СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок-игра по разделу «Поэтическая тетрадь (часть 1)».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - игра в форме телевизионной передачи "Своя игра". Команды выбирают тему и номер вопроса.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок-игра по разделу «Поэтическая тетрадь (часть 1)».»

ТЕМА УРОКА:

«Обобщающий урок-игра по разделу «Поэтическая тетрадь (часть 1)». Оценка достижений.

(учебник Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий М.В.Голованова, М.В.Бойкина «Литературное чтение» 1 часть)

Дата проведения 30.11.17

Учитель : Кокоркина Л. Д.

Цели: 1 Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Произведения русских поэтов XIX – начала XX века о России».

  2.Развивать навыки выразительного чтения, творческие способности .   

 3. Развивать познавательную активность учащихся, речь, внимание, память.

  4. Прививать любовь к книге, интерес к чтению.

5.Формировать умение работать в группе.

Планируемые результаты: предметные : умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталог и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию; метапредметные: Р-формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П- анализ прочитанного текста, выделение в нем основной мысли, К- ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре, в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к природе к родному краю.

Оборудование:  сборники стихотворений поэтов ХIХ века, презентация, портреты писателей: Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Плещеева, И.А. Бунина, Н.А. Некрасова, Е.А. Баратынского, И.С. Никитина,  рисунки, карточки, КИМы,

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

-Добрый день, ребята! Давайте настроимся на работу.

Мы начать урок готовы

Будем думать, рассуждать и друг другу помогать.

2. Актуализация знаний.

- С какими поэтами мы познакомились?

- Ф.И.Тютчев, Н.А.Некрасов, А.А.Фет, Е.А.Баратынский, А.Н.Плещеев, И.С.Никитин, И.А.Бунин,

- Давайте подумаем, что объединяет представленных поэтов?

-Это поэты ХIХ века, писали о природе, о жизни людей.

- Чему научились в разделе «Поэтическая тетрадь»?

-Научились самостоятельно определять интонацию, которая больше всего соответствует лирическому произведению;

-находить в тексте средства художественной выразительности, которые помогают нам увидеть картины, созданные автором;

сопереживать лирическому герою; наслаждаться поэзией, понимать и любить её.

- Чему будем учиться сегодня?

- Обобщать знания по данному разделу; наслаждаться поэзией, понимать и любить её.

- Сегодня вам нужно будет проявить свою смекалку, умение работать в группе, и конечно же воспитанность и дисциплинированность. Наш урок будет проходить в форме игры. Называется она «Своя игра». Послушайте ее правила

-Вы разделены на три команды. На доске написаны темы вопросов, каждая тема содержит по пять вопросов. Каждому вопросу соответствует балл, если ответите правильно на первый вопрос, то получаете 10 баллов, если на второй, то 20 баллов. Команды по очереди выбирают тему и номер вопроса, дается время для обдумывания.

(После того, как первая команда ответила на вопрос, тему вопроса выбирает вторая команда, затем третья . В течении игры каждая команда должна ответить на шесть вопросов. В игре всего 20 вопросов, есть и сюрпризы («Кот в мешке»)

3. Обобщение и систематизация знаний.

1) Представление команд:

1 команда «Радужное виденье»

Девиз: «Ушло, как то уйдёт всецело.

Чем ты и дышишь и живёшь»

(Ф.И. Тютчев)

2 команда «Тёплый вечер»

Девиз: «Точно в храме стою я в тиши

И в восторге молюсь от души»

(И.С. Никитин)

3 команда «Славный путь»

Девиз: «Знай работай да не трусь…

Вот за что тебя глубоко

Я люблю, Родная Русь» (Н.А. Некрасов)

Выбор категории 1 команды.

-Начинаем игру.( На доске таблица)

Поэты

10

20

30

40

50

Стихи

10

20

30

40

50

Тропы

10

20

30

40

50

Иллюстрации

10

20

30

40

50

Музыкальная пауза



1.Категория « Поэты» :

Узнай, о ком из поэтов идёт речь?

10. В 12 лет этот поэт свободно переводил оды Горация.

Фёдор Иванович Тютчев

(1803 -1873), в Орловской губернии

20. Однажды он решил оставить литературу и заняться сельским хозяйством. За 17 лет хутор Степановка он превратил в образцовое доходное хозяйство.

Афанасий Афанасьевич Фет (1820 -1892), в Орловской губернии

30. От своего отца он унаследовал силу характера, твёрдость духа, завидное упрямство в достижении цели.

Николай Алексеевич Некрасов (1821 – 1878), в Подольской губернии


40. Он открыл в Воронеже книжный магазин и при нём дешёвую библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города.

Иван Саввич Никитин (1824 -1861), в Воронеже


50. «Кот в мешке». Пишем Тест.

1. Н.А.Некрасов написал стихотворение:

  1. «Школьник»

  2. «Листопад»

  3. «Ещё земли печален вид…»

  4. «Бабочка»

2.Узнайте произведение по рифме Полями- краями, туман- румян, ночною- межою.

  1. Е.А.Баратырский «Где сладкий шёпот…»

  2. И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями…»

  3. И.А.Бунин «Листопад»

  4. 4.Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид…»

3. Слово «нега» означает:

  1. Небо

  2. Луга

  3. Блаженство

  4. Реки

4. Ритм меняется в стихотворении:

  1. А.Н.Плещеев «Дети и птичка»

  2. И.А.Бунин «Листопад»

  3. А.А.Фет «Бабочка»

  4. Ф.И.Тютчев «Как неожидано и ярко…»

5. Эти фразы: «невесёлая дорога», «люблю глубоко»- из произведения:

  1. А.А.Фет «Весенний дождь»

  2. Е.А.Баратынский «Где сладкий шёпот…»

  3. И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями…»

  4. Н.А.Некрасов «Школьник»

Самопроверка по образцу. ( Ключ на доске)

1- 2- 3- 1- 4.


2. Категория «Стихи»- слушаем запись (назвать автора, название стихотворения, прочитать.)

10. Как неожиданно и ярко-зеленые

На влажной небе синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своём минутном торжестве! (Ф. И. Тютчев)

20. Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот — дышу.( «Бабочка», А. А. Фет)

30. «Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!

Не улетай от нас прочь ...Подожди!»

Милые крошки! Из вашей сторожки

Гонят меня холода и дожди… (« Дети и птичка», А. Н. Плещеев)

40. В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями;

Чуть заметен над лесом туман,

Тёплый вечер прозрачно-румян ( И. С. Никитин)

50. Ноги босы, грязно тело

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! Что за дело?

Это многих славный путь… («Школьник», Н. А. Некрасов)

Музыкальная пауза. (Релаксация.) «Мелодия осени» (Закрыли глаза и представили себя в осеннем лесу)

3. Категория «Тропы.»

Найдите в стихотворениях …

(Определение + 3 примера из стихотворений)

10.Метафора – скрытое сравнение.

Ковёр зимы

Покрыл холмы,

Леса и долы. ( Е.А. Баратынский « Где сладкий шёпот…)

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса (А.А. Фет «Весенний дождь»)

Весь бархат мой сего живым миганьем –

Лишь два крыла (А.А. Фет «Бабочка»)

20.Олицетворение – перенос свойств человека на неодушевлённый предмет.

1.Ещё природа не проснулась …

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась. (Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…»)

2.Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла. (Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…»)

3.Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой. (И.А. Бунин «Листопад»)

30.Эпитеты – художественное образное определение.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный… (И.А. Бунин «Листопад»)

Невесёлая дорога…

Эй! Садись ко мне, дружок! (Н.А. Некрасов «Школьник»)

В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями… (И.С. Никитин «В синем небе…»)

40.Сравнение - сопоставление предметов.

Точно в храме стою я в тиши

И в восторге молюсь от души. (И.С. Никитин «В синем небе…»)

Лесточно терем расписной… (И.А. Бунин «Листопад»)

Как вышки, ёлочки темнеют… (И.А. Бунин «Листопад»)

50. «Кот в Мешке». Акростих ( домашнее задание)

Акростих – это стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-либо слово. Это любимая игра в России в 19 веке.

Ученики читают свои стихи. ( 3 стихотворения от команды)

4. Категория «Иллюстраторы.»

Подпиши рисунки строчками стихов.

Парами (автор + стихотворение)

Дети подписывают (читают отрывки) иллюстрации строчками из стихотворений

10. «Как неожиданно и ярка...» (Ф. И. Тютчев)

20. «Весенний дождь» (А. А. Фет)

30. «Бабочка» ( А. А. Фет)

40. «В синем небе плывут над полями..» ( И. С. Никитин)

50. «Весна, весна! Как воздух чист...» (Е. А. Баратынский)

Музыкальная пауза (полет бабочки), слушаем и отдыхаем.

  1. Рефлексия учебной деятельности.

-Продолжите

Мы усердно потрудились…

Подберите слова, которые вы считаете подходят вашей работе на уроке и чтобы получилось небольшое стихотворение.

Слова на листочках каждой команде : стремились, повеселились, не стыдились, гордились, добились, учились, объединились, приобщились, умудрились, пригодились, торопились, подружились.

- Подведите общий итог (Сосчитать свои очки) Награждение.

5. Домашнее задание .

Составить альбом своих любимых стихов с иллюстрациями. Можно воспользоваться выставкой книг, которая оформлена в классе.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!