СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающие слова при однородных членах. 11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока. Русский язык. 11 класс

Просмотр содержимого документа
«Обобщающие слова при однородных членах. 11 класс»

Тема: «Обобщающие слова при однородных членах». 11 класс

Цели:

Обучающие:

  • повторить правила постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами;

  • обобщить знания по синтаксическому разбору предложения, понятиям и терминам русского языка, орфоэпическому анализу слова;

  • усвоить литературное произношение слов.

Развивающие:

  • развить умения выделять существенные признаки, видеть закономерность, делать выводы;

  • способствовать развитию логического мышления, речи.

Воспитывающие:

  • создание необходимого эмоционального настроя, условий для позитивной работы;

  • воспитывать культуру общения, собранность, доброжелательное отношение к одноклассникам.


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент.




  1. Формулировка цели урока

Мы с вами сегодня вспомним тему «Обобщающие слова при однородных членах предложения», научимся находить обобщающие слова, в предложениях, соотносить их с однородными членами и правильно делать выбор в постановке пунктуационного знака, а также:

  • повторим синтаксический разбор предложения,

  • вспомним значение терминов и понятий русского языка.


  1. Актуализация опорных знаний.

Запишите предложения:

1. А снаружи все: покойницы, и коньки, и ворота - оторочено кружевом грубоватой деревянной резьбы.

2. Вспышки жнивья и ромашки по меже, пламя подсолнечника и желтеющая рожь - все ликовало и пело вокруг меня.

3. Владелец тщательно осведомляется о ценах на разные крупные партии товара, как-то: пеньку, мед - и делает пометки в маленькой потрепанной донельзя тетрадке.

  • Чем осложнены данные предложения?

  • Какие члены предложения мы называем «однородными»? 

  • Что есть при однородных членах?

  • Так как же можно сформулировать тему нашего урока, исходя из записанных вами предложений? 

Запись на доске в тетрадях темы урока.










Обобщающие слова при однородных членах.

  1. Повторение и обобщение темы.

  • Какое значение вносят в предложение обобщающие слова?

  • Объясните расстановку знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами.

  • Какими членами предложения являются обобщающие слова?

  • Какие части речи чаще всего выступают в роли обобщающих слов?   

  • Какие слова могут сопровождать обобщающие слова?

  • Начертите схемы предложений с обобщающими словами.

Вывод: Обобщающие слова – это одно общее наименование всем однородным членам.

  • Давайте посмотрим карточки с таблицей «Знаки препинания при обобщающих словах».

1. После однородных членов перед обобщающим словом.

2. Если перед обобщающим словом стоят вводные слова  короче, короче говоря, словом, одним словом, то тире ставится перед ними, а вводное слово  отделяется запятой

1.После обобщающего слова.

2. Если после обобщающего слова стоят слова как-то,  а именно, например,  то двоеточие ставится после них (перед ними - запятая)

 

Двоеточие ставится после обобщающего слова перед однородными членами, а тире - после однородных членов, если  предложение не закончено


  1. Закрепление: коллективная и индивидуальная работа (с заданием повышенного уровня сложности).

  1. Работа с текстом.

(Текст в распечатанном виде лежит на партах.)


Задание: 

  1. выделить грамматические основы предложений.

  2. Подчеркнуть как члены предложения неоднородные и однородные определения.

  3. Указать вид сказуемых.


Усадьба Лысых Гор была вновь отстроена, но уже не на ту ногу, на которой она была при покойном князе.

Постройки, начатые во времена нужды, были более чем просты. Огромный дом, на старом каменном фундаменте, был деревянный, оштукатуренный только снутри. Большой поместительный дом с некрашеным дощатым полом был меблирован самыми простыми жесткими диванами и креслами, столами и стульями из своих берез и работы своих столяров. Дом был поместителен, с комнатами для дворни и отделениями для приезжих. Родные Ростовых и Болконских иногда съезжались гостить в Лысые Горы семьями, на своих шестнадцати лошадях, с десятками слуг, и жили месяцами. Кроме того, четыре раза в год, в именины и рожденья хозяев, съезжалось до ста человек гостей на один-два дня. Остальное время года шла ненарушимая правильная жизнь с обычными занятиями, чаями, завтраками, обедами, ужинами из домашней провизии. (Л. Толстой)


Индивидуальное задание: 

  1. Выполняется упражнение

Проанализируйте предложения, найдите в них однородные члены и обобщающие слова там, где они есть. Как нужно расставить знаки препинания?

1) Виднелись или необработатые песчаные равнины или далекие горы. (И. Гончаров.) 2) Теперь уж все было видно тропу кусты камни берег залива. (В. Арсеньев.) 3) В леса в пустыни молчаливы перенесу, тобою полн, твои скалы твои заливы и блеск и тень и говор волн. (А. Пушкин.) 4) Дремали не только леса но и лесные озера и лениные лесные реки с пресной водой. (К. Паустовский.) 5) Ни красота ни сила ни богатство ничто беды не может миновать. (А. Пушкин.) 6) Юные деревья всех пород ель и сосна осина и береза растут дружно и тесно. (К. Паустовский.)



ВЫВОД: Обобщающие слова включают в себя следующие грамматические признаки:

  • равенство понятий обобщающего слова и однородных членов предложения;

  • способность обобщающего слова быть любым членом предложения (как главным, так и второстепенным);

  • возможность быть выраженным любой частью речи, словосочетанием, фразеологическим оборотом и даже предложением;

  • способность находиться как впереди, так и позади однородных членов и даже разрывать их;

  • определенное интонационное оформление обобщающих слов.


3. Работа с карточками у доски.

1) Разбор предложений, составление схем:

а) В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А.П.Чехов)
б) Среди птиц, насекомых – словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени. (И.С.Тургенев)
в) Мне казалось, что все это: и крики газетчиков, и заводские гудки, и торопливые свистки паровозов – имеет какое-то отношение к моему приезду. (М. Горький)

4. Составить предложения по схемам.


5. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните обобщающие слова и союзы, связывающие однородные члены.


1) Самым поразительным для Бима оказалось то что вместе с людьми живут разные животные и птицы коровы куры гуси овцы свиньи знакомство с которыми состоялось не сразу (Троепольский).

2) Все это: звуки и запахи тучи и люди было странно красиво казалось началом чудной сказки (Горький).

3) Постоянное обращение к словарям справочникам наблюдение за живой речью людей все это способствует развитию и обострению «языкового чутья».

4) Вдруг все это море этот лучезарный воздух эти ветви и листья облитые солнцем все заструится задрожит беглым блеском (Тургенев).


6. Запишите предложения. В этих предложениях подчеркните однородные члены и обобщающие слова в соответствии с тем, какими членами предложения они являются.

1) За столом обедали три человека старушка девушка и парень, глазами похожий на старушку.

2) Он тут все от края до края знает и землю и самые малые мостики.

3) Хотите чайку спросила Люда поглядывая то на Никодима Павловича то на бабушку и едва сдерживая смех.

4) И рука его и лицо и синяя спецовка л..снились от сажи и маши(н, нн)ого масла.

5) Тихое небо скромно мерцающ.. звездами и (не)подвижные рябины с черной листвой и еще более черными грозд(?)ями ягод и белые, словно меловые, тропки пересече(н, нн)ые тенями и полосатый туман (в)дали за овинами все было спокойно бе..страс(?)но. Блёкнут к осени деревенские полянки. Летом они щедро разукраш..(н, нн)ы алыми б..рюзовыми белыми цветами и густой тяжелый от медовых запахов воздух (не) подвижно стоит над землей. А сейчас все потускнело и цветы и травы (По  С. Антонову.)























  1. Физминутка



  1. Самостоятельная работа

Тест "Обобщающие слова при однородных членах предложения"

1.Двоеточие при обобщающих словах ставится:

А) если обобщающее слово стоит впереди однородных членов;

Б) если обобщающее слово стоит после однородных членов;

В) если обобщающее слово стоит между однородными членами предложения.

2.Тире при обобщающих словах ставится:

А) если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения;
Б) если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения;
В) двоеточие никогда не ставится.


3.Какую синтаксическую роль выполняет обобщающее слово при однородных членах предложения?
А) Подлежащее или дополнение;

Б) Дополнение или обстоятельство;

В) Ту же, что и однородные члены предложения.


4.Укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах. 

А) А над лугами шёл холодный дождь и ветер налетал косыми ударами. (Паустовский К.)

Б) Лет двести тому назад ветер-сеятель принёс два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. (Пришвин М.)

В) И вот к прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется ещё и знание завтрашней погоды. (Паустовский К.)


5.Найдите предложение, соответствующее схеме: [О : О, О, О -…]. (запятые не проставлены).

А) Из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкусных блюд.

Б) Ароматные набухшие почки берёзы могучие запахи кореньев тончайшие струйки от пробивающихся ростков трав все это было поразительно ново и восхитительно. (Троепольский Г.)

В) Все эти люди матросы разных наций  рыбаки  кочегары веселые юнги портовые воры машинисты рабочие лодочники грузчики водолазы контрабандисты все они были молоды здоровы и пропитаны крепким запахом моря и рыбы (А. Куприн).


6. В каком предложении на месте пропуска ставится двоеточие?

А) Утром все хрустело вокруг_ подмерзшие дороги, листья на крыльце, черные стебли крапивы, торчавшие из-под снега (К. Паустовский);

Б) И газеты, и телевидение, и радио __ все средства массовой информации переполнены рекламой.

В) Ни в поле, ни в лесу _ нигде  не мог он обрести покоя.


7.В каком предложении на месте пропуска ставится тире?

А) Петр Первый, шотландские инженеры, наши крепостные талантливые мастера, карронский способ литья, водяные машины, нравы _ все это давало хороший материал для книги (К. Паустовский);

Б) Здесь росли _ клен и дикая груша, ель и береза, осина и ольха... (В. Обручев);

В) Всякий день стал приносить старый Мосеич разную крупную рыбу _ щук, язей, голавлей, линей, окуней (Аксаков).


8. В тихой синеве рассвета открылась передо мной древняя земля: вершины гор, освещенные зарёй, шумящие по гальке прозрачные речки, чинары и магическое свечение неба там, вдали... (К. Паустовский).

Обобщающим в этом предложении является слово:

А) в синеве;

Б) древняя земля;

В) передо мной.


9. В приемном пункте их было трое, три женщины: одна на приемке белья, другая на выдаче, третья на выписке квитанций и получении денег (Рыб.)

Обобщающим в этом предложении является слово:

А) в приемном пункте;

Б) трое;

В) три женщины.


10. Две запятые и тире пропущены в предложении:

А) Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли. (М. Пришвин);

Б) Вот эта тьма под ивами и блеск сентябрьских звезд и горечь воздуха всё это полночь. (К. Паустовский).

В) Зеленая долина горы в белых шапках все было залито солнцем. (В. Шукшин).


  1. Подведение итогов

- Что нового узнали на уроке?

- Были ли трудности?


  1. Рефлексия

Мне сегодня на уроке понравилось….

Я сегодня испытывал затруднение в ……

Мне сегодня было интересно узнать о….

Мне сегодня было легко…..

Мне сегодня было трудно….


  1. Задание на дом

Написать мини сочинение на тему «Зимняя сказка», используя предложения с обобщающими словами и однородными членами.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!