СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме "Имя существительное". 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок русского языка проходит в рамках темы "Имя существительное". Конспект составлен по ФГОСам второго поколения.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Имя существительное". 6 класс»

Обобщающий урок по теме "Имя существительное". 6-й класс

Цель урока: повторение и обобщение изученного об имени существительном.

Задачи:

  • систематизировать знания об имени существительном, полученные на уроках русского языка;

  • продолжить развивать навыки правильного произношения и написания имен существительных, развитие орфографической зоркости;

  • воспитывать познавательную активность

ХОД УРОКА

1)Оргмомент

2)Мотивация

Предлагаю вам мысленно перенестись в сказочный город Слованск, жители которого строят Дом Дружбы, где все они будут жить в мире и согласии, но наступили трудные времена для жителей города.

Учитель: Я читаю текст, вы должны запомнить имена существительные

«На город напали полчища из царства Неграмотности. Лётчики со своих бомбардировщиков сбрасывали на город орфографические ошибки, артиллеристы обстреливали глупостью, парашютисты-десантники меж облаков спускались на речевых ошибках и сеяли в городе бессмыслицу. Почернели городские улицы.
Но каждый слованец поднялся на защиту родного города. Два самых драгоценных сокровища, речь и мысль, жители спрятали в глубокие каменные убежища.
И перешли в наступление! Вражеский ошибконосец взорвался на мине прилежания, а сосредоточенность прогнала речевые ошибки. Победа! И Дом Дружбы достроен».

-Перечислите существительные.

-Какая тема сегодняшнего урока? ( Имя существительное).

-Теперь попробуем сформулировать цели урока.

(Запись числа и темы в тетради).

3)Работа по тексту (ученики пытаются задавать вопросы и отвечать на них)

1) За что сражались жители Слованска?
2) Какие два главных сокровища они защищали?
3) В чём смысл сказки?

Давайте, ребята, поможем слованцам своей грамотностью, своими знаниями защитить и сберечь речь и мысль.



4)Работа с эпиграфом



«Существительное – дирижёр грамматического  оркестра»

В. Ветвицкий



 ( Для справки) Учёные установили, что имя существительное – самая многочисленная часть речи по количеству слов. Около 40% всех слов в русском языке – имена существительные.
Послушайте несколько строк из стихотворения А.Фета, которое состоит почти из одних имён существительных. Л. Толстой писал: «В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина».

Шёпот, робкое дыханье, 
Трели соловья. 
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, Ночные тени, 
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица. (Выступает Карпова Е.)

– Сделаем вывод, что с помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет и т.д.



1. Сейчас вы будете работать в группах. Но перед тем, как приступить к выполнению заданий, повторим, как изменяется имя существительное, на какие вопросы отвечает.(род, число, падеж)

Рассмотрите свои карточки. Это задание вы выполняете в группах, а через 5 минут мы проверим выполнение

2. Самостоятельная работа учащихся. (5 минут)



Коллективная проверка











Задание для группы «Статисты»

Написать в 3 колонку количество полученных слов, используя текст. Для этого нужно посчитать, сколько существительных 1 склонения (отдельно м.р. , потом ж.р.), 2 склонения ( м.р., затем с.р.) и 3 склонения.

1 склонение

М.р. и ж.р.

___ и _______

2 склонение

М.р. и с.р.

______ и ________

3 склонение

Ж.р.








Задание для группы «Лингвисты»

  1. Из данного текста выбрать и разобрать по составу два существительных женского рода и два мужского рода.

  2. Доказать, почему слова в городе, на мине имеют окончание –е



5) Динамическая пауза (слайд 1).

Задание для группы «Редакторы»

Найти и исправить ошибки в тексте.

«На горот напали полчище из царства Неграматносте. Лёчики со своих бомбардировщиков сбрасывали на город орфографические ошибки, артилеристы обстреливали глупостью, парашютисты-десантники меж облоков спускались на речевых ошибках и сеяли в городи бесмыслицу. Почернели городские улицы.

Но каждый слованец поднялся на защиту родного города. Два самых драгоценных сакровища, речь и мысль, жители спрятали в глубокие каменные убежища.

И перешли в наступление! Вражеский ошибконосец взорвался на мини прилежания, а сосредоточенность прогнала речевые ошипки. Победа! И Дом Дружбы достроен».



6) Дополнительные задания. №1. Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных.

Вставьте буквы, объясните написание, выделите окончания.

Ехать по площад.., ходить по алле.., возле землянк.., подплыть к пристан.., идти по дорог.. к деревн.., отдыхать в санатори.., побывал в музе.., думал о професси.. .

2.Мягкий знак после шипящих на конце существительных III склонения.

Распределите по столбикам.

III склонение

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

не Ш склонение

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

Плач(?), рож(?), камыш(?), помощ(?), врач(?), тиш(?),из-за туч(?), полноч(?), дрож(?), возле дач(?).



7) Подведение итогов (слайд 2)

Повторяем понятия: текст, тема, основная мысль.



8)Рефлексия. Самооценка

Работа с листом самооценивания. Опрос уч-ся.













9)Комментированное домашнее задание

1. Решите кроссворд

По горизонтали:

1. Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос что?

По вертикали:

2. Имена существительные могут изменятся по … (парта – парты, лист – листья).

3. Назовите род имен существительных: сирота, обжора, забияка, непоседа.

4. Что обозначает имя существительное?

5. Как называются имена существительные, обозначающие имена, клички животных, различные названия?

6. Как называются имена существительные, обозначающие обобщённое название группы предметов?

7. Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?

8. Как называются имена существительные, которые не изменяются по падежам?

9. Как называется изменение существительных по падежам?

10.Имена существительные относятся к …(парта – стол – окно).

11. Имена существительные могут изменятся по …(зима – зимы – зиме – зиму – зимой – о зиме).





2. Вставьте буквы и пропущенные запятые. Произведите синтаксический разбор предложения, дайте характеристику, выполните задания.

Бл..стят на со..нце3 глубок… сугробы скрылись подо льдом больш… реки3 и маленьк… реч..нки. ( _____________).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!