СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«О подходах к формированию основ финансовой грамотности у обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость)»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование основ финансовой грамотности приобретает особое значение для обучающихся с  интеллектуальными нарушениями. Умение прогнозировать свои финансовые расходы, планировать семейный и личный бюджет, пользоваться современными банковскими продуктами является необходимым практическим навыком для выпускников с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе. В связи с этим, формирование финансовой грамотности представляет особую значимость для социализации подростков с умственной отсталостью, которым после окончания школы предстоит вступать в экономические отношения, как в бытовой, так и в профессиональной сфере.

Просмотр содержимого документа
««О подходах к формированию основ финансовой грамотности у обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость)»»


«О подходах к формированию основ финансовой грамотности у обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость)»


Илаева Марина Юрьевна,

Учитель-дефектолог,

Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мончегорская коррекционная школа»

(ГОБОУ Мончегорская КШ)



Формирование основ финансовой грамотности приобретает особое значение для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Умение прогнозировать свои финансовые расходы, планировать семейный и личный бюджет, пользоваться современными банковскими продуктами является необходимым практическим навыком для выпускников с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе. В связи с этим, формирование финансовой грамотности представляет особую значимость для социализации подростков с умственной отсталостью, которым после окончания школы предстоит вступать в экономические отношения, как в бытовой, так и в профессиональной сфере.

Целью коррекционно — развивающей работы с  детьми с в условиях коррекционной школыявляется их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни в современных условиях.

Основной образовательной потребностью обучающихся признана необходимость их обучения переносу знаний в жизненные ситуации, которые могут быть представлены детям в формеэлементарных сведений об основах финансовой грамотности:

− формирование знаний содержания понятий «деньги», «купюры», «монеты», их достоинство, понимания функции денег, умения правильно пользоваться деньгами;

− достижение понимания детьми путей законного получения денег;

- содержания понятия «семейный бюджет», приобретение обучающимися умений его планировать, выделять приоритетные статьи расходов;

− освоение обучающимися способов получения наличных денежных средств в кассе и банкомате, формирование у них умения пользоваться пластиковыми картами;

-с помощью игр, упражнений ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;

-как вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Опыт работы показывает, что дети лучше усваивают учебный материал, если сами видят жизненную необходимость данной темы. Следовательно, задача учителя как можно чаще осуществлять практическую направленность уроков, использовать в образовательном процессе специальные, вариативные формы работы, методы и средства обучения.

Следует отметить, что усвоение любой информации, в том числе в сфере финансовой грамотности, сопряжено у обучающихся с умственной отсталостью с рядом трудностей, обусловленных особенностями их психофизического развития, недостаточностью практического опыта детей в оперировании собственными финансовыми средствами, которые необходимо учитывать в ходе планирования таких уроков. Кроме того, обучение основам финансовой грамотности должно осуществляться в специально организованной развивающей среде и с использованием как общедидактических, так и специфических форм, методов и средств обучения с учетом образовательных потребностей обучающихся.

Решение экономических задач с элементами математики, условия которых максимально приближены к жизненным ситуациям:

  • раскрытие сути вопросов быта, производства, сферы торговых и общественных отношений;

  • овладение элементарными экономическими понятиями;

  • адаптация в быту;

  • включение в производственную деятельность;

  • планирование бюджета семьи, расходов на покупку товаров;

  • оплата за коммунальные услуги;

  • умение пользоваться услугами оператора банка;

  • высчитывать площадь своей квартиры, комнаты для приобретения необходимых строительных материалов для ремонта жилища.

Практические работы вызывают большой интерес у учеников, так как их содержание взято из реальной жизни(например, выявление осведомленности о текущих ценах на продукты и промышленные товары, планирование крупных покупок, подсчета бюджета на одну-две недели).

Для достижения основ финансовой грамотности используются дидактические игры, разработанные и созданные педагогами для решения конкретной педагогической задачи.Для организации сюжетно-ролевых игр, помимо тематического игрового оборудования используем атрибуты различных рабочих мест, спецодежду, деньги, пластиковые платёжные и дисконтные карты, кошелёк, макет банкомата. Сюжеты игр развиваются в зависимости от возрастной группы детей, например: «Магазин овощи и фрукты», «Супермаркет», «Мебельная фабрика», «Банк». В школе апробирована финансовая игра «СКОШИки».

Эти знания школьники получают не только на уроках социально-бытовой ориентировки, труда и общеобразовательных предметов (математика, основы социальной жизни, обществознание), но и на внеклассных мероприятиях, применяя элементы практических задач с экономической направленностью.

На формирование основ финансовой грамотности направлен проект "Онлайн-уроки финансовой грамотности", в котором наши обучающиеся принимают активное участие.Организатором проекта выступает Центральный банк Российской Федерации. Онлайн-уроки помогают получить доступ к финансовым знаниям, предоставляется возможность «живого» общения с профессионалами финансового рынка, способствуют формированию принципов ответственного и грамотного подхода к принятию финансовых решений. Можно подключиться классом, так и индивидуально в семье с родителями. Демонстрируется презентация, видеоролики, проводятся интерактивные опросы. Участники задают вопросы в чате по теме урока, на которые лектор отвечает в прямом эфире. Эксперты рассказывают школьникам о личном финансовом планировании, инвестировании, страховании, преимуществах использования банковских карт. Особое внимание уделяется правилам безопасности на финансовом рынке, профилактике мошенничества, защите прав потребителей финансовых услуг.Список тем онлайн-уроков финансовой грамотности и профориентации разнообразен и носит практический характер:

  • "С деньгами на "Ты" или Зачем быть финансово грамотным?".

  • "Пять простых правил, чтобы не иметь проблем с долгами".

  • "Платить и зарабатывать с банковской картой" и многие другие.

Так 27 апреля обучающиеся школы примут участие в онлайн-уроке Председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной для школьников на тему «Что нужно знать об экономике, чтобы успешно управлять своими финансами?».Урок пройдет в рамках бесплатной онлайн-олимпиады «Юный предприниматель и финансовая грамотность», организованной платформой Учи.ру.

Обучающиеся участвуют:

- в олимпиадах по финансовой грамотности на информационно-просветительском ресурсе, созданный Центральным банком Российской Федерации - Fincult.info.

- онлайн - играх по финансовой грамотности ЦБР.

Родители совместно с педагогами также формируют у детей ценности, нормы и правила поведения, принятые в обществе. Дети включаются в экономическую жизнь семьи, совершают с родителями покупки, оплачивают их, участвуют и в других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

В заключение хотелось бы сказать, чтоформирование основ экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптацииобучающихся с интеллектуальными нарушениями, их интеграции в общество, готовит к самостоятельной жизни и носит предметно-практический характер. Так, обучающиеся школы отмечены сертификатами, грамотами за 2019/2020, 2020/2021 учебные года.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!