Урок увлекательного путешествия в «Молекулярную физику», на котором учащиеся смогут открыть для себя что-то новое.
В течение урока ученики выполняют разнообразные задания: решение задач, проведение экспериментов, викторины по физическим понятиям и формулам, подведение итогов знаний в конце урока. Оценивают ученики сами себя, друг друга, для чего заполняются листы самооценки.
Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Молекулярная физика".»
Обобщающий урок по теме: Молекулярная физика
Составила: учитель физики МБОУ «СОШ №3»
Бурмистрова О.В.
16.02.2019 г.
Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.
Аристотель
Определения
- Какие основные положения молекулярно-кинетической теории вы знаете?
- Какие явления доказывают, что частицы вещества постоянно движутся?
- Изменяется ли скорость движения молекул при повышении температуры вещества?
- Что представляет собой идеальный газ?
- Какой процесс называется испарением?
- Какой тепловой процесс называется изохорным?
- Какой тепловой процесс называется изобарным?
- Какой тепловой процесс называется изотермическим?
Приведите в соответствие формулы.
№ вопроса
Вопрос
1
2
Ответ
Количество вещества
3
Масса молекулы
№ вопроса
p = n k T
4
Основное уравнение МКТ
m 0 = M/N A
Молярная масса
5
V/T = const
Связь между давлением и средней кинетической энергией
6
p = 1/3 m n v 2
7
Связь между средней кинетической энергией молекулы и температурой
T = t + 273
8
Уравнение состояния идеального газа
9
p = 2/3 n E
Закон Бойля-Мариотта
10
Закон Гей-Люссака
E = 3/2 k T
p/T = const
Закон Шарля
11
ʋ = N/N A
Связь между абсолютной температурой и температурой по Цельсию
12
М = m 0 *N A
Связь между давлением газа, концентрацией и температурой
p V = const
Проверьте ответы
Задача
При давлении 0,15 М Па в 1 м 3 газа содержится 2 ‧10 26 молекул.
Какова средняя кинетическая энергия этих молекул?
Если бы люди правильно дышали, то болезни стали бы редкостью.
Авиценна
Сколько молекул участвуют в нашем вдохе
Объем воздуха, поступающего в легкие при вдохе, около 2 литров, плотность воздуха 1,29 кг/м³.
Сколько молекул участвуют в нашем вдохе, если молярная масса воздуха равна 0,029 кг/моль?
Решение
Один опыт стоит тысячи слов.
- 1 эксперимент: с помощью данных веществ назовите наблюдаемое явление, объясните.
- 2 эксперимент: пользуясь 2 термометрами, определите относительную влажность воздуха в классе.
- 3 эксперимент: измерьте недостающую величину (ширину класса), определите массу воздуха в классе и, измерив температуру воздуха, определите давление.
- 4 эксперимент: измерьте кровяное давление и пульс, используя тонометр и сделайте выводы.
1 эксперимент: с помощью данных веществ назовите наблюдаемое явление, объясните.
- В стакан налита вода, положите кристаллики сахара и размешайте.
- Что мы наблюдаем?
- Подумайте, почему это происходит?
- Какие выводы мы можем сделать?
- В один стакан налита холодная вода, в другой горячая. После ответов на первый вопрос положить в каждый стакан пакетик.
- Что будет происходить, если положить в каждый стакан пакетик с чаем?
- В каком из стаканов вода окраситься быстрее?
- Как зависит быстрота протекания процесса от температуры? Почему?
2 эксперимент: пользуясь 2 термометрами, определите относительную влажность воздуха в классе.
- Что показывает сухой термометр?
- Почему сухой и влажный термометры имеют разные показания?
- Каково значение относительной влажности воздуха, благоприятное для здоровья?
3 эксперимент: измерьте недостающую величину (ширину класса), определите массу воздуха в классе и, измерив температуру воздуха, определите давление воздуха.
- Предложите план ваших действий.
- Какое уравнение позволило вам рассчитать давление воздуха?
4 эксперимент: измерьте кровяное давление, используя тонометр и сделайте выводы.
- 1. Сидя на стуле, стоя, сидя на корточках.
- 2. Сидя на стуле:
а) рука выше головы
б) на уровне сердца
в) рука внизу.
- 3. На уровне сердца после 5 приседаний.
Спасибо всем за работу!