Объективированная система оценивания образовательных результатов обучающихся 11-го класса по обществознанию (профильный уровень)
Новикова С.В., учитель истории и обществознания
«В отметках мало педагогики и больше власти. Получается, что мы, учителя, полностью забираем власть в свои руки, чтобы нам было легче управлять детьми…»
Ш.А. Амонашвили
Современные требования к системе оценивания образовательных результатов:
- Быть объективной (стремиться к объективности)
- Предполагать механизм самооценивания учащимися своих достижений
- Быть «прозрачной», понятной педагогам, учащимся и их родителям
- Обеспечивать продуктивное взаимодействие педагогов, администрации школы, учащихся, родителей
- Не противоречить утвержденным законодательством требованиям
Объективированная система оценивания (ОСО) – это система оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы, предполагающая наличие объектов оценивания, соотнесенных с образовательными результатами ФГОС .
Для оценки каждого объекта предусмотрены контрольные мероприятия с четкими критериями оценивания .
Изменения в рабочей программе
В 2019-2020 году в 11 классе по предмету «Обществознание» введена
Объективированная система оценивания. В ходе изучения материала оцениваются
только контрольные мероприятия на критериальном уровне
Система оценивания контрольных мероприятий
Шкала перевода
100 – 91%
Отметка в пятибалльной системе
90 – 75%
«5»
74 – 51%
«4»
50 - 0%
«3»
«2»
Контрольные мероприятия по темам:
- Входная диагностика – 2 часа
- 4 контрольные работы в форме ЕГЭ по разделам курса – итого 8 часов (задания части 1и 2 ЕГЭ, написание эссе)
- 4 устных зачета по темам 1-4 – итого 8 часов (проверяются предметные результаты по темам: основные понятия, классификации и функции обществоведческих понятий и явлений, умение приводить примеры из разных источников: из литературы, истории, социального опыта, современной ситуации, умение решать обществоведческие задачи, составлять планы по темам)
Темы контрольных работ и устных зачетов
- «Социальное развитие современного общества»
- Политическая жизнь современного общества
- «Духовная культура»
- «Современный этап мирового развития»
- Учебные практики (написание эссе) в I полугодии
- Итоговое повторение – 2 часа
Проверочные работы – всего 11
4 по теме «Социальное развитие современного общества»
Основные темы раздела для проведения проверочных работ по разделу «Социальное развитие современного общества»:
1.Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные лифты. Социальный институт. Социальная инфраструктура.
2. Социальный статус личности. Социальная роль. Социализация и социальная адаптация. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль. Санкции.
3. Социальные интересы. Социальное взаимодействие. Социальный конфликт. Этнос, нация и национальность. Межэтнические отношения. Конституционные отношения государственной национальной политики РФ.
4.Демографмческая политика в России. Семья как социальный институт. Брак как социальный институт. Тенденции развития семьи в современном мире. Государственная политика поддержки семьи в РФ.
4 по теме «Политическая жизнь современного общества»
Основные темы раздела для проведения проверочных работ по разделу «Политическая жизнь современного общества»:
1.Власть. Политика. Политическая система. Политический режим. Государство.
2. Принципы и ценности демократии. Проблемы современной демократии. Избирательные системы. Правовое государство. Гражданское общество. СМИ в политической системе.
3. Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Политическая партии и движения. Партийные системы. Политическая элита. Политическое лидерство.
4. Политическое участие. Политическая культура. Политический конфликт. Политический процесс. Формы государства.
2 по теме «Духовная культура»
Основные темы раздела для проведения проверочных работ по теме «Духовная культура»:
1.Культура. Субкультура и контркультура. Мораль. Мировоззрение.
2.Наука. Образование. Религия. Искусство. Массовая культура
1 по теме «Современный этап мирового развития»
Основные темы раздела для проведения проверочной работы по теме «Современный этап мирового развития»:
1.Типы обществ. Глобализация. Глобальные проблемы современности.
- После написания проверочных работ и сдачи письменных и устных зачетов проводится анализ работы и коррекционная работа (работа над ошибками).
- После этого обучающимся предлагается проработать темы и задания контрольных работ в индивидуальном порядке. Для этого составляются задания для каждого обучающегося
Письменный зачет
- Тест в форме ЕГЭ
- Эссе по разделу
Устный зачет
Обязательно составленные планы по темам к зачету
- Список понятий (задание 25)
- Классификации
- Примеры (задание 26)
- Подборка заданий 27 (обществоведческая задача) по разделу
Результаты ЕГЭ по обществознанию
2019-2020 год
- 8 человек
- 72 средний балл
- 92 самый высокий балл
Преимущества ОСО перед традиционной системой оценивания
- Наличие контрольных мероприятий, соотнесенных с образовательными результатами ФГОС СОО
- «Профилактика» жалоб учащихся на необъективность отметок
- Возможность более дифференцированной оценки образовательных результатов
- Обеспечение индивидуального подхода к учащимся с разными образовательными возможностями и потребностями
- Подготовка старшеклассников к обучению в ВУЗе
- Обеспечение непрерывного мониторинга образовательных результатов