О. Сулейменов- поэт, гражданин, политик
Цели:
-Познакомить с личностью и творчеством О.Сулейменова;
-Развивать чувство взаимосвязи с миром, осознание того, что «Я» частичка Вселенной;
-Развивать речь, мышление, учить делать выводы и заключение после прочитанного и услышанного;
-Воспитать интерес любовь и уважение, к национальной культуре, корням, традициям;
Мы кочуем навстречу себе,
Узнаваясь
В другом…
(О Сулейменов).
1)Вступительное слово преподавателя
«Вся поэзия О. Сулейменова, в сущности, «узнавание в другом», путь к миру, как к себе...».
Поэзия Олжаса Сулейменова многогранна. Не всем «выпало редкое счастье - быть далеко услышанным». Сулейменов - казахский поэт и писатель, представитель литературы Востока,создающий свои произведения на русском языке. Он обратился в своем творчестве к проблемам нравственным, этическим, политическим, литературным, историческим, экологическим. Начиная с шестидесятых годов, имя Олжаса Сулейменова становится все более известным не только у нас в Казахстане, но и далеко за его пределами. Он в ряду таких поэтов, как Р.Рождественский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский.
1-й ведущий: Олжас Омарович Сулейменов родился в 1936 году в Алмате. В 1958 г. Окончил геологический факультет Казахского университета, позже- Литературный институт им. А. М. Горького. Сулейменов помнит слова своего предка Олжабая батыра, в честь кого он носит свое имя, о том, что человек из седьмого колена будет ғалым (знающим). Это именно Олжас, и он сказал в 1962 году:»Мне 26 лет. Имею диплом геолога-разведчика и литературную специальность…. В последние годы перерыл сотни исторический книг». И не только в те годы. Наша творческая группа взяла интервью у Олжаса Сулейменова.
2)Работа творческой группы:
-У казахов есть прекрасная традиция: в каждом доме бережно хранят шежире-родословную, где названы предки до седьмого колена. Есть ли она у вас?
-Мои предки с отцовской стороны были поэтами, музыкантами, воинами. Один из них, Жаяу Муса (Пеший Муса), участвовал в походе русской армии в Европу и служил в пехоте. Отсюда его прозвище, насмешливое в устах кочевников. Но он сочинял стихи и музыку, которую сам исполнял. И до сих пор в Казахстане поют его песни.
-Почему вас назвали Олжасом?
-Олжабай батыр, в честь которого я ношу свое имя, командовал правым крылом конницы хана Абылая. Он отличался в войне против жунгар. Во время военного совета, который проходил перед сражением, он велел поймать гадюку и откусил ее голову перед ошеломленным советом, выплюнул и воскликнул: «Вот так мы завтра охватим голову дракону, если будем объединены, как братья, как вот эти зубы!».
2-й ведущий: Сулейменов в своем творчестве всегда придерживался принципа: не забывать историю своего народа. У Чингиза Айтматова сказано об этом: «Не забывать своего прошлого, корней, взрастивших нас!».
Судьбу своего народа поэт постоянно соотносит с историей человечества. Такое осмысление национальной истории в широком контексте является несомненным вкладом О. Сулейменова в казахскую поэзию.
3). Работа 1группы:сообщения о произведениях, посвященных истории народа, ее истокам, народным традициям.
Чтец:
Сырдарья погоняет ленивые желтые
волны.
Белый город Отрар, где высокие
стены твои?
Эти стены полгода горели
От масляных молний,
Двести дней и ночей здесь осадные
Длились бои.
Перекрыты каналы.
Ни хлеба, ни мяса, ни сена,
Люди ели погибших
И пили их теплую кровь.
Счет осадных ночей майским утром
Прервала измена,
И наполнился трупами длинный
Извилистый ров.
Только женщин щадили,
Высокий, измученных, гордых,
Их валяли в кровавой грязи
Возле трупов детей,
И они, извиваясь, вонзали
В монгольские горла
Исступленные жала изогнутых
Тонких ножей.
Книги!
Книги горели!
Тяжелые первые книги!
По которым потом затоскует
Спаленный Восток!
Не по ним раздавались
Протяжные женские крики,
В обнаженных корнях затаился
Горбатый росток.
Пересохли бассейны. Дома
Залегли под золою.
Можно долго еще вспоминать
О сожженных степях.
Только сердце не хочет,
Оно помешает мне, злое!
Чем тебя успокоить?
Порадовать, сердце, тебя?
…Чем?
1-й ведущий: Первые стихи О. Сулейменова были напечатаны в 1959г, и уже с 1960 г. о его поэзии сразу заговорили. Это произошло, наверное, потому, что Сулейменов всегда чутко отзывался на все проблемы времени.
2-й ведущий:В 1961 году вышли его поэма «Земля, поклонись Человеку!», посвященная полету в космос первого человека планеты Земля Юрия Гагарина, и сборник стихов «Аргамаки».
В 1962 году- сборник стихов «Солнечные ночи».
В 1963 году-сборник стихов и поэм « Ночь - Парижанка».
В 1964 году-книга стихов «Доброе время восхода».
В 1967 году- книга стихов «Год обезьяны».
В 1969 году-сборник «Глиняная книга».
В 1976 году- сборник избранных стихов и поэм «Определение берега».
В 1990 году- объемистый однотомник, куда вошли эссе, публицистика, стихи, поэмы и книга «АЗ и Я».
4).Работа 2 группы: сообщения о поэтических сборниках Сулейменова.
В своем творчестве Сулейменов всегда стремится «возвысить степь, не унижая горы», сблизить прошлое и настоящее, обращаясь к истории казахского народа.
5. 1-й ведущий: О Сулейменов- инициатор создания общественного движения «Невада-Семипалатинск». Мы знаем: первые ядерные бомбы взорвались над японскими городами Хиросима и Нагасаки, но последствия взрывов сказываются на жителях Японии и сейчас. Не забыта и чернобыльская трагедия, которая произошла под Киевом в апреле 1986 г. Движение, которое возглавил писатель, всколыхнуло весь мир. Участники его добились, что ядерный полигон в Семипалатинской области был закрыт в 1991 г.
2-й ведущий: В своей статье « Мораторий объявлен народом» Сулейменов пишет: «Казахстанцы приняли атомный груз как ношу патриотического долга и несли, пока в этом была необходимость. Но мы не хотим больше участвовать в бессмысленных ядерных скачках великих держав ценой жизни и здоровья нынешних поколений. Нам дано будет гордиться, что первый шаг реального ядерного разоружения-закрытия полигона- был сделан в многонациональном Казахстане».
Этому шагу предшествовали годы неустанной борьбы. Участники движения «Невада-Семипалатинск» показали всему миру ужасные последствия атомных взрывов.
6)Работа 3 группы:Студенты рассказывают о тех, кто изображен на снимках. Один из них – БерикСыздыков из села Знаменка. Он родился через 25 лет после первых испытаний, в 1981 г., с огромными наростами на лице и голове. Мама его не разрешила Юрию Куйдину фотографировать своего сына. Но однажды, когда ее не было дома, он все-таки это сделал и показал снимки итальянскому журналисту, который напечатал фотографию Берика в своем родном городе Албанелла.Жители этого города не остались безучастными к судьбе мальчика. Они собрали ему деньги на дорогу, и мэр города, прекрасный хирург РенатоЙоска, сделал пластическую операций. Хотели вернуть и зрение, но оказалось, что у юноши только один глаз, и тот атрофирован. А потом албанельцы купили квартиру в Семипалатинске, обставили ее и дали денег на обучение грамоте для слепых и музыке: ведь у Берика прекрасный слух и он хорошо играет на домбре(видеоролик).
-Другая жертва полигона- безрукий художник КарипбекКуюков из села Егиндыбулак, который стал активным участников движения «Невада-Семипалатинск». Держа кисть зубами или пальцами ног, он изображал то, что его волновало-«ядерный гриб» над степью, озеро, горы, близ которых он жил. Его символическое полотно, где он изобразил безруким младенцем в бесике, на фоне широкой степи, демонстрировалось во многих странах(видеоролик).
-Весь мир обошла фотография-плакат с женщиной из села Караул под девизом:»Нет-ядерной войне!». Она была сделана 6 августа 1989 года на первом организованном митинге протеста у колючей проволоки полигона. На снимке полная женщина, которая была кавалером ордена Ленина, победителем соцсоревнования, матерью-героиней. В 1996 году, когда Юрий Куйдин снова приехал в Караул, чтобы снять ее в цвете для альбома, он был потрясен: «Я увидел на кровати женщину. Тяжело больная, исхудавшая донельзя и белая как лунь, она, чтобы приподняться, подтягивалась с помощью привязанной к кровати простыни. «Какой цвет, какие съемки!»Все закончилось, айналайн. Мое здоровье подорвала радиация»,-ответила она. Через 7 месяцев она умерла от рака(видеоролик).
-Деятельность Олжаса как главы движения «Невада-Семипалатинск» нашла отражение в его творчестве: в апреле 1992 г. В Казахском государственном театре юного зрителя состоялась премьера спектакля по пьесе О. Сулейменова и Б. Мукаева «Заманакыр». В ней показана трагическая судьба семьи, испытавшей последствия ядерных взрывов. А в октябре того же года в газете «Алматы ақшамы» появилась статья «Миллион Олжаса»: поэт перевел в фонд театра миллион рублей (видеоролик).
7) Работа 4 группы:
Книга «Аз и Я» вызвала большой резонанс не только в научной и литературной среде, но и в обществе в целом. Это была своего рода настоящая буря.
Книга посвящена великому памятнику древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». В центре ее-размышления о взаимоотношениях Древней Руси и тюркского Поля. Это был вольный, слишком поэтический подход к научным проблемам, за что его резко критиковали не только ученые, но и тогдашние идеологи.
Скандал, разгоревшийся в 70-е годы прошлого века вокруг книги Сулейменова, современному читателю понять сложно - за что травить автора литературоведческой книги? Возможно, это была обычная реакция советской власти на любое проявление инакомыслия. Ведь в “Аз и Я” Сулейменов по-своему интерпретирует “Слово о полку Игореве” и отношения, существовавшие между славянскими и тюркскими народами. «Книга вызвала неудовольствие академиков, - объяснил Олжас Сулейменов, - это понятно, потому что я писал, что автор Слова в 12 веке владел двумя языками - славянским и тюркским, поскольку у славян происходило постоянное взаимодействие со степью, с диким полем. Мне кажется, в “Слове о полку Игореве” отразилась сложная двуязычная культура 12 века. Но в 19 веке, когда книга попала к ученым, они были уже моноязычны, и многого не поняли в рукописи, в которой было много тюркизмов. В Академии наук в свое время расценили это так, что Сулейменов приписывает создание самого древнего произведения русской литературы казаху. Конечно, это кого угодно возмутит. И возмутило». Дело дошло до ЦК КПСС, но, как выяснилось, вспоминает писатель, Брежнев меня тогда поддержал - сказал, ничего такого вредного в этой книге нет. Хотя я не уверен, что он до конца прочитал книгу и понял ее, но Кунаеву якобы сказал: “Ничего страшного”. Правда, Суслова он не убедил, и тот продолжал изгонять ее из библиотек, где-то ее даже сжигали. В общем, она испытала серьезную травлю. Но спустя 30 с лишних лет даже некоторыми своими критиками она была уже принята. Когда мы встретились с академиком Лихачевым на писательской конференции, даже он признал некоторые ее достижения, но упрекнул: “Если бы ты сначала приехал ко мне в Ленинград, я бы поправил некоторые шероховатости, и получилась бы вполне достойная книга”.Прошли годы, и отношение к книге изменилось. В ней находят много интересного, цитируют ее.
1-й ведущий:Роль Олжаса Сулейменова, как политика, также огромна.
В 1995 году Сулейменов принял предложение президента Назарбаева уйти из политики и перейти на дипломатическую работу. Он стал чрезвычайным и полномочным послом Казахстана в Италии (Рим) и по совместительству в Греции и на Мальте. И уже в мае 1997 года президент Италии Оскар Луиджи Скальфаро прибыл в Казахстан с первым официальным визитом для подписания договора о дружбе и сотрудничестве между двумя странами. Аналогичный документ на азиатском континенте Италия имела только с Японией.
С 2002 года и по настоящее время Сулейменов — постоянный представитель Казахстана в ЮНЕСКО (Париж).(видеоролик о политической деятельности, интервью…)
7) Заключительное слово преподавателя:
Мы сегодня говорили о Сулейменове – поэте, Сулейменове – гражданине, Сулейменове – политике, который был во многих странах мира и всегда остается верным сыном своей родной земли, но думает и обо всей планете Земля.
И по этому поводу хочется процитировать:
Кружись, айналайн, Земля моя!
Как никто,
я сегодня тебя понимаю,
Все болезни твои
на себя принимаю,
Я кочую, кружусь
по дорогам твоим…