты, топазы, изумруды. Наивысшая точка – гора Народная. (г.Урал)

4. Огромное пространство с плоским рельефом. Климат континентальный и довольно суровый. Здесь протекает одна из величайших рек мира – Обь с притоком Иртыш. Основное богатство – нефтяные и газовые залежи. (Западно-Сибирская равнина)

5. Рельеф данной территории приподнятый. Климат резко континентальный. Здесь находится полюс холода Северного полушария. Многочисленные месторождения золота, алмазов, цветных и редких металлов. ( Среднесибирское плоскогорье)

6. Это жемчужина Сибири. Самая глубокая впадина на суше. Сюда впадает 336 рек, а вытекает одна. ¾ видов живых организмов эндемичны, т.е. не встречается больше нигде. (о.Байкал)

Игра «Восхождение на гору».

- Наконец, мы с вами подошли к последнему этапу нашей игры. Сейчас будем проверять знания номенклатуры. Я буду называть географический объект, а вы должны его показать на карте. Работать будем все вместе, кто быстрее взберётся на гору.

1. П-ов Таймыр 2. О. Новая Земля 3. Хибины

Валдайская возвышенность Баренцево море п-ов Камчатка

р.Ангара Северные Увалы р.Северная Двина

г.Бырранга Ладожское озеро Берингов пролив

о.Сахалин Алтай Белое море

- Итак, наш урок подходит к концу. Я прошу жюри сказать, какое количество баллов набрали наши участники. (Выставление оценок)

- Д/ з : составить кроссворд из 12 слов на тему «Природа России».

- Мы с вами повторили всё, что связано с природой России. Вы хорошо знаете свою Родину. Нужно не только знать, но и беречь её, сохранять её красоту. Хочу, чтобы, уходя с урока, мы взяли за основу слова Ю.Ефремова: «Люблю и знаю. Знаю и люблю.»

У нас на свете много чудес, есть они и у нас. 7 чудес России – посмотрите и запомните их. (демонстрация фотографий)











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!