СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«О РОДИНЕ, О ПОДВИГЕ, О СЛАВЕ» (презентация деятельности школьного историко-краеведческого музея имени Дмитрия Сидорова)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация рассказывает о деятельности школьного историко-краеведческого музня имени Дмитрия Сидорова  МБОУ "СШ им. Д. Сидорова пос. Славинска"

Просмотр содержимого документа
««О РОДИНЕ, О ПОДВИГЕ, О СЛАВЕ» (презентация деятельности школьного историко-краеведческого музея имени Дмитрия Сидорова)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа пос. Славинска

муниципального образования «Гвардейский городской округ»

238222, Калининградская область, Гвардейский район,

поселок Славинск, ул. Степана Казака, дом 7

ИНН 3916009060 КПП 391601001 ОКПО 48754205 ОГРН 1023902271194

http://school.baltinform.ru/p.school.php?id=111; http://slavinsk.jimdo.com/

e-mail: [email protected] тел. 8(40159)75644, факс 8(40159)75704



«О РОДИНЕ, О ПОДВИГЕ, О СЛАВЕ»


(презентация деятельности школьного историко-краеведческого музея

имени Дмитрия Сидорова)


Руководитель музея: Кочетова Людмила Николаевна,

учитель истории и обществознания

МБОУ СШ пос. Славинска









пос. Славинск 2017– 2018 уч. год


«Сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью,

поскольку ярко видит мир и самого себя глазами патриота».

В.А. Сухомлинский


Наш школьный историко-краеведческий музей имени Дмитрий Сидорова был открыт в 24 сентября 2004 года на основании приказа директора МОУ СОШ пос. Славинска №8/1 от 24.09.2004 «Об открытии школьного историко-краеведческого музея». Созданию музея предшествовала длительная поисково-исследовательская работа по изучению истории п. Гольдбах – Славинск. В создании музея приняли участие практически вся школа: ученики, учителя, родители учащихся, а так же жители посёлка. Первым руководителем музея стала Божкова Жанна Николаевна – учитель высшей квалификационной категории – благодаря её усилиям и энтузиазму наш музей стал центром духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.

В 2008 году Школьный историко-краеведческий музей имени Дмитрия Сидорова получил Свидетельство о регистрации Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения.

Уникальность нашего школьного музея состоит в том, что почти 10 лет он служит своим создателям: учащимся и педагогам школы, активистам – кружковцам – экскурсоводам, жителям посёлка, района, области. Музей включен в жизнь местного сообщества: наши идеи всегда находят поддержку со стороны администрации школы, родителей учащихся и жителей Славинского сельского поселения.

 Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стал не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

 Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение национальных традиций, гордости за свое Отечество, школу, семью, чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. В этом состоит значимость и актуальность темы музейной педагогики.

Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранит и пропагандирует наш школьный музей.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.

Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города, школы учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном посёлке, школе.

Все предметы, собранные в музее, имеют богатую и долгую историю. Каждый экспонат прошел через многие руки (был подарен, принесён, найден) и теперь занимает достойное место в нашем музее. Ребята, знакомясь с экспонатами, изучают культуру своих земляков, начиная от древних времен до наших дней. Вещи, письма, документы рассказывают о людях, оказавших судьбоносное влияние на нашу область. И всё это через конкретные факты, встречи, поиски.

Работа музея активизирует деятельность ребят – членов кружка «Юный краевед». В кружке занимаются ребята разных возрастных категорий, но объединяет их одно - любовь к родному краю, бережное отношение ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Ребята записывают воспоминания, рассказы местных жителей о прошлом посёлка, его людях, событиях, памятниках культуры; собирают исторические документы, фотографии, предметы быта, книги.

Занятия в кружке – это ещё и научно- исследовательская деятельность учащихся, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска. Это важный фактор учебного содержания предмета истории, т.к. самые прочные, ценные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий, а также создаются условия, способствующие саморазвитию личности ученика. На этапе сбора материала по истории родного посёлка ребята овладевают навыками поисковой, исследовательской, научной и творческой деятельности, осваивают основы научной организации труда, отбирая и изучая историко-литературный материал.

Ребята снимают видеофильмы, собирают письма военных лет, делают репортажи, создают компьютерные презентации.

Сегодня Школьный историко-краеведческий музей

имени Дмитрия Сидорова это:

  • центр духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания;

  • центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе;

  • интеграция в учебно-воспитательный процесс;

  • связь с местным сообществом.

Создавая наш школьный музей, мы понимали, что основной его социокультурной функцией является коммуникация - процесс общения, передачи информации, в «собирании под видом старых вещей душ отошедших» и в воспитании на этой основе живущих, образование в своей совокупности живой нити истории.

Профиль нашего музея - изначально историко-краеведческий. Его девизом стали слова К. Рокоссовского: «Очень трудно научиться любить живых, если не умеешь хранить память павших». Поэтому центральное место занимают экспонаты времён Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.: оружие, каски, подлинные письма с фронта, ордена и медали солдат, материалы - интервью с ветеранами, записанные самими учащимися. Экспонаты музея являются наглядными пособиями для уроков истории, обществознания, географии, литературы. Музей - это место проведения различных внеклассных мероприятий для учащихся нашей школы, школьников района и области.

Основные фонды посвящены воинам, участвующим в Восточно-Прусской операции, штурмовавшим Кёнигсберг. В музее оформлены следующие экспозиции: «Эхо Великой Отечественной войны», «Солдаты Победы», «Никто не забыт – ничто не забыто», «Бои у Гольдбаха» - материалы о взятии посёлка советскими войсками;

По нашему мнению, Музей изначально должен был стать и стал центром патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения не только в Славинске, но и во всем Гвардейском районе, способствуя формированию мировоззрения и системы ценностей, консолидации ученического и учительского коллективов, социализации и развитию творческой активности личности, формированию национального, регионального самосознания.

Чтобы обеспечить максимальное выполнение всех функций школьного музея, был образован Совет музея, состоящий из 15 активистов – кадетов 11 и 6 классов, созданы 3 лекторские группы экскурсоводов, поисковое объединение «Память».

Совет - это генератор всех интересных и значимых дел. В его составе действует фондовая, социологическая, аналитическая, юридическая группы и пресс-служба. Основа нашей работы - собрание музейных экспонатов общим количеством 450. Поэтому фонды - сердце, от функционирования которого зависит вся работа. Основной фонд насчитывает 342 экспоната, вспомогательный - 158. При организации фондов мы учитываем, что они должны содержать профильные музею предметы, постоянно и целенаправленно пополняться, быть научно организованы. Фондовая группа проводит своевременную обработку и регистрацию музейных предметов, книги поступлений и картотеки.

Социологическая группа под руководством учителя истории школы изучает музейную аудиторию, ценностные ориентации различных возрастных групп учащихся, особенно восприятия ими экспозиции мотивы посещения музея, дает рекомендации по расширению форм работы музея.

Юридическая группа изучает постановления правительства, указы президента о ветеранах, проводит опрос ветеранов, проживающих на территории Славинского сельского поселения, и представляет анализ полученных данных на Совете музея.

Пресс-служба ежемесячно публикует в школьной газете «Большая перемена», районной газете «Наша жизнь» статьи на темы: «Мы славим мужество и подвиг ваш, герои...», решает вопросы связи с общественностью, размещений публикаций в местных печатных органах, в сети Интернет - на сайте школы.

Аналитическая группа составляет перспективный план работы музея, координируя действия всех его структур.

Основные направления деятельности историко-краеведческого музея

имени Дмитрия Сидорова:

  • Оформление «Книги Памяти» жителей Славинского сельского поселения (ежегодно проводятся конкурсы среди учащихся МБОУ СОШ пос. Славинска на темы: «Победа деда – моя Победа», «История войны в истории моей семьи», «Мой прадед – ветеран Великой Отечественной войны», конкурсы рисунков и поделок на тему «Спасибо, Вам – ветераны!»)

  • Экскурсионные уроки мужества ля учащихся школы, района, области, зарубежных гостей.

  • Сбор информации о ветеранах Великой Отечественной войны в районном архиве, районной библиотеке, архиве райвоенкомата.

  • Классные часы и встречи с интересными людьми на базе музея.

  • Непосредственная помощь по хозяйству ветеранам войны и престарелым одиноким жителям посёлка.

  • Выпуск стенгазет, боевых листков, посвящённых знаменательным датам истории, государственным праздникам.

  • Организация тематических праздников.

  • Участие в муниципальных, региональных и Всероссийских научно-исследовательских и творческих конкурсах учащихся.

  • Создание виртуальных экскурсий и разработка краеведческих маршрутов.

  • Походы по местам боевой Славы Гвардейского района, экспедиции по территории муниципального образования «Славинское сельское поселение», экскурсии по историческим памятным местам и музеям г. Калининграда и Калининградской области.

Особое место в деятельности школьного музея занимают экскурсии:

- «Путешествие из Гольдбаха в Славинск»; «Моя малая Родина милая…»

- «Первые переселенцы» (материалы о людях, первыми приехавших на территорию посёлка)

- «Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют» (о восстановлении сельского хозяйства)

- «История развития социальной сферы посёлка: медицины, дома культуры, детского сада, администрации посёлка.

- «История становления школы»

- «Уголок переселенца» (размещены предметы довоенного и послевоенного быта, оформленные в виде комнаты)

- «Наш выпускник» (о Дмитрии Сидорове, погибшем в первой чеченской войне, награждённом Орденом Мужества посмертно. Его имя носит наш музей)

- «Войны священные страницы навеки в памяти людской»;

- «Подвиги отцов - в наследство сыновьям» из цикла «История моей семьи»;
- «Человек на войне»...

Музей стал центром воспитательно-образовательного процесса школы. В нём проходят уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, встречи с ветеранами, переселенцами, устные журналы, историко-краеведческие гостиные. Проводится большая экскурсионная работа. В музее часто бывают гости: ветераны посёлка, района, области, учащиеся и учителя школ Калининградской области, немецкие туристы. Часто посещают музей жители посёлков округа.

В музее проводится большая поисково-исследовательская работа. Изучая документы архивов, беседуя со старожилами, анализируя их личные документальные и фотоархивы, ребята восстановили процесс создания совхоза «Гвардейский», восстановления школы, детского сада, фельдшерско-акушерского пункта, воссоздали родословную целой галереи своих односельчан, своих бабушек и дедушек, которые восстановили разрушенное войной и создали новое в послевоенные годы.

Активисты музея проводят большую поисковую работу о тех людях, которые захоронены на мемориальном комплексе «Офицерское кладбище» в посёлке Славинск. Ведётся переписка с родственниками, работа в военкомате. Собран большой материал о Герое Советского Союза Степане Казаке, захороненном здесь же. В сентябре 2014 года к нам в посёлок из г.Пскова приезжали сёстры Людмила и Олимпиада Ковалёвы, которые искали могилу своего отца – гвардии майора Фёдора Тихоновича Ковалёва долгих 68 лет.

Изучая возможности расширения своей деятельности, музей все чаще использует новые формы работы. Среди них большое место занимают праздники: военно-исторические, литературные, фольклорные, календарные (ежегодно 18 мая на заседании отмечаем День музея, подводя итоги его деятельности за учебный год).

Визитной карточкой музея, видимой для посетителей, является наша экспозиционно-выстовочная работа. Если экспозицию мы используем как стационарную публикацию музейных предметов, то выставку рассматриваем как временную, связанную либо с представлением новых поступлений в музейные фонды, либо с отчетом о деятельности музея за определенный срок с откликом на знаменательные события. Поэтому выставки проводим тематические, фондовые, отчетные.

















Презентация деятельности школьного историко-краеведческого музея имени Дмитрия Сидорова

Добрый день, друзья и уважаемые члены жюри!

Мы – активисты школьного музея, кадеты 11 класса МБОУ СШ пос. Славинска Полищук Ирина и Бурачевский Денис рады приветствовать Вас и хотим представить деятельность нашего музея в экспозиционных залах и за их пределами.

Историко-краеведческий музей имени Дмитрия Сидорова был открыт 24 сентября 2004 года. В 2008 году он получил свидетельство школьного музея.

Наш музей носит имя земляка – выпускника 1993 года Дмитрия Сидорова, моряка-пехотинца – нашего ровесника, погибшего в Чечне в 1995 году.

Музей - центр духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания. Десять лет он служит своим создателям: учащимся и педагогам школы, активистам – кружковцам – экскурсоводам, жителям посёлка, района, Калининградской области.
Музей включен в жизнь местного сообщества.

Цель музейной деятельности – вырастить настоящих патриотов, ответственных за сохранение национальных традиций, испытывающих гордость за свое Отечество, школу, семью, проявляющих сопричастность к прошлому и настоящему нашей Родины.

Наш музей – сердце Славинского сельского поселения – там всегда многолюдно и интересно. Мы всячески стараемся, чтобы люди, которые пришли в музей были не пассивными зрителями и слушателями, а включались в активную деятельность, чтобы современным подросткам было здесь интересно.

На средства гранта в 2014 г. Министерства образования Калининградской области, который мы получили в результате конкурсного отбора программ патриотического воспитания, наш музей был оснащён новейшей техникой. Теперь экскурсии проходят в новом формате. Экскурсанты могут выбрать виртуальную экскурсию, которая им наиболее интересна, например, просмотреть видеоролик, прослушать песни военных лет или звуки залпов орудий, найти нужную информацию в Интернете, создать свою презентацию, которую потом представить на разных уровнях от урока до научно-практической конференции.

В нашей школе есть добрая традиция, выпускники дарят школе подарок. Наш подарок – это второй зал музея, которому мы дали новую жизнь. С помощью компьютерных технологий мы сами обновили все стенды, появились и новые экспозиции: о зарождении кадетского движения в нашей школе, о местах боевой славы России, в которых мы побывали. С особой теплотой и заботой мы создавали стенд благодарности ветеранам Вов, ведь самые важные события музейной работы 2015 года связаны с 70 - летием Победы в Великой Отечественной войне. Мы ведём активную научно-исследовательскую, поисковую работу по изучению судеб своих родственников. Два наших проекта «Судьбы опалённые войной» были удостоены два вторых мест на областном смотре конкурсе кадетских классов.

В прошлом учебном году наш проект «История в камне» по изучению мемориального комплекса «Офицерское кладбище» пос. Славинска, занял третье место в областном конкурсе. Нам удалось найти место захоронения отца двух сестёр Олимпиады и Людмилы Ковалёвых из г. Пскова, которые 69 лет искали могилу майора…………….

К сожалению, мы – последнее поколение, которое видит ветеранов Вов, поэтому самое интересное – это живое общение с участниками войны. 19 марта 2015 года активисты школьного музея провели мероприятие для ветеранов Славинского сельского поселения «Поклонимся великим тем годам», на котором главой администрации ветеранам были вручены юбилейные медали к 70 - летию Победы.

Летом 2014 года мы участвовали в Акции «Знамя Победы», вместе с ветеранами мы посетили памятник 1200 гвардейцам, 5 форт, были участниками исторической реконструкции - рассказы ветеранов, мы бережно записали и оформили экспозицию «Солдаты Победы».

На традиционной школьной линейке мы предложили всем ученикам школы принять участие в проекте «Бессмертный полк». Ребята приносили в музей фотографии прабабушек и прадедушек, рассказывали про их жизнь во время войны, про боевые награды. Потом мы сканировали фотографии, напечатали портреты и 9 мая пронесём их по центральной улице посёлка. Мы считаем, что они должны вместе со всеми идти победным строем в любые времена.

Уже 19 лет вечером 8 мая на мемориале посёлка мы проводим акцию «Пока горит свеча». В этом году мы решили приготовить что-то особенное. На одном из экспонатов нашего музея – старенькой швейной машинке мы сшили восьмиметровую георгиевскую ленту, в школьной типографии распечатали баннер со словами благодарности участникам той великой войны. Каждый ученик школы написал слова благодарности погибшим воинам на белоснежных воздушных шарах, которые мы отпустим в небо – прямо к звёздам в канун дня великой победы.

Очень часто в нашем музее педагоги школы проводят уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, дополнительные занятия. Потому что именно в музее можно увидеть, услышать и почувствовать – то есть пропустить через сердце. Здесь каждый экспонат хранит память истории, которую мы передадим своим детям и внукам. Музейный урок имеет свои специфические особенности. Он отличается от обычного урока тем, что основным источником получения новой информации для учащихся является не только рассказ учителя, но и подлинные памятники истории и культуры, представленные в экспозиции, а также информация, хранящаяся в музее. Цель такого урока – освоение учебного материала при максимальном использовании музейных ресурсов.

Изучая возможности расширения своей деятельности, музей все чаще использует новые формы работы. Среди них большое место занимают праздники: военно-исторические, литературные, фольклорные, календарные (ежегодно 18 мая на заседании отмечаем День музея, подводя итоги его деятельности за учебный год).

Визитной карточкой музея, видимой для посетителей, является наша экспозиционно-выстовочная работа. Если экспозицию мы используем как стационарную публикацию музейных предметов, то выставку рассматриваем как временную, связанную либо с представлением новых поступлений в музейные фонды, либо с отчетом о деятельности музея за определенный срок с откликом на знаменательные события. Поэтому выставки проводим тематические, фондовые, отчетные.

Мы тесно сотрудничает с музеем корвета «Сообразительный». Мы неоднократно поднимались на палубу корабля, знакомились с историей военного судна, изучили его историю и узнали, что Герой Советского Союза старший матрос В. В. Ходырев навечно зачислен в состав экипажа. Также мы поддерживаем дружеские связи со школьным музеем школы № 85 города Волгограда, который носит имя героя РФ Геннадия Петровича Лячина. Познакомились мы с Волгоградскими школьниками, участвуя в патриотической Акции Поезд памяти в 2013 году – именно из Волгограда мы привезли в наш музей землю с Мамаева Кургана, видели легендарную панораму Сталинградская битва и знаменитый дом Павлова. В 2014 поезд Памяти отправился в Санкт-Петербург, вместе с ветеранами мы посетили Пискарёвское кладбище. В музее школы № 489 мы узнали, что 27 января ребята проводят акцию «Свеча в окне» в память о 900 героических днях. В этом году мы провели такое мероприятие в нашей школе. Ровно в 21.00 окна школы озарили пламя свечей в память жертвах, не доживших до снятия блокады. Совсем скоро мы отправимся по юбилейному маршруту поезда памяти 2015 г. Из экспедиции мы привезём множество новых экспонатов для нашего музея, найдём единомышленников и будем развивать дальнейшее сотрудничество.

В 2013 году для активистов музея был организован военно-патриотический палаточный лагерь «Честь имею!» В лагерь мы попали, совершив марш-бросок 25 км, на привале готовили кашу на костре, исследовали в лесу окопы времён ВОв. Нам надолго запомнится Зарница, встреча с героем Росси лётчиком – испытателем Павлом Павловичем Кретовым. 22 июня ровно в 4 часа мы, тогда ещё четырнадцатилетние подростки совершили первые в своей жизни парашютные прыжки.

Мы пошли в первый класс в год создания музея, росли и развивались вместе с ним. За эти 11 лет школьной жизни мы неоднократно становились участниками множества музейных мероприятий. Мы участвовали в различных конкурсах и неоднократно завоёвывали призовые места. Но самое ценное это то, что мы с гордостью можем назвать себя настоящими Патриотами и это не просто слова. Пятеро из семи выпускников нашего класса в этом году будут поступать в военные училища, ведь есть такая профессия «Родину защищать». Мы хотим служить своему Отечеству как наши деды и прадеды. Но, безусловно, судьба музея нам не безразлична. Мы вырастили себе на смену новое поколение кадетов, которые, так же как и мы – любят наш музей. Они активные и инициативнее ребята, поэтому будущее музея в надёжных руках!
































РАБОТА МУЗЕЯ В ФОТОГРАФИЯХ



Историко-краеведческий музей

имени Дмитрия Сидорова























Проведение экскурсий
















Гости из разных школ области











Своими руками для музея




Сёстры Людмила Фёдоровна и Олимпиада Фёдоровна Ковалёвы 68 лет искали могилу своего отца гвардии майора Фёдора Тихоновича Ковалёва. Помогли активисты нашего музея…

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!