Облачные технологии как современный образовательный ресурс
Информатизация образования сегодня является необходимым условием поступательного развития общества. Актуальность применения новых информационных технологий обусловлена, прежде всего, педагогическими потребностями в повышении эффективности развивающего обучения, в частности, потребностью формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, которая требует от педагога исследовательского, креативного подхода к обучению, формированию критического мышления, информационной компетентности и культуры. В настоящее время, со стремительным нарастанием объема информации, знания сами по себе перестают быть самоцелью, они становятся необходимым условием для успешной социализации личности и ее реализации в профессиональной деятельности, а , значит, разрабатывается множество информационных сервисов, которые педагогические работники могут внедрять и успешно использовать в своей профессиональной деятельности.
Одним из таких многообещающих направлений идущих в ногу со временем быстро развивающихся информационных технологий являются «облачные технологии». Под «облачными технологиями» (англ. Cloud computing) понимают технологии распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис. В большинстве случаев этот термин означает сеть компьютеров, обеспечивающих работу определённой системы, предоставляющей потребителю услуги в виде пользования программным обеспечением или хранения данных. Облачные сервисы конкурируют между собой, предлагая более удобные и выгодные условия даже для бесплатных аккаунтов, количество которых стремительно растет, изменяется их внешний вид, функциональные возможности, технические требования к программному обеспечению увеличиваются. «Облачные технологии» решают такие задачи как:
хранение и синхронизация файлов;
хранение закладок и заметок;
рабочее место как услуга;
данные как услуга;
программное обеспечение как услуга.
Какова возможность и целесообразность применения данных технологий в образовательном процессе современной школы?
Наиболее распространенной системой сервисов на основе технологии облачных вычислений, которую можно использовать в образовательном процессе, является система сервисов Google. Сервисы Google - это web-приложения, предоставляющие участникам образовательного процесса инструменты, использование которых позволяет повысить эффективность обучения и осуществлять совместную работу. В пакет входит большой набор веб-приложений Google, в том числе G-mail, Google Диск, Google Календарь, Google Документы, Google Презентации и др.
С помощью Сервис Google (Таблицы) можно создавать проекты, сводные таблицы и графики с последующим анализом полученных данных, а также отслеживать этапы выполнения каждого задания, проводить индивидуальные и совместные практические работы по различным школьным дисциплинам. Для проверки хода выполнения заданий участник мероприятия размещает ссылку на выполненную работу, тем самым, открывая доступ для просмотра каждому, у кого есть ссылка. Руководитель оценивает работу, остальные могут оставить комментарий. Приведу пример, как использовать данный сервис для обучающихся. Предлагается создать сводную таблицу «Носители информации» (виды носителей, их характеристики, способы записи и считывания информации) при изучении темы: «Оперативная и долговременная память». В готовую исходную таблицу, предоставляемую учащимся, (работают индивидуально или в малых группах)найденной информацией в сети Интернет заполняют таблицу. В качестве домашнего задания можно предложить дополнить полученную таблицу иллюстративным материалом.
Использование сервиса Google (Формы) предоставляет учителю возможность создавать интерактивные тесты с разными типами вопросов с применением специальных форм в документе, организовать викторину, создать опросы для участников образовательного процесса. Такую же возможность представляет и другой образовательный портал LearningApps, он позволяет для каждого класса создать в «облаке» папку, в которую размещаются разнообразные задания(викторины, тесты, игры, видеоматериалы) для обучающихся, которые можно использовать на любом этапе урока.
Планирование учебного процесса средствами сервиса Google Календарь позволяет создавать расписание теоретических и практических занятий, консультаций, напоминать о контрольных и самостоятельных работах, сроках сдачи рефератов, проектов, информировать обучающихся о домашнем задании или переносе занятий.
На базе рассмотренных сервисов сформулируем дидактические возможности облачных технологий, подтверждающие необходимость их внедрения в образовательный процесс современной школы:
возможность организации совместной работы учителей и учащихся;
быстрое включение создаваемых продуктов в образовательный процесс из- за отсутствия территориальной привязки;
организация интерактивных занятий и коллективного преподавания;
организация разных форм контроля;
выполнение учащимися самостоятельных работ, в том числе коллективных проектов, в условиях отсутствия ограничений на «размер аудитории» и «время проведения занятий»;
создание web-ориентированных лабораторий в конкретных предметных областях;
интерактивный доступ к инструментам моделирования и информационным ресурсам;
организация доступа к разработке и распространению прикладных моделей.
Таким образом, введение облачных технологий не только повысит качество и эффективность образовательного процесса, но и подготовит школьника к жизни в идущем в ногу со временем информационном сообществе.