СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О моем блоге ИВС по вольной борьбе

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

 

1.1. Область применения примерной программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 49.02.01 Физическая культура.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при изучении дисциплины ОГСЭ.05. Физическая культура общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла, дисциплин ОП.03 Гигиенические основы физической культуры, ОП.04 Основы врачебного контроля и междисциплинарных курсов МДК.01.01. Избранный вид спорта с методикой тренировки и руководства соревновательной деятельности спортсменов, МДК 03.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога по физической культуре и спорту профессионального учебного цикла.

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Теория и история физической культуры и спорта» относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального учебного цикла.

 

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

* ориентироваться в истории и тенденциях развития физической культуры и спорта;

* использовать знания истории физической культуры и спорта в профессиональной деятельности, в том числе при решении задач нравственного и патриотического воспитания детей, подростков и молодежи, для организации физкультурно-спортивной деятельности, анализа учебно-тренировочного и соревновательного процесса, повышения интереса к физической культуре и спорту;

* правильно использовать терминологию в области физической культуры;

* оценивать постановку цели и задач, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм физического воспитания и спортивной и оздоровительной тренировки;

* находить и анализировать информацию по теории и истории физической культуры, необходимую для решения профессиональных проблем, профессионального самообразования и саморазвития.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

* понятийный аппарат теории физической культуры и спорта и взаимосвязь основных понятий;

* историю становления и развития отечественных и зарубежных систем физического воспитания и международного олимпийского движения;

* современные концепции физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки;

* задачи и принципы физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки;

* средства, методы и формы физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки, их дидактические и воспитательные возможности;

* основы теории обучения двигательным действиям;

* теоретические основы развития физических качеств;

* основы формирования технико-тактического мастерства занимающихся 

Просмотр содержимого документа
«О моем блоге ИВС по вольной борьбе»

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)


ГБПОУ РС(Я) «РУ(К)ОР им. Р.М. Дмитриева»















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»


по специальности среднего профессионального образования

49.02.01 Физическая культура



уровень образования среднее общее образование





Форма обучения

очная


















Якутск, 2017

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 49.02.01 «Физическая культура».

Организация-разработчик: ГБПОУ РС(Я) «РУ(к)ОР им. Р.М. Дмитриева».


Разработчики:

____________________, преподаватель специальных дисциплин







Рассмотрена на заседании ПЦК психолого-педагогических и специальных дисциплин

Протокол № ___ от « » ____________ 2017 г.


Рекомендована методическим Советом ГПБОУ РС(Я) «РУ(к)ОР имени Р.М. Дмитриева».

Протокол методического Совета № ___ от « » _________________ 2017 г.


Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 49.02.01 – Физическая культура.

Название специальности в соответствии с требованиями ФГОС СПО.



«Утвердить»

Заместитель директора по учебной работе ______________________ Н.С. Дьячковская


М.П.










Содержание


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 18

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 20











































1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА


1.1. Область применения примерной программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 49.02.01 Физическая культура.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при изучении дисциплины ОГСЭ.05. Физическая культура общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла, дисциплин ОП.03 Гигиенические основы физической культуры, ОП.04 Основы врачебного контроля и междисциплинарных курсов МДК.01.01. Избранный вид спорта с методикой тренировки и руководства соревновательной деятельности спортсменов, МДК 03.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога по физической культуре и спорту профессионального учебного цикла.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Теория и история физической культуры и спорта» относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального учебного цикла.


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • ориентироваться в истории и тенденциях развития физической культуры и спорта;

  • использовать знания истории физической культуры и спорта в профессиональной деятельности, в том числе при решении задач нравственного и патриотического воспитания детей, подростков и молодежи, для организации физкультурно-спортивной деятельности, анализа учебно-тренировочного и соревновательного процесса, повышения интереса к физической культуре и спорту;

  • правильно использовать терминологию в области физической культуры;

  • оценивать постановку цели и задач, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм физического воспитания и спортивной и оздоровительной тренировки;

  • находить и анализировать информацию по теории и истории физической культуры, необходимую для решения профессиональных проблем, профессионального самообразования и саморазвития.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • понятийный аппарат теории физической культуры и спорта и взаимосвязь основных понятий;

  • историю становления и развития отечественных и зарубежных систем физического воспитания и международного олимпийского движения;

  • современные концепции физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки;

  • задачи и принципы физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки;

  • средства, методы и формы физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки, их дидактические и воспитательные возможности;

  • основы теории обучения двигательным действиям;

  • теоретические основы развития физических качеств;

  • основы формирования технико-тактического мастерства занимающихся физической культурой и спортом;

  • механизмы и средства развития личности в процессе физического воспитания и занятий спортом;

  • мотивы занятий физической культурой и спортом, условия и способы их формирования и развития;

  • понятие «здоровый образ жизни» и основы его формирования средствами физической культуры;

  • особенности физического воспитания обучающихся с ослабленным здоровьем, двигательно одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;

  • структуру и основы построения процесса спортивной подготовки;

  • основы теории соревновательной деятельности;

  • основы спортивной ориентации и спортивного отбора.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 186 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 124 часа;

самостоятельной работы обучающегося 62 часа.




























2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

186

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

124

в том числе:


лабораторные работы

-

практические работы

36

контрольные работы

4

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

62

Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание дисциплины ОП.07. «Теория и история физической культуры и спорта»

Наименование разделов

и тем

Содержание учебного материала и практических работ, самостоятельная работа обучающегося

Объём часов

Уровень освоения *

(освоенности)

1

2

3

4

Раздел 1. История физической культуры и спорта зарубежных стран.


24


Тема 1.1.

Содержание



1

Предмет История физической культуры. История

2

1

Тема 1.2. Развитие физической культуры нового времени с конца XVII и до начала XX века

2

Создание основ школьного физического воспитания и физкультурно-спортивного движения. Немецкая система физического воспитания. Сокольское движение и сокольская гимнастика. Шведская система физического воспитания. Французская система физического воспитания. Физическая культура и спорт в России. Развитие международного спортивного движения

4

1

Тема 1.3. Физическая культура и спорт в России и в СССР

3

Физическая культура в России с древнейших времён и до второй половины XIX века. Физическая подготовка в армии и в учебных заведениях. Развитие спорта и первые международные связи русских спортсменов. Физическая культура и спорт в СССР

2

1

Тема 1.4. Физическая культура и спорт в Российской Федерации

4

Структура и функции государственных и общественных органов управления ФКиС в Российской Федерации. Развитие массовой и оздоровительной физической культуры

2

1

5

Практическая работа № 1. Задание 1: охарактеризуйте немецкую, чешскую (сокольскую), шведскую и французскую системы физического воспитания. Задание 2: охарактеризуйте развитие ФКиС в России до второй половины XIX века

2


Тема 1.5. Возникновение и развитие Олимпийских игр в Древней Греции

6

Возникновение и развитие Олимпийских игр в Древней Греции. Программа Олимпийских игр

2

1

Тема 1.6. Олимпийские игры современности

7

Возрождение Олимпийских игр современности. Роль Пьера де Кубертена в возрождении Олимпийских игр. Олимпийские игры современности. Россия олимпийская.

4

2

Тема 1.7. Олимпийские зимние игры

8

История возникновения и развития Олимпийских зимних игр. Итоги выступления сборной СССР

4

2

9

Практическая работа № 2. Задание 1: кратко опишите возрождение и развитие Олимпийских игр современности; перечислите российских чемпионов и призёров Олимпийских игр в вашем избранном виде спорта (ИВС)

2


Зачет по первому разделу в форме теста

10

Зачет по первому разделу в форме теста

2


Самостоятельная работа при изучении первого раздела

Систематическая проработка конспектов занятий, учебно-методической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем). Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических, отчётов


Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1. Физическое воспитание в родовом обществе

2. Физическая культура в Древней Греции

3. Физическое воспитание в рыцарских заведениях западной Европы

4. Немецкая система физического воспитания. Чешская (сокольская) система физического воспитания. Шведская система физического воспитания. Французская система физического воспитания

5. Физическая культура в России и в Советском союзе

6. Возникновение и развитие Олимпийских игр в Древней Греции. Программа Олимпийских игр

7. Возрождение Олимпийских игр современности. Роль Пьера де Кубертена в возрождении Олимпийских игр

8. Олимпийские игры современности. Россия олимпийская

9. История возникновения и развития Олимпийских зимних игр. Итоги выступления сборной СССР

10. Структура и функции государственных и общественных органов управления физической культурой и спортом в Российской Федерации

10


Раздел 2. Общая характеристика теории и методики физического воспитания и спорта



18


Тема 2.1. Основные понятия теории и методики физического воспитания и спорта

1

Физическая культура. Физическое воспитание. Физическая подготовка. Физические упражнения. Спорт

4

2

Тема 2.2. Цели, задачи и принципы физического воспитания и спортивной тренировки

2

Цель физического воспитания, специфические и общепедагогические задачи физического воспитания. Цель и задачи спортивной тренировки. Основные принципы физического воспитания и спортивной тренировки

2

2

Тема 2.3. Средства физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки

3

Средства физического воспитания. Средства спортивной тренировки. Средства оздоровительной тренировки. Техника физических упражнений. Кинематические и динамические характеристики двигательных действий.

2

2

Тема 2.4. Методы физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки

4

Методы строго регламентированного упражнения. Игровой метод. Соревновательный метод. Словесные методы. Наглядные методы

2


5

Практическая работа № 3. Задание 1: распределите и запишите по столбцам таблицы № 1 упражнения, применяемые в тренировочных занятиях в ИВС. Задание 2: распределите и запишите по столбцам таблицы № 2 краткое содержание и особенности методов физического воспитания и спортивной тренировки

2


Тема 2.5. Основы теории обучения двигательным действиям

6

Формирование знаний, двигательных умений и навыков как процесс и результат обучения. Этап начального разучивания двигательного действия. Этап углублённого разучивания двигательного действия. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного действия

4

2

7

Практическая работа № 4. Задание 1: выберите одно конкретное упражнение (или технический приём) из ИВС и, используя предложенную таблицу, разработайте обучение и совершенствование этого упражнения на трёх этапах

2


Самостоятельная работа при изучении второго раздела

Систематическая проработка конспектов занятий, учебно-методической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем)

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических, отчётов


Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1. Основные понятия ТиМФВиС: физическая культура, физическое воспитание, физическая подготовка, спорт, спортивные соревнования, спортивная тренировка спортивный результат

2. Цель физического воспитания, специфические задачи, общепедагогические задачи; цель и задачи спортивной подготовки; основные принципы физического воспитания и спортивной подготовки

3. Средства физического воспитания, средства спортивной тренировки, Средства оздоровительной тренировки

4. Техника физических упражнений

5. Кинематические и динамические характеристики движений

6. Методы физического воспитания и спортивной тренировки

7. Формы физического воспитания спортивной и оздоровительной тренировки

8. Формирование знаний, двигательных умений и навыков как процесс и результат обучения. Структура процесса обучения двигательным действиям

9. Этап начального разучивания двигательного действия

10. Этап углублённого разучивания двигательного действия

11. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного действия

11


Раздел 3.

Теоретические основы воспитания физических качеств



20


Тема 3.1. Воспитание силовых способностей

1-2

Структура силовых способностей. Средства воспитания силовых способностей. Методика воспитания: собственно-силовых способностей, скоростно-силовых способностей, силовой выносливости. Оценка уровня развития силовых способностей

2

2

Тема 3.2. Воспитание скоростных способностей.

3

Понятие «скоростные способности». Элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. Средства и методы воспитания скоростных способностей. Методика воспитания скоростных способностей. Оценка уровня развития скоростных способностей

2

2

4

Практическая работа № 5. Задание 1: определите основные типы силовых способностей, которые в основном проявляются в соревновательной деятельности в ИВС и охарактеризуйте средства и методику их развития. Задание 2: приведите примеры проявления элементарных и комплексных форм скоростных способностей в тренировочной и соревновательной деятельности в ИВС Задание 3: определите и запишите контрольные упражнения (тесты), которые могут быть использованы для оценки уровня развития силовых и скоростных способностей

2


Тема 3.3. Воспитание выносливости

5-6

Понятие «выносливость». Общая и специальная выносливость. Средства и методы воспитания общей и специальной выносливости. Механизмы энергообеспечения при мышечной работе. Оценка уровня развития выносливости

4

2

Тема 3.4. Воспитание гибкости

7

Характеристика гибкости. Активная и пассивная гибкость. Средства и методы воспитания гибкости. Оценка уровня развития гибкости. Структура координационных способностей. Средства развития и методические приёмы воспитания координационных способностей. Оценка уровня развития координационных способностей

2

2

Тема 3.5. Воспитание координационных способностей

8

Структура координационных способностей. Средства развития и методические приёмы воспитания координационных способностей. Оценка уровня развития координационных способностей

2

2

9

Практическая работа № 6. Задание 1: определите и охарактеризуйте средства и методику развития общей выносливости и специальной выносливости в ИВС. Задание 2: определите и охарактеризуйте методику развития гибкости в ИВС: «динамические активные упражнения», «динамические пассивные упражнения», «статические Задание 3: заполните таблицу: «Методические приёмы воспитания координационных способностей»

2


Зачет по второму и третьему разделам в форме теста

2


Самостоятельная работа при изучении третьего раздела.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебно-методической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических, отчётов


Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1.Типы (виды) силовых способностей. Средства воспитания силовых способностей

2.Воспитание собственно-силовых способностей. Воспитание скоростно-силовых способностей. Методика воспитания силовой выносливости

3.Оценка уровня силовых способностей

4. Элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. Средства и методы воспитания скоростных способностей

5. Методика воспитания скоростных способностей. Оценка уровня развития скоростных способностей

6. Понятие «выносливость». Общая и специальная выносливость

7. Средства и методы воспитания общей выносливости и специальной выносливости

8. Классификация тренировочных нагрузок по их интенсивности. Оценка уровня развития выносливости

9. Характеристика гибкости. Средства и методы развития гибкости

10. Оценка уровня развития гибкости

11. Структура координационных способностей. Средства развития координационных способностей и методические приёмы их совершенствования

12. Оценка уровня развития координационных способностей

8


Раздел 4.

Направленное развитие личности в процессе физического воспитания и занятий спортом



18


Тема 4.1. Урочные и неурочные формы физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки

1

Урочные формы занятий в физическом воспитании и спорте. Неурочные формы. План-конспект урока физического воспитания и спортивной тренировки

4

2

2

Практическая работа № 7. Задание 1: составьте подробный план-конспект занятия по избранному виду спорта для группы начальной подготовки

1


Тема 4.2. Мотивы занятий физической культурой и спортом, механизмы и средства воспитания личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности

3

Мотивация спортивной деятельности. Мотивация достижений. Основные правила мотивации занятий спортом и физическими упражнениями. Направленное формирование личности в процессе физического воспитания и занятий спортом. Технология воспитательной деятельности педагога по физической культуре и спорту

4

2

Тема 4.3. Основы здорового образа жизни и способы его формирования и развития

4

Здоровье как социально-психологическая категория. Понятие "здоровый образ жизни". Элементы ЗОЖ. Вредные привычки.

2

2

Тема 4.4. Особенности физического воспитания детей с ослабленным здоровьем, с особыми образовательными потребностями, с девиантным поведением

5

Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем. Физическое воспитание детей с особыми образовательными потребностями. Виды девиантного поведения. Физическое воспитание детей с девиантным ем. Реабилитационные социально-педагогические технологии

4

2

6

Практическая работа № 8. Задание 1: охарактеризуйте мотивы занятий ФКиС и методы воспитательной деятельности педагога в сфере ФКиС. Задание 2: перечислите основные элементы здорового образа жизни и опишите способы формирования ЗОЖ. Задание 3: опишите особенности ФВ детей с ослабленным здоровьем, с особыми образовательными потребностями, с девиантным поведением

1


Самостоятельная работа при изучении четвёртого раздела

Систематическая проработка конспектов занятий, учебно-методической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем)

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических, отчётов


Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1. Построение учебно-тренировочных занятий

2. Неурочные формы занятий в физкультурной практике

3.Мотивация спортивной деятельности и спортивных достижений. Основные правила мотивации занятий спортом и физическими упражнениями

4. Направленное формирование личности в процессе физического воспитания и занятий спортом

5. Технология воспитательной деятельности педагога по физической культуре и спорту

6. Требования к личности преподавателя (тренера) как воспитателя

7. Здоровье как социально-психологическая категория. Понятие "здоровый образ жизни" (ЗОЖ), Элементы ЗОЖ

8. Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем

9. Физическое воспитание детей с особыми образовательными потребностями

10. Физическое воспитание детей с девиантным поведением

6


Раздел 5.

Планирование и контроль в физическом воспитании и спорте


10


Тема 5.1. Планирование в физическом воспитании и спорте

1

Временные масштабы планирования. Методическая последовательность планирования. Учебный план. Учебная программа. Перспективное планирование. Годовой план-график учебного процесса. Этапное планирование. Текущее планирование. Оперативное планирование.

2

2

2

Практическая работа № 9. Задание 1: заполните таблицу «Документы планирования и их характеристики». Задание 2: заполните таблицу «План-график годичного цикла подготовки в избранном виде спорта для квалифицированных спортсменов»

1


Тема 5.2. Контроль в физическом воспитании и спорте

3

Педагогический контроль и самоконтроль. Предварительный контроль. Оперативный контроль. Текущий контроль. Этапный контроль. Итоговый контроль. Методы контроля. Контроль и учёт в физическом воспитании и спорте.

2

2

4

Практическая работа № 10. Задание 1: заполните таблицу «Педагогический контроль в процессе физического воспитания и спортивной тренировки». Задание 2: заполните таблицу «Личный самоконтроль в течение суток»

1


Зачёт по четвёртому и пятому разделам в форме теста

2


Самостоятельная работа при изучении пятого раздела.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебно-методической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических, отчётов.


Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1. Планирование в физическом воспитании и спорте в зависимости от временных масштабов.

2. Методическая последовательность планирования.

3. Учебный план. Учебная программа. Перспективное планирование.

4. Годовой план-график учебного процесса.

5. Этапное планирование. Текущее планирование. Оперативное планирование.

6. Педагогический контроль и самоконтроль.

7. Предварительный контроль. Оперативный контроль.

8. Текущий контроль. Этапный контроль. Итоговый контроль.

9. Методы контроля. Контроль и учёт в физическом воспитании и спорте.

6


Второй курс

Раздел 6. Общая характеристика

спорта


16


Тема 6.1. Основные понятия спорта. Классификация видов спорта

1

Базовое исходное понятие "спорт" и производные понятия: спорт высших достижений, профессиональный спорт, массовый спорт, военно-прикладные и служебно-прикладные виды спорта, национальные виды спорта. Базовое исходное понятие "спортивные соревнования" и производные понятия: международные соревнования, всероссийские соревнования, территориальные соревнования. Базовые функциональные понятия: "спортивная подготовка" и "спортивная тренировка" и их производные понятия. Базовые итоговые понятия: спортивные результаты, спортивные достижения, спортивная квалификция

4

2

Тема 6.2. Функции спорта. Направления развития спорта

2

Эталонная функция спорта. Эвристически-прогностическая функция. Эмоционально-зрелищная функция. Эстетическая функция. Коммуникативная функция. Экономическая функция. Основные направления в развитии современного спорта. Физкультурно-спортивные организации в России

2

2

Тема 6.1. Основные понятия спорта. Классификация видов спорта

3

Базовое исходное понятие "спорт" и производные понятия: спорт высших достижений, профессиональный спорт, массовый спорт, военно-прикладные и служебно-прикладные виды спорта, национальные виды спорта. Базовое исходное понятие "спортивные соревнования" и производные понятия: международные соревнования, всероссийские соревнования, территориальные соревнования. Базовые функциональные понятия: "спортивная подготовка" и "спортивная тренировка" и их производные понятия. Базовые итоговые понятия: спортивные результаты, спортивные достижения, спортивная квалификация

4

2


4

Внешние причины травматизма. Внутренние причины травматизма. Организационные и материально-технические причины травматизма. Медико-биологические причины травматизма. Спортивно-педагогические причины травматизма. Основные направления профилактики травм у спортсменов


4


2


5

Практическая работа № 11. Задание 1: Опишите основные внешние и внутренние причины травматизма в ИВС. Задание 2: перечислите основные направления профилактики травматизма в ИВС

2


Самостоятельная работа при изучении шестого раздела

Систематическая проработка конспектов занятий, учебно-методической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем)

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических, отчётов


Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1. Базовые исходные понятия «спорт», «спортивные соревнования» и их производные понятия

2. Базовые функциональные понятия «спортивная подготовка», «спортивная тренировка» и их производные понятия

3. Базовые итоговые понятия: «спортивные результаты», «спортивные достижения», «спортивная квалификация»

4. Основные функции спорта. Направления развития современного спорта

5. Характеристика системы подготовки спортсмена

6. Внешние и внутренние причины травматизма в спорте

7. Основные направления профилактики травм у спортсменов

8


Раздел 7. Методические основы спортивной подготовки


28


Тема 7.1. Цели, задачи, средства и методы спортивной тренировки

1

Цель спортивной подготовки. Основные задачи, решаемые в процессе спортивной тренировки. Средства спортивной подготовки: 1) соревновательные упражнения; 2) специально-подготовительные упражнения; 3) общеподготовительные упражнения. Общепедагогические методы спортивной тренировки: словесные методы; наглядные методы. Практические методы: методы строго-регламентированного упражнения, игровой метод, соревновательный метод

4

2

Тема 7.1. Цели, задачи, средства и методы спортивной тренировки

2

Цель спортивной подготовки. Основные задачи, решаемые в процессе спортивной тренировки. Средства спортивной подготовки: 1) соревновательные упражнения; 2) специально-подготовительные упражнения; 3) общеподготивительные упражнения. Общепедагогические методы спортивной тренировки: словесные методы; наглядные методы. Практические методы: методы строго-регламентированного упражнения, игровой метод, соревновательный метод

2

2

Тема 7.3. Нагрузки, применяемые в спорте

3

Тренировочные и соревновательные нагрузки. "Внешняя" и "внутренняя" стороны тренировочных нагрузок. Взаимосвязь нагрузок с внешней и внутренней стороны. Характер и направленность тренировочных нагрузок. Компоненты тренировочных нагрузок: характер упражнений, интенсивность выполняемых упражнений, продолжительность отдельных упражнений, продолжительность и характер интервалов отдыха, число повторений упражнений, длительность работы. Воздействие нагрузок на организм спортсменов различной квалификации и подготовленности

4

2

4

Практическая работа № 12. Задание 1: Опишите основные процессы утомления во время выступления в соревнованиях в конкретной соревновательной дисциплине в ИВС. Задание 2: опишите особенности определения тренировочных нагрузок по их объёму и интенсивности в ИВС и какие тренировочные нагрузки применяются в 1,2,3,4 и 5зонах интенсивности

4


Тема 7.4. Основные принципы спортивной тренировки

5

Направленность к высшим достижениям. Углублённая специализация. Непрерывность тренировочного процесса. Единство постепенности увеличения нагрузки и тенденция к максимальным нагрузкам. Волнообразность и вариативность нагрузок. Цикличность тренировочного процесса. Единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности. Единство и взаимосвязь тренировочного процесса и соревновательной деятельности с внетренировочными факторами

4

2

Тема 7.5. Основы построения процесса спортивной подготовки

6

Спортивная подготовка как многолетний процесс. Построение тренировки в больших циклах – макроциклах. Построение тренировки в годичных циклах. Построение тренировочных мезоциклов. Построение тренировочных микроциклов.

4

2

Тема 7.6. Основы спортивной ориентации и отбора

7

Взаимосвязь отбора и ориентации с этапами многолетней подготовки. Наследуемость основных морфофункциональных признаков, двигательных качеств и показателей функциональной подготовленности у человека. Методы обследования при отборе.

4

2

8

Практическая работа № 13. Задание 1: разработайте годовое планирование в ИВС и заполните таблицу 1 «Структура годового планирования для квалифицированных спортсменов в ИВС». Задание 2: заполните таблицу 2 «Спортивный отбор и спортивная ориентация в процессе многолетней подготовки в ИВС»

4


Самостоятельная работа при изучении седьмого раздела.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебно-методической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических, отчётов.


1. Цели и задачи спортивной тренировки.

2. Средства спортивной тренировки.

3. Утомление при мышечной деятельности. Некомпенсированное и компенсированное утомление.

4. Восстановление после физических нагрузок.

5. "Внешняя" и "внутренняя" стороны тренировочных нагрузок.

6. Компоненты тренировочных нагрузок.

7. Основные принципы спортивной тренировки.

8. Структура многолетней подготовки.

9. Основы спортивной ориентации и спортивного отбора.

8


Раздел 8. Основы теории

соревновательной деятельности


12


Тема 8.1. Система спортивных соревнований

1

Понятие о системе спортивных соревнований. Правила соревнований. Положение о соревнованиях. Определение результата в соревнованиях. Условия соревнований, влияющие на соревновательную деятельность

4

2

Тема 8.2. Виды соревнований. Способы проведения соревнований

2

Виды спортивных соревнований. Регламентация и способы проведения соревнований. Соревнования в системе подготовки спортсмена.

2

2

3

Практическая работа № 14. Задание 1: охарактеризуйте основное содержание нормативных документов: "Правила соревнований" и "Положение о соревнованиях". Задание 2: охарактеризуйте контрольные, подготовительные, отборочные, подводящие и главные соревнования в ИВС и опишите их специфику в системе соревнований в ИВС

2


Тема 8.3. Материально-техническое обеспечение подготовки и соревнований

4

Спортивный инвентарь и оборудование мест подготовки и соревнований. Тренажеры в системе спортивной подготовки

2

2

Зачёт по шестому, седьмому и восьмому разделам в форме теста

2


Самостоятельная работа при изучении восьмого раздела

Систематическая проработка конспектов занятий, учебно-методической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических, отчётов.


Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1. Система спортивных соревнований в ИВС.

2. Правила соревнований. Положение о соревнованиях.

3. Условия соревновании, влияющие на соревновательную деятельность.

4. Виды и способы проведения соревнований.

5. Спортивный инвентарь и оборудование мест спортивной подготовки и соревнований в ИВС.

Материально-техническое обеспечение подготовки и соревнований.

6


Экзамен по курсу дисциплины Теория и методика физической культуры и спорта





*Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1) ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2) репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3) продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)















3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по «Теории и истории физической культуры».


Оборудование учебного кабинета:

- комплект учебной мебели для обучающегося;

- рабочее место преподавателя.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

1. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебник/ И.С.Барчуков; под общ. ред. Г.В. Барчуковой. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2015. – 368 с. – (Среднее профессиональное образование).

2. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений проф. образования/ Б.Р. Голощапов. – 10-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 320 с.

3. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений проф. образования/ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 10-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 480 с.


Дополнительные источники:

1. Теория и методика обучения базовым видам спорта: Гимнастика: учебник для студ. учреждений высш. образования/ [Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Л.В. Люйк и др.]; под ред. Е.С. Крючек, Р.Н. Терехиной. – 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 288 с. - (Сер.Бакалавриат).

2. Теория и методика обучения базовым видам спорта: Легкая атлетика: учебник для студ. учреждений высш. образования/ [Г.В. Грецов, С.Е. Войнова, А.А. Германова и др.]; под ред. Г.В. Грецова, А.Б. Янковского. – 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 288 с. - (Сер.Бакалавриат).

3. Теория и методика обучения базовым видам спорта: Лыжный спорт: учебник для студ. учреждений высш. образования/ [Г.А. Сергеев, Е.В. Мурашко, Г.В. Сергеева и др.]; под ред. Г.А. Сергеева. – 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 176 с. - (Сер.Бакалавриат).

4. Теория и методика обучения базовым видам спорта: Подвижные игры: учебник для студ. учреждений высш. образования/ [Ю.М. Макаров, Н.В. 33 Луткова, Л.Н. Минина и др.]; под ред. Ю.М. Макарова. – 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 272 с. - (Сер.Бакалавриат).


Интернет – ресурсы:

1. http://revolution.allbest.ru/sport/00000729_0.html

2. http://window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=8434

3. http://citadel.bstu.by/metod/tren/index.html

4. http://window.edu.ru/window/catalog?p_rid=25539

5. http://www.skitalets.ru/books/trenirovka_baykovsky/

6. http://kref.ru/list/sport/120391/

7. http://www.gubkin.ru/faculty/humanities/chairs_and_departments/physical_education/lecture /lecture6.php

8. http://lib.com.ru/Military%20Science/18403.html

9. http://www.kursach.com/fizkultura-i-sport-zdorhttp://herzenffk.my1.ru/load/30-1-0-42 10.http://www./infosport.ru/press/tpfk

11.http://www.infosport.ru/press/fkvot

12.http://www.shkola - press.ru

13.http://www.informika.ru

14.http://www.geocites.com/Athens/Academy/9997

15.http://www.gpntb.ru

16.http://www.rsl.ru

17. http://www.tcdifor.com/nike/history.htm

18.http://www.tcdifor.com/nike/about.htm 19.http://esport.com.ua/Stranica/Prinadleg/Proizvoditeli/Adidas/2.htm 20.http://buhgal.narod.ru/PEOPLE/adidas.htm

21.http://www.adfdas.ru/about.asp

22.http://www.adidas.corh

23.http://www.sportmir.ru/brand_name/reebok/reebok_history.html 24.http://esport.com.ua/Stranica/Prinadleg/Proizvoditeli/Reebok/2.htm 25.http://esport.com.ua/Stranica/Prinadleg/Proizvoditeli/Reebok/3.htm

26. http://esport.com.ua/Stranica/Prinadleg/Proizvoditeli/Puma/l.htm

27. http://www.spi.infonet.by/sport/about.htm Интернет ресурсы:

  1. http://www.iprbookshop.ru/ -Электронно-библиотечная система IPRbooks.

29. http://www.fizkult-ura.ru/books/theory

30. http://window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=11859



























4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий по самостоятельной работе.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

- ориентироваться в истории и тенденциях развития физической культуры и спорта;

- выполнение домашних заданий, составление хронологической таблицы

- использовать знания истории физической культуры и спорта в профессиональной деятельности, в том числе при решении задач нравственного и патриотического воспитания детей, подростков и молодежи, для организации физкультурно-спортивной деятельности, анализа учебно-тренировочного и соревновательного процесса, повышения интереса к физической культуре и спорту;

- выполнение домашних заданий, внеаудиторной самостоятельной работы,

использование знаний истории физической культуры и спорта в профессиональной деятельности.

- правильно использовать терминологию в области физической культуры;

- выполнение домашних заданий, внеаудиторной самостоятельной работы, использование терминологии, владение глоссарием.

- оценивать постановку целей и задач, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм физического воспитания;

- выполнение домашних заданий, внеаудиторной самостоятельной работы, самостоятельная постановка целей и задач в ходе выполнения практической работы, подбор методов и приёмов в зависимости от целей и задач.

- находить и анализировать информацию по теории и истории физической культуры, необходимую для решения профессиональных проблем, профессионального самообразования и саморазвития.

- выполнение домашних заданий, внеаудиторной самостоятельной работы, анализ информации, необходимой для решения профессиональных педагогических проблем

Знать:

- понятийный аппарат теории физической культуры и спорта и взаимосвязь основных понятий;

- выполнение домашних заданий, владение понятийным аппаратом.

- историю становления и развития отечественных и зарубежных систем физического воспитания и международного олимпийского движения;

- выполнение домашних заданий, написание рефератов, владение историей становления и развития отечественных и зарубежных систем физического воспитания

- современные концепции физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки;

- выполнение домашних заданий, внеаудиторной самостоятельной работы, написание рефератов, владение историей международного спортивного движения, анализ современных концепций физического воспитания

- задачи и принципы физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки;

- выполнение домашних заданий, внеаудиторной самостоятельной работы, самостоятельная постановка основных задач и принципов физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки

- средства, методы и формы физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки, их дидактические и воспитательные возможности;

- выполнение домашних заданий, внеаудиторной самостоятельной работы, самостоятельный подбор средств формирования физической культуры, самостоятельный подбор механизмов и средств развития личности в зависимости от возраста, самостоятельный подбор различных методов, средств и форм организации физического воспитания в зависимости от возраста

- основы теории обучения двигательным действиям;

- выполнение домашних заданий, внеаудиторной самостоятельной работы, владение основами обучения двигательным действиям

- теоретические основы развития физических качеств;

- выполнение домашних заданий, внеаудиторной самостоятельной работы, составление контрольных упражнения для определения уровня развития физических качеств

- основы формирования технико-тактического мастерства занимающихся физической культурой и спортом;

- выполнение домашних заданий, внеаудиторной самостоятельной работы, составление контрольных упражнения для определения уровня развития физических качеств

- механизмы и средства развития личности в процессе физического воспитания и занятий спортом;

- выполнение домашних заданий, внеаудиторной самостоятельной работы, ориентирование в механизмах и средствах развития личности.

- мотивы занятий физической культурой и спортом, условия и способы их формирования и развития;

- выполнение домашних заданий, внеаудиторной самостоятельной работы, выявление личных мотивов занятий физической культурой у занимающихся и их формирование

- понятие «здоровый образ жизни» и основы его формирования средствами физической культуры;

- выполнение домашних заданий, внеаудиторной самостоятельной работы, пропаганда здорового образа жизни путём личного примера.

- особенности физического воспитания обучающихся с ослабленным здоровьем, двигательно-одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;

- выполнение домашних заданий, составление комплексов упражнений для детей с ослабленным здоровьем

- структуру и основы построения процесса спортивной подготовки;

- выполнение домашних заданий, внеаудиторной самостоятельной работы, знание структуры и основ построения процесса спортивной подготовки;

- основы теории соревновательной деятельности;

- выполнение домашних заданий, внеаудиторной самостоятельной работы, применение теории соревновательной деятельности в процессе тренировок

- основы спортивной ориентации и спортивного отбора

- выполнение домашних заданий, внеаудиторной самостоятельной работы, умение применять спортивную ориентацию и спортивный отбор в профессиональной деятельности







8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!