СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Об актуальности педагогического наследия В.А. Сухомлинского для современных руководителей общеобразовательных учреждений

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Об актуальности педагогического наследия В.А. Сухомлинского для современных руководителей общеобразовательных учреждений»

Круковская Марина Павловна,

директор Муниципального

общеобразовательного учреждения

«Средняя школа №83 города Макеевки»





Об актуальности педагогического наследия В.А. Сухомлинсклого для современных руководителей общеобразовательных учреждений

( мысли вслух)



«Беседы с молодым директором школы» В.А.Сухомлиского были опубликованы в журнале «Народное образование» в 1965-1966 г. Они вызвали интерес у руководителей школ. В них В.А. Сухомлинский процесс руководства школой образно назвал «широким полем, на котором развертывается деятельность руководителя как главного учителя, главного воспитателя школы, учителя учителей». [4] Хотя вопросы, рассмотренные В.А.Сухомлинским, не исчерпывали всей сложности проблем руководства школой, они остались актуальными для руководителей сегодняшних.

В актуальности советов В.А. Сухомлинского о том, что «без предвидения и плана в нашем деле работа немыслима», что современному руководителю необходимо уметь «осмыслить пройденный путь» убеждается каждый рдиректор школы, который готовит материал для самоанализа работы школы. В этом процессе очень помагают ежегодные анализы работы, анализы методической работы, отчеты перед общественностью за свою деятельность, анализы выполнения административного контроля, системы фиксации дострижений: системы рейтингов, учет дострижений учителей и учеников. После выполнения самоанализа труд членов педколлектива обретает конкретне черты и четкие контуры.

Определенные В.А. Сухомлинским периоды для анализа: учебный год; все годы работы учителя начальных классов; период работы преподавателя – предметника; период воспитательной работы классного руководителя; период обучения и воспитания от I до X класса - рекомендованы современным менеджментом образования. Сегодня, планируя административный контроль, руководитель ежегодно изучает уровень достижений учащихся 4 класса, работу учителя - предметника перед его аттестацией, классных руководителей согласно графику внутри школьного контроля.

Технологический прием с использованием записной книги меня поразил. Долго думала, почему В.А. Сухомлинский уделяет так много внимания описанию, какой должна быть эта записная книга. Есть только предположение: в записную книгу такого «внешнего вида» должны помещаться хорошо взвешенные, обдуманные с тщательно подобранной формулировкой мысли. Иными словами, мысли, пропущенные сквозь самого себя. Из таких мыслей и формируется, частично, опыт руководителя. К использованию такого технологического приёма, как еженедельное обобщение, «когда в конце недели в записную книжку вносятся обобщения, вытекающие из будничной работы: просмотра поурочных планов учителя, письменных работ, классных журналов, наблюдений над многосложной воспитательной работой» многие современные руководители подходят творчески. Администрация многих школ в начале каждой недели подводит итоги работы за предыдущую с оглашением результатов. В нашей школе выбрали ежемесячное подведение итогов с корректировкой координационного плана работы на месяц.

Очень полезный, на мой вигляд, совет В.А. Сухомлинского о том, что при подведении итогов следует обратить особое внимание на обобщение материала анализа посещенных уроков Он советует посещать не меньше 2 уроков каждый день. На мой вигляд, посещение уроков в системе дисциплинирует всех: администрацию, учителей, учащихся, родителей, а материал анализа- богатое подспорье руководителю в работе.

Поддерживаю позицию В.А.Сухомлинского в том, что админстрации необходимо уделять внимание тому, как умственный труд учителя и ученика отображается в рабочаей тетради, и в том, что учитель должен говорить на уроке не болем 5-7 минут. При таком подходе учитель реализует принцип, названный В.А. Сухомлинским «активным думаньем» ученика на уроке. Современная педагогика говорит о том, что на непосредственное выполнение заданий в общем виде учитель должен отводиить до 30-35 минут урока.

Советы по выполнению анализа воспитательной работы, думаю, будут полезны всем. Лично я определила в работе администрации нашей школы ошибку, от которой предостеригал Василий Александрович: «здесь не может быть места таким отпискам, как: по нравственному воспитанию проведены такие-то мероприятия, по трудовому – такие-то, по эстетическому – такие-то. Анатомирование и складывание по полочкам здесь недопустимо; в живом деле воспитательного процесса все взаимосвязано и взаимообусловлено». [4]

Единственное, с чем могу полностью не согласиться, так это с мнением В.А.Сухомлинского о том, что «показательное» мероприятие - это проявление большого зла воспитательной работы. Показуха воспитывает в человек лицемерие». [4] Сегодня мы говорим не о показательных мероприятиях, а об открытых. Я уверена, что не получится хорошего открытого мероприятия, если оно формально подготовлено, не затрагивает струны души учителя и учеников. Открытое мероприятие мы рассматриваем как возможность показать другим лучшие качества души человеческой, уровень развития творчества всех участников педпроцесса и даже в какой -то степени как одну из возможностей формирования положительного имиджа школы.

Хочется обратить внимание на двух простых, но очень важных советах: «обощения - не красное словцо, а инструмент руководства…От обобщений в анализе - тысячи нитей к конкретным делам.» [4] «…Без отчета хотя бы перед самим собой работать не возможно». Думаю, что многим руководителям эти простые истины помогут стать «главным учителем, главным воспитателем школы, учителем учителей» [4].





Литература

  1. Козырь Л. Н. Педагогическое наследие В.А.Сухомлинского. URL: https://infourok.ru/doklad-pedagogicheskoe-nasledie-va-suhomlinskogo-3522760.html (дата обращения 06.12.2020)
  2. Комарницкая С.О. Востребованность идей Сухомлинского Василия Александровича в работе современного воспитателя. URL: https://www.pedmasterstvo.ru/categories/12/articles/759 (дата обращения 06.12.2020)

3. Лазаренко Е.В. Педагогическое наследие и творчество В.А.Сухомлинского. URL: https://www.bestreferat.ru/referat-276665.html (дата обращения 06.12.2020)

4. В. А.Сухомлинский « Разговор с молодым директором школы» URL: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000008/st016.shtml (дата обращения 06.12.2020) (дата обращения 06.12.2020)










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!