СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по разделу «делу время – потехе час»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект  содержит матерал для обобщения  знаний по разделу "Делу время - потехе час"

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по разделу «делу время – потехе час»»

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО разделу
«ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС»


Цель: закрепить знания учащихся по теме «Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час!»

Задачи:

  • проверить знания учащихся по прочитанным рассказам раздела;

  • актуализировать знания о событиях, героях и авторах рассказов;

  • учить анализировать и сравнивать похожие рассказы, определять их основную мысль, мораль;

  • отработать навык беглого чтения;

  • развивать связную речь учащихся при самостоятельных ответах в процессе построения сложных распространенных предложений;

  • развивать логическое мышление, память, внимание;

  • воспитывать интерес к чтению художественной литературы.


Оборудование: учебник, презентация, деформированные пословицы, , слова-черты характера, напечатанные на полосках желтого цвета красные ручки, карточки для исправления ошибок.


Ход урока

  1. Организационный момент.

(Проверка готовности детей к уроку: учебник «Литературное чтение ч.2», пенал с принадлежностями, дневник, тетрадь)

Прозвенел звонок – начинается урок.

Чтоб урок прошёл прекрасно,

Хорошо, отлично, классно

Говорю вам пожеланье:

Я желаю вам удачи,

я желаю вам добра.

Я желаю вам терпенья и,

конечно же, уменья.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и нашим гостям. Садитесь

2. Постановка проблемы

- Ребята, сегодняшний урок мне хотелось бы начать с загадки. Отгадайте:

1) Без ног и без крыльев,

Быстро летит, не догонишь его (Время.)

2) День и ночь они идут.

Никогда не устают.

Монотонно шепчут в такт:

Тик, так, тик и так.

Стрелки, будто как усы.

Называются…(Часы.)

- Тема нашего урока спряталась в этих загадках. Хорошо бы определить как эти два слова – «время и час» могут быть связаны друг с другом (Иногда кажется, что час длится слишком долго, а на самом деле время летит очень быстро, не успели оглянуться, а вы уже в 4-ом классе, поэтому время нужно беречь, проводить его с пользой)

- В какой пословице встречаются эти два слова? («Делу время – потехе час»)

-Что она означает? Почему именно её я выбрала для начала урока?

- Какой раздел мы закончили?

- Как вы думаете, можно ли дать разделу другое название? Например?

(Учащиеся называют пословицы:

Скучен день до вечера, коли делать нечего. 
Кто грамоте горазд, тому не пропасть. 
Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки.
Откладывай безделье, да не откладывай дела.

Поздно поднялся – день потерял,в молодости не учился – жизнь потерял.
Чтобы научиться трудолюбию, нужны три года, чтобы научиться лени – только три дня.
Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает и разумеет.)


-Как вы их понимаете? Чему они нас учат? (ответы детей).

- А какая главная пословица, изученного нами раздела? – Дети называют её самостоятельно.

3.Сообщение темы и целей урока. Постановка учебной задачи

- Урок литературного чтения посвятим обобщению произведений в разделе “Делу время - потехе час”.

- На ваш взгляд, почему нужно проводить обобщающие уроки?

- А какие учебные задачи можем перед собой поставить? (Проверим, насколько мы были внимательны, что мы узнали из этого раздела и кто лучше знает материал.)

-Повысить уровень осмысления изученного материала, будем учиться рассуждать, учиться сравнивать и сопоставлять, анализировать и делать выводы.

4. Работа над темой урока. Актуализация опорных знаний.

- Перед вами портреты писателей, чьи произведения мы сегодня будем анализировать.

Это - Виктор Юзефович Драгунский,

Виктор Владимирович Голявкин и

Евгений Львович Шварц

4.1 «Кто какое произведение написал»

- Я предлагаю вам вспомнить, кто какое произведение написал, и соединить стрелкой (раздаются карточки с таблицей)

Виктор Юзефович Драгунский « Главные реки», « Что любит Мишка»

Виктор Владимирович Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

Евгений Львович Шварц «Сказка о потерянном времени»


Автор произведения

Название произведения

Герой произведения

Евгений Львович Шварц


«Сказка о потерянном времени»

Петя Зубов

Виктор Юзефович Драгунский


« Главные реки»

Денис Кораблев

« Что любит Мишка»

Мишка

Виктор Владимирович Голявкин


«Никакой я горчицы не ел»

Мальчик, который никакой горчицы не ел


4.2.1 «Узнай произведение»

- Сейчас мы поиграем с вами в игру «Волшебный цветок». Он поможет нам вспомнить, какие произведения мы прочитали в этом разделе. Вам нужно оторвать лепесток, прочитать отрывок из изученного произведения. Назвать автора и произведение.

(Дети срывают по одному лепестку, на которых записаны отрывки произведений, зачитывают и отгадывают произведение и автора)

1.Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное ничему не успел научиться.

«Сказка о потерянном времени» Е. Шварц

2. Оглядывается Петя, ищет стариков, но ни одного подходящего не находит. Бегут по улицам старики, но сразу видно – настоящие, не третьеклассники.

«Сказка о потерянном времени» Е. Шварц

3. Хотя мне идёт девятый год, я только вчера догадался, что уроки всё- таки надо учить. Любишь не любишь, хочешь, не хочешь, лень тебе или не лень, а уроки учить надо. Это закон.

«Главные реки» В. Драгунский

4. Я утром немного заспался, и, когда вскочил времени оставалось чуть, чуть.. Но я читал, как ловко одеваются пожарные- у них ни одного лишнего движения, и мне до того это понравилось, я пол- лета тренировался быстро одеваться.


«Главные реки» В. Драгунский


5.У меня сразу испортилось настроение, потому, что я вспомнил, что забыл приготовить уроки. И мне ужасно не захотелось вылезать из-за своей родимой парты

«Главные реки» В. Драгунский

6. Вот когда мне стало худо. Даже живот заболел, честное слово. В классе была удивительная тишина. Все смотрели на меня. А я смотрел в потолок.


«Главные реки» В. Драгунский

7. И я рассказал ему, что я люблю. И про собаку и про строганье, и про слонёнка, и про красных кавалеристов, и про маленькую лань на розовых копытцах.

«Что любит Мишка» В. Драгунский


8. Он сказал: - Это не песенка. Хотя я и песенки люблю, но это не песенка. То, что я играл, называется гораздо большим словом, чем просто «песенка».

«Что любит Мишка» В. Драгунский

9. Мишка обвёл глазами потолок и перевёл дыхание. Видно, он уже здорово устал. Но Борис Сергеевич пристально смотрел на него, и Мишка поехал дальше.

(«Что любит Мишка» В. Драгунский)(

10. Весна. Солнышко. Птички поют. Неохота как-то в школу. Любому ведь надоест. Вот и мне надоело

«Никакой горчицы я не ел» В. Голявкин.)

11.Второй круг на трамвае сделал. На то же самое место приехал. Ещё круг проехать что ли? Не время пока идти домой. Рановато.

«Никакой горчицы я не ел» В. Голявкин.

12.Эх, чем бы заняться? Домой идти ещё рано. Уроки ещё не кончились. Ходить по улицам скучно. Ребят никого не видно

«Никакой горчицы я не ел» В. Голявкин


4.2.2. «Узнай произведение».

Продолжим проверять знания. Посмотрите на экран, вспомните из какого произведения этот фрагмент, расскажите содержание эпизода.

4.2.3. «Найди лишнее»

На экране показаны иллюстрации к изученным рассказам. Все ли правильно там? Нет ли ничего лишнего?


4.3. «Найди ошибку».

- Какие вы молодцы! Предлагаю Вам немного побыть настоящими учителями. Найдите в тексте ошибки и исправьте их. Будьте внимательны!

«Ученик третьего класса Денис Кораблев в «Сказке о потерянном времени», автором которой является Е.Л. Шварц, постоянно опаздывал в школу, поэтому быстро стал стареньким дедушкой.

Мальчик, который никакой горчицы не ел, долго запускал змея, поэтому не сделал уроки, и Раиса Петровна поставила ему двойку.

В.Ё. Драгунский рассказал нам о Мишке, который гулял по мостовой, вместо того, чтобы идти в школу.


- Ребята, скажите, почему герои этих произведений попадали в такие ситуации?

- Верно, дети плохо учились в школе, прогуливали, не делали уроков и вот, что из этого вышло.

- Ребята, а чему вас научила история, которая приключилась с Петей Зубовым?

(«Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет».)


- А какой вывод можно сделать, услышав историю Дениски Кораблева? (Хочешь - не хочешь, нравиться – не нравиться, а уроки надо делать всегда! До самой старости!)


- А чему нас научила ситуация, приключившаяся с героем рассказа «Никакой горчицы я не ел?» (Если ты не ходишь в школу, то ты грустный и несчастный, потому что после школы ребята выбегают счастливыми. Ведь намного интереснее учиться в школе, чем просто бродить по улицам.)



5. Закрепление по теме урока.

Работа в парах

- А как вы думаете, какие черты характера нужны ребятам, чтобы успешно учиться в школе? Выберете их. (Ребята из конверта достают черты характера и выбирают необходимые, объясняя свой выбор).


Ответственность

Безразличие

Внимательность

Неопрятность

Настойчивость

Ленивость

Целеустремленность

Решительность

Послушание

Дружелюбность

Отзывчивость

Грамотность

самостоятельность,

дисциплинированность,

смелость,

сила воли

рассеянность

нерешительность

решительность

упрямство

сдержанность

несдержанность

трусость

безволие

- Верно, молодцы, вы выбрали верные ответы!

- Ребята, посмотрите черты характера написаны на листочках желтого цвета? И что это за круг? Что он напоминает? (на доске висит солнышко, а у ребят – лучик).

- Ребята, смотрите, у нас получилось красивое солнышко? Какое у вас настроение возникает, глядя на него? Почему? (хорошо на душе, потому что солнце яркое и веселое, и урок был необычный.)

- Так в школе интересно или грустно, весело или скучно учиться? (Ответы детей).


-Огромное трудолюбие и тяга к новым знаниям помогла нам сделать новые открытия на этом уроке.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

-Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постаралась.

Вам понравилось, друзья?

- Посмотрите на доску: достигли ли мы целей урока. Докажите свою точку зрения.

- Чему научили вас эти рассказы?

- Что главное мы должны с вами запомнить? (Делу время – потехе час)

- Раздел «Делу время – потехе час» учит ценить жизнь и использовать с умом её быстротечность. Как часто мы непозволительно щедро тратим свое время на пустяки, думая, что впереди его много – неизмеримый океан. А пословица и напоминает, что нельзя тратить драгоценное время, отпущенное человеку на учебу и взросление, на изучение материала, оставленного предыдущими поколениями

7. Домашнее задание.

дифференцированное задание

  • - Составьте памятку «Почему важно и нужно учиться в школе».

  • - Синквейн:

1-я группа – время.
2-я группа – дело.
3-я группа – потеха.

  • Мини-сочинение «Почему важно и нужно ходить в школу

  • найти пословицы и поговорки, которые отражают смысл названия раздела,

  • приготовить игры, физминутки для отдыха,

  • презентацию как вы проводите свой день или свободное время.

По вашим выполненным работам создадим книгу. Это и будет элементом практического применения тех знаний, которые вы получили на уроке.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!