СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по разделу «Страна детства»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект обобщающего урока по разделу «Страна детства». Литературное чтение 4 класс.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по разделу «Страна детства»»


Тема: Обобщающий урок по разделу «Страна детства» (4 класс)



Задачи:

- обучающие: повторить и обобщить изученный материал в разделе «Страна детства» (произведения Б.С.Житкова «Как я ловил человечков», К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» М.М.Зощенко «Ёлка» ), выделять главную мысль произведения, понимать глубину содержания произведения, формировать умение формулировать выводы по результатам исследования;
- развивающие: развивать навыки сравнения, сопоставления, память, логическое мышление, воображение, кругозор, речь обучающихся, тактильную чувствительность, моторику;
- воспитательные: воспитывать любовь к Родине, нравственные чувства у детей –эмоционально-ценностное отношение к миру детства, умение работать в группе, интерес к чтению, умение выслушивать мнение одноклассников, работать в группах, доброжелательность.


Оборудование: глобусы, книжки, интерактивная доска, ванночки с песком, записки, игрушки, песня о детстве, музыка для эмоциональной разминки, индивидуальные салфетки, три таблицы, учебник.

Ход урока

  1. Инициация

Предлагаю поиграть в игру «Добрый день».

Я скажу слова"Добрый день ..." и назову кого- то из класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой  - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.

- Добрый день всем девочкам!...

- Добрый день всем мальчикам!...

- Добрый день всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном!

- Добрый день всем, кто любит конфеты!

- Добрый день всем, кто любит игрушки!

- Добрый день, кто хочет много знать!

-Добрый день тем, кто любит читать.

  1. Формирование ожиданий

- Мы начинаем наше занятие, на котором постараемся сделать маленькое открытие.

- Ребята, а чтобы сделать открытие, каким надо быть? (внимательным, наблюдательным, любознательным, думающим…)

  1. Погружение в тему

- В каждой группе есть глобус. Что такое глобус?

- Что изображается на глобусе?(реки, моря, материки….) Можно найти страны?

-Сегодня мы будем путешествовать и постараемся найти страну, которой нет на глобусе, а как она называется, догадайтесь сами. Для этого вам нужно сложить пазл. (интерактивный)

- Правильно, страна называется детство.

- Ребята, вы играли в игру, которая называется «Друдлы»? Это игра очень хорошо развивает воображение, для открывателей она очень полезна. Внимание на экран.






- Последние три картинки имеют отношение к нашему уроку. Вы догадались, к каким они произведениям? («Как я ловил человечков», «Корзина с еловыми шишками», «Ёлка»)

- Правильно. Что объединяет все эти рассказы? (о детях)

  1. Проработка темы занятия

  1. Путешествие

- Поэтому я предлагаю начать поиски страны детства там, где родились эти писатели.

Для того, чтобы отправиться в путешествие, выбираем вид транспорта:

(интерактивные листы, слайды)

(Родился Борис 30 августа 1882 года в Новгороде в интеллигентной семье. Отец его был преподавателем, поэтому неудивительно, что начальное образование Борис получил дома. Первые годы жизни в биографии Бориса Житкова были проведены в Одессе. Следующей ступенькой в образовании в биографии Житкова стала учеба в политехническом институте Петербурга. Там Борис избрал другую специальность. Если в Одесском университете он посещал естественное отделение, то в Петербургском институте – кораблестроительное. После окончания института много путешествовал, работал штурманом, капитаном судна. Также в биографии Бориса Степановича Житкова было испробовано множество других профессий. Но постоянным увлечением его была литература. Впервые рассказ Житкова был опубликован в 1924 году. Скончался в 1938 г.) (слайд Новгород)

Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968), русский писатель. Родился 19 (31) мая 1892 в Москве в семье железнодорожного статистика. Отец, по словам Паустовского, "был неисправимым мечтателем и протестантом", из-за чего постоянно менял места работы. После нескольких переездов семья поселилась в Киеве. Паустовский учился в 1-й Киевской классической гимназии. Первый небольшой рассказ Паустовского На воде (1912), написанный в последний год учебы в гимназии, был напечатан в киевском альманахе "Огни".Паустовский умер в 1968 году в Москве.(слайд Москва)

Михаи́л Миха́йлович Зо́щенко (28 июля (9 августа) 1894, Санкт-Петербург[1] — 22 июля 1958, Сестрорецк) — писатель, признанный классик русской литературы. Родился в небогатой интеллигентной семье (отец — художник-передвижник, мать — писательница; обремененная семьей, где было восемь детей, она иногда печатала свои рассказы в газете «Копейка»). В 1894 в 20 лет, прервав учебу в университете, Зощенко ушел на фронт, где был командиром взвода, прапорщиком, командиром батальона. За личную храбрость был награжден пятью орденами. (Слайд Санкт-Питербург)

- Скажите, в какой стране находятся эти города? Можно ли Россию назвать страной детства? Значит мы с вами на правильном пути.


  1. Исследование

- Теперь проведём небольшое исследование. Исследование будет проходить в группах. Первая группа будет работать с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков», вторая с произведением К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и третья – «Ёлка» М. Зощенко. Задание заключается в том, что в течение 3-5 мин. надо заполнить таблицу, пользуясь текстом. Таблица перед вами. Заполняя первый столбик, вы дадите характеристику гл. героям. Во втором укажите место событий и в третьем коротко запишите главную мысль или идею произведения.(Слайд)

(Работа в группах)

  1. Представление работ (Зачитывают по группам)

- Скажите, ребята, главные герои, о которых мы говорили могут быть жителями страны, которую мы ищем? Почему?

  1. Эмоциональная разрядка

- Мы уже очень много с вами сделали. Побывали на родине авторов трёх произведений, провели исследование. А способов поиска очень много. Вспомните, как ищут археологи. (Ведут раскопки) Кстати, это очень результативный способ. Предлагаю тоже покапать, может быть что-то и накопаем. (Звучит музыка)

- Чтобы песочек нам помогал, вежливо поздороваемся с ним. Каждым пальчиком коснёмся, теперь легко коснёмся всей ладонью. Поиграем с песком. Аккуратно возьмите песок в кулачок, посыпьте его, как-будто пошёл песочный дождик. Теперь другой ручкой. Начинаем копать осторожно, не рассыпая песок. Кто, что накопал?

(Игрушки и записки)

-Это маленькие жители песка. Они могли бы быть жителями страны детства? Прочитаем записки, которые они нам оставили. (Дети читают записки)

- Это же слова песни о детстве. Это даже гимн детства. Пока слушаете музыку, протрите свои руки влажными салфетками. (Звучит музыка)

  1. Подведение итогов

- Итак, мы с вами несколько раз доказали и убедились в том, что страна детства есть. Но, где? Как её показать на глобусе?

(Киплинг «Маугли» родился в Лондоне (Англия), Марк Твен «Том Сойер» в Америке, Чуковский в Санкт-Петербурге, Михалков – в Москве, Джани Родари в Италии)

–Как называется ваша страна детства? Кстати, этой стране детства в этом году юбилей – 50 лет. – Скажите одним словом где страна детства? (везде)

- Это и есть то наше маленькое открытие, о котором мы говорили в начале нашего занятия.

- Как жаль нам взрослым, что мы не можем вернуться в эту страну. Наслаждайтесь этой страной, желаю вам подольше в ней оставаться.

- В заключении нашего занятия вручаю вам в подарок книги, которые сделали мои ученики 4 класса второй школы. (Вручаю книги «Детство»)

- И последнее, прошу добавить лучики к солнышку, если вам занятие очень понравилось – красного цвета, просто понравилось – зелёного цвета и не понравилось – синего. Спасибо. Урок окончен.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!