СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающее повторение по курсу "Землеведение"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщающее повторение по курсу "Землеведение"»

РАБОЧИЕ ЛИСТЫ ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ 5-6 КЛАССА


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ







Направления



Северо-Восток

Северо-Запад



Север







Запад

Восток









Юго-Восток

Юго-Запад

Юг






ПЛАН МЕСТНОСТИ


План местности –чертеж небольшого участка местности, выполненный по специальным правилам.



Правила построения плана местности:

1. План изображает местность сверху, показывает взаимное расположение объектов, их форме и площади, положение относительно сторон горизонта. С высоты план местности похож на аэрофотоснимок. см.рис.95 стр.150- отвечаем на вопросы под картинкой.

2. Все объекты изображены в уменьшенном виде , т е в масштабе.

3. Объекты изображают с помощью условных знаков.

4. Для ориентирования на местности учитывают, что сверху север, снизу юг, лево- запад, право-восток.


Масштаб – число, показывающее, во сколько раз уменьшено изображение объекта относительно его реальных размеров.

Масштаб-изображают 3 способами. числом, словами, графически.


Числовой масштаб- показывает во сколько раз уменьшены расстояния на местности. Вид дроби 1:1000. В 1 см на плане 1000см на местности

Именованный масштаб-масштаб, записанный словами. В 1 см 1000 м

Линейный масштаб- напоминает линейку, с помощью циркуля можно сразу определить какое расстояние на местности соответствует расстояние на плане.

масштаб может быть на плане один, а может сразу все виды.

Условные знаки…..их заносят легенду-пояснения к принятым на плане условным обозначениям.





П РАКТИКУМ:

Рассмотрите план местности.




Задание 1. На каком берегу реки Михалёвки находится башня? В ответе запишите на правом ИЛИ на левом.

У реки только 2 берега- левый и правый. Стрелкой на реке указано направление течения. Чтобы определить направление реки, нужно встать лицом в ту сторону, в которую течет река. Тот берег, который оказался по правую руку- правый берег. Тот берег, который оказался по левую руку- левый берег.



Задание 2. В каком направлении от дома лесника расположена башня?

Направления: северное, южное, западное, восточное, северо-западное, северо-восточное, юго-западное, юго-восточное.


Задание 3. Какова протяжённость проложенного на карте маршрута А–В? Для выполнения задания используйте линейку. Расстояние измеряйте по центрам точек.

Д ля определения протяженности необходимо линейкой измерить расстояние между 2 интересующими нас точками. Смотрим на масштаб. В нашем случае- в 1 см 100 м. Умножаем измеренное нами линейкой расстояние на метры в масштабе. Получившийся результат- наш ответ


Задание 4. Какой из изображённых на фотографиях объект может быть размещён в месте, показанном на карте точкой А? Укажите в ответе цифру, которой обозначен этот объект.

Для выполнения задания необходимо рассмотреть, что расположено в месте, где точка А. Как мы видим, точка А расположена рядом с шоссе (дорога). Делаем вывод, что лучше разместить рядом с шоссе- пастбище коров, лодочную станцию или автосервис для машин.

Задание 5. Какая особенность участка, показанного на карте точкой A, определила Ваш выбор?

1) близость к дороге

2) ровная поверхность

3) достаточный уклон

4) отда лённость от населённого пункта









ОТВЕТЫ:

Задание 1. Ответ: на левом берегу

Задание 2. Ответ: в северо-западном

Задание 3. -

Задание 4. Ответ: 3

Задание 5. Ответ: 1

ВАЖНЫЕ ЛИНИИ НА КАРТЕ


Экватор-это условная линия на поверхности Земли, которую проводят на равном расстоянии от Северного и Южного полюсов. Экватор разделяет земной шар на Северное, южное полушария. Самая длинная параллель- экватор, равен 0 градусов


П
араллели-
условные линии, проходящие параллельно экватору. Их длина уменьшается от экватора к полюсам.

Меридианы- это условные линии, соединяющие северный и южный полюса. Все меридианы одинаковые по длине.












Гринвичский меридиан- нулевой. Нулевой меридиан делит земной шар на Западное и Восточное полушария (окончание полушария- 180 меридиан). Он является линией перемены дат.

















Г
радусная сеть
- сетка на глобусе или карте, образованная параллелями и меридианами





ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШИРОТА И ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ДОЛГОТА. КООРДИНАТЫ


Географическая широта показывает на какой точке параллели она находится.

Широта определяется по параллелям. Поскольку главная параллель - экватор делит Землю на Северное и Южное полушария, то все точки, расположенные в Северном полушарии, имеют северную широту (обозначается с. ш.), а все точки Южного полушария - южную широту (обозначается ю. ш.).

Точки, расположенные на экваторе, имеют широту 0 .

Самое большое значение широты - 90 (полюсы).

Параллели пронумерованы на карте полушарий по краю полушария. 



























П РАКТИКУМ:


° - условное обозначение градусов.


При выполнении заданий допускается погрешность в 1°


Откройте учебник- рис.88 стр.140.


Задание 1. Найдите мыс Игольный и город Сидней. Определяем их широту.


-Откройте атлас (Физическая карта полушарий). Определите широту городов:


Задание 2. Лондон

Задание 3. Москва

задание 4. Владивосток

Задание 5. Дели

Задание 6. Сидней

Задание 7. Бразилиа


ОТВЕТЫ:

Задание 1. 34 ° Ю.Ш.

Задание 2. Лондон- 51° С.Ш.

Задание 3. Москва- 55° С.Ш.

Задание 4. Владивосток- 43° С.Ш.

Задание 5. Дели- 29° С.Ш.

Задание 6. Сидней- 33° Ю.Ш.

Задание 7. Бразилиа- 15° Ю.Ш.


Задание 8. Посмотрите на рисунок.



Что вы можете сказать о широте точек N и Р? (они находятся на широте 30 с. ш.).

- А в одной ли точке находятся эти объекты? (Нет.)

- Можем ли мы, зная только широту, определить местоположение объектов, находящихся в этих точках? ( Нет.)

- Допустим, в точке Р находится наш корабль. Можно ли спасти моряков, терпящих бедствие, зная одну координату? (Нет.)

Для спасения судна нам необходимо знать еще одну координату - долготу. 

Географическая долгота показывает на какой точке меридиана она находится.

Долгота- определяется по меридианам. Меридианы пронумерованы на карте полушарий по линии экватора, на карте России - около полюса.


Начало отсчета долготы - нулевой меридиан. Найдите на карте нулевой меридиан. Нулевой, или начальный меридиан проходит через здание обсерватории в пригороде Лондона Гринвиче, поэтому его часто называют Гринвичским. Нулевой меридиан делит Землю на два полушария - Западное и Восточное. К западу от нулевого меридиана до 180 ° все точки имеют западную долготу (з. д.), к востоку до 180 ° - восточную долготу (в. д.). Самое большое значение долготы - 180 ° .





ПРАКТИКУМ:


Откройте учебник- рис. 89 стр. 141.


Задание 1. Определите долготу Дели, долготу Сиднея


Откройте атлас (карта России). Определите долготу:


Задание 2. Санкт-Петербурга

Задание 3. Владивостока

З адание 4. мыса Челюскин.


Откройте атлас (Физическая карта полушарий). Определите долготу:


Задание 5. Бразилиа

Задание 6. Мехико


ОТВЕТЫ:

Задание 1. Дели- 77° в.д., Сидней- 151° в.д.

Задание 2. г. Санкт-Петербург- 30° в.д.

Задание 3. Владивосток- 132° в.д.

Задание 4. мыс Челюскин- 104° в.д.

Задание 5. Бразилиа- 47° з.д.

Задание 6. Мехико- 99° з.д.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ КООРДИНАТ


А теперь мы будем находить точки на карте на пересечении параллелей и меридианов.


Определите координаты (географическую широту и географическую долготу).


Пример: координаты города- Санкт-Петербург 59° с.ш.30° в.д.


Задание 1. Владивосток

Задание 2. мыса Челюскин

Задание 3. Дели

Задание 4. Сидней

Задание 5. Бразилиа

Задание 6. Токио

Задание 7. Мехико

Задание 8. Вашингтона


ОТВЕТЫ:

Задание 1. Владивосток- 43° с.ш. 131° в.д.

Задание 2. мыса Челюскин -77° с.ш. 104° в.д.

Задание 3. Дели- 29° сш 77° в.д.

Задание 4. Сидней- 33° ю.ш. 151° в.д.

Задание 5. Бразилиа- 15° ю.ш. 47° з.д.

Задание 6. Токио- 35° с.ш. 139° в.д.

Задание 7. Мехико- 19° с.ш. 99° з.д.

Задание 8. Вашингтона- 38° с.ш .77° з.д.







МНОГООБРАЗИЕ КАРТ


По содержанию: общегеографические (физические) и тематические карты.



ИЗОБРАЖЕНИЕ НЕРОВНОСТЕЙ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ

Рельеф – все неровности земной поверхности.

Формы рельефа – различные виды неровностей земной поверхности. Примеры форм рельефа: горы, холмы, плоскогорья, нагорья, равнины, балки, овраги и т.д. Самые крупные формы рельефа- горы и равнины. Различные формы рельефа отличаются по высоте.

Относительная высота – превышение точки земной поверхности над другой точкой, т.е. относительно другой точки. То есть это высота объекта относительно чего-либо.


 Абсолютная высота – высота точки земной поверхности, отсчитываемая от уровня моря (океана). Уровень моря принимается за 0 метров.












ИЗОБРАЖЕНИЕ НА ФИЗИЧЕСКИХ КАРТАХ ВЫСОТ И ГЛУБИН

Для изображения на картах рельефа используют шкалу глубин и высот.

Данная шкала имеется на всех физических картах.

Глубину объектов отображают цветовым фоном от светло-голубого до темно-синего.

Высоту- от светло-зеленого до темно-коричневого.

Чем выше или глубже географический объект, тем более темным цветом его обозначают.



ПРАКТИКУМ:

Откройте атлас «Физическая карта России».

Задание 1. Найдите на карте Каспийскую низменность. Чему равна высота/глубина ее территории?

Задание 2. Найдите на карте Западно-Сибирскую равнину. Чему равна средняя высота ее территории?

Задание 3. Найдите на карте Уральские горы и горы Кавказ (Кавказские горы). Пользуясь шкалой глубин и высот в атласе определите, какие из этих гор являются более высокими?

Откройте атлас «Физическая карта полушарий».

Задание 4. По физической карте мира определите абсолютную высоту местности, на которой лежит озеро Чад в Африке.



ОТВЕТЫ:

Задание 1. От 0 до -200

Задание 2. От 0 до 200

Задание 3. Кавказские горы более высокие

Задание 4. От 200 до 500 м







ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАССТОЯНИЙ И НАПРАВЛЕНИЙ ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ ИЛИ ГЛОБУСУ



Для определения расстояний по карте необходимо:

1) Взять линейку и измерить ей расстояние между интересующими нас объектами;

2) Найти на карте именованный масштаб

3) Умножить получившееся расстояние в сантиметрах (пункт 1) на количество километров, указанных в именованном масштабе (пункт 2).

Разбор заданий. Давайте попробуем определить протяженность материка Южная Америка по экватору. Для этого открываем Физическую карту полушарий, находим материк Южная Америка. Определяем, где экватор пересекает материк.







Д алее, следуя пункту 1 правил линейкой измеряем протяженность материка по экватору.



Получаем 3 см 3 мм

Следуя 2 пункту правил, находим масштаб на Физической карте мира. На ваших картах масштаб равен в 1 см 1000 км.

Пункт 3 правил. Полученное расстояние в см (1 пункт) умножаем на км масштаба (пункт 2). В нашем случае 3,3 умножить на 1000. Получаем 3300 км- протяженность материка Южная Америка по экватору.















Б ЛОК ЗАДАНИЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ



ЗАДАНИЕ 1. По физической карте мира определите протяженность материка Африка по экватору.

Ответ______________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 2. По карте России в атласе определите с помощью масштаба расстояние от Москвы:

а) до Санкт-Петербурга

Ответ______________________________________________________________________________

б) до Волгограда

___________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 3. По карте России определите протяженность Каспийского моря по меридиану 50 градусов восточной долготы в километрах.

Ответ______________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 4. По карте России определите в каком направлении от Москвы находится город Тверь

Ответ______________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 5. Найдите на карте материки Австралия и Северная Америка. Определите, в каком направлении от Австралии находится Северная Америка.

Ответ______________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 6. По физической карте мира определите какой вулкан Африки находится западнее- Камерун или Килиманджаро.

Ответ______________________________________________________________________________





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!