СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме "Население России"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок можно использовать в качестве подготовки к ОГЭ и повторения темы "Население России"

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Население России"»

Обобщающий урок по теме: «Население России» (9 класс)

Цели:

  1. Развитие умений самостоятельно формулировать социальные и экономические проблемы на основе географической информации и статистических данных о населении России.

  2. Совершенствование навыков работы с тематическими картами, графиками, таблицами, обучение приемам обработки анализа.

  3. Способствовать воспитанию толерантного отношения к народам России.

Оборудование: географические атласы, раздаточный материал для выполнения практических и проверочных работ, материалы КИМ ОГЭ, презентация, компьютер, мультимедийный проектор.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, практический.

Формы работы: индивидуальная, групповая, парная

1. Организационный момент.

2. Ход урока:

В ходе нескольких уроков мы изучали разные темы из раздела Население России.

Цель сегодняшнего нашего урока: обобщить основные понятия темы применить изученные вопросы к материалам ОГЭ.

Я выбрала 2-х помощников, которые помогут мне быстро проверить выполнение командами некоторых заданий. (Это -----)

Вопрос: Как называется наука, изучающая население? (демография)

Начнём урок с повторения терминов по теме «Население». Команды по очереди будут отвечать на вопросы, если команда не отвечает, то право ответа переходит любой другой команде, участники которой первые подняли руку.

1. Термины по теме «Население»

  1. Совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают непрерывное возобновление и смену людских поколений (Воспроизводство)

  2. Разница между родившимися и умершими (Естественный прирост)

  3. Уменьшение численности населения (Демографический кризис)

  4. Сросшиеся между собой населенные пункты во главе с крупными городами (Городская агломерация)

  5. Переселение людей из одного района в другой (Миграция)

  6. Слияние городских агломераций (Мегалополис)

  7. Вырождение нации в процессе демографического кризиса (Депопуляция)

  8. Выезд граждан из своей страны в другую на постоянное жительство или на длительный срок. (Эмиграция)

  9. Въезд людей в страну въезд в страну на постоянное или временное (как правило длительное) проживание граждан других стран. (Иммиграция)

  10. Резкое увеличение численности населения (Демографический взрыв)

  11. Историческая сложившаяся общность людей, объединяемая языком, традициями, трудовыми навыками (Народ)

  12. Принудительное переселение людей с постоянного места жительства (Депортация)

2. Теперь попробуем эти понятия применить к заданиям ОГЭ. (Задание № 13 из КИМ ОГЭ)

( Презентация )

Команды одновременно поднимают руки с номерами ответов от 1 до 4-х.

Ответы:

1.Агломерация ответ № 1

2.Урбанизация ответ № 2

3.Воспроизводство ответ № 4

4.Миграции ответ № 4

5.Урбанизация ответ № 2

3. Учитель: Напомните мне, сколько в России на данный момент жителей. (примерно 147 млн.чел.) А точнее - на 1 января 2018 - 146 880 432 чел. (2018 г.) Численность населения постоянно меняется…

Вопрос: Какие показатели нужно знать, чтобы определить численность населения любого субъекта? (Естественный прирост)

Вопрос:  Какие показатели надо знать, чтобы рассчитать Е.П.?

(Рождаемость и смертность)

Вопрос: В каких случаях он будет положительным в каких отрицательным?

Вопрос: Какой ещё показатель влияет на численность населения?

(миграционный прирост или миграционный отток населения).

Я предлагаю вам решить задания ОГЭ № 9

(Презентация – задания № 9) Учащимся – раздаточный материал.

4. Как звучит полное название нашей страны? (Российская Федерация)

Единое государство, состоящее из отдельных его субъектов, имеют свои органы власти, но принадлежит одному центру.

Наше государство многонациональное и по национальному принципу выделены республики, Автономные округа, Автономная область.

В основу устройства нашего государства лёг национальный принцип. А сколько народов проживает на территории страны? (160 – по учебнику Рома, Дронова). 190 - Википедия

Вопрос: Назовите самые многочисленные 5 народов.

Ответ ( на экране фото)

У вас на столах лежат задания. За 3 минуты вы должны дописать к народам, которые вам достались - субъект, где они проживают, столицу субъекта, к какой языковой семье относится данный народ, к какой группе, занятия населения, религия.

Потом 2 представителя выходят к карте, показывают и озвучивают ответ)

На карте показать субъект. Назвать столицу, к какой языковой семье относится, к какой группе, занятия населения, религия (Задание 6 ОГЭ)

1 группа: Мордва (Республика Мордовия; Саранск, мордва, уральская семья, финская группа, земледелие, православие)

Калмыки (Республика Калмыкия, Элиста, калмыки, алтайская семья, монгольская группа, кочевое животноводство – овцеводство, верблюдоводство, буддизм)

2 группа: Коми (Республика Коми, Петрозаводск, коми, коми-пермяки, уральская семья, финская группа, оленеводство, православие)

Адыгейцы (Республика Адыгея, Майкоп, адыги, кавказская семья, животноводство (коневодство), ислам)

3 группа: Манси (Ханты-Мансийский автономный округ, Ханты-Мансийск, манси, уральская семья, угорская группа, оленеводсво)

Марийцы (Республика Марий Эл, Йошкар-Ола, марийцы, уральская семья, финская группа, земледелие, православие)

4 группа: Чуваши (Чувашская Республика, Чебоксары, чуваши, алтайская семья, тюркская группа, земледелие)

Карачаевцы (Республика Карачаево-Черкессия, Черкесск, Карачаевцы и черкессы, кавказская семья, разведение овец и коз, ислам)

5 группа: Ингуши (Республика Ингушетия, Магас, ингуши, Кавказская семья, животноводство, ислам)

Буряты (Республика Бурятия, Улан-Удэ, буряты, алтайская семья, монгольская группа, охота, рыболовство, буддизм)



5.Вопрос: Как изменилось количество субъектов, и с чем это связано?

(С присоединением Крыма в 2014 году 18 марта , увеличилось количество республик их стало 22, и плюс 3 города Федерального значение Москва, Санкт- Петербург, Севастополь и всего стало 85 субъектов).

Задание: Предлагаю вам по краткому описанию определить субъекты задание № 30 из КИМ ОГЭ (Презентация )

Время на выполнение задания - 3 минуты.

Фото: На экране

В интернете увидела данную фотографию. Решила показать её вам. Обратите внимание на надпись (Рооссия – 2050 год)

Вопрос: Как данная фотография связанна с темой нашего урока?

Вопрос: Какие мысли у вас возникают?

Численность населения России сокращается. Благодаря трудовым миграциям не так сильно сокращается.

Вопрос: Какие меры должно принимать государство, чтобы численность населения возрастала?

(Демографическая политика)

Вопрос: Государство проводит комплекс мер, но может этого недостаточно?

Вопрос: Тогда почему продолжительность жизни не увеличивается?

( пьянство, наркотики и т. д…).            

Вопрос: Какая проблема возникает в связи с этим?

(трудовых ресурсов)

Вопрос: Почему для России характерен поток трудовых мигрантов?

Вопрос: А наш субъект является исключением из этого правила? (нет)

Вопрос: А почему они едут к нам?

(не хватает своих трудовых ресурсов, низкая зарплата и т.д.)

Учитель: Через некоторое время вы закончите учебное заведение.

Вопрос: Как стать успешным на рынке труда?

(повышать квалификацию, знать иностранные языки и т.д.)

Учитель: Мне бы хотелось, чтобы при выборе своей будущей профессии, вы подошли очень серьезно, зная, что до пенсионного возраста вам надо будет работать, и чтобы от работы вы получали истинное наслаждение и удовольствие, т.к. вы будете заниматься любимым делом.

Мы закончили изучать большую тему: Географию населения (демография). А есть ещё такая наука – этнография. 2 ноября в России состоялся Большой этнографический диктант. Я предлагаю вам пройти онлайн диктант.

Итог урока:

Отметки за урок:

Хочу отметить:

Выделить:

Поблагодарить:

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!