Просмотр содержимого документа
««Обеспечение преемственности в обучении между начальной и средней ступенями образования в условиях внедрения ФГОС. Помощь в социальной адаптации пятиклассников к условиям обучения в средней школе»»
«Обеспечение преемственности в обучении между начальной и средней ступенями образования в условиях внедрения ФГОС. Помощь в социальной адаптации пятиклассников к условиям обучения в средней школе»
Автор:
Учитель начальных классов МОУ СОШ №51
Гришанова Анна Николаевна
Учитель математики
МОУ СОШ № 51
Никифорова Елена Сергеевна
- В работе предлагаются материалы, которые помогут классному руководителю изучить принцип социально-психологической адаптации младших подростков при переходе в среднее звено, а также план сопровождения обучающихся пятого класса в течение учебного года. На наш взгляд, данная деятельность должна быть целенаправленной и осмысленной, только в таком случае классный руководитель сможет выполнить задачи, поставленные перед ним в современных стандартах образования.
- В качестве объекта исследования выступают обучающиеся первого и пятого класса МОУ «Шилкинской СОШ № 51». Соответственно, предметом исследования был процесс успешной адаптации первоклассников в начальной и пятиклассников в основной школе.
- Цель проекта – создать условия для успешной адаптации обучающихся при поступлении в начальную школу и при переходе из начальной в основную школу
- Адаптация первоклассника и пятиклассника к школьному обучению будет происходить наиболее успешно, если пятиклассники будут задействованы в процесс адаптации первоклассников посредством участия в подготовке и проведении праздников для первоклашек, игр на переменах, проведении экскурсии по школе и т. п.
Задачи исследования
- Разработать план сопровождения обучающихся первого и пятого классов в период адаптации на 2016 – 2017 учебный год.
- Сопровождать обучающихся в соответствие с планом.
- Проверить эффективность проведенных мероприятий для адаптации обучающихся 1-х и 5-х классов и влияние рекомендаций на адаптацию пятиклассников и, соответственно, сделать необходимые выводы.
Планируемый результат:
- Благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе и пятиклассников к обучению в средней школе;
- снижение уровня школьной тревожности пятиклассников;
- повышение уровня коммуникативных навыков первоклассников и пятиклассников;
- повышение уровня учебной мотивации и познавательной активности обучающихся.
Проблемы пятиклассников связаны с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями в разных кабинетах, необходимостью вступать в контакты со старшеклассниками .
Все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.
Основные причины трудностей, возникающих у пятиклассника в учении
- Недостатки учебной подготовки
- Слабая произвольность поведения и деятельности
«Адаптация»
- Многие авторы определяют адаптацию как приспособление организма к условиям среды
- Замедляется темп деятельности (на выполнение определённой работы теперь школьнику требуется больше времени, в том числе и на выполнение домашнего задания);
- Дети часто отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания;
- Иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется
- В ситуации смены учебной деятельности ребенка, важным и необходимым условием благоприятной адаптации будет являтся и создание благоприятных условий дома.
Социально-психологическая адаптация первоклассников
Три группы.
- Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения;
- Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается;
- Третья группа — дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями.
Основные показатели благоприятной социально-психологической адаптации ребенка
- Формирование адекватного поведения;
- установление контактов с обучающимися и учителем;
- овладение навыками учебной деятельности.
- Как помочь ребенку без ущерба для здоровья научиться выполнять новые правила и требования учителя, как плавно и безболезненно перейти от игровой к новой, очень сложной учебной деятельности?
- Адаптация обучающихся при поступлении в школу и при переходе из начальной в основную школу будет эффективна при условии внедрения системы мероприятий , предназначенных ученикам, учителям и родителям по адаптации первоклассников к учебе в начальной школе и пятиклассников к учебе в средней школе.
Система мероприятий
- Наблюдение
- Классные часы
- Родительские собрания
- Внеклассные мероприятия
- Подвижные игры, проводимые пятиклассниками с первоклассниками во время перемены.
План сопровождения обучающихся первого и пятого классов в период адаптации
Наблюдение за обучающимися 4-го класса во время уроков
«Круглый стол» с нынешними пятиклассниками
Урок математики «Виды треугольников» (совместный урок с учителем-предметником)
Родительское собрание «Трудности адаптации в 5 классе»
Создание стенгазет «Советы первокласснику»
Урок – экскурсия для первоклассников «Расскажи мне о школе»
Урок – игра «Советы выпускников начальной школы первоклассникам»
Заключение
- Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие и психологическое благополучие.