СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект Федерального закона "Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав"

Просмотр содержимого документа
«Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав»

Проект Федерального закона "Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав"


Проект


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


ОБ ОСНОВАХ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ


Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации закрепляет правовые основы деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в РФ.


Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Принципы деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав


Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав основывается на принципах:

законности;

- демократизма;

- поддержки семьи с несовершеннолетними детьми и взаимодействия с ней в вопросах защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

- гуманного обращения с несовершеннолетними;

- уважительного отношения к несовершеннолетнему и его родителям (законным представителям);

- индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;

- государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- сохранения конфиденциальности информации о несовершеннолетнем и его родителях (законных представителях);

- обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних;

- равенства всех перед законом;

- справедливости;

- гласности и открытости;

- презумпции невиновности;

- виновности;

- защиты несовершеннолетнего и его родителей (законных представителей) от незаконного и необоснованного ограничения их прав и свобод;

- права на обжалование постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.


Статья 2. Законодательство о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав


Комиссии руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и ратифицированными ею международными соглашениями в сфере защиты прав детей, федеральными конституционными законами Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также законами и актами субъектов Российской Федерации.


Статья 3. Основные задачи и функции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав


Задачами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав являются:

а) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

б) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и родителей (законных представителей);

в) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе связанном с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;

г) предупреждение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

Для решения возложенных задач:

Комиссии субъектов Российской Федерации и территориальные (муниципальные) комиссии:

- организуют осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

- утверждают межведомственные программы и координируют проведение индивидуальной профилактической работы органов и учреждений системы профилактики в отношении несовершеннолетних и семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении, по предупреждению случаев насилия и всех форм посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних, привлекают социально ориентированные общественные объединения к реализации планов индивидуальной профилактической работы и контролируют их выполнение;

- участвуют в разработке и реализации целевых программ, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактику их безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий.

Комиссии субъектов Российской Федерации:

- координируют деятельность органов и учреждений системы профилактики, осуществляют мониторинг их деятельности в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации и соответствующих субъектов Российской Федерации;

- разрабатывают и вносят в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложения по осуществлению мероприятий в области защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений;

- оказывают методическую помощь, осуществляют информационное обеспечение и контроль за деятельностью территориальных (муниципальных) комиссий в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации;

- участвуют в разработке проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, направленных на профилактику безнадзорности, беспризорности, алкоголизма, наркомании и правонарушений несовершеннолетних, реабилитацию и ресоциализацию несовершеннолетних, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, защиту семьи с несовершеннолетними детьми, анализируют их эффективность;

- принимают на основании информации органов и учреждений системы профилактики о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, меры к устранению выявленных нарушений и недостатков, обеспечивают конфиденциальность указанной информации при ее хранении и использовании;

- принимать участие в работе по ресоциализации несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, дислоцируемых в других субъектах Российской Федерации, и вправе в установленном порядке посещать указанные исправительные учреждения;

- представляют в установленном порядке соответствующим субъектам системы профилактики предложения о совершенствовании работы по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;

- принимают решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), с учетом вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения преступления, отношения к исполнению трудовых обязанностей, а также с учетом иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних (далее - решение о допуске или недопуске к педагогической деятельности лиц, имевших судимость);

- осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Территориальные (муниципальные) комиссии:

- подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями представляемые в суд материалы по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

- дают согласие на отчисление несовершеннолетних обучающихся, достигших возраста 15 лет и не получивших основного общего образования, организациям, осуществляющим образовательную деятельность;

дают при наличии согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, согласие на оставление несовершеннолетними, достигшими возраста 15 лет, общеобразовательных организаций до получения основного общего образования. Комиссии принимают совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, достигших возраста 15 лет и оставивших общеобразовательные организации до получения основного общего образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок меры по продолжению освоения несовершеннолетними образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с согласия их родителей (законных представителей) по трудоустройству таких несовершеннолетних;

- обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, содействия в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;

- применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

принимают решения на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о направлении несовершеннолетних в возрасте от 8 до 18 лет, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа с согласия родителей (законных представителей), а также самих несовершеннолетних в случае достижения ими возраста 14 лет;

- принимают постановления об отчислении несовершеннолетних из специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа;

- подготавливают и направляют в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего муниципального образования;

- рассматривают информацию (материалы) о фактах совершения несовершеннолетними, не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности, общественно опасных деяний и принимают решения о применении к ним мер воспитательного воздействия или о ходатайстве перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также ходатайства, просьбы, жалобы и другие обращения несовершеннолетних или их родителей (законных представителей), относящиеся к установленной сфере деятельности комиссий;

- рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) либо иными лицами, отнесенных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации об административной ответственности к компетенции комиссий;

- обращаются в суд по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- вносят в суды по месту нахождения специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа совместно с администрацией указанных учреждений представления

а) о продлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа не позднее чем за один месяц до истечения установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении;

б) о прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения до истечения установленного судом срока, если несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия (не ранее 6 месяцев со дня поступления несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа) или в случае выявления у него заболеваний, препятствующих содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;

в) о переводе несовершеннолетнего в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в связи с возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для его реабилитации;

г) о восстановлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа в случае его самовольного ухода из указанного учреждения, невозвращения в указанное учреждение из отпуска, а также в других случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;

- дают совместно с соответствующей государственной инспекцией труда согласие на расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя);

- участвуют в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

- осуществляют иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.


Статья 4. Состав и обеспечение деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав


В состав комиссии входят председатель комиссии, заместитель (заместители) председателя комиссии, ответственный секретарь комиссии и члены комиссии.

Членами комиссии могут быть руководители (их заместители) органов и учреждений системы профилактики, представители иных государственных (муниципальных) органов и учреждений, представители общественных объединений, религиозных конфессий, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними, депутаты соответствующих представительных органов, а также другие заинтересованные лица.

Председатель комиссии:

а) осуществляет руководство деятельностью комиссии;

б) председательствует на заседании комиссии и организует ее работу;

в) имеет право решающего голоса при голосовании на заседании комиссии;

г) представляет комиссию в государственных органах, органах местного самоуправления и иных организациях;

д) утверждает повестку заседания комиссии;

е) назначает дату заседания комиссии;

ж) дает заместителю председателя комиссии, ответственному секретарю комиссии, членам комиссии обязательные к исполнению поручения по вопросам, отнесенным к компетенции комиссии;

з) представляет уполномоченным органам (должностным лицам) предложения по формированию персонального состава комиссии;

и) осуществляет контроль за исполнением плана работы комиссии, подписывает постановления комиссии;

к) обеспечивает представление установленной отчетности о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Заместитель председателя комиссии:

а) выполняет поручения председателя комиссии;

б) исполняет обязанности председателя комиссии в его отсутствие;

в) обеспечивает контроль за исполнением постановлений комиссии;

г) обеспечивает контроль за своевременной подготовкой материалов для рассмотрения на заседании комиссии.

Ответственный секретарь комиссии:

а) осуществляет подготовку материалов для рассмотрения на заседании комиссии;

б) выполняет поручения председателя и заместителя председателя комиссии;

в) отвечает за ведение делопроизводства комиссии;

г) оповещает членов комиссии и лиц, участвующих в заседании комиссии, о времени и месте заседания, проверяет их явку, знакомит с материалами по вопросам, вынесенным на рассмотрение комиссии;

д) осуществляет подготовку и оформление проектов постановлений, принимаемых комиссией по результатам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании;

е) обеспечивает вручение копий постановлений комиссии.

Члены комиссии обладают равными правами при рассмотрении и обсуждении вопросов (дел), отнесенных к компетенции комиссии, и осуществляют следующие функции:

а) участвуют в заседании комиссии и его подготовке;

б) предварительно (до заседания комиссии) знакомятся с материалами по вопросам, выносимым на ее рассмотрение;

в) вносят предложения об отложении рассмотрения вопроса (дела) и о запросе дополнительных материалов по нему;

г) вносят предложения по совершенствованию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних;

д) участвуют в обсуждении постановлений, принимаемых комиссией по рассматриваемым вопросам (делам), и голосуют при их принятии;

е) составляют протоколы об административных правонарушениях в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

ж) посещают организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их прав на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных прав, в целях проверки поступивших в комиссию сообщений о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, наличии угрозы в отношении их жизни и здоровья, ставших известными случаях применения насилия и других форм жестокого обращения с несовершеннолетними, а также в целях выявления причин и условий, способствовавших нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорности и совершению правонарушений;

з) выполняют поручения председателя комиссии.

Председатель комиссии несет персональную ответственность за организацию работы комиссии и представление отчетности о состоянии профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

Заседания комиссии проводятся в соответствии с планами работы, а также по мере необходимости.

Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. Члены комиссии участвуют в ее заседаниях без права замены.

На заседании комиссии председательствует ее председатель либо заместитель председателя комиссии.

Решения комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

Протокол заседания комиссии подписывается председательствующим на заседании комиссии и секретарем заседания комиссии.

Порядок принятия комиссией решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности лиц, имевших судимость (в том числе перечень документов, представляемых для принятия указанного решения, сроки их рассмотрения комиссией), а также форма документа, содержащего решение о допуске или недопуске к педагогической деятельности лиц, имевших судимость, утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Постановления комиссии направляются членам комиссии, в органы и учреждения системы профилактики и иным заинтересованным лицам и организациям.

Постановления, принятые комиссией, обязательны для исполнения органами и учреждениями системы профилактики.

Органы и учреждения системы профилактики обязаны сообщить комиссии о мерах, принятых по исполнению постановления, в указанный в нем срок.

Постановление комиссии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Решение комиссии о допуске или недопуске к педагогической деятельности лиц, имевших судимость, может быть обжаловано в суде.

Комиссия имеет бланк и печать со своим наименованием.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики), создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

Законом субъекта Российской Федерации полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав могут наделяться органы местного самоуправления.


Статья 5. Система комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав


Систему комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав составляют:

- комиссии, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляющие деятельность на территории субъектов Российской Федерации (далее - комиссии субъектов Российской Федерации);

- территориальные комиссии, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или муниципальные комиссии, созданные органами местного самоуправления, - районные (городские), районные комиссии в городах, осуществляющие деятельность на территориях городских поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов, внутригородских территорий городов федерального значения этих субъектов Российской Федерации (далее - территориальные (муниципальные) комиссии).

Порядок рассмотрения комиссиями материалов (дел) определяется законодательством Российской Федерации.


Глава II. КОМПЕТЕНЦИЯ КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ, ОБРАЗУЕМЫХ

ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ


Статья 6. Права и обязанности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав


Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые органами местного самоуправления, имеют право:

- запрашивать и получать от государственных органов и учреждений, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно - правовых форм и форм собственности на безвозмездной основе необходимую для работы информацию;

- приглашать должностных лиц, специалистов и граждан для получения от них информации и объяснений по рассматриваемым вопросам;

- вносить обязательные для исполнения представления в государственные органы и учреждения, органы местного самоуправления, иные органы и организации независимо от организационно - правовых форм и форм собственности по вопросам, касающимся прав и законных интересов несовершеннолетних;

- ставить перед соответствующими органами вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц и граждан в случае невыполнения ими постановлений и непринятия мер во исполнение представлений комиссий;

- ходатайствовать перед судом:

а) об освобождении от наказания, назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление, условном осуждении и применении других мер, предусмотренных законодательством, в отношении несовершеннолетнего, привлеченного к уголовной ответственности;

б) о прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно - воспитательном учреждении закрытого типа до истечения срока, продлении срока его пребывания в указанном учреждении для завершения общеобразовательной или профессиональной подготовки или переводе в другое специальное учебно - воспитательное учреждение закрытого типа;

- применять меры воздействия к несовершеннолетнему, к родителям (законным представителям) несовершеннолетнего;

- при наличии в действиях (бездействии) несовершеннолетнего, достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность, а также в действиях (бездействии) его родителей (законных представителей) состава административного правонарушения, подведомственного комиссии, наложить административное взыскание.

Члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, работающие на постоянной штатной основе, имеют право в установленном законодательством Российской Федерации порядке посещать расположенные на их территории учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, учреждения уголовно - исполнительной системы для обследования условий содержания, воспитания и образования несовершеннолетних, а также обращения с ними.


Статья 7. Меры по устройству несовершеннолетних, принимаемые комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав


Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также оставивших образовательные учреждения и не работающих несовершеннолетних, ведут их учет, принимают решения об их устройстве и контролируют выполнение принятых решений.

Порядок учета и предоставления информации о выявленных и нуждающихся в устройстве несовершеннолетних устанавливается нормативными правовыми актами органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Решение комиссии с предложением конкретной формы устройства несовершеннолетнего направляется в органы и учреждения:

1) образования;

2) социальной защиты населения;

3) здравоохранения;

4) занятости населения;

5) опеки и попечительства;

6) внутренних дел.

В случаях, если после выпуска из специального учебно - воспитательного учреждения закрытого типа, освобождения из воспитательной колонии, возвращение несовершеннолетнего на прежнее место жительства либо по месту пребывания родителей (законных представителей) невозможно или нежелательно в силу различных причин, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения указанных учреждений на основании письменного заявления несовершеннолетнего и мотивированного заключения администрации учреждения принимает меры к устройству несовершеннолетнего в образовательную организацию или трудоустройству несовершеннолетнего с учетом его интересов, а также к созданию для него жилищно - бытовых условий в течение десяти дней с момента обращения.

В необходимых случаях комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав обращается в орган местного самоуправления с представлением о назначении несовершеннолетнему опекуна (попечителя).


Статья 8. Меры воздействия, применяемые комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, к несовершеннолетним


По результатам рассмотрения материалов (дел) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с учетом особенностей возраста, социального положения, поведения, мотивов, характера и тяжести совершенного проступка могут применять к несовершеннолетним следующие меры воздействия:

- объявить замечание;

- обязать принести извинение потерпевшему за причинение морального или материального ущерба;

- предложить несовершеннолетнему, достигшему четырнадцатилетнего возраста и имеющему самостоятельный заработок (доход), возместить потерпевшему имущественный ущерб или своим трудом устранить причиненный ущерб при наличии у несовершеннолетнего соответствующих трудовых навыков;

- передать несовершеннолетнего под надзор родителей (законных представителей);

- обратиться в суд с ходатайством об ограничении или лишении несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иным доходом;

- с согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего и с согласия несовершеннолетнего, достигшего возраста четырнадцати лет, направить его в специальное учебно - воспитательное учреждение открытого типа или в иное реабилитационное учреждение при отсутствии медицинских противопоказаний для содержания в них;

- ходатайствовать перед судом о направлении несовершеннолетнего, совершившего общественно - опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, и нуждающегося в особых условиях воспитания и специальном педагогическом подходе, в специальное учебно - воспитательное учреждение закрытого типа.

При вынесении постановления о применении меры воздействия к несовершеннолетнему за совершение правонарушения комиссия решает вопрос о целесообразности проведения с ним профилактической работы специализированными подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.


Статья 9. Меры воздействия, применяемые комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, к родителям (законным представителям) несовершеннолетних


К родителям (законным представителям) несовершеннолетних, злостно не выполняющим обязанности по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних либо отрицательно влияющим на их поведение, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав могут применять следующие меры воздействия:

- объявить замечание;

- предложить возместить причиненный несовершеннолетним ущерб;

- при непосредственной угрозе жизни или здоровью несовершеннолетнего обратиться с ходатайством в орган опеки и попечительства о немедленном отобрании ребенка у родителей (законных представителей) или иных лиц, на попечении которых он находится;

- обратиться в суд с заявлением об ограничении или лишении родительских прав;

- обратиться в суд с иском о выселении лишенных родительских прав родителей (одного из них) без предоставления другого жилого помещения, если их совместное проживание с несовершеннолетним, в отношении которого они лишены родительских прав, признано невозможным.


Статья 10. Осуществление функции административной юрисдикции комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав


Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, родителей (законных представителей) несовершеннолетних, отнесенные к их компетенции Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6.10, 6.23, 20.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Порядок и сроки рассмотрения комиссиями дел об административных правонарушениях, порядок принятия и содержание постановлений по делам об административных правонарушениях, порядок наложения административных взысканий, порядок исполнения постановлений, вынесенных комиссиями по делам об административных правонарушениях, а также сроки погашения административных взысканий определяются Кодексом РФ об административных правонарушениях.

При обнаружении в процессе рассмотрения материалов (дел) в действиях (бездействии) несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), иных лиц состава административного правонарушения, неподведомственного комиссии, или признаков состава преступления комиссия направляет материалы в прокуратуру, суд, иные органы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении или уголовного дела в отношении указанных лиц.


Глава III. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ (ДЕЛ)

КОМИССИЯМИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ,

ОБРАЗУЕМЫХ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ


Статья 11. Основания рассмотрения материалов (дел) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав


Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают материалы (дела):

- по заявлению несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), иных лиц;

- по собственной инициативе;

- по представлению органов опеки и попечительства, органов и учреждений социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, работодателей, общественных объединений;

- по постановлениям органов внутренних дел, прокуратуры в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние;

- переданные в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях.


Статья 12. Подготовка заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав


Материалы (дела), поступившие на рассмотрение в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в целях обеспечения своевременного и правильного их разрешения предварительно изучаются председателем или заместителем председателя комиссии.

В процессе предварительного изучения поступивших дел и материалов определяется:

- подведомственность комиссии поступивших материалов (дел);

- круг лиц, подлежащих вызову или приглашению на заседание;

- необходимость проведения дополнительной проверки поступивших материалов (дел) и обстоятельств, имеющих значение для правильного и своевременного их рассмотрения, истребования дополнительных материалов;

- целесообразность принятия иных мер, имеющих значение для своевременного рассмотрения материалов (дел).

По результатам предварительного изучения материалов (дел) могут приниматься следующие решения:

- назначить материалы (дело) к рассмотрению с извещением о дате и месте заседания несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), иных лиц, чье участие в заседании будет признано обязательным, и прокурора;

- возвратить полученные материалы (дело), если они не подведомственны комиссии или требуют проведения дополнительной проверки направившим органом;

- провести проверку, обследование по поступившим материалам (делу) или поручить их проведение соответствующим специалистам;

- рассмотреть ходатайство несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей) по существу подлежащих рассмотрению на заседании комиссии вопросов;

- обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего.

Несовершеннолетний, его родители (законные представители), адвокат имеют право ознакомиться с подготовленными к рассмотрению материалами (делом) до начала заседания комиссии.

Право ознакомления с материалами (делом) разъясняется указанным лицам в повестке о вызове на заседание комиссии.

Принятые комиссией материалы (дела) должны быть рассмотрены в срок не более тридцати дней с момента их поступления.


Статья 13. Обеспечение проведения заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав


До рассмотрения материалов (дела) о правонарушении несовершеннолетнего он, для обеспечения явки на заседание комиссии, может быть по письменному распоряжению председателя комиссии или его заместителя передан под надзор родителей (законных представителей) с их согласия, а несовершеннолетний, воспитывающийся в детском учреждении, - под надзор администрации этого учреждения. Родители (законные представители) несовершеннолетнего, руководитель детского учреждения дают письменное обязательство комиссии обеспечить явку несовершеннолетнего на заседание комиссии.

При неявке по вызову без уважительных причин на заседание комиссии, рассматривающей материалы в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, а также дело об административном правонарушении несовершеннолетнего или его родителей (законных представителей) несовершеннолетний, его родители (законные представители) могут быть подвергнуты принудительному приводу через органы внутренних дел по мотивированному постановлению комиссии.

Неявка по вызову без уважительных причин на заседание комиссии родителей (законных представителей) несовершеннолетнего, свидетелей, представителей учреждений, в которых воспитывается или обучается несовершеннолетний, работодателей, других лиц, чье присутствие признано обязательным при подготовке заседания комиссии, влечет за собой наложение административного взыскания в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях.


Статья 14. Порядок проведения заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав


Заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц и являются правомочными при наличии не менее половины состава.

Председательствует на заседании комиссии ее председатель (по его поручению заместитель председателя или член комиссии).

Материалы в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, а также дела об административных правонарушениях несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей) комиссия рассматривает с обязательным присутствием указанных лиц.

Другие материалы (дела) в отношении несовершеннолетнего или его родителей (законных представителей) могут быть рассмотрены в их отсутствие при условии своевременного извещения о дате и месте проведения заседания и неполучении ходатайства об отложении рассмотрения материалов (дел).

В необходимых случаях на заседание комиссии вызывается педагогический работник образовательного учреждения, приглашаются иные лица по усмотрению комиссии.

Адвокат несовершеннолетнего допускается к участию в работе комиссии с момента подготовки материалов (дела) к заседанию.

Материалы (дела) комиссия рассматривает в открытом заседании. В начале заседания председательствующий объявляет, какие материалы (дело) подлежат рассмотрению, кто их рассматривает и представляет участников рассмотрения. После этого оглашаются необходимые документы, исследуются представленные комиссии материалы, рассматриваются ходатайства, выясняются обстоятельства, имеющие значение для принятия обоснованного решения, заслушиваются выступления присутствующих на заседании лиц.

На время исследования обстоятельств, обсуждение которых может отрицательно повлиять на несовершеннолетнего, комиссия вправе удалить его из зала заседания.

В целях обеспечения конфиденциальности информации о несовершеннолетнем, его родителях (законных представителях) комиссия, с учетом характера рассматриваемых материалов (дела), может принять решение о проведении закрытого заседания.

По результатам рассмотрения материалов (дела) комиссия принимает одно из следующих решений:

- о применении мер воздействия;

- о прекращении дела;

- об отложении рассмотрения материалов (дела) и проведении дополнительной проверки;

- о передаче дела в прокуратуру, суд, другие органы по подведомственности.

Решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав выносится в форме постановления.


Статья 15. Порядок вынесения и содержание постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав


Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав выносится по результатам рассмотрения конкретных материалов (дела) в отношении несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), а также по результатам рассмотрения представлений органов управления образовательных учреждений, работодателей, обращений иных органов и организаций независимо от организационно - правовых форм и форм собственности.

Постановление принимается простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании комиссии является решающим.

В постановлении о применении меры воздействия, устройстве несовершеннолетнего либо принятии иных мер к защите прав или законных интересов несовершеннолетнего указываются:

Комиссия принимает решения, оформляемые в форме постановлений, в которых указываются:

а) наименование комиссии;

б) дата;

в) время и место проведения заседания;

г) сведения о присутствующих и отсутствующих членах комиссии;

д) сведения об иных лицах, присутствующих на заседании;

е) вопрос повестки дня, по которому вынесено постановление;

ж) содержание рассматриваемого вопроса;

з) выявленные по рассматриваемому вопросу нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних (при их наличии);

и) сведения о выявленных причинах и условиях, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (при их наличии);

к) решение, принятое по рассматриваемому вопросу;

л) меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, которые должны предпринять соответствующие органы или учреждения системы профилактики;

м) сроки, в течение которых должны быть приняты меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

Постановление подписывается председательствующим на заседании комиссии и ответственным секретарем и оглашается на заседании комиссии.

Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав обязательно для исполнения государственными органами и учреждениями, органами местного самоуправления, иными органами и организациями независимо от организационно - правовых форм и форм собственности и гражданами.


Статья 16. Представления комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав


Представления вносятся комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в государственные органы и учреждения, органы местного самоуправления, иные органы и организации, независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, в целях устранения причин и условий безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, а также в целях устранения нарушений законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в части защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

При получении представления руководители государственных органов и учреждений, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, обязаны в месячный срок сообщить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о мерах, принятых по его исполнению.

Непринятие названными лицами мер по устранению нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, указанных в представлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, или оставление представления без рассмотрения влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.


Статья 17. Срок действия мер, применяемых комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав


Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав об объявлении замечания несовершеннолетнему, его родителям (законным представителям) действует в течение одного года и может быть досрочно отменено комиссией.

Постановление комиссии о передаче несовершеннолетнего под надзор родителей (законных представителей) действует до его исправления и может быть отменено комиссией по ходатайству родителей (законных представителей), если несовершеннолетний примерным поведением доказал свое исправление.


Статья 18. Порядок исполнения постановлений комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав


Постановления комиссии, вынесенные по материалам (делам), связанным с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних, а также в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за эти деяния, в пятидневный срок с момента вынесения направляются для исполнения в соответствующие государственные и муниципальные органы и учреждения, иные органы и организации, независимо от организационно - правовых форм и форм собственности.

Должностные лица указанных органов, учреждений и организаций обязаны в течение десяти дней с момента получения постановления сообщить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о принятых во исполнение постановления мерах.

Копия постановления или выписка из него не позднее пяти дней с момента принятия выдается или направляется лицу, в отношении которого оно вынесено.


Статья 19. Порядок и сроки обжалования постановления (представления) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав


Постановление (представление) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может быть обжаловано в орган местного самоуправления, при котором она образована, или в суд.

Обжалование постановления (представления) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в орган местного самоуправления производится в десятидневный срок со дня его вынесения. Подача жалобы в указанный срок приостанавливает исполнение постановления (представления).

Сроки и порядок обжалования постановления (представления) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в суд устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановление (представление) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может быть опротестовано прокурором в порядке, установленном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".


Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 20. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона


1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!