«Обобщающий урок по лирике Александра Блока. Эволюция лирического героя в стихотворениях разных циклов»
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний
Цели: наблюдение за эволюцией лирического героя в поэзии А.А. Блока, в разных циклах его лирики; развитие умения анализировать поэтический текст, определять динамику лирического сюжета стихотворения; воспитание уважения к историческому и культурному прошлому России.
Оборудование: презентация «Эволюция лирического героя в поэзии А.А. Блока»; дидактический материал (тексты стихотворений А.А. Блока); электронная доска.
Ход урока
Организационный момент. Определение задач урока:
актуализировать основные литературоведческие понятия, необходимые для раскрытия темы;
провести наблюдения за развитием образа лирического героя в стихотворениях разных циклов;
обобщить полученные результаты наблюдений и сформулировать суть и направление эволюции образа лирического героя поэзии А.А. Блока.
Актуализация опорных знаний:
Можем ли мы идентифицировать образ лирического героя и автора? (Нет, это совершенно разные образы и понятия)
Раскройте смысл понятия «лирический герой» (Это художественный «двойник» поэта, образ, сотворённый по законам искусства, где значительную роль играют воображение и преображение действительности)
Может ли лирический герой отражать характер и мироощущение автора? (В какой-то степени – да: образ лирического героя автобиографичен и наделён типическими чертами современников автора)
Что такое «эволюция лирического героя» в вашем понимании? (Поступательное развитие образа)
Обобщение изученного:
Учитель: понаблюдаем за эволюцией лирического героя в поэзии Александра Блока, в разных циклах его лирики.
Образ лирического героя в «Стихах о Прекрасной Даме»
Стихотворение «Предчувствую Тебя…» (1901) Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Всё в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду,— тоскуя и любя. Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты…
Как представлен лирический герой стихотворения? (Отрок, инок, рыцарь Прекрасной Дамы, ожидающий грядущего преображения жизни)
Какова в его представлении героиня? (Недосягаемый идеал, лучезарный образ)
Понаблюдаем за динамикой чувств лирического героя. (Предчувствует встречу с Прекрасной Дамой; томится в ожидании; тоскует и любит; боится встречи, разочарования в мечте; нетерпелив, чувствует приближение мечты…; чувства страха и тревоги усиливаются)
Стихотворение «Мы встречались с тобой на закате…» 1.Мы встречались с тобой на закате.
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив. 2.Были странны безмолвные встречи.
Впереди — на песчаной косе
Загорались вечерние свечи.
Кто-то думал о бледной красе. 3.Приближений, сближений, сгораний —
Не приемлет лазурная тишь…
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш…
Какие черты реальной действительности и земной девушки проступают сквозь лик Закатной Девы и Прекрасной Дамы? (Весло, залив, белое платье, песчаная коса, рябь, камыш, берег, белый стан, золотое весло)
Какова динамика чувств лирического героя? (Любит земную девушку; мечта об идеале отошла на второй план; мечта о Вечной Женственности, столкнувшись с реальной действительностью, умирает)
Образы-символы угасания мечты? (Вечерние свечи, голоса панихиды)
Лирический герой в цикле «Распутья» (1902 – 1904)
Слово учителя о цикле «Распутья и об этапах пути его лирического героя. Главная идея трёхтомного цикла – трагический путь лирического героя, тесно связанного со своим временем. В письме А. Белому Блок образно обозначил этапы пути лирического героя: «… от мгновения слишком яркого света – через непроходимый болотистый лес – к отчаянью, проклятиям, возмездию и … - к рождению человека общественного, мужественно глядящего в лицо миру»
1.Я был весь в пестрых лоскутьях,
Белый, красный, в безобразной маске.
Хохотал и кривлялся на распутьях,
И рассказывал шуточные сказки. 2.Развертывал длинные сказанья
Бессвязно, и долго, и звонко —
О стариках, и о странах без названья,
И о девушке с глазами ребенка. 3.Кто-то долго, бессмысленно смеялся,
И кому-то становилось больно.
И когда я внезапно сбивался,
Из толпы кричали: «Довольно!»
Каково состояние и настроение лирического героя? (Одиночество; находится на распутье; хохочет и кривляется от отчаяния; долго и бессвязно говорит; сбивается с мысли)
Как выражается отношение окружающих к лирическому герою? (Смеются, не понимают, жалеют, сострадают, отторгают)
Стихотворение «Я вышел в ночь – узнать, понять…» (1902)
Я вышел в ночь - узнать, понять
Далекий шорох, близкий ропот,
Несуществующих принять,
Поверить в мнимый конский топот.
Дорога, под луной бела,
Казалось, полнилась шагами.
Там только чья-то тень брела
И опустилась за холмами.
И слушал я - и услыхал:
Среди дрожащих лунных пятен
Далёко, звонко конь скакал,
И легкий посвист был понятен...
Какова тема стихотворения? (Тема стихотворения – поиски смысла жизни, попытка разгадать мир, заглянуть за черту земной жизни)
Каков лейтмотив? (Мотив пути, движения, мотив ожидания и боязнь разочарования)
Назовите ключевые образы стихотворения. (Ключевые образы – образ лирического героя и образ дороги)
Покажите «движение чувств» лирического героя.
Рассмотрим цикл стихотворений А.А. Блока «Город» (1904 – 1908)
Слово учителя. «И меня поглотили дома…» – так говорит о себе лирический герой цикла «Город». Город и его дома мрачны, серы, туманны. Изображён мрачный колорит Петербурга. Герой предчувствует надвигающуюся беду… Наиболее ярко колорит Петербурга и внутреннее состояние лирического героя переданы в стихотворении «Вися над городом всемирным»
Стихотворение «Вися над городом всемирным» (1905)
Вися над городом всемирным,
В пыли прошедшей заточён,
Ещё монарха в утре лирном
Самодержавный клонит сон.
И предок царственно-чугунный
Всё так же бредит на змее,
И голос черни многострунный
Ещё не властен на Неве.
Уже на домах веют флаги,
Готовы новые птенцы,
Но тихи струи невской влаги,
И слепы тёмные дворцы.
Каким видит город лирический герой в начале стихотворения? (Безмятежным и умиротворённым)
Как меняется восприятие города? (Лирический герой предчувствует «бурю»; «лик свободы явлен», веют флаги; надвигается нечто страшное и неизбежное)
Новое содержание образа лирического героя в цикле «Город»
Мы встретились с тобою в храме
И жили в радостном саду,
Но вот зловонными дворами
Пошли к проклятью и труду.
Мы миновали все ворота
И в каждом видели окне,
Как тяжело лежит работа
На каждой согнутой спине...
Каковы реалии быта лирического героя? (Тяжёлый труд, согбенные спины, низкий потолок», чердак, «колодезь двора»)
Есть ли надежда на удачу, счастье? (Надежда иллюзорна)
Стихотворение «В октябре» (1906) 1.Открыл окно. Какая хмурая
Столица в октябре!
Забитая лошадка бурая
Гуляет на дворе.
2.Снежинка легкою пушинкою
Порхает на ветру,
И елка слабенькой вершинкою Мотает на юру.
3.Жилось легко, жилось и молодо —
Прошла моя пора.
Вон — мальчик, посинев от холода, Дрожит среди двора…
В чём видит лирический герой выход из бедственного положения? (Выход только в мечте и надежде)
Какими образами-символами представлены надежда и мечта? (Образы звезды, крыльев, полёта)
Внутреннее состояние лирического героя в финале стихотворения? (Надежда на счастье недостижима. Рождается предчувствие смерти)
Образ лирического героя и его восприятие окружающего мира в цикле «Страшный мир» (1909 – 1916)
Слово учителя. В Городе царят беспросветность, безнадёжность. Только зреющие в народе силы протеста, кажется, могут что-то изменить…
Стихотворение «Поднимались из тьмы погребов…» (1904)
Поднимались из тьмы погребов.
Уходили их головы в плечи.
Тихо выросли шумы шагов,
Словеса незнакомых наречий.
Скоро прибыли толпы других,
Волочили кирки и лопаты.
Расползлись по камням мостовых,
Из земли воздвигали палаты.
Встала улица, серым полна,
Заткалась паутинною пряжей.
Шелестя, прибывала волна,
Затрудняя проток экипажей.
Скоро день глубоко отступил,
В небе дальнем расставивший зори…
Как представлен лирический герой? (Он находится во власти стихии - он ей подчинён – он заворожён и восхищён)
В каких образах-символах проявляется надежда на обновление и духовное обогащение, связанное с революцией? (Нарастающий шум шагов, палаты вместо погребов, прибывающие волны, потоки, город-море, зори в дальнем небе)
Что за «новые люди» привлекают внимание лирического героя? (Люди-труженики, творцы завтрашнего дня)
Стихотворение «Идут часы, и дни, и годы…» (1910)
Идут часы, и дни, и годы.
Хочу стряхнуть какой-то сон,
Взглянуть в лицо людей, природы,
Рассеять сумерки времен...
Там кто-то машет, дразнит светом
(Так зимней ночью, на крыльцо
Тень чья-то глянет силуэтом,
И быстро спрячется лицо).
Вот меч. Он - был. Но он - не нужен.
Кто обессилил руку мне? -
В каком контексте лирический герой размышляет о времени и о жизни? (В философском контексте: время быстротечно; всё проходит и остаётся в прошлом)
Каков смысл образа меча? (Были годы испытаний, когда меч приходил на помощь. Но насилие лирический герой не приемлет)
Какова позиция лирического героя? (Человек должен прожить жизнь достойно, не пресмыкаться, потому что он Человек!)
Нарастание противоречий в душе лирического героя стихотворения «Незнакомка» (1906)
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух…
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
Как относится лирический герой к бездуховному и обыденному окружающему миру? (Он одинок; испытывает явное отвращение ко всему, что происходит вокруг; утратил веру в красоту, духовность, добро)
Как меняется внутреннее состояние героя при виде Прекрасной Незнакомки? (Образ Незнакомки – символ красоты, романтики, высоких чувств. Лирический герой теперь понимает, что для него не всё потеряно. Он может вырваться из мира рутины, обыденности и тоски)
Постепенное рождение сильной, мужественной личности в лирике Александра Блока
Слово учителя. В 1907 году Александр Блок создал цикл из 11 стихотворений, который назвал «Заклятие огнём и мраком». Для этого цикла характерна общая жизнеутверждающая идея, рождение сильной, мужественной личности в его лирике.
Стихотворение «О. весна без конца и без краю…» (1907)
О, весна! без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Как герой относится к жизни, к миру? Герой принимает жизнь в любых её проявлениях)
Что характерно для внутреннего состояния героя? (Он одухотворён, сердце наполняет любовь; сущность его бытия – в радостях и трудностях жизни; он готов сражаться за лучшее и светлое)
Рефлексия:
Можем ли мы утверждать, что в лирическом герое стихотворений А.А. Блока отразились биографические черты самого поэта? Если да, то какие?
Назовите этапы эволюции образа лирического героя Блока.
В чём выражается поступательность развития образа лирического героя?
К каким средствам художественной выразительности прибегал поэт, показывая динамику образа лирического героя?
Домашнее задание:
Прочитать поэму А.А. Блока «Двенадцать»
Написать сочинение-миниатюру на тему «Мои первые впечатления от прочтения поэмы А.А. Блока «Двенадцать»