Министерство образования и науки Калужской области
Государственное казённое общеобразовательное учреждение Калужской области «Людиновская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
249402, ул. Дзержинского, д. 1, г. Людиново, Калужская обл.,
тел.-факс: 8(48444) 6-23-42
УРОК ЧТЕНИЯ В 5 КЛАССЕ
«Басни И.А. Крылова»
Учитель русского языка: Денисова И.М.
2022-2023 учебный год
Тема урока: Обобщающий урок «Басни И.А. Крылова»
Цель урока: создание условий для выявления уровня знаний у обучающихся 5 класса произведений И. А. Крылова.
Задачи урока:
Образовательные: закрепить знания по изученным на уроках басням И.А.Крылова "Ворона и лисица", "Щука и кот", "Квартет" и прочитанным самостоятельно - "Лебедь, рак и щука", "Стрекоза и муравей";
Развивающие: развитие речи и мыслительных процессов обучающихся; формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).
Воспитательные: повышение учебной мотивации; интереса к классической литературе.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока:урок-игра.
Оборудование:
- презентация, ноутбук, экран, проектор;
- карточки, разрезные картинки, жетоны, чистые листы и ручки для выполнения заданий.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Создание проблемной ситуации.
Ребята, в школу пришло приглашение на интересную, необычную экскурсию. На такую экскурсию приглашают только ребят, знакомых с творчеством Ивана Андреевича Крылова.
Как вы считаете ученики 5 «А» класса достойны такой экскурсии?
Проверим!
Что вы знаете о баснях?
Басня – это короткий рассказ, чаще всего в стихах, носящий поучительный характер,в котором высмеиваются человеческие недостатки. | |
Персонажами басен чаще всего являются животные и растения, а подразумеваются под ними люди. | |
В каждой басне есть мораль. Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом. | |
Слайд 2
Упражнение "Фотоглаз". Учитель предъявляет слова по одному, время предъявления 1 сек. Дети читают молча.
Гроза, шутка, мишка, газета, вышел, сыграть, скрипка, летать, звонок
– Какие из предъявленных слов встречались нам в изученных баснях? (Мишка, сыграть,скрипка)
– В какой изученной басне встречаются данные слова? («Квартет»)
Поспешим, нас уже ждут.
3. Работа по теме урока.
Слайд 3
Прочитать 1 ученику.
Слайд 4
Приветствие библиотекаря.
Здравствуйте, Светлана Ивановна.
Здравствуйте, ребята!
Недавно в нашей библиотеке проходила выставка произведений И.А.Крылова. Посетители перепутали книги и поставили их не на свои места. Помогите найти произведения, и вернуть их на свою полку!
Толькознающий произведения этого автора, сможет их отыскать.
Слайд 5
Посмотрите, полка пустая!
Одной мне все произведения не собрать. Надеюсь вы поможете! Говорит Светлана Ивановна.
Слайд 6
Мы в читательском зале с огромным количеством полок и книг, здесь нам необходимо собрать произведения Ивана Андреевича.
С чего же начать и как справиться с данной задачей?
На стеллажах расположено 5 луп, то есть 5 мест для поиска. Под каждой лупой мы сможем отыскать одно произведение.
При нажатии на одну из них мы сможем рассмотреть полку поближе. Выглядит это так.Слайд 7
И что же мы видим? Несколько книг на полке подписаны. Среди них нам нужно отыскать произведение, которое написал И.А.Крылов.
Если ошибка, тогда рядом с неправильным вариантом появляется облако, которое подсказывает, что сделан неправильный выбор.
При правильном выборе обучающиеся переходят к заданию. Для каждой басни вид заданий свой.
«Лебедь, рак и щука» простейший тест.
Слайд 8
Какое общее дело объединило героев басни?
А) Строить дом
Б) Везти воз
В) Везти плот
Слайд 9
Куда тянула поклажу щука?
А) В воду
Б) В небо
В) К себе домой
Слайд 10
Чего не было у героев басни, чтобы воз поехал?
А) Сил
Б) Ума
В) Согласия
При неправильном выборе варианта ответа, он исчезает, при правильном - увеличивается в размере.
Слайд 11
После выполнения всех заданий по данному произведению на экране появится стрелочка, перейдя по которой мы увидим книгу, нужную нам и сможем забрать ее оттуда.
Пройдя по возвратной стрелке в правом нижнем углу, мы вернемся к стеллажу и сможем продолжить поиски 4-х оставшихся книг.Слайд 6
"Стрекоза и муравей" используется кроссворд. Ответы в кроссворде появляются после нажатия на вопрос. Отвечать на вопросы последовательно, начиная с первого.
Для закрепления знаний по басне "Щука и кот", обучающимся необходимо разгадать ребусы. (Ответы высвечиваются при нажатии на слайд)
После разгадывания ребусов по данному произведению на экране появится стрелочка, перейдя по которой мы увидим книгу, нужную нам.
Но в книге не окажется иллюстраций, тогда ребята представят свои. После этого сможем забрать книгу.
Задания по басне "Квартет" смешанные. Там необходимо как выбрать один ответ из предложенных, так и дать ответ на открытый вопрос, выбрать несколько вариантов ответа.
При поиске книги "Ворона и лисица", необходимо разгадать несколько загадок и ответить на несколько вопросов, связанных с содержанием басни. (Ответы высвечиваются при нажатии на слайд) Она станет завершающей.
Ребята, перед вами стояла цель - осмотреть стеллаж и среди сотен книг найти лишь те, которые написал Иван Андреевич. Каждый раз, за правильно выполненные задания вы получали данные книги. И вот, собрав все пять, мы возвращаемся к именной полке автора, чтобы вернуть их на место.
Здесь нас уже ждет библиотекарь.
Как известно, на полках всегда должен быть порядок.
Как стоят книги в библиотеке?
Поэтому и нам необходимо расставить книги в алфавитном порядке.
Каждой книге присуждено место, поэтому при нажатии на название книги, она будет вставать ровно на свое место.
После выполнения данного задания обучающимися, библиотекарь поблагодарит детей и проводит к выходу, где еще раз скажет спасибо и пригласит вернуться вновь.
Вот так незаметно и увлекательно прошла наша экскурсия по произведениям Ивана Андреевича Крылова. Надеюсь, вы получили массу приятных эмоций.
3. Подведение итогов.
Оценим уровень знаний юных путешественников. Изучайте литературу с удовольствием!
Заключительное слово учителя.
В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен
памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен
сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого
постамента – барельефные изображения персонажей наиболее
известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги,
которые собрали по всей России. Такова народная любовь!
. Чему нас учат басни Крылова?
Действительно, и в нашей жизни мы постоянно
сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-
прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-
музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если
присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь
людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена,
ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с
хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что
нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.
Басня – это короткий рассказ, чаще всего в стихах, носящий поучительный характер, в котором высмеиваются человеческие недостатки. | |
Персонажами басен чаще всего являются животные и растения, а подразумеваются под ними люди. | |
В каждой басне есть мораль. Мораль – это начальные илизаключительные строки басни снравоучительным выводом. | |
Басня – это короткий рассказ, чаще всего в стихах, носящий поучительный характер, в котором высмеиваются человеческие недостатки. |
Персонажами басен чаще всего являются животные и растения, а подразумеваются под ними люди. |
В каждой басне есть мораль. Мораль – это начальные илизаключительные строки басни снравоучительным выводом. |