Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 49.02.01 «Физическая культура».
Организация-разработчик: ГБПОУ РС(Я) «РУ(к)ОР им. Р.М. Дмитриева».
Протокол № ___ от « » ____________ 2017 г.
Рекомендована методическим Советом ГПБОУ РС(Я) «РУ(к)ОР имени Р.М. Дмитриева».
Протокол методического Совета № ___ от « » _________________ 2017 г.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 49.02.01 – Физическая культура.
Название специальности в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
Заместитель директора по учебной работе ______________________ Н.С. Дьячковская
М.П.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 49.02.01 Физическая культура.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при изучении дисциплины ОГСЭ.05. Физическая культура общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла, дисциплин ОП.03 Гигиенические основы физической культуры, ОП.04 Основы врачебного контроля и междисциплинарных курсов МДК.01.01. Избранный вид спорта с методикой тренировки и руководства соревновательной деятельности спортсменов, МДК 03.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога по физической культуре и спорту профессионального учебного цикла.
самостоятельной работы обучающегося 62 часа.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и практических работ, самостоятельная работа обучающегося | Объём часов | Уровень освоения * (освоенности) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. История физической культуры и спорта зарубежных стран. | | 24 | |
Тема 1.1. | Содержание | | |
1 | Предмет История физической культуры. История | 2 | 1 |
Тема 1.2. Развитие физической культуры нового времени с конца XVII и до начала XX века | 2 | Создание основ школьного физического воспитания и физкультурно-спортивного движения. Немецкая система физического воспитания. Сокольское движение и сокольская гимнастика. Шведская система физического воспитания. Французская система физического воспитания. Физическая культура и спорт в России. Развитие международного спортивного движения | 4 | 1 |
Тема 1.3. Физическая культура и спорт в России и в СССР | 3 | Физическая культура в России с древнейших времён и до второй половины XIX века. Физическая подготовка в армии и в учебных заведениях. Развитие спорта и первые международные связи русских спортсменов. Физическая культура и спорт в СССР | 2 | 1 |
Тема 1.4. Физическая культура и спорт в Российской Федерации | 4 | Структура и функции государственных и общественных органов управления ФКиС в Российской Федерации. Развитие массовой и оздоровительной физической культуры | 2 | 1 |
5 | Практическая работа № 1. Задание 1: охарактеризуйте немецкую, чешскую (сокольскую), шведскую и французскую системы физического воспитания. Задание 2: охарактеризуйте развитие ФКиС в России до второй половины XIX века | 2 | |
Тема 1.5. Возникновение и развитие Олимпийских игр в Древней Греции | 6 | Возникновение и развитие Олимпийских игр в Древней Греции. Программа Олимпийских игр | 2 | 1 |
Тема 1.6. Олимпийские игры современности | 7 | Возрождение Олимпийских игр современности. Роль Пьера де Кубертена в возрождении Олимпийских игр. Олимпийские игры современности. Россия олимпийская. | 4 | 2 |
Тема 1.7. Олимпийские зимние игры | 8 | История возникновения и развития Олимпийских зимних игр. Итоги выступления сборной СССР | 4 | 2 |
9 | Практическая работа № 2. Задание 1: кратко опишите возрождение и развитие Олимпийских игр современности; перечислите российских чемпионов и призёров Олимпийских игр в вашем избранном виде спорта (ИВС) | 2 | |
Зачет по первому разделу в форме теста | 10 | Зачет по первому разделу в форме теста | 2 | |
Самостоятельная работа при изучении первого раздела Систематическая проработка конспектов занятий, учебно-методической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем). Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических, отчётов | |
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы 1. Физическое воспитание в родовом обществе 2. Физическая культура в Древней Греции 3. Физическое воспитание в рыцарских заведениях западной Европы 4. Немецкая система физического воспитания. Чешская (сокольская) система физического воспитания. Шведская система физического воспитания. Французская система физического воспитания 5. Физическая культура в России и в Советском союзе 6. Возникновение и развитие Олимпийских игр в Древней Греции. Программа Олимпийских игр 7. Возрождение Олимпийских игр современности. Роль Пьера де Кубертена в возрождении Олимпийских игр 8. Олимпийские игры современности. Россия олимпийская 9. История возникновения и развития Олимпийских зимних игр. Итоги выступления сборной СССР 10. Структура и функции государственных и общественных органов управления физической культурой и спортом в Российской Федерации | 10 | |
Раздел 2. Общая характеристика теории и методики физического воспитания и спорта | | | 18 | |
Тема 2.1. Основные понятия теории и методики физического воспитания и спорта | 1 | Физическая культура. Физическое воспитание. Физическая подготовка. Физические упражнения. Спорт | 4 | 2 |
Тема 2.2. Цели, задачи и принципы физического воспитания и спортивной тренировки | 2 | Цель физического воспитания, специфические и общепедагогические задачи физического воспитания. Цель и задачи спортивной тренировки. Основные принципы физического воспитания и спортивной тренировки | 2 | 2 |
Тема 2.3. Средства физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки | 3 | Средства физического воспитания. Средства спортивной тренировки. Средства оздоровительной тренировки. Техника физических упражнений. Кинематические и динамические характеристики двигательных действий. | 2 | 2 |
Тема 2.4. Методы физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки | 4 | Методы строго регламентированного упражнения. Игровой метод. Соревновательный метод. Словесные методы. Наглядные методы | 2 | |
5 | Практическая работа № 3. Задание 1: распределите и запишите по столбцам таблицы № 1 упражнения, применяемые в тренировочных занятиях в ИВС. Задание 2: распределите и запишите по столбцам таблицы № 2 краткое содержание и особенности методов физического воспитания и спортивной тренировки | 2 | |
Тема 2.5. Основы теории обучения двигательным действиям | 6 | Формирование знаний, двигательных умений и навыков как процесс и результат обучения. Этап начального разучивания двигательного действия. Этап углублённого разучивания двигательного действия. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного действия | 4 | 2 |
7 | Практическая работа № 4. Задание 1: выберите одно конкретное упражнение (или технический приём) из ИВС и, используя предложенную таблицу, разработайте обучение и совершенствование этого упражнения на трёх этапах | 2 | |
Самостоятельная работа при изучении второго раздела Систематическая проработка конспектов занятий, учебно-методической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем) Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических, отчётов | |
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы 1. Основные понятия ТиМФВиС: физическая культура, физическое воспитание, физическая подготовка, спорт, спортивные соревнования, спортивная тренировка спортивный результат 2. Цель физического воспитания, специфические задачи, общепедагогические задачи; цель и задачи спортивной подготовки; основные принципы физического воспитания и спортивной подготовки 3. Средства физического воспитания, средства спортивной тренировки, Средства оздоровительной тренировки 4. Техника физических упражнений 5. Кинематические и динамические характеристики движений 6. Методы физического воспитания и спортивной тренировки 7. Формы физического воспитания спортивной и оздоровительной тренировки 8. Формирование знаний, двигательных умений и навыков как процесс и результат обучения. Структура процесса обучения двигательным действиям 9. Этап начального разучивания двигательного действия 10. Этап углублённого разучивания двигательного действия 11. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного действия | 11 | |
Раздел 3. Теоретические основы воспитания физических качеств | | | 20 | |
Тема 3.1. Воспитание силовых способностей | 1-2 | Структура силовых способностей. Средства воспитания силовых способностей. Методика воспитания: собственно-силовых способностей, скоростно-силовых способностей, силовой выносливости. Оценка уровня развития силовых способностей | 2 | 2 |
Тема 3.2. Воспитание скоростных способностей. | 3 | Понятие «скоростные способности». Элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. Средства и методы воспитания скоростных способностей. Методика воспитания скоростных способностей. Оценка уровня развития скоростных способностей | 2 | 2 |
4 | Практическая работа № 5. Задание 1: определите основные типы силовых способностей, которые в основном проявляются в соревновательной деятельности в ИВС и охарактеризуйте средства и методику их развития. Задание 2: приведите примеры проявления элементарных и комплексных форм скоростных способностей в тренировочной и соревновательной деятельности в ИВС Задание 3: определите и запишите контрольные упражнения (тесты), которые могут быть использованы для оценки уровня развития силовых и скоростных способностей | 2 | |
Тема 3.3. Воспитание выносливости | 5-6 | Понятие «выносливость». Общая и специальная выносливость. Средства и методы воспитания общей и специальной выносливости. Механизмы энергообеспечения при мышечной работе. Оценка уровня развития выносливости | 4 | 2 |
Тема 3.4. Воспитание гибкости | 7 | Характеристика гибкости. Активная и пассивная гибкость. Средства и методы воспитания гибкости. Оценка уровня развития гибкости. Структура координационных способностей. Средства развития и методические приёмы воспитания координационных способностей. Оценка уровня развития координационных способностей | 2 | 2 |
Тема 3.5. Воспитание координационных способностей | 8 | Структура координационных способностей. Средства развития и методические приёмы воспитания координационных способностей. Оценка уровня развития координационных способностей | 2 | 2 |
9 | Практическая работа № 6. Задание 1: определите и охарактеризуйте средства и методику развития общей выносливости и специальной выносливости в ИВС. Задание 2: определите и охарактеризуйте методику развития гибкости в ИВС: «динамические активные упражнения», «динамические пассивные упражнения», «статические Задание 3: заполните таблицу: «Методические приёмы воспитания координационных способностей» | 2 | |
Зачет по второму и третьему разделам в форме теста | 2 | |
Самостоятельная работа при изучении третьего раздела. Систематическая проработка конспектов занятий, учебно-методической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем). Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических, отчётов | |
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы 1.Типы (виды) силовых способностей. Средства воспитания силовых способностей 2.Воспитание собственно-силовых способностей. Воспитание скоростно-силовых способностей. Методика воспитания силовой выносливости 3.Оценка уровня силовых способностей 4. Элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. Средства и методы воспитания скоростных способностей 5. Методика воспитания скоростных способностей. Оценка уровня развития скоростных способностей 6. Понятие «выносливость». Общая и специальная выносливость 7. Средства и методы воспитания общей выносливости и специальной выносливости 8. Классификация тренировочных нагрузок по их интенсивности. Оценка уровня развития выносливости 9. Характеристика гибкости. Средства и методы развития гибкости 10. Оценка уровня развития гибкости 11. Структура координационных способностей. Средства развития координационных способностей и методические приёмы их совершенствования 12. Оценка уровня развития координационных способностей | 8 | |
Раздел 4. Направленное развитие личности в процессе физического воспитания и занятий спортом | | | 18 | |
Тема 4.1. Урочные и неурочные формы физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки | 1 | Урочные формы занятий в физическом воспитании и спорте. Неурочные формы. План-конспект урока физического воспитания и спортивной тренировки | 4 | 2 |
2 | Практическая работа № 7. Задание 1: составьте подробный план-конспект занятия по избранному виду спорта для группы начальной подготовки | 1 | |
Тема 4.2. Мотивы занятий физической культурой и спортом, механизмы и средства воспитания личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности | 3 | Мотивация спортивной деятельности. Мотивация достижений. Основные правила мотивации занятий спортом и физическими упражнениями. Направленное формирование личности в процессе физического воспитания и занятий спортом. Технология воспитательной деятельности педагога по физической культуре и спорту | 4 | 2 |
Тема 4.3. Основы здорового образа жизни и способы его формирования и развития | 4 | Здоровье как социально-психологическая категория. Понятие "здоровый образ жизни". Элементы ЗОЖ. Вредные привычки. | 2 | 2 |
Тема 4.4. Особенности физического воспитания детей с ослабленным здоровьем, с особыми образовательными потребностями, с девиантным поведением | 5 | Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем. Физическое воспитание детей с особыми образовательными потребностями. Виды девиантного поведения. Физическое воспитание детей с девиантным ем. Реабилитационные социально-педагогические технологии | 4 | 2 |
6 | Практическая работа № 8. Задание 1: охарактеризуйте мотивы занятий ФКиС и методы воспитательной деятельности педагога в сфере ФКиС. Задание 2: перечислите основные элементы здорового образа жизни и опишите способы формирования ЗОЖ. Задание 3: опишите особенности ФВ детей с ослабленным здоровьем, с особыми образовательными потребностями, с девиантным поведением | 1 | |
Самостоятельная работа при изучении четвёртого раздела Систематическая проработка конспектов занятий, учебно-методической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем) Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических, отчётов | |
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы 1. Построение учебно-тренировочных занятий 2. Неурочные формы занятий в физкультурной практике 3.Мотивация спортивной деятельности и спортивных достижений. Основные правила мотивации занятий спортом и физическими упражнениями 4. Направленное формирование личности в процессе физического воспитания и занятий спортом 5. Технология воспитательной деятельности педагога по физической культуре и спорту 6. Требования к личности преподавателя (тренера) как воспитателя 7. Здоровье как социально-психологическая категория. Понятие "здоровый образ жизни" (ЗОЖ), Элементы ЗОЖ 8. Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем 9. Физическое воспитание детей с особыми образовательными потребностями 10. Физическое воспитание детей с девиантным поведением | 6 | |
Раздел 5. Планирование и контроль в физическом воспитании и спорте | | 10 | |
Тема 5.1. Планирование в физическом воспитании и спорте | 1 | Временные масштабы планирования. Методическая последовательность планирования. Учебный план. Учебная программа. Перспективное планирование. Годовой план-график учебного процесса. Этапное планирование. Текущее планирование. Оперативное планирование. | 2 | 2 |
2 | Практическая работа № 9. Задание 1: заполните таблицу «Документы планирования и их характеристики». Задание 2: заполните таблицу «План-график годичного цикла подготовки в избранном виде спорта для квалифицированных спортсменов» | 1 | |
Тема 5.2. Контроль в физическом воспитании и спорте | 3 | Педагогический контроль и самоконтроль. Предварительный контроль. Оперативный контроль. Текущий контроль. Этапный контроль. Итоговый контроль. Методы контроля. Контроль и учёт в физическом воспитании и спорте. | 2 | 2 |
4 | Практическая работа № 10. Задание 1: заполните таблицу «Педагогический контроль в процессе физического воспитания и спортивной тренировки». Задание 2: заполните таблицу «Личный самоконтроль в течение суток» | 1 | |
Зачёт по четвёртому и пятому разделам в форме теста | 2 | |
Самостоятельная работа при изучении пятого раздела. Систематическая проработка конспектов занятий, учебно-методической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем). Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических, отчётов. | |
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы 1. Планирование в физическом воспитании и спорте в зависимости от временных масштабов. 2. Методическая последовательность планирования. 3. Учебный план. Учебная программа. Перспективное планирование. 4. Годовой план-график учебного процесса. 5. Этапное планирование. Текущее планирование. Оперативное планирование. 6. Педагогический контроль и самоконтроль. 7. Предварительный контроль. Оперативный контроль. 8. Текущий контроль. Этапный контроль. Итоговый контроль. 9. Методы контроля. Контроль и учёт в физическом воспитании и спорте. | 6 | |
Второй курс |
Раздел 6. Общая характеристика спорта | | 16 | |
Тема 6.1. Основные понятия спорта. Классификация видов спорта | 1 | Базовое исходное понятие "спорт" и производные понятия: спорт высших достижений, профессиональный спорт, массовый спорт, военно-прикладные и служебно-прикладные виды спорта, национальные виды спорта. Базовое исходное понятие "спортивные соревнования" и производные понятия: международные соревнования, всероссийские соревнования, территориальные соревнования. Базовые функциональные понятия: "спортивная подготовка" и "спортивная тренировка" и их производные понятия. Базовые итоговые понятия: спортивные результаты, спортивные достижения, спортивная квалификция | 4 | 2 |
Тема 6.2. Функции спорта. Направления развития спорта | 2 | Эталонная функция спорта. Эвристически-прогностическая функция. Эмоционально-зрелищная функция. Эстетическая функция. Коммуникативная функция. Экономическая функция. Основные направления в развитии современного спорта. Физкультурно-спортивные организации в России | 2 | 2 |
Тема 6.1. Основные понятия спорта. Классификация видов спорта | 3 | Базовое исходное понятие "спорт" и производные понятия: спорт высших достижений, профессиональный спорт, массовый спорт, военно-прикладные и служебно-прикладные виды спорта, национальные виды спорта. Базовое исходное понятие "спортивные соревнования" и производные понятия: международные соревнования, всероссийские соревнования, территориальные соревнования. Базовые функциональные понятия: "спортивная подготовка" и "спортивная тренировка" и их производные понятия. Базовые итоговые понятия: спортивные результаты, спортивные достижения, спортивная квалификация | 4 | 2 |
| 4 | Внешние причины травматизма. Внутренние причины травматизма. Организационные и материально-технические причины травматизма. Медико-биологические причины травматизма. Спортивно-педагогические причины травматизма. Основные направления профилактики травм у спортсменов | 4 | 2 |
| 5 | Практическая работа № 11. Задание 1: Опишите основные внешние и внутренние причины травматизма в ИВС. Задание 2: перечислите основные направления профилактики травматизма в ИВС | 2 | |
Самостоятельная работа при изучении шестого раздела Систематическая проработка конспектов занятий, учебно-методической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем) Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических, отчётов | |
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы 1. Базовые исходные понятия «спорт», «спортивные соревнования» и их производные понятия 2. Базовые функциональные понятия «спортивная подготовка», «спортивная тренировка» и их производные понятия 3. Базовые итоговые понятия: «спортивные результаты», «спортивные достижения», «спортивная квалификация» 4. Основные функции спорта. Направления развития современного спорта 5. Характеристика системы подготовки спортсмена 6. Внешние и внутренние причины травматизма в спорте 7. Основные направления профилактики травм у спортсменов | 8 | |
Раздел 7. Методические основы спортивной подготовки | | 28 | |
Тема 7.1. Цели, задачи, средства и методы спортивной тренировки | 1 | Цель спортивной подготовки. Основные задачи, решаемые в процессе спортивной тренировки. Средства спортивной подготовки: 1) соревновательные упражнения; 2) специально-подготовительные упражнения; 3) общеподготовительные упражнения. Общепедагогические методы спортивной тренировки: словесные методы; наглядные методы. Практические методы: методы строго-регламентированного упражнения, игровой метод, соревновательный метод | 4 | 2 |
Тема 7.1. Цели, задачи, средства и методы спортивной тренировки | 2 | Цель спортивной подготовки. Основные задачи, решаемые в процессе спортивной тренировки. Средства спортивной подготовки: 1) соревновательные упражнения; 2) специально-подготовительные упражнения; 3) общеподготивительные упражнения. Общепедагогические методы спортивной тренировки: словесные методы; наглядные методы. Практические методы: методы строго-регламентированного упражнения, игровой метод, соревновательный метод | 2 | 2 |
Тема 7.3. Нагрузки, применяемые в спорте | 3 | Тренировочные и соревновательные нагрузки. "Внешняя" и "внутренняя" стороны тренировочных нагрузок. Взаимосвязь нагрузок с внешней и внутренней стороны. Характер и направленность тренировочных нагрузок. Компоненты тренировочных нагрузок: характер упражнений, интенсивность выполняемых упражнений, продолжительность отдельных упражнений, продолжительность и характер интервалов отдыха, число повторений упражнений, длительность работы. Воздействие нагрузок на организм спортсменов различной квалификации и подготовленности | 4 | 2 |
4 | Практическая работа № 12. Задание 1: Опишите основные процессы утомления во время выступления в соревнованиях в конкретной соревновательной дисциплине в ИВС. Задание 2: опишите особенности определения тренировочных нагрузок по их объёму и интенсивности в ИВС и какие тренировочные нагрузки применяются в 1,2,3,4 и 5зонах интенсивности | 4 | |
Тема 7.4. Основные принципы спортивной тренировки | 5 | Направленность к высшим достижениям. Углублённая специализация. Непрерывность тренировочного процесса. Единство постепенности увеличения нагрузки и тенденция к максимальным нагрузкам. Волнообразность и вариативность нагрузок. Цикличность тренировочного процесса. Единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности. Единство и взаимосвязь тренировочного процесса и соревновательной деятельности с внетренировочными факторами | 4 | 2 |
Тема 7.5. Основы построения процесса спортивной подготовки | 6 | Спортивная подготовка как многолетний процесс. Построение тренировки в больших циклах – макроциклах. Построение тренировки в годичных циклах. Построение тренировочных мезоциклов. Построение тренировочных микроциклов. | 4 | 2 |
Тема 7.6. Основы спортивной ориентации и отбора | 7 | Взаимосвязь отбора и ориентации с этапами многолетней подготовки. Наследуемость основных морфофункциональных признаков, двигательных качеств и показателей функциональной подготовленности у человека. Методы обследования при отборе. | 4 | 2 |
8 | Практическая работа № 13. Задание 1: разработайте годовое планирование в ИВС и заполните таблицу 1 «Структура годового планирования для квалифицированных спортсменов в ИВС». Задание 2: заполните таблицу 2 «Спортивный отбор и спортивная ориентация в процессе многолетней подготовки в ИВС» | 4 | |
Самостоятельная работа при изучении седьмого раздела. Систематическая проработка конспектов занятий, учебно-методической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем). Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических, отчётов. | |
1. Цели и задачи спортивной тренировки. 2. Средства спортивной тренировки. 3. Утомление при мышечной деятельности. Некомпенсированное и компенсированное утомление. 4. Восстановление после физических нагрузок. 5. "Внешняя" и "внутренняя" стороны тренировочных нагрузок. 6. Компоненты тренировочных нагрузок. 7. Основные принципы спортивной тренировки. 8. Структура многолетней подготовки. 9. Основы спортивной ориентации и спортивного отбора. | 8 | |
Раздел 8. Основы теории соревновательной деятельности | | 12 | |
Тема 8.1. Система спортивных соревнований | 1 | Понятие о системе спортивных соревнований. Правила соревнований. Положение о соревнованиях. Определение результата в соревнованиях. Условия соревнований, влияющие на соревновательную деятельность | 4 | 2 |
Тема 8.2. Виды соревнований. Способы проведения соревнований | 2 | Виды спортивных соревнований. Регламентация и способы проведения соревнований. Соревнования в системе подготовки спортсмена. | 2 | 2 |
3 | Практическая работа № 14. Задание 1: охарактеризуйте основное содержание нормативных документов: "Правила соревнований" и "Положение о соревнованиях". Задание 2: охарактеризуйте контрольные, подготовительные, отборочные, подводящие и главные соревнования в ИВС и опишите их специфику в системе соревнований в ИВС | 2 | |
Тема 8.3. Материально-техническое обеспечение подготовки и соревнований | 4 | Спортивный инвентарь и оборудование мест подготовки и соревнований. Тренажеры в системе спортивной подготовки | 2 | 2 |
Зачёт по шестому, седьмому и восьмому разделам в форме теста | 2 | |
Самостоятельная работа при изучении восьмого раздела Систематическая проработка конспектов занятий, учебно-методической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем). Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических, отчётов. | |
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы 1. Система спортивных соревнований в ИВС. 2. Правила соревнований. Положение о соревнованиях. 3. Условия соревновании, влияющие на соревновательную деятельность. 4. Виды и способы проведения соревнований. 5. Спортивный инвентарь и оборудование мест спортивной подготовки и соревнований в ИВС. Материально-техническое обеспечение подготовки и соревнований. | 6 | |
Экзамен по курсу дисциплины Теория и методика физической культуры и спорта | | |
2) репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3) продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по «Теории и истории физической культуры».
- рабочее место преподавателя.
1. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебник/ И.С.Барчуков; под общ. ред. Г.В. Барчуковой. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2015. – 368 с. – (Среднее профессиональное образование).
2. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений проф. образования/ Б.Р. Голощапов. – 10-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 320 с.
3. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений проф. образования/ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 10-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 480 с.
1. Теория и методика обучения базовым видам спорта: Гимнастика: учебник для студ. учреждений высш. образования/ [Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Л.В. Люйк и др.]; под ред. Е.С. Крючек, Р.Н. Терехиной. – 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 288 с. - (Сер.Бакалавриат).
2. Теория и методика обучения базовым видам спорта: Легкая атлетика: учебник для студ. учреждений высш. образования/ [Г.В. Грецов, С.Е. Войнова, А.А. Германова и др.]; под ред. Г.В. Грецова, А.Б. Янковского. – 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 288 с. - (Сер.Бакалавриат).
3. Теория и методика обучения базовым видам спорта: Лыжный спорт: учебник для студ. учреждений высш. образования/ [Г.А. Сергеев, Е.В. Мурашко, Г.В. Сергеева и др.]; под ред. Г.А. Сергеева. – 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 176 с. - (Сер.Бакалавриат).
4. Теория и методика обучения базовым видам спорта: Подвижные игры: учебник для студ. учреждений высш. образования/ [Ю.М. Макаров, Н.В. 33 Луткова, Л.Н. Минина и др.]; под ред. Ю.М. Макарова. – 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 272 с. - (Сер.Бакалавриат).
1. http://revolution.allbest.ru/sport/00000729_0.html
2. http://window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=8434
3. http://citadel.bstu.by/metod/tren/index.html
4. http://window.edu.ru/window/catalog?p_rid=25539
5. http://www.skitalets.ru/books/trenirovka_baykovsky/
6. http://kref.ru/list/sport/120391/
7. http://www.gubkin.ru/faculty/humanities/chairs_and_departments/physical_education/lecture /lecture6.php
8. http://lib.com.ru/Military%20Science/18403.html
9. http://www.kursach.com/fizkultura-i-sport-zdorhttp://herzenffk.my1.ru/load/30-1-0-42 10.http://www./infosport.ru/press/tpfk
17. http://www.tcdifor.com/nike/history.htm
18.http://www.tcdifor.com/nike/about.htm 19.http://esport.com.ua/Stranica/Prinadleg/Proizvoditeli/Adidas/2.htm 20.http://buhgal.narod.ru/PEOPLE/adidas.htm
23.http://www.sportmir.ru/brand_name/reebok/reebok_history.html 24.http://esport.com.ua/Stranica/Prinadleg/Proizvoditeli/Reebok/2.htm 25.http://esport.com.ua/Stranica/Prinadleg/Proizvoditeli/Reebok/3.htm
26. http://esport.com.ua/Stranica/Prinadleg/Proizvoditeli/Puma/l.htm
27. http://www.spi.infonet.by/sport/about.htm Интернет ресурсы:
29. http://www.fizkult-ura.ru/books/theory
30. http://window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=11859
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: |
- ориентироваться в истории и тенденциях развития физической культуры и спорта; | - выполнение домашних заданий, составление хронологической таблицы |
- использовать знания истории физической культуры и спорта в профессиональной деятельности, в том числе при решении задач нравственного и патриотического воспитания детей, подростков и молодежи, для организации физкультурно-спортивной деятельности, анализа учебно-тренировочного и соревновательного процесса, повышения интереса к физической культуре и спорту; | - выполнение домашних заданий, внеаудиторной самостоятельной работы, использование знаний истории физической культуры и спорта в профессиональной деятельности. |
- правильно использовать терминологию в области физической культуры; | - выполнение домашних заданий, внеаудиторной самостоятельной работы, использование терминологии, владение глоссарием. |
- оценивать постановку целей и задач, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм физического воспитания; | - выполнение домашних заданий, внеаудиторной самостоятельной работы, самостоятельная постановка целей и задач в ходе выполнения практической работы, подбор методов и приёмов в зависимости от целей и задач. |
- находить и анализировать информацию по теории и истории физической культуры, необходимую для решения профессиональных проблем, профессионального самообразования и саморазвития. | - выполнение домашних заданий, внеаудиторной самостоятельной работы, анализ информации, необходимой для решения профессиональных педагогических проблем |
Знать: |
- понятийный аппарат теории физической культуры и спорта и взаимосвязь основных понятий; | - выполнение домашних заданий, владение понятийным аппаратом. |
- историю становления и развития отечественных и зарубежных систем физического воспитания и международного олимпийского движения; | - выполнение домашних заданий, написание рефератов, владение историей становления и развития отечественных и зарубежных систем физического воспитания |
- современные концепции физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки; | - выполнение домашних заданий, внеаудиторной самостоятельной работы, написание рефератов, владение историей международного спортивного движения, анализ современных концепций физического воспитания |
- задачи и принципы физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки; | - выполнение домашних заданий, внеаудиторной самостоятельной работы, самостоятельная постановка основных задач и принципов физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки |
- средства, методы и формы физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки, их дидактические и воспитательные возможности; | - выполнение домашних заданий, внеаудиторной самостоятельной работы, самостоятельный подбор средств формирования физической культуры, самостоятельный подбор механизмов и средств развития личности в зависимости от возраста, самостоятельный подбор различных методов, средств и форм организации физического воспитания в зависимости от возраста |
- основы теории обучения двигательным действиям; | - выполнение домашних заданий, внеаудиторной самостоятельной работы, владение основами обучения двигательным действиям |
- теоретические основы развития физических качеств; | - выполнение домашних заданий, внеаудиторной самостоятельной работы, составление контрольных упражнения для определения уровня развития физических качеств |
- основы формирования технико-тактического мастерства занимающихся физической культурой и спортом; | - выполнение домашних заданий, внеаудиторной самостоятельной работы, составление контрольных упражнения для определения уровня развития физических качеств |
- механизмы и средства развития личности в процессе физического воспитания и занятий спортом; | - выполнение домашних заданий, внеаудиторной самостоятельной работы, ориентирование в механизмах и средствах развития личности. |
- мотивы занятий физической культурой и спортом, условия и способы их формирования и развития; | - выполнение домашних заданий, внеаудиторной самостоятельной работы, выявление личных мотивов занятий физической культурой у занимающихся и их формирование |
- понятие «здоровый образ жизни» и основы его формирования средствами физической культуры; | - выполнение домашних заданий, внеаудиторной самостоятельной работы, пропаганда здорового образа жизни путём личного примера. |
- особенности физического воспитания обучающихся с ослабленным здоровьем, двигательно-одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением; | - выполнение домашних заданий, составление комплексов упражнений для детей с ослабленным здоровьем |
- структуру и основы построения процесса спортивной подготовки; | - выполнение домашних заданий, внеаудиторной самостоятельной работы, знание структуры и основ построения процесса спортивной подготовки; |
- основы теории соревновательной деятельности; | - выполнение домашних заданий, внеаудиторной самостоятельной работы, применение теории соревновательной деятельности в процессе тренировок |
- основы спортивной ориентации и спортивного отбора | - выполнение домашних заданий, внеаудиторной самостоятельной работы, умение применять спортивную ориентацию и спортивный отбор в профессиональной деятельности |