СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обитатели почвы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по окружающему миру для учающихся 3-х классов по окружающему мира на котором учащиеся знакомятся с обитателями почвы.

Просмотр содержимого документа
«Обитатели почвы»

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

3 класс

Программа «Гармония»


Тема: Обитатели почвы

Цель: знакомство с обитателями почвы.

Задачи:

- познакомить с обитателями почвы: грибами, животными, микроорганизмами, бактериями; выяснить их роль в повышении плодородия почвы; различать и называть представителей животного и рас­тительного мира, обитающего в почве;

- развивать речь, мышление учащихся;

- воспитывать бережное отношение к почве и ее обитателям.

Оборудование: мультимедийная презентация, тексты для сообщений, энциклопедии, учебники.


ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

Загадка: Всех кормит, а сама есть не просит (слайд1)

2. Актуализация опорных знаний

- Что такое почва?

- Из чего она состоит?

- От чего зависит плодородие почвы?

3. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы познакомимся обитателями почвы и выясним какую роль они играют в повышении плодородия почвы.

4. Работа по теме урока.

А) Загадка: Без рук, без ног, на брюхе ползет

Дождевой червь (слайд 2).

Б) Нас миллионы, миллиарды

Обитаем мы везде,

В почве, в воздухе, воде.

Но увидеть нас ты сможешь только с мощным микроскопом.

Бактерии и микробы (слайд 3)

В) В одежде богатой,

Да сам, слеповатый.

Живёт без оконца,

Не видит он солнца

Крот (слайд4).

Г) Стоит Антошка на одной ножке,

Сам шляпы не снимает, но всяк ему поклонится

Гриб (слайд5)

- Вот мы узнали названия основных представителей подземного царства, но о том какую роль в жизни почвы они играют – не знаем. Чтобы узнать это вы должны немного поработать самостоятельно.

5. Самостоятельная работа в группах

(Деление на группы с осуществлением дифференцированного подхода.)

- В течении 7 минут вы готовите сообщения о данных представителях , а затем делитесь знаниями со всеми.

А) Работа с текстами;

Б) По учебнику;

В) С энциклопедиями.

6. Проверка.

А) Выслушивание сообщений, дополнения

7. Решение экологической задачи

На 1 кв.метре живет 50 особей дождевых червей. За год они перерабатывают 50 тысяч почвенной массы. Сколько тонн почвы может переработать 1 дождевой червь?

8. Итог урока

Домашнее задание

Сочинить сказки об обитателях почвы


Приложение: тексты для работы в группах

Текст №1

Кроты

Все знают, что кроты живут под землей. Не потому, что боятся дневного света. Просто воздух на поверхности для этого жителя влажного подземелья очень сухой. У каждого крота есть дом, где он живет – уютное гнездышко, от которого в разные стороны расходится множество ходов. Выкопанную землю крот выталкивает на поверхность. На этом месте образуются земляные холмики - кротовины.

Под землей можно найти много вкусных корешков и клубней, но и любит совсем другую пищу, Дождевые черви, личинки насекомых, прячущиеся в норках жабы ему гораздо больше по вкусу. Тонкий слух помогает ему безошибочно находить добычу. Даже самое тихое шуршание крот слышит на расстоянии нескольких метров. Зато глазки у крота очень маленькие. Размером с маковое зернышко. За день крот съедает стол корма сколько весит сам Зимой крот не впадает в спячку, а уходит еще глубже под землю и продолжает охотится.

Крот - очень полезный зверек, ведь он уничтожает огромное количество вредных насекомых, а так же прокладывают огромное количество ходов, механически перемешивая почвенные слои до глубины 40-100 см. Они порой перерывают до 4 тонн земли в год.


Текст №2

Дождевые черви

Почва населена огромным количеством микроорганизмов (бактерии, водоросли, грибы, простейшие одноклеточные). Кроме них: в почве живут черви, клещи, жуки, муравьи, кроты, суслики, хомяки, сурки и др.

При этом большая часть их массы приходится на долю дождевых червей (50-90%). На рыхлой огородной или садовой земле часто можно увидеть дырки, будто кто-то ткнул карандашом или прутиком. Земля вокруг дырок вздыблена небольшим валиком, значит, дырки проткнул этот "кто-то изнутри, Это норки дождевого червя, живущего в почве. Особенно много таких дырок появляется после обильного дождя. Вода вытесняет воздух из почвы, кислорода на глубине не хватает, вот черви и выползают на поверхность. Дышит червь всей поверхностью тела, но для этого кожа его должна быть все время влажной.

Тело червя заострено спереди и сзади, это облегчает ему передвижение в почзе как вперед, так и назад, но передний конец толще и мускулистей. Прокладывая ход в земле, червь работает им как клином, раздвигая частицы почвы в стороны. Длина обычного дождевого червя от 3 до 15 см, но встречаются и великаны ростом до 40 см. Дождевой червь не только прорывает, но и проедает себе дорогу: заглатывает крошечные частицы почвы, пропускает их через кишечник и выбрасывает из своего тела назад. Таким образом, он удобряет почву веществами, которые легко усваиваются растениями. При этом подземные труженики основательно разрыхляют и перемешивают слои почвы, способствуют ее лучшей вентиляции, увеличению толщины плодородного слоя. Чарльз Дарвин писал, что до применения плуга почва "правильно обрабатывалась червями. Вот почему сейчас дождевых червей стали выращивать в специальных питомниках и вносить в почву для повышения урожайности.

Текст №3

Микробы и бактерии

Почву населяют миллионы микроорганизмов, таких как микробы и бактерии. В одном грамме почвы содержатся 400 миллионов бактерий, 2 миллиона грибков, 1 миллион водорослей и других организмов, число и разнообразие которых неизмеримо. По всему земному шару каждое мгновение умирают животные и растительные организмы. Трупы животных, остатки растений разлагаются, истлевают под нашим влиянием и становятся основной частью почвы - перегноем. Микробы расчищают дорогу новой жизни, вызывая брожение и гниение, способствуют выделению в огромном количестве углекислого газа. Его поглощают из воздуха своими листьями зеленые растения. А еще благодаря их деятельности в почве из растительного и белкового материала образуется ГУМУС, из которого получаются необходимые для растений питательные вещества.

Особо следует отметить роль грибов в жизни лесной почвы. То, что у нас лежит в корзинке - это только их плодовые тела, которые вылезли на поверхность, чтобы рассеять свои споры для размножения. А главная жизнь грибов проходит в земле - там тонкие нити грибницы производят огромную работу, они перерабатывают лесную подстилку, состоящую из листьев, веток, шишек и других растительных остатков.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!