СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по лирике Александра Блока. Эволюция лирического героя в стихотворениях разных циклов.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения и систематизации знаний по лирике Александра Александровича Блока (11 класс). Основная задача - наблюдение за эволюцией лирического героя в стихотворениях разных циклов.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по лирике Александра Блока. Эволюция лирического героя в стихотворениях разных циклов.»

«Обобщающий урок по лирике Александра Блока. Эволюция лирического героя в стихотворениях разных циклов»

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний

Цели: наблюдение за эволюцией лирического героя в поэзии А.А. Блока, в разных циклах его лирики; развитие умения анализировать поэтический текст, определять динамику лирического сюжета стихотворения; воспитание уважения к историческому и культурному прошлому России.

Оборудование: презентация «Эволюция лирического героя в поэзии А.А. Блока»; дидактический материал (тексты стихотворений А.А. Блока); электронная доска.

Ход урока

  1. Организационный момент. Определение задач урока:



  • актуализировать основные литературоведческие понятия, необходимые для раскрытия темы;

  • провести наблюдения за развитием образа лирического героя в стихотворениях разных циклов;

  • обобщить полученные результаты наблюдений и сформулировать суть и направление эволюции образа лирического героя поэзии А.А. Блока.



  1. Актуализация опорных знаний:



  • Можем ли мы идентифицировать образ лирического героя и автора? (Нет, это совершенно разные образы и понятия)

  • Раскройте смысл понятия «лирический герой» (Это художественный «двойник» поэта, образ, сотворённый по законам искусства, где значительную роль играют воображение и преображение действительности)

  • Может ли лирический герой отражать характер и мироощущение автора? (В какой-то степени – да: образ лирического героя автобиографичен и наделён типическими чертами современников автора)

  • Что такое «эволюция лирического героя» в вашем понимании? (Поступательное развитие образа)



  1. Обобщение изученного:



  1. Учитель: понаблюдаем за эволюцией лирического героя в поэзии Александра Блока, в разных циклах его лирики.



  1. Образ лирического героя в «Стихах о Прекрасной Даме»



  • Стихотворение «Предчувствую Тебя…» (1901) Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
    Всё в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
    И молча жду,— тоскуя и любя. Весь горизонт в огне, и близко появленье,
    Но страшно мне: изменишь облик Ты…

  • Как представлен лирический герой стихотворения? (Отрок, инок, рыцарь Прекрасной Дамы, ожидающий грядущего преображения жизни)

  • Какова в его представлении героиня? (Недосягаемый идеал, лучезарный образ)

  • Понаблюдаем за динамикой чувств лирического героя. (Предчувствует встречу с Прекрасной Дамой; томится в ожидании; тоскует и любит; боится встречи, разочарования в мечте; нетерпелив, чувствует приближение мечты…; чувства страха и тревоги усиливаются)

  • Стихотворение «Мы встречались с тобой на закате…» 1.Мы встречались с тобой на закате.
    Ты веслом рассекала залив.
    Я любил твое белое платье,
    Утонченность мечты разлюбив. 2.Были странны безмолвные встречи.
    Впереди — на песчаной косе
    Загорались вечерние свечи.
    Кто-то думал о бледной красе. 3.Приближений, сближений, сгораний —
    Не приемлет лазурная тишь…
    Мы встречались в вечернем тумане,
    Где у берега рябь и камыш…

  • Какие черты реальной действительности и земной девушки проступают сквозь лик Закатной Девы и Прекрасной Дамы? (Весло, залив, белое платье, песчаная коса, рябь, камыш, берег, белый стан, золотое весло)

  • Какова динамика чувств лирического героя? (Любит земную девушку; мечта об идеале отошла на второй план; мечта о Вечной Женственности, столкнувшись с реальной действительностью, умирает)

  • Образы-символы угасания мечты? (Вечерние свечи, голоса панихиды)

  1. Лирический герой в цикле «Распутья» (1902 – 1904)



  • Слово учителя о цикле «Распутья и об этапах пути его лирического героя. Главная идея трёхтомного цикла – трагический путь лирического героя, тесно связанного со своим временем. В письме А. Белому Блок образно обозначил этапы пути лирического героя: «… от мгновения слишком яркого света – через непроходимый болотистый лес – к отчаянью, проклятиям, возмездию и … - к рождению человека общественного, мужественно глядящего в лицо миру»


  • Стихотворение «Я был весь в пёстрых лоскутьях…» (1903)

1.Я был весь в пестрых лоскутьях,

Белый, красный, в безобразной маске.

Хохотал и кривлялся на распутьях,

И рассказывал шуточные сказки. 2.Развертывал длинные сказанья

Бессвязно, и долго, и звонко —

О стариках, и о странах без названья,

И о девушке с глазами ребенка. 3.Кто-то долго, бессмысленно смеялся,

И кому-то становилось больно.

И когда я внезапно сбивался,

Из толпы кричали: «Довольно!»


  • Каково состояние и настроение лирического героя? (Одиночество; находится на распутье; хохочет и кривляется от отчаяния; долго и бессвязно говорит; сбивается с мысли)

  • Как выражается отношение окружающих к лирическому герою? (Смеются, не понимают, жалеют, сострадают, отторгают)


  • Стихотворение «Я вышел в ночь – узнать, понять…» (1902)

Я вышел в ночь - узнать, понять

Далекий шорох, близкий ропот,

Несуществующих принять,

Поверить в мнимый конский топот.

Дорога, под луной бела,

Казалось, полнилась шагами.

Там только чья-то тень брела

И опустилась за холмами.

И слушал я - и услыхал:

Среди дрожащих лунных пятен

Далёко, звонко конь скакал,

И легкий посвист был понятен...

  • Какова тема стихотворения? (Тема стихотворения – поиски смысла жизни, попытка разгадать мир, заглянуть за черту земной жизни)

  • Каков лейтмотив? (Мотив пути, движения, мотив ожидания и боязнь разочарования)

  • Назовите ключевые образы стихотворения. (Ключевые образы – образ лирического героя и образ дороги)

  • Покажите «движение чувств» лирического героя.



  1. Рассмотрим цикл стихотворений А.А. Блока «Город» (1904 – 1908)

  • Слово учителя. «И меня поглотили дома…» – так говорит о себе лирический герой цикла «Город». Город и его дома мрачны, серы, туманны. Изображён мрачный колорит Петербурга. Герой предчувствует надвигающуюся беду… Наиболее ярко колорит Петербурга и внутреннее состояние лирического героя переданы в стихотворении «Вися над городом всемирным»

  • Стихотворение «Вися над городом всемирным» (1905)

Вися над городом всемирным,

В пыли прошедшей заточён,

Ещё монарха в утре лирном

Самодержавный клонит сон.


И предок царственно-чугунный

Всё так же бредит на змее,

И голос черни многострунный

Ещё не властен на Неве.


Уже на домах веют флаги,

Готовы новые птенцы,

Но тихи струи невской влаги,

И слепы тёмные дворцы.


  • Каким видит город лирический герой в начале стихотворения? (Безмятежным и умиротворённым)

  • Как меняется восприятие города? (Лирический герой предчувствует «бурю»; «лик свободы явлен», веют флаги; надвигается нечто страшное и неизбежное)


  1. Новое содержание образа лирического героя в цикле «Город»

  • Стихотворение «Холодный день» (1906)

Мы встретились с тобою в храме
И жили в радостном саду,
Но вот зловонными дворами
Пошли к проклятью и труду.

Мы миновали все ворота
И в каждом видели окне,
Как тяжело лежит работа
На каждой согнутой спине...

  • Каковы реалии быта лирического героя? (Тяжёлый труд, согбенные спины, низкий потолок», чердак, «колодезь двора»)

  • Есть ли надежда на удачу, счастье? (Надежда иллюзорна)

  • Стихотворение «В октябре» (1906) 1.Открыл окно. Какая хмурая
    Столица в октябре!
    Забитая лошадка бурая
    Гуляет на дворе.

2.Снежинка легкою пушинкою
Порхает на ветру,
И елка слабенькой вершинкою Мотает на юру.

3.Жилось легко, жилось и молодо —
Прошла моя пора.
Вон — мальчик, посинев от холода, Дрожит среди двора…

  • В чём видит лирический герой выход из бедственного положения? (Выход только в мечте и надежде)

  • Какими образами-символами представлены надежда и мечта? (Образы звезды, крыльев, полёта)

  • Внутреннее состояние лирического героя в финале стихотворения? (Надежда на счастье недостижима. Рождается предчувствие смерти)



  1. Образ лирического героя и его восприятие окружающего мира в цикле «Страшный мир» (1909 – 1916)



  • Слово учителя. В Городе царят беспросветность, безнадёжность. Только зреющие в народе силы протеста, кажется, могут что-то изменить…

  • Стихотворение «Поднимались из тьмы погребов…» (1904)

Поднимались из тьмы погребов.

Уходили их головы в плечи.

Тихо выросли шумы шагов,

Словеса незнакомых наречий.

Скоро прибыли толпы других,

Волочили кирки и лопаты.

Расползлись по камням мостовых,

Из земли воздвигали палаты.

Встала улица, серым полна,

Заткалась паутинною пряжей.

Шелестя, прибывала волна,

Затрудняя проток экипажей.

Скоро день глубоко отступил,

В небе дальнем расставивший зори…



  • Как представлен лирический герой? (Он находится во власти стихии - он ей подчинён – он заворожён и восхищён)

  • В каких образах-символах проявляется надежда на обновление и духовное обогащение, связанное с революцией? (Нарастающий шум шагов, палаты вместо погребов, прибывающие волны, потоки, город-море, зори в дальнем небе)

  • Что за «новые люди» привлекают внимание лирического героя? (Люди-труженики, творцы завтрашнего дня)



  • Стихотворение «Идут часы, и дни, и годы…» (1910)

Идут часы, и дни, и годы.
Хочу стряхнуть какой-то сон,
Взглянуть в лицо людей, природы,
Рассеять сумерки времен...

Там кто-то машет, дразнит светом
(Так зимней ночью, на крыльцо
Тень чья-то глянет силуэтом,
И быстро спрячется лицо).

Вот меч. Он - был. Но он - не нужен.
Кто обессилил руку мне? -


  • В каком контексте лирический герой размышляет о времени и о жизни? (В философском контексте: время быстротечно; всё проходит и остаётся в прошлом)

  • Каков смысл образа меча? (Были годы испытаний, когда меч приходил на помощь. Но насилие лирический герой не приемлет)

  • Какова позиция лирического героя? (Человек должен прожить жизнь достойно, не пресмыкаться, потому что он Человек!)



  1. Нарастание противоречий в душе лирического героя стихотворения «Незнакомка» (1906)

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух…

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

  • Как относится лирический герой к бездуховному и обыденному окружающему миру? (Он одинок; испытывает явное отвращение ко всему, что происходит вокруг; утратил веру в красоту, духовность, добро)

  • Как меняется внутреннее состояние героя при виде Прекрасной Незнакомки? (Образ Незнакомки – символ красоты, романтики, высоких чувств. Лирический герой теперь понимает, что для него не всё потеряно. Он может вырваться из мира рутины, обыденности и тоски)



  1. Постепенное рождение сильной, мужественной личности в лирике Александра Блока



  • Слово учителя. В 1907 году Александр Блок создал цикл из 11 стихотворений, который назвал «Заклятие огнём и мраком». Для этого цикла характерна общая жизнеутверждающая идея, рождение сильной, мужественной личности в его лирике.

  • Стихотворение «О. весна без конца и без краю…» (1907)

О, весна! без конца и без краю —

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!



  • Как герой относится к жизни, к миру? Герой принимает жизнь в любых её проявлениях)

  • Что характерно для внутреннего состояния героя? (Он одухотворён, сердце наполняет любовь; сущность его бытия – в радостях и трудностях жизни; он готов сражаться за лучшее и светлое)



  1. Рефлексия:



  • Можем ли мы утверждать, что в лирическом герое стихотворений А.А. Блока отразились биографические черты самого поэта? Если да, то какие?

  • Назовите этапы эволюции образа лирического героя Блока.

  • В чём выражается поступательность развития образа лирического героя?

  • К каким средствам художественной выразительности прибегал поэт, показывая динамику образа лирического героя?



  1. Домашнее задание:



  1. Прочитать поэму А.А. Блока «Двенадцать»

  2. Написать сочинение-миниатюру на тему «Мои первые впечатления от прочтения поэмы А.А. Блока «Двенадцать»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!