СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Обеспечение преемственности в обучении между начальной и средней ступенями образования в условиях внедрения ФГОС. Помощь в социальной адаптации пятиклассников к условиям обучения в средней школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на межрегиональной научно-практической конференции "Итоги и перспективы введения ФГОС общего образования: модернизация технологий и содержания обучения"

Просмотр содержимого документа
««Обеспечение преемственности в обучении между начальной и средней ступенями образования в условиях внедрения ФГОС. Помощь в социальной адаптации пятиклассников к условиям обучения в средней школе»»

«Обеспечение преемственности в обучении между начальной и  средней ступенями образования в условиях внедрения ФГОС.  Помощь в социальной адаптации пятиклассников к условиям  обучения в средней школе»   Автор: Учитель начальных классов МОУ СОШ №51 Гришанова Анна Николаевна Учитель математики МОУ СОШ № 51 Никифорова Елена Сергеевна

«Обеспечение преемственности в обучении между начальной и средней ступенями образования в условиях внедрения ФГОС. Помощь в социальной адаптации пятиклассников к условиям обучения в средней школе»

Автор:

Учитель начальных классов МОУ СОШ №51

Гришанова Анна Николаевна

Учитель математики

МОУ СОШ № 51

Никифорова Елена Сергеевна

  В работе предлагаются материалы, которые помогут классному руководителю изучить принцип социально-психологической адаптации младших подростков при переходе в среднее звено, а также план сопровождения обучающихся пятого класса в течение учебного года. На наш взгляд, данная деятельность должна быть целенаправленной и осмысленной, только в таком случае классный руководитель сможет выполнить задачи, поставленные перед ним в современных стандартах образования.

  • В работе предлагаются материалы, которые помогут классному руководителю изучить принцип социально-психологической адаптации младших подростков при переходе в среднее звено, а также план сопровождения обучающихся пятого класса в течение учебного года. На наш взгляд, данная деятельность должна быть целенаправленной и осмысленной, только в таком случае классный руководитель сможет выполнить задачи, поставленные перед ним в современных стандартах образования.
В качестве объекта исследования выступают обучающиеся первого и пятого класса МОУ «Шилкинской СОШ № 51». Соответственно, предметом исследования был процесс успешной адаптации первоклассников в начальной и пятиклассников в основной школе.
  • В качестве объекта исследования выступают обучающиеся первого и пятого класса МОУ «Шилкинской СОШ № 51». Соответственно, предметом исследования был процесс успешной адаптации первоклассников в начальной и пятиклассников в основной школе.
 Цель проекта – создать условия для успешной адаптации обучающихся при поступлении в начальную школу и при переходе из начальной в основную школу

  • Цель проекта – создать условия для успешной адаптации обучающихся при поступлении в начальную школу и при переходе из начальной в основную школу
Адаптация первоклассника и пятиклассника к школьному обучению будет происходить наиболее успешно, если пятиклассники будут задействованы в процесс адаптации первоклассников посредством участия в подготовке и проведении праздников для первоклашек, игр на переменах, проведении экскурсии по школе и т. п.
  • Адаптация первоклассника и пятиклассника к школьному обучению будет происходить наиболее успешно, если пятиклассники будут задействованы в процесс адаптации первоклассников посредством участия в подготовке и проведении праздников для первоклашек, игр на переменах, проведении экскурсии по школе и т. п.
Задачи исследования Разработать план сопровождения обучающихся первого и пятого классов в период адаптации на 2016 – 2017 учебный год. Сопровождать обучающихся в соответствие с планом. Проверить эффективность проведенных мероприятий для адаптации обучающихся 1-х и 5-х классов и влияние рекомендаций на адаптацию пятиклассников и, соответственно, сделать необходимые выводы.

Задачи исследования

  • Разработать план сопровождения обучающихся первого и пятого классов в период адаптации на 2016 – 2017 учебный год.
  • Сопровождать обучающихся в соответствие с планом.
  • Проверить эффективность проведенных мероприятий для адаптации обучающихся 1-х и 5-х классов и влияние рекомендаций на адаптацию пятиклассников и, соответственно, сделать необходимые выводы.
Планируемый результат:    Благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе и пятиклассников к обучению в средней школе; снижение уровня школьной тревожности пятиклассников; повышение уровня коммуникативных навыков первоклассников и пятиклассников; повышение уровня учебной мотивации и познавательной активности обучающихся.

Планируемый результат:

  • Благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе и пятиклассников к обучению в средней школе;
  • снижение уровня школьной тревожности пятиклассников;
  • повышение уровня коммуникативных навыков первоклассников и пятиклассников;
  • повышение уровня учебной мотивации и познавательной активности обучающихся.
Проблемы пятиклассников связаны с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями в разных кабинетах, необходимостью вступать в контакты со старшеклассниками . Все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

Проблемы пятиклассников связаны с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями в разных кабинетах, необходимостью вступать в контакты со старшеклассниками .

Все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

Основные причины трудностей, возникающих у пятиклассника  в учении  Недостатки учебной подготовки  Слабая произвольность поведения и деятельности

Основные причины трудностей, возникающих у пятиклассника в учении

  • Недостатки учебной подготовки
  • Слабая произвольность поведения и деятельности
«Адаптация»  Многие авторы определяют адаптацию как приспособление организма к условиям среды

«Адаптация»

  • Многие авторы определяют адаптацию как приспособление организма к условиям среды
Замедляется темп деятельности (на выполнение определённой работы теперь школьнику требуется больше времени, в том числе и на выполнение домашнего задания); Дети часто отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания; Иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется
  • Замедляется темп деятельности (на выполнение определённой работы теперь школьнику требуется больше времени, в том числе и на выполнение домашнего задания);
  • Дети часто отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания;
  • Иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется
В ситуации смены учебной деятельности ребенка, важным и необходимым условием благоприятной адаптации будет являтся и создание благоприятных условий дома.
  • В ситуации смены учебной деятельности ребенка, важным и необходимым условием благоприятной адаптации будет являтся и создание благоприятных условий дома.
Социально-психологическая адаптация первоклассников Три группы. Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения; Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается; Третья группа — дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями.

Социально-психологическая адаптация первоклассников

Три группы.

  • Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения;
  • Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается;
  • Третья группа — дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями.
Основные показатели благоприятной социально-психологической  адаптации ребенка   Формирование адекватного поведения; установление контактов с обучающимися и учителем; овладение навыками учебной деятельности.

Основные показатели благоприятной социально-психологической адаптации ребенка

  • Формирование адекватного поведения;
  • установление контактов с обучающимися и учителем;
  • овладение навыками учебной деятельности.
Как помочь ребенку без ущерба для здоровья научиться выполнять новые правила и требования учителя, как плавно и безболезненно перейти от игровой к новой, очень сложной учебной деятельности?
  • Как помочь ребенку без ущерба для здоровья научиться выполнять новые правила и требования учителя, как плавно и безболезненно перейти от игровой к новой, очень сложной учебной деятельности?
Адаптация обучающихся при поступлении в школу и при переходе из начальной в основную школу будет эффективна при условии внедрения системы мероприятий , предназначенных ученикам, учителям и родителям по адаптации первоклассников к учебе в начальной школе и пятиклассников к учебе в средней школе.
  • Адаптация обучающихся при поступлении в школу и при переходе из начальной в основную школу будет эффективна при условии внедрения системы мероприятий , предназначенных ученикам, учителям и родителям по адаптации первоклассников к учебе в начальной школе и пятиклассников к учебе в средней школе.
Система мероприятий Наблюдение Классные часы Родительские собрания Внеклассные мероприятия Подвижные игры, проводимые пятиклассниками с первоклассниками во время перемены.

Система мероприятий

  • Наблюдение
  • Классные часы
  • Родительские собрания
  • Внеклассные мероприятия
  • Подвижные игры, проводимые пятиклассниками с первоклассниками во время перемены.
  План сопровождения  обучающихся первого и пятого классов в  период адаптации

План сопровождения обучающихся первого и пятого классов в период адаптации

Наблюдение за обучающимися  4-го класса во время уроков

Наблюдение за обучающимися 4-го класса во время уроков

«Круглый стол»  с нынешними пятиклассниками

«Круглый стол» с нынешними пятиклассниками

Урок математики  «Виды треугольников»  (совместный урок с учителем-предметником)

Урок математики «Виды треугольников» (совместный урок с учителем-предметником)

Родительское собрание  «Трудности адаптации в 5 классе»

Родительское собрание «Трудности адаптации в 5 классе»

Создание стенгазет  «Советы первокласснику»

Создание стенгазет «Советы первокласснику»

Урок – экскурсия для первоклассников  «Расскажи мне о школе»

Урок – экскурсия для первоклассников «Расскажи мне о школе»

Урок – игра «Советы выпускников начальной школы первоклассникам»

Урок – игра «Советы выпускников начальной школы первоклассникам»

Заключение  Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие и психологическое благополучие.

Заключение

  • Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие и психологическое благополучие.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!