ОБЪЕКТЫ АЛГОРИТМОВ
ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ
Ключевые слова
- величина
- константа
- переменная
- тип
- имя
- присваивание
- выражение
- таблица
Величины
Алгоритмы описывают последовательность действий над некоторыми информационными объектами .
Величина в информатике – это отдельный информационный объект.
Информационный объект
Число
Символ
Строка
Таблица
Величина
Переменная
Постоянная
(больше) = (не меньше) = (равно) И (конъюнкция) ИЛИ (дизъюнкция) НЕ (инверсия) + (сложение) (вычитание) * (умножение) / (деление) Операнды - объекты, над которыми выполняют операции. " width="640"
Операции над величинами
Операции над величинами
Логические
Арифметические
Отношения
(больше)
= (не меньше)
= (равно)
И (конъюнкция)
ИЛИ (дизъюнкция)
НЕ (инверсия)
+ (сложение)
* (умножение)
/ (деление)
Операнды - объекты, над которыми выполняют операции.
Типы величин
Тип величины в алгоритме
Целая
Числовой
Вещественная
Один
символ
Символьная
Текстовый
Литерная
Строка
символов
ДА (ИСТИНА, TRUE, 1)
Логический
НЕТ (ЛОЖЬ, FALSE, 0)
Имя величины
Имя величины в алгоритме
Латинская
буква
A, B, M, AP
Латинская
буква и цифра
A1, B4, M2
Мнемоническое
имя
SUMMA, PLAN
5 XX" width="640"
Выражения
Выражение - языковая конструкция для вычисления значения с помощью одного или нескольких операндов.
Выражения
Логические
Арифметические
Строковые
Операция
сцепления (+) .
А= ` том `
`a` +А= ` атом `
X5
X
X
Команда присваивания
:=
Свойства присваивания
Пока переменной не присвоено значение, она
остаётся неопределённой
Значение, присвоенное переменной, сохраняется
до следующего присваивания
Если переменной присваивается новое значение,
то предыдущее её значение теряется
Алгоритм обмена значений переменных
Алгоритм, в результате которого переменные А и В литерного типа обменяются своими значениями.
Решение
!
Верно
Неверно
А:=В
В:=А
алг обмен значениями ( лит А, В)
арг А, В
рез А, В
нач лит М
М:=А
А:=В
В:=М
кон
Аналогия с перемещением
Алгоритм перемещения зайца из клетки 1 в клетку 2, а волка - из клетки 2 - в клетку 1.
Нужна клетка 3.
3
2
1
Табличные величины
В практической деятельности человека часто используются всевозможные таблицы.
Таблица
Прямоугольная
Линейная
Одномерный
массив
Двумерный
массив
Дни недели
Табель
успеваемости
Примеры линейных таблиц
1
Васечкин
6
2
3
6
1
4
5
0
0
1
Понедельник
2
Вторник
3
Среда
4
Четверг
5
6
Пятница
Суббота
7
Воскресенье
Количество пропущенных учеником уроков
Дни недели
Пример прямоугольной таблицы
1
2
Васечкин
1
2
Ионов
6
3
.
6
3
0
Радугина
4
0
1
.
0
5
.
.
0
0
0
.
0
1
19
.
0
6
.
0
.
Чабанюк
.
.
.
.
0
0
0
.
.
.
.
.
0
0
.
0
Количество уроков, пропущенных учениками класса
Самое главное
Величина в информатике – это отдельный информационный объект (число, символ, строка, таблица и др.).
Величины делятся на:
постоянные - значения указываются в тексте алгоритма и не меняются в процессе его исполнения
переменные - значения меняются в процессе исполнения алгоритма.
Тип величины: целый, вещественный, логический, символьный и литерный.
Для ссылок на величины используют их имена (идентификаторы). Имя величины может состоять из одной или нескольких латинских букв, из латинских букв и цифр.
Таблица (массив) - набор некоторого числа однотипных элементов, которым присвоено одно имя. Положение элемента в таблице однозначно определяется его индексами.
=–1) и (x=–1) и (yб) (y=x) и (y=–x) и (yВеличины каких типов используются при записи алгоритмов? Запишите на алгоритмическом языке: а) ax 2 + bx + c б) в) г) д) Переведите из линейной записи в общепринятую: а) a * b / c б) a / b * c в) a + b / c г) (a + b)/ c д) a + b / c + d е) (a + b)/(c + d). Что называют выражением? Каковы основные правила записи выражений? После выполнения команды присваивания x:=x+y значение переменной x равно 3, а значение переменной y равно 5. Чему были равны значения переменных x и y до выполнения указанной команды присваивания? Сколько промежуточных переменных потребуется для того, чтобы переменной А было присвоено значение переменной В, переменной В - значение переменной С, а переменной С - значение переменной А? Запишите соответствующий алгоритм на алгоритмическом языке. y 2 b a y 1 -2 1 2 x 2 x -2 " width="640"
Вопросы и задания
Запишите логическое выражение, истинное при выполнении указанного условия и ложное в противном случае:
а) x принадлежит отрезку [0; 1]
б) x лежит вне отрезка [0; 1]
в) каждое из чисел x, y положительно
г) хотя бы одно из чисел x, y положительно
д) ни одно из чисел x, y не является положительным
е) только одно из чисел x, y положительно
ж) точка с координатами ( x, y ) лежит в круге радиуса r с центром в начале координат.
Запишите команду присваивания, в результате выполнения которой логическая переменная t получает значение TRUE, если выполняется указанное условие, и значение FALSE в противном случае:
а) x - положительное число
б) хотя бы одно из чисел x, y, z равно нулю
в) числа x, y, z равны между собой
г) уравнение ax 2 + bx + c = 0 имеет ровно один корень.
Запишите логическое выражение, принимающее значение TRUE, когда точка с координатами ( x, y ) принадлежит заштрихованной области.
Какие команды присваивания составлены правильно?
а) A:=B
б) A=B
в) A=B+1
г) A+1:=А
Для чего предназначена команда присваивания?
Каковы её основные свойства?
Укажите тип величины, если её значение равно:
2010
14.48
'ДА'
FALSE, –125
'142'
1,4 · 10 5
.123Е–2
'пять'
Придумайте свой алгоритм обмена значениями
числовых переменных А и В.
Определите типы следующих величин:
а) вес человека;
б) марка автомобиля;
в) год вашего рождения;
г) площадь фигуры;
д) название месяца года;
е) количество мест в самолёте.
Приведите по одному примеру допустимых и
недопустимых значений для каждой из величин:
а) температура человека;
б) скорость автомашины;
в) площадь государства;
г) название дня недели.
Что такое величина?
Чем отличаются постоянные и переменные величины?
Изобразите в декартовой прямоугольной системе координат область, в которой и только в которой истинны следующие логические выражения:
а) (х=–1) и (x=–1) и (y
б) (y=x) и (y=–x) и (y
Величины каких типов используются при записи
алгоритмов?
Запишите на алгоритмическом языке:
а) ax 2 + bx + c
б)
в)
г)
д)
Переведите из линейной записи в общепринятую:
а) a * b / c
б) a / b * c
в) a + b / c
г) (a + b)/ c
д) a + b / c + d
е) (a + b)/(c + d).
Что называют выражением?
Каковы основные правила записи выражений?
После выполнения команды присваивания x:=x+y значение переменной x равно 3, а значение переменной y равно 5.
Чему были равны значения переменных x и y до выполнения указанной команды присваивания?
Сколько промежуточных переменных потребуется для того, чтобы переменной А было присвоено значение переменной В, переменной В - значение переменной С, а переменной С - значение переменной А?
Запишите соответствующий алгоритм на
алгоритмическом языке.
y
2
b
a
y
1
-2
1
2
x
2
x
-2
Вопросы и задания
Какие из приведённых ниже величин целесообразно
представлять с помощью таблиц?
Величина:
рост учеников класса
имена девочек
самая дождливая декада июня
самые жаркие дни лета
количество девочек в классе
самая холодная температура воздуха в январе
периметры нескольких прямоугольников
площадь фигуры
имя человека
средний рост учеников класса
список учеников класса
названия дней недели
длины сторон нескольких треугольников
длины сторон треугольника
оценки учеников за контрольную работу
по информатике
средний балл ученика по физике
оценка ученика по физике
названия дней месяца
Опорный конспект
Величина в информатике – это отдельный информационный объект (число, символ, строка, таблица и др.).
Величина
Постоянная
Переменная
Тип величины
Текстовый
Числовой
Логический
Литерный
Символьный
Вещественный
Целый
Опорный конспект
Выражения
Логические
Арифметические
Строковые
Команда присваивания
:=
Опорный конспект
Таблица
Прямоугольная
Линейная
Одномерный
массив
Двумерный
массив
Источники информации
- http://www.xrest.ru/images/collection/00953/624/original.jpg - заяц
- http://img-fotki.yandex.ru/get/4704/cadi-1986.51a/0_802f6_31b39c0b_XL - волк
- http://s001.radikal.ru/i195/1006/0e/8939ad17926c.jpg - клетка