СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" (Эта волшебная ночь...")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заканчивая изучение сказочной повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством", еще раз погружаемся в атмосферу чудесного праздника, народных традиций, ярких образов, неповторимого и колоритного языка. Ищем ответ на вопрос: "В чем секрет ее бессмертия?"

Просмотр содержимого документа
«ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ПОВЕСТИ 1»



ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ»

«Эта волшебная ночь»

1-этап: мотивация

- « Вначале было слово… , Слово было Бог!»- сказано в Библии. Обладая волшебным даром перерождения, оно продолжает жить в музыке, танцах, на полотнах великих художников, а теперь уже в кинематографе и мультипликации. Слово – это неведомая сила, которая заставляет трепетать от нахлынувших порой чувств наши души.

- Думаю, читая сказочную повесть Н В. Гоголя, вы и сами почувствовали силу его живого, озорного, необычайно яркого и меткого слова.

- Скажите, как читалась повесть? Были ли трудности при чтении первых глав? Изменилось ли впечатление от чтения впоследствии? ( Трудно-интересно-увлекательно).



2- этап: актуализация знаний

- Очень, хорошо! Судя по вашим ответам, вы были талантливыми читателями! Тогда вы без труда справитесь с небольшим тестом по содержанию повести!

- И так, будьте внимательны!

(Тест-презентация).

  • Чёрт, задумав украсть месяц, перекидывает его «из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки». «Люлька» - это:

  • Рудый Панько в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» это:

  • Кому принадлежала «невыразимо приятная усмешка, прожигавшая душу»?

  • Зачем Вакула отправился к Пузатому Пацюку?

  • Что больше всего поразило Вакулу во дворце?

  • Какие реальные лица действуют в повести?

  • В чем состоит грех Вакулы?

- Полюбилась ли вам повесть Н.В. Гоголя?

- Судя по вашим иллюстрациям к ней, она действительно вам полюбилась.

- Расскажите, почему именно эти эпизоды повести вы проиллюстрировали? Чем они вас взволновали?

- Удивительное дело!..Почти два века прошло, а «Ночь перед Рождеством» все так же любима читателями!

- Вдумывайтесь! Какой же вопрос напрашивается сам собой в связи с этими обстоятельствами?

3-этап: постановка проблемного вопроса

Проблемный вопрос: В чем секрет бессмертия этой сказочной повести? Что же за тайна скрывается в ней, зовущая вновь и вновь перечитывать страницы этой удивительной «Ночи…»?

(В ней удивительные, незабываемые герои, неповторимая, яркая народная речь, чудесные картины природы. В ней необыкновенное переплетение фантастического и реального. Каждому человеку хочется верить в чудо, в сказку, где добро побеждает зло, тем более накануне великого Рождества. Потому повесть так близка нам).

3-этап: постановка целей

Постановка целей: Хорошо! Давайте убедимся в этом! Что нам необходимо сделать, чтобы подтвердить правоту своих суждений? ( Раскрыть характеры героев, показать уникальность, самобытность и красоту языка повести, постичь красоту природы, рассказать об обычаях и традициях наших предков).

- Верно, иными словами, чтобы разгадать тайну «Ночи перед Рождеством», нам нужно сегодня постараться исследовать самые разные грани этого замечательного произведения.

- Итак, давайте перенесёмся на хутор «близ Диканьки» и окунёмся в атмосферу удивительного праздника…

4-этап: обобщение и систематизация знаний



I. Колядки

(Просмотром отрывка из фильма: «Обряд колядование»)

- Что означает колядовать?( прочтём в учебнике комментарии самого автора, стр. 172).

- Что обозначает звезда в руках колядующих? (Это символ, напоминает звезду, которая, по легенде, зажглась на небе при рождении Христа).

- Какие события отражены в просмотренном отрывке: реальные или фантастические? Почему же тогда возникает ощущение волшебства? (в фильме яркие краски; сияющая звезда; как волшебные, движутся огоньки.)

- Ребята, а какие чувства вызвал у вас этот эпизод из фильма? (Радость, ощущение праздника, торжественность)

- Вы обратили внимание, наверное, на одежду дивчат и парубков. Настя собирала материал об украинском национальном костюме. Давайте ее послушаем.

(Пестунова Настя)

Вопрос классу: Гоголь был знатоком не только человеческих душ, рождественских обрядов, но и повседневного быта казаков. Откуда он черпал эти знания?

(- Во-первых, из детства. Ведь свои юные годы он провел на Украине, в деревне Васильевка близ Полтавы. По вечерам он заслушивался рассказами о чудесах и проделках нечистой силы. Каждую осень вместе с родителями он ездил на Сорочинскую ярмарку, где знакомился с народным бытом.

- Когда Гоголь учился в Нежинской гимназии высших наук, он начал вести "Книгу всякой всячины, или Подручную энциклопедию", в которую записывал старинные слова, любопытные фамилии, прозвища, народные предания, легенды и обряды.)



-Давайте сделаем вывод из увиденного и услышанного: Удалось ли писателю передать ту атмосферу праздника, которая царит накануне Рождества? ( Н.В. Гоголь в «Ночи перед Рождеством» очень искусно и живописно передал эту атмосферу праздника. Мы чувствуем тот дух народного единства, который испытывают все: и те, кто колядует, и те, кто одаривает колядующих!)

II. Галерея образов «Ночи перед Рождеством»

- На предыдущих уроках мы с вами говорили о таких разных, реальных и фантастических, привлекательных и не очень, героях повести. Давайте еще раз вспомним о них, а еще лучше увидим воочию.

(сценка «Оксана у зеркала»):

Сценка:

(дом Чуба, Оксана стоит перед зеркалом, красуется, прихорашивается, принаряживается и никак собой не налюбуется)

Оксана: И что людям вздумалось говорить будто я хороша? Лгут, я совсем не хороша.(продолжает любоваться)Разве черные брови и очи мои так хороши, что и равных им нет на свете? Что хорошего в этом вздернутом кверху носе? и в щеках? и в губах? Будто хороши мои черные косы? Я вижу теперь, что я совсем не хороша. (отодвигая зеркало. продолжая любоваться, вскрикнула)Нет, я хороша! Ах, как хороша! Какую радость принесу я тому, кого буду женою

(входит в дом Чуба Вакула. Стоя в дверях любуется Оксаной)

Вакула(сам себе)Чудная девка! С час стоит, глядясь в зеркало и не наглядится.

(Тут Оксана замечает его, оборачивается, вскрикнула и сердито остановилась перед ним. Кузнец удивлен)

Оксана (издеваясь над ним)Зачем пришел сюда? Вмиг пронюхал, что отца дома нет.Что,сундук мой готов?

Вакула: Будет готов, мое сердце, после праздника. А как будет расписан! Не сердись же на меня. Позволь поглядеть на тебя.

Оксана Кто ж запрещает, гляди.

Вакула(ободренный, прижимая к себе)Позволь поцеловать тебя.

(Оксана отталкивает его)

Оксана Чего тебе еще хочется? Ему когда мед, так и ложка нужна? Поди прочь, у тебя руки жесче железа

(Кузнец сидит недовольный, задумчивый. Оксана продолжает любоваться собой)

Оксана Правда, что твоя мать-ведьма?(хохочет над кузнецом)

Вакула Что мне до матери? Ты у меня мать, отец, и все, что ни есть дорогого на свете.

Оксана Видишь какой ты? Однако ж дивчата не приходят. Давно пора колядовать. Мне становится скучно.

Вакула Так тебе весело с ними?

Оксана Да уж веселее чем с тобою. Кто-то стукнул, верно дивчата с парнями идут

Вакула(отвернувшись, сам себе)Чего мне больше ждать? Она издевается надо мною. Пусть только я замечу, кто ей нравится более, отучу.(почесывает кулаки)



- Молодцы, артисты! Большое им спасибо за представление!

- Ребята, кто был внимательным? Что символизирует венок нашей Оксаны ?





- Да, забыть таких интересных героев невозможно, а вот чем они интересны, вы расскажите об этом в синквейне, а составлять его будете в парах.

- Итак, задание: составьте синквейн о наиболее запомнившемся вам герое! Можете шепотом совещаться.

- Напоминаю алгоритм синквейна.

- Давайте подведем итог вашей творческой деятельности! Прочтем получившиеся синнквейны

(Ночь перед рождеством особенная: ночь накануне величайшего христианского праздника - рождения Иисуса Христа. Но вместе с тем в эту ночь злые силы - черт, ведьма - ведут себя наиболее активно, стараются выместить свое зло на добрых людях.

Черт и ведьма стараются разрушить красоту предрождественской морозной ночи, украсть с неба звезды и месяц. Преследуют они и личные, корыстные цели: черт пытается отомстить Вакуле, а Солоха хочет опередить своего сына и прибрать к рукам богатства Чуба. Вот и появляются в эту ночь ведьма верхом на метле и "немец", а попросту черт, чтобы в последнюю ночь своего господства досадить людям, соблазнить христианские души властью, жаждой наживы, легкой победой.

Посредником между человеком и дьяволом служит в повести запорожец Пацюк. Он искушает Вакулу и указывает путь к черту, надеясь заполучить его душу.)

- Да, говорить о героях повести можно бесконечно. Но есть такие изюминки, о которых мы все же не упомянули. Вот, например, Вакула – художник. Он и хату свою расписал по-особенному. В каждом цвете есть свой смысл, а расскажет об этом Атанова Настя

(значение цвета в повести ).

- Ребята, прощаясь с героями повести, что мы можем сказать о них?

Вывод: Ночь накануне Рождества особенная, святая ночь, и как бы ни старалась нечистая сила разрушить мир красоты и любви, ничего у нее не вышло. Все эти попытки завершились полным крахом, а зло, которое они направляли против людей, обернулось против них).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

- Ну, что же вы хорошо трудились, и пришло время немного подвигаться..

1-ое упражнение – потягивание. Представьте себя в роли Солохи, и вам нужно собрать как можно больше звезд. Прямо над собой достаем звезду, слева, справа (3 раза)

Следующее упражнение – ходьба на месте. А теперь Вы – Чуб и кум, идущие по зимнему хутору в гости к Солохе. Итак, начали…

3 упражнение - дыхательная гимнастика. Вот подул сильный ветер. Выдыхаем воздух. Ветер стал поднимать снег. Ничего не стало видно. Закрыли глаза. Открыли.

4 упражнение – приседание. Наконец-то вы оказались в доме Солохи. Но постоянно в дверь ее хаты кто-то стучится. Солоха вынуждена прятать вас в мешок. А для этого вам надо присесть. Итак, выполняем 3 приседания.



II. Живая природа

- Читая « Ночь перед Рождеством», убеждаешься вновь и вновь , что Н.В. Гоголь – настоящий волшебник. В одной фразе он может передать ощущение волшебства, праздника и не только среди людей, но и в природе. А ведь, как вы знаете природа не просто бытует сама по себе, но она является отражением внутреннего мира героев. У нас трудились собиратели «волшебных фраз», они предлагают вам свои задания Пожалуйста, Света, тебе слово!

- «Узнай, какой литературный прием использовал автор? »

  • 1) «Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа» (олицетворение).

  • 2) «… месяц один заглядывал в них украдкою» (олицетворение).

  • 3) «...зато было так тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты» (гипербола).

  • 4) «ясная ночь» (эпитет).

  • 5) «скрипучий снег» (эпитет)

  • 6) «Тут через трубу одной хаты клубами повалил дым и пошёл тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле» (прием неожиданности)

( Настя Грошева)

- «Найди фразеологизм! "

  • 1. «Чуб не без тайного удовольствия видел, как кузнец, который никому на селе в ус не дул, сгибал в руке пятаки и подковы, как гречневые блины, тот самый кузнец лежал у его ног» (в ус не дул)

  • 2. «Тут чёрт, подъехавши мелким бесом, подхватил её под руку и пустился нашёптывать на ухо то самое, что обыкновенно нашёптывают на ухо всему женскому роду». (подъехал мелким бесом)

  • 3. «…Оксана отклонила свои щёки, находившиеся уже на неприметном расстоянии от губ кузнеца, и оттолкнула его.
    -Чего тебе ещё хочется? Ему когда мёд, так и ложка нужна! Поди прочь, у тебя руки жёстче железа. Да и сам ты пахнешь дымом. Я думаю, меня всю обмарал сажею».

(ему когда мед, тогда и ложка нужна)

  • 4. «- Сделай милость, добрый человек, не откажи! – наступал кузнец: - свинины ли, колбас, муки гречневой, ну, полотна, пшена или иного прочего , в случае потребности… как обыкновенно между добрыми людьми водится… не поскупимся. Расскажи хоть, как, примерно сказать, попасть к нему на дорогу?
    - Тому не нужно далеко ходить, у кого чёрт за плечами,- произнёс равнодушно Пацюк, не изменяя своего положения».
    (Тому не нужно далеко ходить, у кого чёрт за плечами).



- Давайте сделаем вывод из этой работы: Почему природа у Н.В. Гоголя тоже особенная, волшебная, живая? (Гоголь-художник умеет оживить природу, благодаря умелому использованию изобразительных средств, и реальная картина незаметно переходит в

фантастическую).



IV. Словарик «Ночи перед Рождеством»

- Гоголевское слово не спутаешь ни с каким другим . Оно тоже живёт и дышит, поэтому мы ясно представляем себе самые фантастические моменты повести. Он обладал удивительным талантом выбирать нужное, яркое и меткое слово. Собирал словарик «Ночи перед Рождеством» Савченко Павел. У него тоже есть для вас задание.

Словарик: Объяснить значение следующих слов из повести…

  • Гопак

  • Кораблик

  • Парубок

  • Галушки

  • Заутреня

  • Кутья

  • Проповедь

  • Малевание

  • Околоток

  • Гуртом

  • Волокитство

  • Жеманилась

  • Дивчата

  • Ладунка

  • Паляница

  • Черевики

  • Панночка

  • Дюжий

- Давайте сделаем вывод из этого наблюдения: Зачем Н.В. Гоголю понадобилось использовать столько самобытных слов? (Благодаря самобытному гоголевскому слову мы точно представляем себе быт и нравы малороссиян, они передают колорит эпохи).

- Что еще вас привлекло в этом произведении? О чем мы еще не сказали сегодня?

- Конечно же, искрометный, тонкий гоголевский юмор. Он достигается порой совмещением несовместимых, казалось понятий. В литературе такой прием называется оксюморон.

Например, Этот приём есть во фразе «И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась!» Постарайтесь найти его. Как вы думаете, почему Гоголь использовал в этом предложении оксюморон?

V. Итоги урока:

- Итак, чтобы ответить на проблемный вопрос: «В чем секрет бессмертия этой сказочной повести? Что же за тайна скрывается в ней, зовущая вновь и вновь перечитывать её страницы?», мы постарались рассмотреть самые разные грани этой сказочной повести: говорили о характерах реальных и фантастических героев, о необычной живой природе, об уникальности языка произведения, упомянули о его тонком юморе. И я, думаю, мы убедились, что оно поистине – произведение искусства. Искусства слова. И пока живо слово, будет жить и радовать нас «Ночь перед Рождеством».

- Домашнее задание: «Написать сочинение на тему «Чему нас учит повесть Н.В. Гоголя?», желающие получить дополнительную оценку составят кроссворд.

- Ведь Гоголь нарисовал не только прекрасную картину рождественской ночи, он позволил нам увидеть себя в ней как в зеркале со всеми достоинствами и недостатками, позволил прикоснуться к обычаям и традициям своего народа. А это очень важно! Как показывает история, народ, не знающий своего прошлого, не имеет достойного будущего.)

VI. Метапредмет

- Ребята, а где в жизни каждому из вас пригодится знание повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Что лично для себя вы в ней открыли? ( учит, как правильно колядовать; учит разбираться в людях, отличать добро от зла; учит понимать культуру братского украинского народа).

VII. Рефлексия Ребята, вы сегодня все очень хорошо потрудились? Попробуйте оценить свои ответы? Что бы вы поставили себе? Подумайте, что получилось, а что нет?

Перед вами на партах лежат маленькие ангелочки с рождественской звездочкой! Поднимите их те, кому на уроке сегодня было легко и интересно! Молодцы! Пусть они останутся вам на память об уроке и как подарок к грядущему Рождеству, ведь оно не за горами!

- Я надеюсь, что после прочтения этой повести мы станем друг к другу добрее и терпимее.

А гостям хотелось бы подарить рецепт вкусных вареников, чтобы Рождество было не только веселым, но и сытным.

Вареники

Состав:
для теста:
яичные белки - 3 шт,
вода - 0,5 ст,
молоко - 0,5 ст,
соль - 0,5 ч.л,
мука - 5-6 ст

Приготовление:
Яичные белки смешать с водой, молоком, солью и хорошо размешать. Постепенно добавляя в яичную массу муку, замесить крутое тесто. Тесто накрыть салфеткой или крышкой и оставить на 30-40 мин (это делается для того, чтобы тесто стало более эластичным).

Для теста: 0,5 кг муки,1ст. кефира или натурального йогурта,1 яйцо, соль, 0,5 ч.л.соды погашенной уксусом.
Все перемешать и раскатать рулетик. Рулетик порезать и из полученных кружочков лепить вареник. 
для начинки: картофель отварить (воду слить) и сделать пюре, добавить предварительно обжаренные в подсолнечном масле мелко порезанные грибы с лучком. Отварить в подсоленной кипящей воде.




























































Просмотр содержимого документа
«Сценка»

Сценка:

(дом Чуба, Оксана стоит перед зеркалом, красуется, прихорашивается, принаряживается и никак собой не налюбуется)

Оксана: И что людям вздумалось говорить будто я хороша? Лгут, я совсем не хороша.(продолжает любоваться)Разве черные брови и очи мои так хороши, что и равных им нет на свете? Что хорошего в этом вздернутом кверху носе? и в щеках? и в губах? Будто хороши мои черные косы? Я вижу теперь, что я совсем не хороша. (отодвигая зеркало. продолжая любоваться, вскрикнула)Нет, я хороша! Ах, как хороша! Какую радость принесу я тому, кого буду женою

(входит в дом Чуба Вакула. Стоя в дверях любуется Оксаной)

Вакула(сам себе)Чудная девка! С час стоит, глядясь в зеркало и не наглядится.

(Тут Оксана замечает его, оборачивается, вскрикнула и сердито остановилась перед ним. Кузнец удивлен)

Оксана (издеваясь над ним)Зачем пришел сюда? Вмиг пронюхал, что отца дома нет.Что,сундук мой готов?

Вакула: Будет готов, мое сердце, после праздника. А как будет расписан! Не сердись же на меня. Позволь поглядеть на тебя.

Оксана Кто ж запрещает, гляди.

Вакула(ободренный, прижимая к себе)Позволь поцеловать тебя.

(Оксана отталкивает его)

Оксана Чего тебе еще хочется? Ему когда мед, так и ложка нужна? Поди прочь, у тебя руки жесче железа

(Кузнец сидит недовольный, задумчивый. Оксана продолжает любоваться собой)

Оксана Правда, что твоя мать-ведьма?(хохочет над кузнецом)

Вакула Что мне до матери? Ты у меня мать, отец, и все, что ни есть дорогого на свете.

Оксана Видишь какой ты? Однако ж дивчата не приходят. Давно пора колядовать. Мне становится скучно.

Вакула Так тебе весело с ними?

Оксана Да уж веселее чем с тобою. Кто-то стукнул, верно дивчата с парнями идут

Вакула(отвернувшись, сам себе)Чего мне больше ждать? Она издевается надо мною. Пусть только я замечу, кто ей нравится более, отучу.(почесывает кулаки)















Просмотр содержимого документа
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА»

Технологическая карта урока литературы в 5 классе.

Тема

Урок-размышление «Эта волшебная ночь!..» по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Цель


Познакомить с особенностями сказочной повести «Ночь перед Рождеством», раскрыть характеры героев, показать уникальность, самобытность и красоту языка повести, постичь красоту природы, рассказать об обычаях наших предков.

Планируемый результат

Предметные умения

Формировать УУД

Знать содержание сказочной повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», уметь определять тему произведения, выделять проблемы, уметь различать реальное и фантастическое в повести, понимать характеры героев, видеть красоту и самобытность языка произведения, уметь находить средства художественной выразительности в описаниях природы.


Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Развивать интерес к изучению языка, к традициям и обычаям народа; способность к самооцен­ке на основе наблюдения за собственной речью, развивать творческие способности обучающихся.

Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать

мысли и оценивать свою и чужую речь.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Основные понятия

Реальное, фантастическое, обряды, образы героев, образность и самобытность речи.

Межпредметные связи

Русский язык, основы духовно-нравственной культуры, музыка, изобразительное искусство.

Ресурсы:

Методическое пособие, наглядный материал, иллюстрации к повести, фрагмент из кинофильма «Вечера на хуторе близ Диканьки» реж.Роу, учебник, презентация.

Тип урока

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая, парная















Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

I. Орг.момент

Цель-включение в деятельность.

- Приветствие. Размышление о великой силе СЛОВА.

Отвечают на вопросы:

-Как читалась повесть?

- Были ли трудности при чтении первых глав?

- Изменилось ли впечатление от чтения впоследствии?

Включение в учебный процесс


II.

Актуализация и углубление изученного


Цель –актуализация знаний.


- Ответьте на вопрос: « При чтении повести вы были талантливыми читателями?»


- После анализа ответов предлагаю пройти тест на знание и понимание содержания повести:


Чёрт, задумав украсть месяц, перекидывает его «из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки». «Люлька» - это:

Рудый Панько в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» это: …?

Кому принадлежала «невыразимо приятная усмешка, прожигавшая душу»?

Зачем Вакула отправился к Пузатому Пацюку?

Что больше всего поразило Вакулу во дворце?

Какие реальные лица действуют в повести?

В чем состоит грех Вакулы?

- Обращаюсь к иллюстрациям, сделанным ребятами к произведению, прошу их прокомментировать.


Применяя ранее полученные знания, определяют, кого можно назвать талантливым читателем.


Отвечают на вопросы теста.






















Комментируют свои иллюстрации, объясняют свой выбор эпизода повести.

Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

1. Формировать умение быстро ориентироваться в изученном материале, отбирать нужное,

2. Формировать умение делать выводы и обобщения.

III. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности.


Цель – определение содержательных рамок урока, определение плана исследования повести.

Работаем над постановкой проблемного вопроса:

-Удивительное дело!..Почти два века прошло, а «Ночь перед Рождеством» все так же любима читателями!

Давайте подумаем! Какой же вопрос напрашивается сам собой в связи с этими обстоятельствами?

- Почему? В чем секрет бессмертия сказочной повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством?» Что же за тайна скрывается в ней, зовущая вновь и вновь перечитывать страницы этой удивительной «Ночи…»?

Ставим перед собой цели и задачи, чтобы найти ответ на проблемный вопрос:

- Что нам нужно сделать, по-вашему, чтобы раскрыть тайну волшебной «Ночи...»?

( Раскрыть характеры героев, показать уникальность, самобытность и красоту языка повести, постичь красоту природы, рассказать об обычаях и традициях наших предков).



Внимательно слушают, при необходимости делают краткие записи в тетрадях.

Отвечают на вопросы .


Предполагают проблемный вопрос: «Почему повесть «Ночь перед Рождеством» даже спустя два века интересна читателям? В чем секрет этого произведения?»

(В ней удивительные, незабываемые герои, неповторимая, яркая народная речь, чудесные картины природы. В ней необыкновенное переплетение фантастического и реального. Каждому человеку хочется верить в чудо, в сказку, где добро побеждает зло, тем более накануне великого Рождества. Потому повесть так близка нам).





Предлагают план исследования повести.


( Нужно постараться осветить самые разные грани повести).


Познавательные УУД:

1. Умения делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

IV. Обобщение и систематизация знаний


Цель - обобщить и

систематизировать

полученные на предыдущих уроках знания, воспроизводить материал на новом уровне.











  1. Обычаи и традиции.

Работаем над эпизодом из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки», анализируя обряд колядование:

- Что означает колядовать? ( прочтём в учебнике комментарии самого автора, стр. 172).

- Что о - Что обозначает звезда в руках колядующих? (Это

- Какие - Какие события отражены в просмотренном отрывкфрагменте: реальные или фантастические?

- Почему же тогда возникает ощущение волшебства?

--

- Ребята, а какие чувства вызвал у вас этот эпизод из фильма?

Предлагаю послушать индивидуальное сообщение об украинском национальном костюме.


Делаем выводы об обрядах в ночь Рождества:

Н. В. Гоголь был не только знатоком человеческих душ, праздничных рождественских обрядов, но и знатоком повседневного быта казаков. Откуда он черпал эти знания?










- Удалось ли писателю передать ту чудесную атмосферу праздника, которая царит накануне Рождества?



Отвечают на вопросы.




(Этот символ, напоминает звезду, которая, по легенд легенде, зажглась на небе при рождении Христа).
( Реальные события отражены во фрагменте фильма).

(В фильме яркие краски; сияющая звезда; как волшебные, движутся огоньки.)

- Ребя(



(Радость, ощущение праздника, торжественность)

Индивидуальное сообщение об украинском национальном костюме, о венке как обереге от всего дурного и «нечистого».

(Во - первых, из детства. Ведь свои юные годы он провел на Украине, в деревне Васильевка близ Полтавы. По вечерам он заслушивался рассказами о чудесах и проделках нечистой силы. Каждую осень вместе с родителями он ездил на Сорочинскую ярмарку, где знакомился с народным бытом. Во-вторых, Гоголь учился в Нежинской гимназии высших наук, он начал вести "Книгу всякой всячины, или Подручную энциклопедию", в которую записывал старинные слова, любопытные фамилии, прозвища, народные предания, легенды и обряды.)



(Н. В. Гоголь в «Ночи перед Рождеством» очень искусно и живописно передал эту атмосферу праздника. Мы чувствуем тот дух народного единства, который испытывают все: и те, кто колядует, и те, кто одаривает колядующих!)






Личностные результаты:

1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;

Познавательные УУД:

1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения;

2. разграничивать основную и дополнительную информацию;

3. преобразовывать и сохранять информацию .


Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

2. Освоение способов совместной деятельности.










































  1. Галерея образов


- Подводим итоги знакомству с героями повести, воспроизводим полученные знания на новом уровне: на предыдущих уроках мы с вами говорили о таких разных, реальных и фантастических, привлекательных и не очень, героях повести. Давайте еще раз вспомним о них, а еще лучше увидим их наяву.

- Что символизирует венок Оксаны?


- Да, забыть героев повести невозможно. В каждом есть своя «изюминка». Давайте же эти «изюминки» воплотим в синквейны.

- Итак, разделимся на пары и пусть каждая пара составит синквейн о любимом герое.

- Вспомним алгоритм синквейна.


Давайте сделаем вывод из увиденного и услышанного:

- Изменились ли герои повести в эту волшебную Ночь…? Что произошло с ними?











  1. Живая природа


Проводим наблюдение над пейзажными зарисовками, чтобы выявить их художественную ценность:

- Читая « Ночь перед Рождеством», убеждаешься вновь и вновь , что Н.В. Гоголь – настоящий волшебник. В одной фразе он может передать ощущение волшебства, праздника и не только среди людей, но и в природе. А ведь, как вы знаете, природа не просто бытует сама по себе, но она является отражением внутреннего мира героев. У нас трудились собиратели «волшебных фраз», они предлагают вам свои задания .



Инсценируют эпизод повести «разговор Оксаны с Вакулой».








Составляют и читают синквейны.





Делают выводы



(Все герои повести изменились накануне Рождества, в эту особенную , святую ночь. Главные чудеса произошли в их душах, и даже нечистая сила стала добрее и лучше, и как бы ни старалась она разрушить мир красоты и любви, ничего у нее не вышло. Все эти попытки завершились полным крахом, а зло, которое они направляли против людей, обернулось против них).






Выразительное чтение отрывка из повести с описанием природы. Делает вывод о том, что природа у Н.В. Гоголя живая, она отражает чувства героев.

Личностные результаты:

1. формирование уважительного отношения к русскому народу, к труду, искусству;

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

2. Освоение способов парной деятельности.

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;
















Личностные результаты:

1.умение самостоятельно отбирать соответствующий теме материал,


V. Применение знаний, умений и навыков в новой ситуации.


Цель – научить использовать полученные знания на практике.

Предоставляю слово ученикам, которые отыскивали в повести «волшебны фразы», составляли словарь самобытных гоголевских слов. Они задают детям задания «Отгадай троп»,

«Найди фразеологизм», «Определи значение слова».


Выполняют предложенные одноклассниками задания.

Личностные:

1.Формирование внимательного отношения к слову4

2. умения выразительно читать.



Познавательные УУД:

1.Уметь различать разные виды тропов;

2. Находить фразеологизмы в тексте

3. Познакомиться с уникальным богатым словарным составом повести.

4. преобразовывать информацию из одной формы в другую.


VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок, коррекция.


Цель – оценить уровень усвоения материала обучающимися, выявить пробелы в знаниях и устранить их.


Предлагаю сделать вывод :

- Зачем Н. В. Гоголю понадобилось столько художественных средств, самобытных слов при создании повести?


Отвечают на вопросы:


( Благодаря очень тонкому, изящному, самобытному слову писателя, мы чувствуем колорит эпохи, точно представляем себе быт и нравы малороссиян, их традиции и обычаи).

Коммуникативные УУД:

1. Освоение способов совместной деятельности

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.


VII. Итог урока. Рефлексия




Цель – зафиксировать новое содержание

- Итак, чтобы ответить на проблемный вопрос: «В чем секрет бессмертия этой сказочной повести? Что же за тайна скрывается в ней, зовущая вновь и вновь перечитывать её страницы?», мы постарались рассмотреть самые разные грани этой сказочной повести: говорили о характерах реальных и фантастических героев, о необычной живой природе, об уникальности языка произведения, упомянули о его тонком юморе. И я, думаю, мы убедились, что оно поистине – произведение искусства. Искусства слова. И пока живо слово, будет жить и радовать нас «Ночь перед Рождеством».

Ведь Гоголь нарисовал не только прекрасную картину рождественской ночи, он позволил нам увидеть себя в ней как в зеркале со всеми достоинствами и недостатками, позволил прикоснуться к обычаям и традициям своего народа. А это очень важно! Как показывает история, народ, не знающий своего прошлого, не имеет достойного будущего.)

- Ребята, а где в жизни каждому из вас пригодится знание повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Что лично для себя вы в ней открыли?





- Ребята, вы сегодня все очень хорошо потрудились? Попробуйте оценить свои ответы? Что бы вы поставили себе? Подумайте, что получилось, а что нет?

- Перед вами на партах лежат маленькие ангелочки с рождественской звездочкой! Поднимите их те, кому на уроке сегодня было легко и интересно! Молодцы! Пусть они останутся вам на память об уроке и как подарок к грядущему Рождеству, ведь оно не за горами! Надеюсь, что после прочтения этой повести мы станем друг к другу добрее и терпимее, а еще нам хотелось бы подарить гостям рецепт вкусных вареников, чтобы Рождество было не только веселым, но и сытным.



Подводят совместно с учителем итоги урока, отвечают на вопросы, делают вывод, проводят самооценку и рефлексию





Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

VIII. Домашнее задание.

Написать сочинение на тему «Чему нас учит повесть Н.В. Гоголя?»

Составить кроссворд по повести



Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Обобщающий урок –размышление  по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»  «Эта волшебная «Ночь ..» !

Обобщающий

урок –размышление

по повести Н.В. Гоголя

«Ночь перед Рождеством»

«Эта волшебная «Ночь ..» !

Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852 )  «Ночь перед Рождеством» - одна из повестей, которая входит в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Николай Васильевич Гоголь

(1809 – 1852 )

«Ночь перед Рождеством» -

одна из повестей,

которая входит

в сборник

«Вечера на хуторе близ

Диканьки»

Выбери правильный ответ !

Выбери правильный ответ !

Вопрос 1 Чёрт, задумав украсть месяц, перекидывает его «из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки». «Люлька» - это…? а) колыбелька в) свечка г) трубка  б) кружка

Вопрос 1

Чёрт, задумав украсть месяц, перекидывает его «из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки». «Люлька» - это…?

а) колыбелька

в) свечка

г) трубка

б) кружка

Вопрос 2 Рудый Панько в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» это: …? в) издатель а) герой г) такого персонажа нет б) рассказчик

Вопрос 2

Рудый Панько в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» это: …?

в) издатель

а) герой

г) такого персонажа нет

б) рассказчик

Вопрос 3 Кому принадлежала «невыразимо приятная усмешка, прожигавшая душу»? а) Солохе в) царице г) Вакуле б) Оксане

Вопрос 3

Кому принадлежала «невыразимо приятная усмешка, прожигавшая душу»?

а) Солохе

в) царице

г) Вакуле

б) Оксане

Вопрос 4  Зачем Вакула отправился к Пузатому Пацюку? а) хотел попросить денег в) в гости г) хотел с его помощью найти дорогу к черту б) хотел поколядовать около его дома

Вопрос 4

Зачем Вакула отправился

к Пузатому Пацюку?

а) хотел попросить денег

в) в гости

г) хотел с его помощью найти дорогу к черту

б) хотел поколядовать около

его дома

Вопрос 5 Что больше всего поразило Вакулу во дворце? а) архитектура в) картины г) наряды придворных  б) медная ручка

Вопрос 5

Что больше всего поразило Вакулу во дворце?

а) архитектура

в) картины

г) наряды придворных

б) медная ручка

Вопрос 6 Какие реальные лица действуют в повести? а) Екатерина II в) Фонвизин г) Суворов б) Потемкин

Вопрос 6

Какие реальные лица действуют в повести?

а) Екатерина II

в) Фонвизин

г) Суворов

б) Потемкин

Вопрос 7 В чем состоит грех Вакулы? в) он непочтительно разговаривал с царицей а) он хотел погубить свою душу и воспользовался помощью нечистой силы б) он хотел жениться на чужой невесте г) он не послушался своей матери

Вопрос 7

В чем состоит грех Вакулы?

в) он непочтительно разговаривал

с царицей

а) он хотел погубить свою душу и воспользовался

помощью нечистой силы

б) он хотел жениться на чужой невесте

г) он не послушался своей матери

Проблемный вопрос:  В чем секрет бессмертия сказочной повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» ?

Проблемный вопрос:

В чем секрет бессмертия сказочной повести

Н. В. Гоголя

«Ночь перед Рождеством» ?

ЦЕЛИ УРОКА: - раскрыть характеры героев ;  показать уникальность, самобытность и красоту языка повести;  передать удивительную красоту природы;  рассказать об обычаях и традициях предков; - обратить внимание на тонкий юмор писателя.

ЦЕЛИ УРОКА:

- раскрыть характеры героев ;

  • показать уникальность, самобытность и красоту языка повести;
  • передать удивительную красоту природы;
  • рассказать об обычаях и традициях предков;

- обратить внимание на тонкий юмор писателя.

Колядки

Колядки

Венок – это оберег от недоброго глаза!

Венок – это оберег от недоброго глаза!

Синквейн Герой? Назовите два определения героя  Три действия, которые он(а), по-вашему, совершает  А теперь фразу- ваше отношение к герою  Ассоциация, которую он вызывает

Синквейн

  • Герой?
  • Назовите два определения героя

  • Три действия, которые он(а), по-вашему, совершает

  • А теперь фразу- ваше отношение к герою

  • Ассоциация, которую он вызывает

Солоха

Солоха

Оксана

Оксана

Черт

Черт

Вакула

Вакула

Чуб

Чуб

Пацюк

Пацюк

Физкультминутка

Физкультминутка

Какой литературный прием использовал автор?

Какой литературный прием использовал автор?

1) «Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа»    Олицетворение

1) «Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа»

Олицетворение

2) «… месяц один заглядывал в них украдкою»     Олицетворение

2) «… месяц один заглядывал в них украдкою»

Олицетворение

3)«...зато было так тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты»   Гипербола

3)«...зато было так тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты»

Гипербола

4) «ясная ночь»   Эпитет

4) «ясная ночь»

Эпитет

5) «скрипучий снег»   Эпитет

5) «скрипучий снег»

Эпитет

6) «Тут через трубу одной хаты клубами повалил дым и пошёл тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле»   Приём неожиданности

6) «Тут через трубу одной хаты клубами повалил дым и пошёл тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле»

Приём неожиданности

7) Пузатый Пацюк: «ел за шестерых косарей и выпивал одним разом почти по целому ведру»   Гипербола

7) Пузатый Пацюк: «ел за шестерых косарей и выпивал одним разом почти по целому ведру»

Гипербола

" Найди фразеологизм "

1. «Чуб не без тайного удовольствия видел, как кузнец, который никому на селе в ус не дул, сгибал в руке пятаки и подковы, как гречневые блины, тот самый кузнец лежал у его ног».  В ус не дует

1. «Чуб не без тайного удовольствия видел, как кузнец, который никому на селе в ус не дул, сгибал в руке пятаки и подковы, как гречневые блины, тот самый кузнец лежал у его ног».

В ус не дует

2. «Тут чёрт, подъехавши мелким бесом, подхватил её под руку и пустился нашёптывать на ухо то самое, что обыкновенно нашёптывают на ухо всему женскому роду».     Подъехал мелким бесом

2. «Тут чёрт, подъехавши мелким бесом, подхватил её под руку и пустился нашёптывать на ухо то самое, что обыкновенно нашёптывают на ухо всему женскому роду».

Подъехал мелким бесом

3. «…Оксана отклонила свои щёки, находившиеся уже на неприметном расстоянии от губ кузнеца, и оттолкнула его.  -Чего тебе ещё хочется? Ему когда мёд, так и ложка нужна! Поди прочь, у тебя руки жёстче железа. Да и сам ты пахнешь дымом. Я думаю, меня всю обмарал сажею».  Ему когда мёд, так и ложка нужна!

3. «…Оксана отклонила свои щёки, находившиеся уже на неприметном расстоянии от губ кузнеца, и оттолкнула его. -Чего тебе ещё хочется? Ему когда мёд, так и ложка нужна! Поди прочь, у тебя руки жёстче железа. Да и сам ты пахнешь дымом. Я думаю, меня всю обмарал сажею».

Ему когда мёд,

так и ложка нужна!

4. «- Сделай милость, добрый человек, не откажи! – наступал кузнец: - свинины ли, колбас, муки гречневой, ну, полотна, пшена или иного прочего , в случае потребности… как обыкновенно между добрыми людьми водится… не поскупимся. Расскажи хоть, как, примерно сказать, попасть к нему на дорогу?  - Тому не нужно далеко ходить, у кого чёрт за плечами,- произнёс равнодушно Пацюк, не изменяя своего положения». Тому не нужно далеко ходить, у кого чёрт за плечами.

4. «- Сделай милость, добрый человек, не откажи! – наступал кузнец: - свинины ли, колбас, муки гречневой, ну, полотна, пшена или иного прочего , в случае потребности… как обыкновенно между добрыми людьми водится… не поскупимся. Расскажи хоть, как, примерно сказать, попасть к нему на дорогу? - Тому не нужно далеко ходить, у кого чёрт за плечами,- произнёс равнодушно Пацюк, не изменяя своего положения».

Тому не нужно далеко ходить, у кого чёрт за плечами.

РЕФЛЕКСИЯ Попробуйте оценить свои ответы:  Что получилось , а что нет на сегодняшнем уроке?  Чтобы вы поставили себе за урок?

РЕФЛЕКСИЯ

  • Попробуйте оценить свои ответы:

  • Что получилось , а что нет на сегодняшнем уроке?

  • Чтобы вы поставили себе за урок?

Спасибо за участие !

Спасибо

за участие !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!