Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детский эколого-биологический центр городского округа Стрежевой»
Обобщающее занятие по теме «Способы разделения смесей»
Конспект учебного занятия
Номинация: «Методические разработки»
Гуз Галина Ивановна,
педагог дополнительного образования
Стрежевой, 2016
Содержание
Аннотация…………………………………………………………………………3
Пояснительная записка…………………………………………………………...4
Заключение……………………………………………………………………….10
Список рекомендуемой литературы……………………………………………11
Приложение
Аннотация
Данное занятие проводится по программе «Химия вокруг нас» и является обобщающим после изучения видов смесей и способов разделения смесей каждого вида. Продолжительность занятия девяносто минут включая десятиминутный перерыв.
На занятии преобладает самостоятельная практическая деятельность обучающихся. В начале занятия актуализируются знания детей о видах смесей веществ и способах их разделения, затем обучающиеся на практике изучают свойства компонентов смеси и составляют алгоритм ее разделения, который реализуют в дальнейшем.
Данное занятие способствует формированию навыков планирования эксперимента и закреплению умений применять разные способы разделения смесей.
Занятие проводилось в группе, состоящей из учащихся 5-7 классов разных школ города. Дети в группе все любознательные, но различающиеся по возрасту (11-14 лет) и соответственно по уровню знаний. Преобладают пятиклассники, мальчики. Также в группе есть гиперактивные дети.
Цель занятия: сформировать у обучающихся умения выбирать способы разделения смесей в зависимости от вида смеси и свойств компонентов.
Задачи:
Обобщить и систематизировать знания обучающихся о видах смесей и способах их разделения;
Углубить знания о свойствах веществ;
Закрепить умения обучающихся по практическому осуществлению способов разделения смесей;
Продолжить формирование навыков планирования и проведения химического эксперимента;
Продолжить формирование умений наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Для проведения занятия необходимо следующее оборудование:
1. дидактические материалы: плакаты «Способы разделения однородных смесей», «Способы разделения неоднородных смесей»; рабочие листы для обучающихся, видеофрагменты;
2. химическая посуда и лабораторное оборудование: химические стаканы, лопатки, палочки стеклянные, воронки, чашки выпаривательные, чашки Петри, фильтровальная бумага, спиртовки, спички, магниты, штативы с кольцами, лотки;
3. вещества: соль поваренная, медный купорос, сера, железо (порошок), оксид железа (III), оксид меди (II), песок, древесные опилки;
4. ТСО: ноутбук, мультимедийный проектор.
Пояснительная записка
Структура занятия:
I. Организационный момент (7 минут)
Здравствуйте, ребята! Вы уже изучили виды смесей и способы их разделения, научились разделять смеси, состоящие из двух компонентов.
Вопрос педагога: Какие два вида смесей вам известны? Приведите примеры.
Предполагаемый ответ обучающихся: однородные и неоднородные. Однородные: раствор соли, сахарный сироп, водопроводная вода, воздух. Неоднородные: вода и песок, соль и песок, вода и масло, соль и железо.
Вопрос педагога: какими способами можно разделить однородную смесь?
Предполагаемый ответ обучающихся: выпариванием, кристаллизацией.
Вопрос педагога: какие способы можно использовать для разделения неоднородной смеси?
Предполагаемый ответ обучающихся: отстаивание, фильтрование, действие магнитом.
Сегодня на занятии вам предстоит составить алгоритм и, следуя ему разделить смесь, состоящую из трех компонентов.
II. Демонстрация видеофрагментов (8 минут)
Обучающиеся смотрят видеофрагменты и определяют, какие способы разделения смесей демонстрируются и для каких смесей (однородных или неоднородных) они применяются.
Первый фрагмент – разделение смеси воды и растительного масла отстаиванием.
Предполагаемый ответ обучающихся: демонстрируется способ отстаивания, применяемый для разделения неоднородных смесей.
Второй фрагмент – разделение смеси крахмала и воды фильтрованием.
Предполагаемый ответ обучающихся: демонстрируется фильтрование, применяемое для разделения неоднородных смесей.
Третий фрагмент – выпаривание растворов.
Предполагаемый ответ обучающихся: демонстрируется разделение смеси выпариванием, применяемым для разделения однородных смесей.
III. Разделение смесей (60 минут с перерывом)
Педагог делит обучающихся на микрогруппы по 2-3 человека, объединяя в одну группу обучающихся различающихся по уровню знаний, навыков проведения эксперимента, по активности.
1. Каждая микрогруппа получает четыре вещества и готовит трехкомпонентную смесь, состав смеси отмечает в рабочем листе (2 минуты).
2. Группы обмениваются смесями, остатками исходных веществ и рабочими листами, в которых отмечены компоненты смеси (1 минута).
3. Обучающиеся изучают компоненты смеси по пунктам, указанным в рабочих листах, т.е. исследуют, притягивается ли компонент магнитом, растворяется ли в воде, если не растворяется, то тонет или всплывает на поверхность воды. Затем отмечают результаты и составляют алгоритм разделения смеси (17 минут).
Перерыв 10 минут
4. Обучающиеся проводят разделение смеси по составленному алгоритму (30 минут).
Вещества | Возможные смеси | Алгоритм разделения |
Песок, медный купорос, древесные опилки, железо | Песок, медный купорос, древесные опилки | Смесь поместить в стакан с водой и размешать; После отстаивания собрать лопаткой древесные опилки; Оставшуюся смесь профильтровать; Фильтрат выпарить. |
Песок, древесные опилки, железо | Высыпать смесь на бумажку и, накрыв другой бумажкой, с помощью магнита собрать железо; Поместить оставшуюся смесь в стакан с водой; После отстаивания собрать лопаткой древесные опилки; Оставшуюся смесь профильтровать. |
Песок, медный купорос, железо | Высыпать смесь на бумажку и, накрыв другой бумажкой, с помощью магнита собрать железо; Оставшуюся смесь поместить в стакан с водой и размешать; После отстаивания смесь профильтровать; Фильтрат выпарить. |
Медный купорос, древесные опилки, железо | Высыпать смесь на бумажку и, накрыв другой бумажкой, с помощью магнита собрать железо; Оставшуюся смесь поместить в стакан с водой и размешать; После отстаивания смесь профильтровать или собрать древесные опилки лопаткой; Фильтрат выпарить. |
Песок, поваренная соль, древесные опилки, железо | Песок, поваренная соль, древесные опилки | Смесь поместить в стакан с водой и размешать; После отстаивания собрать лопаткой древесные опилки; Оставшуюся смесь профильтровать; Фильтрат выпарить. |
Песок, поваренная соль, железо | Высыпать смесь на бумажку и, накрыв другой бумажкой, с помощью магнита собрать железо; Оставшуюся смесь поместить в стакан с водой и размешать; После отстаивания смесь профильтровать; Фильтрат выпарить. |
Песок, древесные опилки, железо | Высыпать смесь на бумажку и, накрыв другой бумажкой, с помощью магнита собрать железо; Поместить оставшуюся смесь в стакан с водой; После отстаивания собрать лопаткой древесные опилки; Оставшуюся смесь профильтровать. |
Поваренная соль, древесные опилки, железо | Высыпать смесь на бумажку и, накрыв другой бумажкой, с помощью магнита собрать железо; Оставшуюся смесь поместить в стакан с водой и размешать; После отстаивания смесь профильтровать или собрать древесные опилки лопаткой; Фильтрат выпарить. |
Оксид меди, медный купорос, древесные опилки, железо | Оксид меди, медный купорос, древесные опилки | Смесь поместить в стакан с водой и размешать; После отстаивания собрать лопаткой древесные опилки; Оставшуюся смесь профильтровать; Фильтрат выпарить |
Оксид меди, медный купорос, железо | Высыпать смесь на бумажку и, накрыв другой бумажкой, с помощью магнита собрать железо; Оставшуюся смесь поместить в стакан с водой и размешать; После отстаивания смесь профильтровать; Фильтрат выпарить. |
Оксид меди, древесные опилки, железо | Высыпать смесь на бумажку и, накрыв другой бумажкой, с помощью магнита собрать железо; Поместить оставшуюся смесь в стакан с водой; После отстаивания собрать лопаткой древесные опилки; Оставшуюся смесь профильтровать. |
Медный купорос, древесные опилки, железо | Высыпать смесь на бумажку и, накрыв другой бумажкой, с помощью магнита собрать железо; Оставшуюся смесь поместить в стакан с водой и размешать; После отстаивания смесь профильтровать или собрать древесные опилки лопаткой; Фильтрат выпарить. |
Оксид меди, поваренная соль, древесные опилки, железо | Оксид меди, поваренная соль, древесные опилки | Смесь поместить в стакан с водой и размешать; После отстаивания собрать лопаткой древесные опилки; Оставшуюся смесь профильтровать; Фильтрат выпарить. |
Оксид меди, поваренная соль, железо | Высыпать смесь на бумажку и, накрыв другой бумажкой, с помощью магнита собрать железо; Оставшуюся смесь поместить в стакан с водой и размешать; После отстаивания смесь профильтровать; Фильтрат выпарить. |
Оксид меди, древесные опилки, железо | Высыпать смесь на бумажку и, накрыв другой бумажкой, с помощью магнита собрать железо; Поместить оставшуюся смесь в стакан с водой; После отстаивания собрать лопаткой древесные опилки; Оставшуюся смесь профильтровать. |
Поваренная соль, древесные опилки, железо | Высыпать смесь на бумажку и, накрыв другой бумажкой, с помощью магнита собрать железо; Оставшуюся смесь поместить в стакан с водой и размешать; После отстаивания смесь профильтровать или собрать древесные опилки лопаткой; Фильтрат выпарить. |
Песок, медный купорос, сера, железо | Песок, медный купорос, сера | Смесь поместить в стакан с водой и размешать; После отстаивания собрать лопаткой серу; Оставшуюся смесь профильтровать; Фильтрат выпарить. |
Песок, медный купорос, железо | Высыпать смесь на бумажку и, накрыв другой бумажкой, с помощью магнита собрать железо; Оставшуюся смесь поместить в стакан с водой и размешать; После отстаивания смесь профильтровать; Фильтрат выпарить. |
Песок, сера, железо | Высыпать смесь на бумажку и, накрыв другой бумажкой, с помощью магнита собрать железо; Поместить оставшуюся смесь в стакан с водой; После отстаивания собрать лопаткой серу; Оставшуюся смесь профильтровать. |
Медный купорос, сера, железо | Высыпать смесь на бумажку и, накрыв другой бумажкой, с помощью магнита собрать железо; Оставшуюся смесь поместить в стакан с водой и размешать; После отстаивания смесь профильтровать или собрать серу лопаткой; Фильтрат выпарить. |
Песок, поваренная соль, сера, железо | Песок, поваренная соль, сера | Смесь поместить в стакан с водой и размешать; После отстаивания собрать лопаткой серу; Оставшуюся смесь профильтровать; Фильтрат выпарить. |
Песок, поваренная соль, железо | Высыпать смесь на бумажку и, накрыв другой бумажкой, с помощью магнита собрать железо; Оставшуюся смесь поместить в стакан с водой и размешать; После отстаивания смесь профильтровать; Фильтрат выпарить. |
Песок, сера, железо | Высыпать смесь на бумажку и, накрыв другой бумажкой, с помощью магнита собрать железо; Поместить оставшуюся смесь в стакан с водой; После отстаивания собрать лопаткой серу; Оставшуюся смесь профильтровать. |
Поваренная соль, сера, железо | Высыпать смесь на бумажку и, накрыв другой бумажкой, с помощью магнита собрать железо; Оставшуюся смесь поместить в стакан с водой и размешать; После отстаивания смесь профильтровать или собрать серу лопаткой; Фильтрат выпарить. |
IV. Подведение итогов (15 минут)
Каждая группа прикрепляет свой рабочий лист магнитом к доске и рассказывает остальным, из каких компонентов состояла смесь, по каким свойствам различаются компоненты, какие способы и в какой последовательности они применяли для разделения смеси.
Заключение
Данное обобщающее занятие завершало изучение темы «Чистые вещества и смеси» и было ориентированно на формирование у обучающихся умения выбирать способы разделения смесей в зависимости от вида смеси и свойств компонентов.
Занятие способствовало обобщению и систематизации знаний обучающихся о видах смесей и способах их разделения, углублению знаний о свойствах веществ, а также закреплению умений обучающихся по практическому осуществлению способов разделения смесей.
Список рекомендуемой литературы
Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2007
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011
Стёпин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. М.: Дрофа, 2008
Приложение
Рабочий лист
Разделение смеси
| Компоненты смеси |
песок | железо | древесные опилки | оксид железа | поваренная соль | медный купорос | оксид меди | сера |
Притягивается магнитом | | | | | | | | |
Растворяется в воде | | | | | | | | |
В воде не растворяется, тонет | | | | | | | | |
В воде не растворяется, не тонет | | | | | | | | |
Последовательность действий при разделении смеси:
1.
2.
3.
4.
5.
6.