МОУ « Рыльская средняя общеобразовательная школа № 1 имени Г. И. Шелехова.
Урок обобщения по теме « Гидросфера».
Форма проведения: урок – путешествие.
Учитель: Худякова О. И.
Цель: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме « Гидросфера»; развивать пространственное мышление, умение классифицировать объекты, выявлять причинно-следственные связи, развивать коммуникативные навыки работы в группах, развивать познавательный интерес и географическое мышление; воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов через литературные произведения.
Оборудование: карта путешествия, фотографии объектов, картины, дидактические материалы, изготовленные учителем.
Тип урока: обобщение знаний.
Форма проведения: урок – путешествие.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Работа по теме урока.
Учитель: Ребята, многие из вас, как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И вот вспомнила я слова поэта А. Т. Твардовского:
Есть два разряда путешествий.
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать обратно календарь.
Взяла я старый календарь и на одной из страниц увидела карту неопубликованного плавания капитана Врунгеля. К ней был дан комментарий, в котором говорилось, что на одном из островов в океане капитан спрятал клад. А отыскать его смогут только ребята любознательные, отважные и хорошо знающие океаны, моря, течения, реки… Узнав, что у вас в классе много отважных и любознательных и что вы только что изучили гидросферу, я решила пригласить вас на поиски клада капитана Врунгеля. Согласны?
А поскольку капитан Врунгель сказочный герой, то и мы сегодня отправимся в сказочное путешествие. Капитаном корабля буду я, а вы - юнгами. На палубе нашего корабля две каюты, располагайтесь удобнее.
Перед отплытием выберите в каждой команде старшего юнгу. В его обязанности входит следить за выполнением заданий, сообщать об их выполнении или сигнализировать мне в случае затруднений.
А теперь, юные искатели приключений, в путь!
Пока я вам объясняла, наш корабль отчалил от острова Школьный. И вот мы уже плывём через пролив НАЗВАНИЙ, но здесь очень сильное течение. Корабль раскачивает из стороны в сторону, и карта нашего плавания падает со стола! От падения все названия на карте перепутались. Как же мы продолжим наш путь? Юнги, выручайте.
Задание № 1. Лото
Учащиеся получают карточки с фрагментами контурных карт и написанные на листочках названия географических объектов. Необходимо правильно разместить объекты. ( 3 мин).
Учитель: Карта восстановлена, можем плыть дальше. Но на корабле опять возникла проблема: кончились запасы пресной воды. Придётся причалить к берегу , а он называется берег Связистов.
Я получила сигнал с берега. Дело в том, что у местных жителей накопилось много корреспонденции, и они согласны пополнить наши запасы пресной воды, если мы поможем разобрать им почту. Юнги, за работу!
Задание №2. Почта.
Каждая команда получает по два « почтовых ящика» и по 10 «писем». Необходимо разложить корреспонденцию адресатам. ( «Мировой океан» и « Воды суши»). ( 4 мин.)
Учитель: Поиски клада продолжаются, и вот мы уже вошли в залив Художников. Я думаю, что именно здесь, на берегу залива мы сможем приобрести сувениры в память о путешествии. Так и есть- мы попали на выставку великолепных картин, которые можно купить. Приобрести сможете любую, если узнаете объект гидросферы, который изображён на картине, и дадите определение объекта.
Задание №3. « Выставка картин».
Вывешиваются фотографии объектов гидросферы, необходимо их угадать. (4 мин.)
Учитель: Мы продолжаем путешествие, и нам предстоит обогнуть полуостров Успеха. Чтобы правильно сманеврировать, я должна быть уверена в ваших мореходных знаниях. Предлагаю вам пройти квалификационный тест юного моряка. (6 мин.)
Учитель: Экипаж, внимание! Плановая остановка: порт «Речной». Но вот беда: мы попали в плен к пиратам. Они прислали « чёрную метку». На ней написано, что нас отпустят только при условии, если мы поможем им разобраться с картой. Пираты тоже ищут клад, но не беспокойтесь- другой. Ориентиром для них служит река, но они не знают, где устье, где исток, где какой приток. Для нашего спасения придётся потрудиться.
Задание№4. « Река».
Команды получают схемы «Речной системы». (5 мин.)
Учитель: Мы свободны и продолжаем поиск клада. Перед нами архипелаг Литературный. Но на каком из островов капитан Врунгель спрятал клад?
А вот, кажется, и подсказка ( учитель достаёт бутылку, в которой лежит свиток). Юнги, прочитать свиток сможем лишь тогда, когда разгадаем литературные загадки. Попробуем, юнги? ( 7 мин.)
В конце свитка крупно написано название острова: ПОБЕДА.
Учитель: Юнги, теперь мы знаем название острова и можем найти клад.(Из прорези, сделанной на карте, достаёт рисунок воздушного шара.)
Ребята, как вы думаете, почему капитан Врунгель приготовил для нас такой подарок- воздушный шар?
3. Подведение итогов: поощрение команд. Выставление оценок.