СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«О Хоре, и не только…» статья об отделении «Хоровое дирижирование» БУ «Сургутский колледж русской культуры им. А.С. Знаменского»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о хоровой культуре и образовании БУ "Сургутский колледж русской культуры им. А.С. Знаменского"

Просмотр содержимого документа
««О Хоре, и не только…» статья об отделении «Хоровое дирижирование» БУ «Сургутский колледж русской культуры им. А.С. Знаменского»»

Для учащихся специальности 53.02.06 «Хоровое дирижирование»

БУ «Сургутский колледж русской культуры им. А.С. Знаменского»

И.С. Абовян


«О Хоре, и не только…»

статья об отделении «Хоровое дирижирование»

БУ «Сургутский колледж русской культуры им. А.С. Знаменского»



В повседневной суете, когда негатив становится частью жизни, есть априори прекрасные вещи, которые способны вернуть душевное равновесие, снять стресс и помочь обрести гармонию. Одна из таких вещей – чудодейственных средств, своего рода «волшебный эликсир», это хоровое пение мальчиков. Когда слушаешь ангельские голоса мальчишек, понимаешь тленность всего сущего, потому что специфический звук, которым обладают поющие мальчики, создает ни с чем несравнимое по красоте своей и чистоте звучание хора. Именно благодаря этим качествам с давних времён мальчишеские голоса входили в состав богослужебных коллективов и становились частью церковного ритуала.

В соборных хорах средневековой Европы мальчики стали петь с X века. В начале XV века в Риме папой Сикстом IV уже официально было введено пение мальчиков, благодаря этому в музыке сложился лёгкий и воздушный римский стиль, возникший на основе слышания пения хора мальчиков. В других странах с богатыми певческими традициями также возникали хоры, подобные Сикстинской капелле мальчиков. Среди таких коллективов: хор мальчиков собора при королевском колледже в Кембридже, Венский хор мальчиков, Кафедральный хор мальчиков города Познань и многие другие.

Если вспомнить историю русского музыкального воспитания то и здесь можно увидеть множество хоров с малолетними певчими, от первых певческих школ при монастырях до хора Государевых певчих дьяков, от певческой школы в Глухове до Петербургского хорового училища и певческой капеллы имени М.И. Глинки, от регентских классов до Московского хорового училища имени А.В. Свешникова и Академии хорового искусства имени В.С. Попова. Всё это – блестящий фундамент, на основании которого выстроена музыкальная культура нашего Отечества. При этом хоровые училища для мальчиков стали эталоном детского музыкального образования, из недр которого вышел весь «цвет» русской композиторской школы. Бесценный опыт этих учебных заведений, равно как и саму систему их «элитного» образования пытаются сегодня внедрять и в других городах России.

Одним из таких городов стал Сургут, где в 2000 году в Колледже русской культуры имени А.С. Знаменского было создано отделение «Хоровое дирижирование» для мальчиков. С момента своего возникновения это отделение стало для Колледжа своего рода «государством в государстве», прежде всего потому, что в отличие от других специальностей в основу обучения был положен учебный план 10 лет и 10 месяцев. Шестилетними малышами приходят мальчишки в стены колледжа, сначала на дошкольное отделение, и выходят уже состоявшимися специалистами с дипломом о профессиональном образовании и записью о присвоении тройной квалификации: руководитель творческого коллектива; преподаватель; артист хора, ансамбля.

Центром всей жизни на отделении, своего рода творческой лабораторией является Его величество Хор. Именно здесь, в хоровом классе, с первых лет обучения происходит становление сначала исполнительских навыков, а затем и умений руководителя и педагога. Благодаря хоровому классу на отделении существует та атмосфера, в которой сразу, с самого младшего возраста мальчишки имеют возможность приобщаться к мировому культурному наследию самого высокого уровня и с раннего детства получают прививку хорошего вкуса и культурного иммунитета. Творческое кредо хора – ориентация на произведения выдающихся хоровых мастеров как показатель музыкальной культуры. Здесь есть и своеобразный азарт – петь то, что не под силу другим, и проявление мужских черт характера – упорства, настойчивости. 

Благодаря высокой профессиональной планке хор мальчиков и юношей Колледжа давно стал уникальным явлением не только в Сургуте, но и далеко за его пределами. Об этом говорят награды, завоёванные на Всемирных хоровых олимпиадах в Бремене (Германия), Сямене (Китай), Граце (Австрия) и многих других конкурсах России и зарубежья. А в 2014 году хоровой коллектив мальчиков и юношей Колледжа русской культуры приобрёл значение визитной карточки Ханты-Мансийского автономного округа благодаря созданию Сводного детского хора России, который принял участие в закрытии зимних олимпийских игр в Сочи. В результате конкурсного отбора в этот двухтысячный коллектив попали девять ребят из Югры, восемь из них – мальчишки Колледжа. Сам маэстро В. Гергиев оценил мастерство сургутян и сегодня творческие контакты не только с Мариинским оперным театром, но и другими выдающимися коллективами стали обычной практикой.

За время существования отделения «Хоровое дирижирование» состоялось восемь выпусков и практически все выпускники продолжили профессиональное обучение в вузах России. Это и Уральская консерватория имени М.П. Мусоргского, и Санкт-Петербургская консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова, и Санкт-Петербургская академия культуры имени Н.К. Крупской, и Челябинская академия культуры и искусства. А в 2014 году выпускник Уральской консерватории, бывший выпускник Колледжа, Федин Алексей поступил в Московскую консерваторию, в класс симфонического дирижирования Г.Н. Рождественского, что ещё раз доказало – успех образования в стенах Колледжа русской культуры носит системный характер.

Наверное, немало можно было бы ещё сказать о том, как живут и учатся мальчишки, как овладевают секретами своей профессии. Но, завершая рассказ, хочется отметить то, что делает жизнь Сургутских мальчиков и юношей в Колледже А.С. Знаменского абсолютно уникальной. Усилиями педагогического состава здесь создана стройная система воспитания, где обучение становится не целью, а средством для формирования личности человека, гражданина своей Родины. Здесь каждый из педагогов видит свою миссию не только в том, чтобы формально научить будущих специалистов основам ремесла, но посредством глубокого проникновения в идеологическую, научную, религиозную, художественную суть изучаемого материала, дать возможность более полного и объемного восприятия мира и своего места в нем. Именно отсюда берёт начало и постоянное сотрудничество с православной церковью, и погружение в традиции национальных праздников и обрядов, и историко-патриотический аспект в работе Колледжа.

Уже давно никого не удивляет то, например, что 1 сентября 2014 года, в День знаний, прямо у входа в здание Колледжа всех ожидал надувной макет Кита – напоминание о творческом проекте, в котором активное участие приняли все учащиеся. И, конечно же, «Кит» заставил каждого ещё раз задуматься о высоком и вечном, о смысле и назначении человеческой жизни.

Что уж говорить о таких проектах, где главным организующим ядром является хор отделения. К примеру, Пасхальные хоровые Ассамблеи, или Дни славянской письменности и культуры, или Славянский ход. Эти масштабные проекты, которые в настоящее время объединяют огромные массы детей не только из ХМАО – Югры, но и России, дают возможность каждому из участников на деле ощутить себя живой частицей своей страны, с её традициями, с её «соборностью». Ведь, как сказал выдающийся хормейстер современности Г. Струве: «Хор  – это прообраз идеального общества, основанного на едином устремлении и слаженном дыхании, общества, в котором важно услышать другого, прислушаться друг к другу, общества, в котором индивидуальность не подавляется, но раскрывается в полной мере».

Сегодня в планах отделения создание на базе Колледжа хоровой студии, где будет иметь место всеобщая хоровая подготовка для всех желающих на базе детских садов и школ города.

Педагоги отделения не только мечтают, но уже практически работают над созданием такой системы хоровой подготовки, где смогут получать хоровые навыки все желающие. Это позволит сформировать разветвлённую сеть хоровых коллективов не только в Сургуте. Данную систему хорового образования можно транслировать на всю территорию ХМАО – Югры, где Колледж русской культуры будет ядром и ресурсным центром.

Такая работа в перспективе может дать поразительные результаты, ведь это соответствует требованиям государственного заказа правительства, а так же концепции сохранения и развития хоровой культуры в Российской Федерации Всероссийского хорового общества.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!