О планировании исследования по сбору доказательства воздействия внесенных преобразований
Шаг за шагом, не сомневаясь в успехе , мне удалось не только объединить учителей – практиков в Исследовании в действии в формате Lesson Study , мне удалось благодаря таким нужным , таким ценным знаниям измениться самой и изменить учебный процесс .
За шесть недель практики удалось объединить учителей для процессов коучинга и менторинга, заинтересовать учителей и создать творческую группу единомышленников. Наша деятельность направлена на анализ, на размышления, которые привели к действиям, ведущим к достижению успеха учителями. И это было заметно даже в эти короткие шесть недель практики. Коучинг и менторинг дали творческую атмосферу всем встречам, беседам, а три учителя, работающие в формате Лессон стади, настолько прониклись общим исследовательским процессом и обсуждением своих рабочих моментов на своем уроке , что непривычно было видеть их друг без друга в некоторые моменты учебного процесса. Но , самое главное, это то , что мы ставили целью в Плане развития школы - это возросшая мотивация наших учеников, работа в группах, дающая действительный результат и раскрытие потенциала через сотрудничество и совместное принятие вывода по рассматриваемому вопросу.
Анализируя все, чем замечательна была моя школьная практика, могу сказать, что я испытывала нехватку времени и в школе нет учителей 2-го уровня, мне надо было строить план так, чтобы не чувствовалось это отсутствие , т. е. пришлось охватить более расширенно в совместном планировании коуч-сесссий и менторинга с коучем и менторомКоллаборативная среда, где предполагается тесное взаимодействие , где налицо признание способностей и личностного вклада каждого участника, способствующая достижению консенсуса благодаря сотрудничеству членов группы – это дало такой толчок к развитию мотивации, что сами ученики и их родители не устают отмечать все позитивные изменения, а психолог школы С. в своем интервью и на всех собраниях искренне и даже восхищенно отмечает все изменения, сопровождающие процесс внедрения новых подходов в образовании и обучении, отмечая положительные перемены и учеников, и учителей.
Большие изменения произошли в преподавании и обучении . Вместо учителей на уроках говорят ученики , это они сами доказывают крах теории виталистов , это ученик 11 –го класса , который старался не попасть на глаза при проверке домашнего задания , и это он сегодня с гордостью и уверенно вышел представлять работу своей группы , в которой есть место точке зрения каждого участника учебного процесса , посвященного возникновению органической химии , вернее ее становлению как отдельной науки. Без страха и упрека.Уверенно. Ученик М. сам ( ! ) и по собственному желанию. Вот такие фантастические изменения произошли с М. Потому что и со мной, как педагогом произошли изменения.И вечером мой ученик М., наверное , вспоминая или прокручивая события уходящего школьного дня , думает о том , как сильно изменились учителя. Изменилась я , изменились мои коллеги ( большинство ), изменилось отношение к учебному процессу у наших учеников ( у большинства). И самое интересное , что благодаря начатой на уроке в конкретном классе и в конкретной школе ( в моей школе ) , благодаря сотрудничеству учителей в Исследовании в действии , благодаря формативному оцениванию , ориентирующему ученика на успех , благодаря возможностям новых подходов в обучении и преподавании, на уроках в нашей школе стало светлее , все меньше скучающих , хоть и прибавилось чуток шума на уроках , особенно , когда работа в группах, но зато какой это милый для учительского уха ( уха учителя , ценящего инновации не ради красного словца , а с целью совершенствования учебного процесса через внедрение новых подходов в обучении и преподавании) шум – рабочий шум, сопровождающий именно на этом конкретном уроке поиск Истины и поиск Знаний .
Считаю , что цель моей практики в целом достигнута , так как активно и грамотно внедряются новые подходы в преподавании и обучении , происходит передача знаний через наставления коуча Д. и ментора Б. Мне доставило удовольствие то , что в педагогике называется ожидаемыми результатами, несмотря на короткий срок – 6 недель , результатом стали видимый возросший интерес , вернее, возрастание заинтересованности учащихся учебным процессом и отсутствие равнодушия на уроках. Планирование работы в рамках всей школы по развитию мотивации у учащихся опиралось не только на активность и опыт учителей – практиков , овладевших знаниями 3- го базового уровня , я старалась при этой кропотливой работе учитывать сотрудничество учителей , их готовность не только стать активными и действенными участниками преобразований в школе , но и показать на практике эффективность применяемых методов и подходов, привлекая к сотрудничеству и учителей , еще не прошедших учебу на 3- х месячных курсах, через коучинг и менторинг.
Теперь очень актуально и важно – не останавливаться на достижениях, закрепляя полученные результаты , имея работающих с подопечными учителями коуча и ментори , а , значит , расширяя и углубляя внедрение новых подходов в преподавании и обучении , закономерно , что возникает вопрос – каким образом контролировать происходящие изменения ? Где , когда и как отслеживать происходящие изменения ? Через дальнейшую работу инициативной группы школы , через обученных учителей , через нужные проведенные мероприятия :
• Осуществление процессов менторинга подопечных учителей.
• Наблюдение за проведением коучинг – сессий.
• Проведение профессиональных бесед по обсуждению новых подходов в обучении и преподавании в соответствии с направлением развития школы.
Внесение корректив в план дальнейших действий.
• Профессиональное взаимодействие в рамках процессов коучинга и менторинга.
• Наблюдение в формате Lesson Study за деятельностью учителей , внедряющих новые подходы, в рамках серии последовательных уроков.
• Оценивание эффективности внедряемых преобразований посредством экспертной роли экспертов, в их роли могут быть учителя 1 – го уровня.
Сбор доказательств – видео , фото , планы уроков и коучинг сессий , работы учащихся .
Организация консультаций.
• Налаживание обратной связи.
В наших планах: Организация сетевого сообщества учителей (МО) в будущем на основе сотрудничества с целью обмена опытом и интеграции.
• Привлечение к сотрудничеству представителей прессы для освещения педагогического опыта с целью презентации достигнутых результатов и популяризации передовых педагогических технологий , направленных на совершенствование учебного процесса.
Осуществление контроля над происходящими изменениями возложить на экспертную группу, созданную на базе школы. Своевременно и систематически знакомить учителей с результатами. Учитывать не только мнения учителей, учеников, администрации школы, которая в рамках внутришкольного контроля производит необходимый мониторинг, но и уделять пристальное внимание мнению родителей.
Мы привыкли оценивать труд ученика только по конечному результату, но очень важно не забыть в процессе активного внедрения новых подходов в преподавании и обучении о ценности формативного оценивания.
Касаясь вопросов оценивания, мы подошли к вопросу – как и на основе чего можно будет понять, что внесенные и внедряемые новые подходы в преподавании и обучении являются положительными? Являются эффективными?
Первый показатель – это изменения и перемены , происходящие и с учителем, и с учеником . Меняется отношение к процессу обучения, больше позитива и творческого подхода со стороны учителя, и, что очень результативно – это возрастающая мотивация у учащихся , который добывает знания, а не получает готовый материал , который не пропущен самим учеником – как было ранее - через свой поиск или свое исследование.
Второй показатель – это отзывы и других учителей , работающих в конкретном классе , так как ученик, который уже сам может найти верный ответ через собственный поиск , он и стремится к трансляции своих умений и навыков и на других уроках, и при изучении других дисциплин. Благодаря внедрению новых подходов, мы наблюдаем становление ученика ВОЗДЕЙСТВУЮЩЕГО.
Динамика отражается в степени усвоения и компетентности учеников , это проявляется в работах учеников. Анализ работ и мониторинг , сравнительные диаграммы и рефлексивные отчеты учителей – все эти компоненты отражают реальный процесс преобразований и результативность от данного процесса.
Третий важный показатель эффективности внесенных преобразований - осознание значимости функций лидерства, менторинга и коучинга всеми членами инициативной группы, которые улучшают результаты обучения. Оказанию поддержки , оцениванию, творческому подходу учителей к планированию, важности сотрудничества мною , как Лидером, уделялось внимание , так как лидеры школ влияют на качество преподавания через :
Мониторинг и оценивание учителей , через повышение квалификации и через культуру совместной работы .
Благодаря созданию благоприятной для учебного процесса атмосферы и улучшению методики преподавания учителями возрастают степень усвоения учебного материала , успеваемость учеников.
Завучи в инициативной группе Коуч и ментор всегда впереди
Групповая работа учителей Моя инициативная группа
Успеваемость учащихся как отражение качества преподавания, поэтому руководство, ориентированное на повышение уровня мотивации, улучшение возможностей и условий работы учителей, добьется быстрее повышения успеваемости учащихся
В процессах коучинга и менторинга качество преподавания улучшилось через:
1.Мониторинг и оценивание учителей – Вовлеченность учителей школы в коучинг и менторинг, предоставление им обратной связи связало внедрение новых подходов с развитием мотивации учащихся.
2.Профессиональный рост учителей - предоставление, содействие и участие в повышении квалификации учителя, соответствующем контексту школы и удовлетворяющем как общим задачам улучшения школы, так и потребностям учителя.
3.Культуру совместной работы - Эффективное обучение в современной школе явилось коллегиальным и транспарентным, взаимодействующим и совместным, проводится в группах и в будущем может проводиться в более широких профессиональных образовательных сообществах. Думаю, что со стороны руководства будет ощутима поддержка, поощрение в процессе продвижения командной работы среди учителей.
Целесообразно обратить внимание на вопрос – каким образом будет корректироваться план развития моей школы с учетом промежуточных результатов внедренных изменений ?
Большая роль для решения этого отводится мне как Лидеру , ведь «лидерская позиция учителя неразрывно связана с обучением и представляет собой весьма действенную форму профессионального развития. Лидерство учителя предоставляет возможности сотрудничества, профессионального обучения и позитивно влияет на преобразование класса и школы в целом. Эта форма лидерства способствует устойчивому развитию процесса улучшения школьной системы при условии вовлечения учителей в принятие профессиональных решений в школе.» ( Руководство для учителя, стр. 168-169 ) . Так как инициатором преобразований смело можно назвать Лидера , я профессионал и стремлюсь совершенствовать учебный процесс, а , значит я – Лидер, я не только отметила проблемы и успех реализации преобразований, я смогла увидеть необходимость в коррекции , учитывая и должным образом оценивая промежуточные результаты при внедрении новых подходов в преподавании и обучении и этому буду учить наших учителей.
Необходимо для коррекции плана развития школы с учетом промежуточных результатов опираться на те критерии успешности , которые в зависимости от того, как четко продумано и всесторонне охвачено с педагогической, методической сторон внедрение новых подходов в обучении и преподавании, при целенаправленной деятельности учителей , работающих в сотрудничестве, может и должно дать результат – совершенствование всего учебного процесса , а это и будет не только показателем профессионального роста учителей , это и успешная деятельность учеников .
Значимость сотрудничества учителей на принципах уважения, взаимоподдержки, взаимопомощи , коучинг и менторинг, обмен опытом, трансляция знаний и педагогических опыта и находок , Исследование в действии – это все весомые слагаемые успешных преобразований , нацеленных на компетентное обучение и преподавание, которое начато в моей школе через внедрение новых подходов .
Проделана большая и очень захватывающая работа с целью внедрения новых подходов в моей школе № 11 , я придерживалась в этом нужном процессе преобразований следующей стратегии: верно выявить ценности и проблемы , требующие немедленного решения, консультирование коллег по вопросам программы внедрения новых подходов в преподавании и обучении на базе конкретной моей школы, осмысление и согласование приоритетов в коллективе, разработка реального плана развития школы и проведение согласно ПРШ коуч-сессий и менторинга .
Перед нами , учителями 1-го продвинутого уровня, стоит грандиозная и колоссальная задача, требующая знания реальной картины состояния учебного процесса в конкретной школе, требующая для этого необходимой материально- технической базы , требующая наличия грамотной учебной литературы для учеников, наличия учебных программ, соответствующих таким принципам как последовательность, непрерывность , системность и, самое ценное , - научность . Анализируя свою школьную практику, могу сказать , что и коуч, и ментор не только привлекли внимание учителей к новым подходам и эффективности от внедрения их в практику и подошли к обучению учителей новым подходам без формализма, очень заинтересованно, они содействовали улучшению практической деятельности учителей.
Для успешного внедрения новых подходов в обучении и преподавании руководство школ должно тоже быть грамотным и обладать педагогическим предвидением, должна быть согласованной работа администрации и руководства, работа по развитию школы должна проходить планово , очень важно , чтобы эта работа получила поддержку и содействие в ее организации со стороны руководства школы. И тогда уверенно можно сказать : В моей школе внедряются новые подходы в преподавании и обучении !