СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«О сказителе, алтайском народном музыкальном инструменте- топшууре и о сосне кедровой».

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа была отправлена на конкурс "Деревья-живые памятники природы".Кедр-почитаемое дерево у алтайцев, в урожайные годы кормит всех. Древесина тоже очень ценится. Поэтому надо беречь кедровые леса. Вместе с ребятами провели исследовательскую работу о том, как же изготавливается алтайский народный музыкальный инструмент -топшуур. 

Просмотр содержимого документа
««О сказителе, алтайском народном музыкальном инструменте- топшууре и о сосне кедровой».»

АНКЕТА-ЗАЯВКА

участника конкурса «Деревья – живые памятники природы»




  1. Номинация «Живая память»


  1. Название работы «Сказитель и топшуур»



  1. ФИ автора (полностью), возраст: коллективная работа членов

школьного лесничества «Зелëный мир. Кедр», 7-8 классы

  1. ФИО руководителя работы: Чичкакова Ада Ивановна, МБОУ «Ябоганская средняя общеобразовательная школа», учитель географии, руководитель школьного лесничества «Зелëный мир. Кедр»

  1. Адрес: Республика Алтай, Усть-Канский район, с. Ябоган,

ул.Ленинская, 1 «в», 649455


6. Образовательная организация МБОУ «Ябоганская средняя общеобразовательная школа»

  1. Контактный телефон, e-mail 89139912530, chichkakova63@mail.ru




















Республика Алтай, Усть-Канский район,

МБОУ «Ябоганская средняя общеобразовательная школа»



Конкурс «Деревья – живые памятники природы»



Номинация «Живая память»

«О сказителе, алтайском народном музыкальном инструменте-

топшууре и о сосне кедровой».






Авторы: члены школьного лесничества «Зелëный мир. Кедр», 7-8 класс.


Руководитель: Чичкакова Ада Ивановна, учитель географии, руководитель школьного лесничества «Зелëный мир. Кедр»

chichkаkova63@mail.ru









с. Ябоган, 2016 год


«О сказителе, алтайском народном музыкальном инструменте-

топшууре и о сосне кедровой».


Я привязан к милой Родине

Каждым кустиком смородины.

И анютиными глазками,

И легендами и сказками…


Каждый из нас, конечно же, с детства любил слушать сказки, сказания, легенды. Многие из них уносят в волщебный, неведомый мир, и эти сказания передаются от поколения к поколению. У алтайцев есть такие люди: сказители-«кайчи». Кай-горловое пение, особый дар, многие кайчи – ясновидящие. В нашем селе Ябоган проживал Алексей Григорьевич Калкин-«алтайский Гомер». Он родился в 1925 году 3 апреля в селе Паспарта Улаганского района. (Приложение №1). Хотя теперь его нет среди нас, но в селе есть музей знаменитого сказителя и целителя. По воспоминаниям земляков в 1947 году в Улаганском районе, будучи в колхозе «Первый май», он три дня с вечера до утра, с небольшими промежутками для отдыха, пересказывал «Маадай Кара» и «Очы бала» при помощи своего музыкального инструмента-топшуура.

Топшуур – это двухструнный щипковый музыкальный инструмент, на котором играет сказитель во время исполнения эпоса. Он имеет долбленый кузов овальной формы, закрытый сверху кожаной или деревянной декой, длинную шейку без ладов, две волосяные струны, настроенные на кварту. Общая длина около 75-77 см. В алтайской мифологии подчеркивается магическое свойство музыкального инструмента – он связан с«живым деревом», с вечнозеленым кедром, «растущим корнями вниз, а верхушкой - вверх», а также с конем – «эрдине», из гривы которого приготавливают струны. Он связан с Алтаем – хозяин Алтая велит сказителю петь сказание.

(Приложение № 2).

А как же и откуда появился этот музыкальный инструмент? Наверное, стихии природы: ветер, гром и молнии решили создать звучные мелодии. Даже в сказке есть упоминание о медведе, который играл со сломанным стволом дерева, издающим необычные звуки. Самый первый топшуур по легенде появился в те времена, когда сотворилась земля – мох, когда

сотворился народ, когда на земле было мало народу… В одном месте один человек заблудился. Не знал куда идти. Тогда он построил шалаш и жил. Однажды во сне ему сказали: «Ты должен спеть сказание. Ты не сказал благопожелания Алтаю. Для этого ты сделаешь топшуур, потом будешь благословлять… Топшуур – он живой. Его надо изготавливать из живого дерева. Из ветвистого кедра, с крепкими, большими корнями. Этот кедр нельзя рубить, а с него надо отколоть небольшой кусок в размер топшуура и из него изготовить инструмент. Струны надо делать из конского волоса. Как шумят деревья, журчит горный ручей, так и поет топшуур».

Оказывается, изготовление топшуура очень долгий и необычный процесс.

Каждый сказитель-кайчи сам изготавливает топшуур из ствола сосны сибирской или сосны кедровой или просто как принято называть у нас-кедра. Однако последнее название – неправильное, так как настоящие кедры растут в Средиземноморье, в Ливии и на побережье Черного моря. Алтайцы обожествляли кедр точно так же, как древние римляне -лавр, славяне-дуб, полинезийцы-кокосовую пальму. У древнего алтайского рода меркитов кедр считается священным деревом.

С давних времен алтайцы считали кедр одушевленным и объясняли это такой легендой. «Однажды в глухой кедровой тайге уставший охотник расположился на ночлег под древним развесистым кедром. Кедр был очень стар, весь покрыт извилинами, с кривыми ветвями. Перед утром охотник проснулся оттого, что до его слуха донесся чей-то стон и тихий разговор-это разговаривали старый кедр, под которым спал охотник и вот он жаловался молодому кедру, растущему рядом, что не может больше стоять. На что молодой кедр ответил: «Почему же ты не падаешь, ведь ты собирался еще вчера». «Да, я упал бы еще вчера, но подо мной лег спать уставший человек»,-ответил некогда могучий, но теперь одряхлевший кедр.

Пожалел охотник дерево-старца, поднялся, обнял дерево, и отошел в сторону. Закачался старый кедр и со вздохом упал на землю».

Может быть с тех пор меркиты считают кедр своим родовым и почитаемым деревом, священная птица у них с древних времен - беркут, тотемное животное – марал. (Приложение № 3).

Для того чтобы выбрать подходящий кедр для своего будущего топшуура, сказитель-кайчи поднимается на вершину горы, на солнечную сторону со всех сторон обдуваемую ветрами - ищет дерево, чтобы оно было стройным, крепким и звонким. Выбрав кедр, повязывает кыйра-ленточку, произносит благословение, испрашивает разрешения у духа горы. Только после этого откалывает у основания кедра две заготовки по размеру длиной со свою руку. Затем разделяет их ровно посередине, и здесь же в лесу, оставляет их наверху собранных веток кедра. Заготовки должны находиться в этом месте ровно год, они сушатся, продуваются ветром. Это называется притягивать голос, мелодию. Все щепки кедра собирают для просушки. Через один год берут заготовки, но так чтобы никто не видел. Принеся их, домой принимаются за работу, прорезать, бережно выдалбливать изнутри, так как настоящий кайчи должен быть мастером на все руки. После того как топшуур готов, его начинают строгать. Толщиной он должен быть чуть толще листа бумаги, поверхность очень ровным и гладким. Это очень долгая работа, чем тоньше, тем звучнее будет топшуур.

Долбленый готовый овальный корпус покрывают сверху тоненькой дощечкой или сыромятной телячьей кожей. На верхней деке прорезается отверстие, гриф не имеет ладов. Звук, извлекаемый на струнах, напоминает звучание туго натянутой нити, но чище и ярче.

Потом идет изготовление 100 деревянных гвоздиков из того же кедрового материала, все они должны быть одинаковыми и очень маленькими. Готовые гвозди кладут в горячую золу, ворошат, сушат. После этого начинается процесс соединения инструмента, берут очень тонкое шило. Делают отверстия для гвоздей, забивают их, смотрят, хватило ли гвоздей, остались ли, тогда значит, кайчи проживет более ста лет. Если не хватило, то не доживет до ста лет, поэтому готовят еще гвоздики, доделывают. В самом конце, когда изделие почти уже готово, ее обмазывают конским жиром. Тогда оно не будет промокать, затем переходят к сушке. Все кедровые щепки из леса сжигают в очаге, на этом дыме держат топшур 2-3 дня.

Следующий этап-натягивание струн. Их берут от гривы своих лошадей, таких лошадей почитают, их нельзя забивать и продавать, проводят с ними обряд опрыскивания молоком. Струны изготавливаются из конского волоса, число должно быть 14 по 7 волос, свитых веревочкой. Волос подбирается белый. Готовый топшуур сказитель заворачивает в белую, новую ткань, хранят в доме до новолуния. На полнолуние берут топшуур, зовут в гости ближайших родственников, закалывают овечку, готовят, угощают гостей. И этот день считается днем звучания топшуура, днем появления на свет и теперь на нем можно играть. Сделанный таким образом топшуур считается вышедшим из самого сердца сказителя-кайчи, исполнителя горлового пения.

Вывод: Проделанная работа показала, что в результате исследования оказалось, что только из древесины кедра в старину изготавливали народный инструмент-топшуур. Эту информацию мы нашли в старых номерах газеты «Алтайдын чолмоны», где она была опубликована Р.Иркитовой, из с. Каспа Шебалинского района. (Приложение № 5). У кедровой древесины отличные резонансные свойства, поэтому она идет на изготовление музыкальных инструментов, в частности роялей.

Кедр является национальным достоянием. Всем хорош вечнозеленый кедр: и красив и урожаен, и к почвам нетребователен и мороза не боится. Живет лет до трехсот-трехсот пятидесяти, а некоторые до пятисот лет. В урожайные годы каждое дерево дает по тысяче-полторы шишек, а в каждой шишке-восемьдесят-сто сорок орешков. В Сибири это дерево называют не только кормильцем, но и врачевателем. В кедровых лесах воздух целебный.




Литература.

  1. Р.В.Опарин, Министерство образования и науки Республики Алтай, Ботаника Три уровня обучения, Горно-Алтайск, 2005 год

  2. Газета «Алтайдын чолмоны»


























Приложение.












Приложение №1.


А.Г. Калкин с внуком.

Запись эпоса.



Приложение № 2.


Народный инструмент-топшуур.


Современная технология изготовления топшуура.


Приложение № 3.




Приложение № 4.

Кедр сибирский (сибирская кедровая сосна).




Кедр сибирский (сибирская кедровая сосна).




Приложение № 5.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!