СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме: «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по теме: «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого»

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме: «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска "Вечерняя (сменная) школа № 7"


Иванюкова Ирина Николаевна,

учитель истории и обществознания


Обобщающий урок по теме: «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого».


Э пиграфы, написанные на доске

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлемой душой

На троне вечный был работник.

(А.С. Пушкин)


Начало славных дел Петра

Мрачили мятежи и казни.

(А.С. Пушкин)


Чтобы сделать Петра великим, его делают небывалым и невероятным.

Между тем надобно изобразить его

самим собою, чтобы он сам собой стал

велик.

(В.О. Ключевский)

Цели урока:

Проверить знания учеников и степень усвоения материала о периоде правления Петра I. Оценить масштаб личности самого царя. Обобщить представление об эпохе Петра. Показать взаимосвязь его внешней, внутренней и культурной политики. Демонстрация межпредметной связи. Развитие у учеников интереса к изучению предметов общественного и прикладного циклов.

Форма урока:

Урок-игра.

Оборудование:

Персональные компьютеры, мультимедийная доска, карта «Россия с конца XVII в. по 60-е годы XVIII в.», CD «Энциклопедия истории России 862-1917 гг.», портрет Петра I, иллюстрация памятника Петру I.


Ход урока

Вступительное слово учителя: Эпоха Петра I, этого «работника на троне», неукротимая творческая энергия которого вдохновляла многих русских поэтов (вы уже знакомы с творчеством А.С.Пушкина). Действительно, это одна из самых ярких эпох отечественной истории. Традиции, особенности и привычки старой Руси менялись на глазах одного поколения. Сухопутная Русь сделалась морской державой, и не случайно «окном в Европу» стала столица империи – портовый город Санкт-Петербург. Новые времена – новые песни: медь церковных колоколов, наполнявших Москву малиновым звоном, по приказу Петра I была перелита в пушки, победный грохот которых ознаменовал рождение новой цивилизации. (Учитель обращает внимание класса на 1-й эпиграф, записанный на доске). Но, справедливости ради, надо отметить, что все реформы и новшества проводились с помощью жесточайшей эксплуатации простого народа, насильственными методами, усилением налогового бремени. (Зачитывается 2-й эпиграф, записанный на доске.) Сегодня на нашем обобщающем уроке мы должны вспомнить экономические, политические, социальные преобразования в Российской империи, оценить масштаб и значимость этих реформ и ответить на вопрос: « Какое влияние оказал Петр Великий на историю России?». (Зачитывается 3-й эпиграф, записанный на доске).

Урок наш будет проходить в виде игры. Класс разделен на 3 команды. Каждая из команд выбрала себе название и капитана. Предварительно каждая команда получила задание подготовить слайд презентации по заданной теме: 1 - Экономические реформы; 2 – Реформы управления государством; 3 – Реформы общества.

1 конкурс: Защита своего слайда. Ответы на вопросы команды - соперницы. (Полное и точное раскрытие вопроса и правильные ответы на вопросы – 5 баллов).






2 конкурс: Историко-географическая викторина – Чем знамениты следующие населенные пункты? (Учитель показывает на мультимедийной карте и называет населенный пункт):

- Азов

- Воронеж

- Амстердам

- Нарва

- Лесная

- Гангут

- Ништадт

(За правильный и самый быстрый ответ – 1 б.)



3 конкурс: Словарное лото (Приложение № 2). Совместить термины и определения. Когда работа будет закончена, перевернуть карточки, на обратной стороне должны получиться цельные картинки на тему Петровской эпохи. Даются объяснения следующим терминам: абсолютизм, экспорт, импорт, коллегия, посессионные рабочие, ассамблея, синод, прибыльщик.

(За правильные и самые быстрые ответы – 1 б.)

Приложение № 2:








4 конкурс: Исторические пятнашки. (Используется мультимедийная доска или ПК). (Приложение № 3).Ученикам дается задание восстановить во втором прямоугольнике даты в хронологическом порядке. Выигрывает та команда, которая заполнит пустые клетки квадрата («перетащит» таблички с датами) быстрее и правильно укажет значение всех дат. (Выигравшая команда получает 2 б.).

Приложение № 3:


5 конкурс: Нарвское сражение. Гангутское сражение.Полтавская битва. Необходимо восстановить ход битвы и озвучить мультимедийную карту (Например из CD «Энциклопедия истории России 862-1917 гг.» или анимированные карты из интернет-ресурсов). Команды по жребию определяют, о какой битве будут рассказывать.

Дается время на подготовку. (Наиболее полный рассказ – 5 б., 2 место – 4 б.)






6 конкурс: Историко-литературное лото. О каких событиях пишет автор, назвать его и найти соответствующую иллюстрацию (приложение № 4.1-й вариант - на столе разложены 8 иллюстраций, ученики выбирают нужные; 2-й вариант – на мультимедийной доске или на экране компьютера представлены слайды с иллюстрациями).

1. «Швед, русский – колет, рубит, режет,

Бой барабанный; клики, скрежет.

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.»


2. «Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море:

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.


3. «…Предписываю собирать за особое вознаграждение найденные в земле или воде каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть…также какие старые подписи на каменьях, железе или меди, или какое старое и ныне необыкновенное ружье, посуду и прочее, все, что зело (очень) старо и необыкновенно…» (Для хранения этого в Петербурге построили здание.)



4. «Елисавета здесь воздвигла зрак Петров

К утехе россов всех, но кто он был таков,

Гласит сей град и флот, художества и войски,

Гражданские труды и подвиги геройски.»


5. «По оживленным берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся…»


6. «…И ясны спящие громады

Пустынных улиц и светла

Адмиралтейская игла.»

Приложение 4:



7 конкурс: Капитан распределяет игроков по желанию для решения кроссворда и тестов за компьютерами. Те члены команды, которые справятся со своим заданием, помогают другим. Первая команда, справившаяся с заданием – выигрывает 2 балла.

Приложение № 5:



Приложение № 6:



8 конкурс: литературный конкурс.

Слово учителю: (показывает иллюстрацию памятника Петру Великому)

- Ребята, как известно, мысль воздвигнуть памятник Петру Великому принадлежит императрице Елизавете Петровне. Но эта идея осуществилась при Екатерине II. Памятник сооружал Этьен-Морис Фальконет (Фальконе). Для возведения памятника в деревне Лахте под Петербургом был найден огромный камень Гром. Торжественное открытие памятника состоялось в августе 1782 года.




В то время было написано стихотворение писателем В.Г. Рубаном:


Нерукотворная здесь Росская гора,

Вняв гласу Божию из уст Екатерины,

Пришла во град Петров чрез Невские пучины

И пала под стопы Великого Петра.


«Петру Первому – Екатерина Вторая» - такие слова выбиты на постаменте знаменитого памятника. Вам было дано задание за день до игры составить свою подпись к памятнику. (Победитель получает 3 балла).


Подводится общий итог игры, совместно составляется 6-й слайд презентации – «Выводы по теме «Эпоха Петра Великого».

После подсчета баллов, определяется победитель.


Заключительное слово учителя: Многие историки справедливо предостерегают от переоценки революционных преобразований Петра I. Реформы сопровождались резким ростом налогового бремени, усилением крепостной зависимости, феодального гнета, огромными жертвами.

Но нельзя недооценивать, что Россия в первой четверти XVIII века ликвидировала отставание от передовых стран Европы в экономике, резко возросла мануфактурная промышленность, созданы новые отрасли, широко развернулась внешняя и внутренняя торговля. Произошло усовершенствование государственного аппарата, оформилась абсолютная монархия. Большие перемены произошли в культурной жизни. Закончить наш урок-игру я хочу словами российского историка М.П. Погодина: «Петр Великий сделал много для России. Смотришь и не веришь, считаешь и не досчитаешься. Мы не можем открыть своих глаз, не можем сдвинуться с места, не можем оборониться ни в одну сторону без того, чтобы он везде не встретился с нами: дома, на улице, в церкви, в училище, в суде, в полку, на гулянье, - все он, все он, всякий день, всякую минуту, на всяком шагу.»

10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!