Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска "Вечерняя (сменная) школа № 7"
Иванюкова Ирина Николаевна,
учитель истории и обществознания
Обобщающий урок по теме: «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого».
Э пиграфы, написанные на доске
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлемой душой
На троне вечный был работник.
(А.С. Пушкин)
Начало славных дел Петра
Мрачили мятежи и казни.
(А.С. Пушкин)
Чтобы сделать Петра великим, его делают небывалым и невероятным.
Между тем надобно изобразить его
самим собою, чтобы он сам собой стал
велик.
(В.О. Ключевский)
Цели урока:
Проверить знания учеников и степень усвоения материала о периоде правления Петра I. Оценить масштаб личности самого царя. Обобщить представление об эпохе Петра. Показать взаимосвязь его внешней, внутренней и культурной политики. Демонстрация межпредметной связи. Развитие у учеников интереса к изучению предметов общественного и прикладного циклов.
Форма урока:
Урок-игра.
Оборудование:
Персональные компьютеры, мультимедийная доска, карта «Россия с конца XVII в. по 60-е годы XVIII в.», CD «Энциклопедия истории России 862-1917 гг.», портрет Петра I, иллюстрация памятника Петру I.
Ход урока
Вступительное слово учителя: Эпоха Петра I, этого «работника на троне», неукротимая творческая энергия которого вдохновляла многих русских поэтов (вы уже знакомы с творчеством А.С.Пушкина). Действительно, это одна из самых ярких эпох отечественной истории. Традиции, особенности и привычки старой Руси менялись на глазах одного поколения. Сухопутная Русь сделалась морской державой, и не случайно «окном в Европу» стала столица империи – портовый город Санкт-Петербург. Новые времена – новые песни: медь церковных колоколов, наполнявших Москву малиновым звоном, по приказу Петра I была перелита в пушки, победный грохот которых ознаменовал рождение новой цивилизации. (Учитель обращает внимание класса на 1-й эпиграф, записанный на доске). Но, справедливости ради, надо отметить, что все реформы и новшества проводились с помощью жесточайшей эксплуатации простого народа, насильственными методами, усилением налогового бремени. (Зачитывается 2-й эпиграф, записанный на доске.) Сегодня на нашем обобщающем уроке мы должны вспомнить экономические, политические, социальные преобразования в Российской империи, оценить масштаб и значимость этих реформ и ответить на вопрос: « Какое влияние оказал Петр Великий на историю России?». (Зачитывается 3-й эпиграф, записанный на доске).
Урок наш будет проходить в виде игры. Класс разделен на 3 команды. Каждая из команд выбрала себе название и капитана. Предварительно каждая команда получила задание подготовить слайд презентации по заданной теме: 1 - Экономические реформы; 2 – Реформы управления государством; 3 – Реформы общества.
1 конкурс: Защита своего слайда. Ответы на вопросы команды - соперницы. (Полное и точное раскрытие вопроса и правильные ответы на вопросы – 5 баллов).
2 конкурс: Историко-географическая викторина – Чем знамениты следующие населенные пункты? (Учитель показывает на мультимедийной карте и называет населенный пункт):
- Азов
- Воронеж
- Амстердам
- Нарва
- Лесная
- Гангут
- Ништадт
(За правильный и самый быстрый ответ – 1 б.)
3 конкурс: Словарное лото (Приложение № 2). Совместить термины и определения. Когда работа будет закончена, перевернуть карточки, на обратной стороне должны получиться цельные картинки на тему Петровской эпохи. Даются объяснения следующим терминам: абсолютизм, экспорт, импорт, коллегия, посессионные рабочие, ассамблея, синод, прибыльщик.
(За правильные и самые быстрые ответы – 1 б.)
Приложение № 2:
4 конкурс: Исторические пятнашки. (Используется мультимедийная доска или ПК). (Приложение № 3).Ученикам дается задание восстановить во втором прямоугольнике даты в хронологическом порядке. Выигрывает та команда, которая заполнит пустые клетки квадрата («перетащит» таблички с датами) быстрее и правильно укажет значение всех дат. (Выигравшая команда получает 2 б.).
Приложение № 3:
5 конкурс: Нарвское сражение. Гангутское сражение.Полтавская битва. Необходимо восстановить ход битвы и озвучить мультимедийную карту (Например из CD «Энциклопедия истории России 862-1917 гг.» или анимированные карты из интернет-ресурсов). Команды по жребию определяют, о какой битве будут рассказывать.
Дается время на подготовку. (Наиболее полный рассказ – 5 б., 2 место – 4 б.)
6 конкурс: Историко-литературное лото. О каких событиях пишет автор, назвать его и найти соответствующую иллюстрацию (приложение № 4.1-й вариант - на столе разложены 8 иллюстраций, ученики выбирают нужные; 2-й вариант – на мультимедийной доске или на экране компьютера представлены слайды с иллюстрациями).
1. «Швед, русский – колет, рубит, режет,
Бой барабанный; клики, скрежет.
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.»
2. «Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море:
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
3. «…Предписываю собирать за особое вознаграждение найденные в земле или воде каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть…также какие старые подписи на каменьях, железе или меди, или какое старое и ныне необыкновенное ружье, посуду и прочее, все, что зело (очень) старо и необыкновенно…» (Для хранения этого в Петербурге построили здание.)
4. «Елисавета здесь воздвигла зрак Петров
К утехе россов всех, но кто он был таков,
Гласит сей град и флот, художества и войски,
Гражданские труды и подвиги геройски.»
5. «По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся…»
6. «…И ясны спящие громады
Пустынных улиц и светла
Адмиралтейская игла.»
Приложение 4:
7 конкурс: Капитан распределяет игроков по желанию для решения кроссворда и тестов за компьютерами. Те члены команды, которые справятся со своим заданием, помогают другим. Первая команда, справившаяся с заданием – выигрывает 2 балла.
Приложение № 5:
Приложение № 6:
8 конкурс: литературный конкурс.
Слово учителю: (показывает иллюстрацию памятника Петру Великому)
- Ребята, как известно, мысль воздвигнуть памятник Петру Великому принадлежит императрице Елизавете Петровне. Но эта идея осуществилась при Екатерине II. Памятник сооружал Этьен-Морис Фальконет (Фальконе). Для возведения памятника в деревне Лахте под Петербургом был найден огромный камень Гром. Торжественное открытие памятника состоялось в августе 1782 года.
В то время было написано стихотворение писателем В.Г. Рубаном:
Нерукотворная здесь Росская гора,
Вняв гласу Божию из уст Екатерины,
Пришла во град Петров чрез Невские пучины
И пала под стопы Великого Петра.
«Петру Первому – Екатерина Вторая» - такие слова выбиты на постаменте знаменитого памятника. Вам было дано задание за день до игры составить свою подпись к памятнику. (Победитель получает 3 балла).
Подводится общий итог игры, совместно составляется 6-й слайд презентации – «Выводы по теме «Эпоха Петра Великого».
После подсчета баллов, определяется победитель.
Заключительное слово учителя: Многие историки справедливо предостерегают от переоценки революционных преобразований Петра I. Реформы сопровождались резким ростом налогового бремени, усилением крепостной зависимости, феодального гнета, огромными жертвами.
Но нельзя недооценивать, что Россия в первой четверти XVIII века ликвидировала отставание от передовых стран Европы в экономике, резко возросла мануфактурная промышленность, созданы новые отрасли, широко развернулась внешняя и внутренняя торговля. Произошло усовершенствование государственного аппарата, оформилась абсолютная монархия. Большие перемены произошли в культурной жизни. Закончить наш урок-игру я хочу словами российского историка М.П. Погодина: «Петр Великий сделал много для России. Смотришь и не веришь, считаешь и не досчитаешься. Мы не можем открыть своих глаз, не можем сдвинуться с места, не можем оборониться ни в одну сторону без того, чтобы он везде не встретился с нами: дома, на улице, в церкви, в училище, в суде, в полку, на гулянье, - все он, все он, всякий день, всякую минуту, на всяком шагу.»
10