СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О братьях наших меньших

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - путешествие.Цель: обобщить знания учащихся по разделу.

Просмотр содержимого документа
«О братьях наших меньших»

1.Организационный этап

 Итак, друзья, внимание –

ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее-

Скорей начнём урок.

Урок литературный.

На уроке не лениться,

Всем работать, отвечать,

Ну, а мы сегодня будем

Наши знанья обобщать.

2. Актуализация знаний и постановка цели и задач урока.

-Ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам нужно найти потерявшееся слово. Читать можно только по горизонтали.

Ажуишувлог

Авшлиармер

Одживотные

Рклоовеулев

-Кто нашёл слово? Где находится это слово?

(на 3-ей строчке. Это слово животные)

-Верно, тема сегодняшнего урока- «Животные»

Много тысячелетий живут на планете рядом с человеком звери, птицы, рыбы. Русский поэт Сергей Есенин назвал зверей «братьями нашими меньшими».

Они живут рядом, мы их любим.

Прочитайте эпиграф к нашему уроку.

«Мы в ответе за тех, кого приручили».

Сегодня на уроке мы должны вспомнить все произведения, с которыми познакомились в разделе «О братьях наших меньших»

Чтоб подвести итог пришли к нам герои. Назовите их: дмедведь-музыкант, мудрая сова, ёжик - ни головы ни ножек, кот Пушок, сорока-белобока, барсук, лиса-плясунья, храбрый утёнок, утка с утятами, добрый слон, злой тигр, бедная ласточка, замерзший воробей, маленький щенок, отважный петушок, корова

А какие писатели рассказали нам о них?

Михаил Михайлович Пришвин Виталий Валентинович Бианки

Евгений Иванович Чарушин Борис Степанович Житков

Николай Иванович Сладков Валентин Дмитриевич Берестов

Ирина Михайловна Пивоварова Борис Заходер

Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. Писатели старались передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав рассказы о природе и животных, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше. Все произведения писателей, которые вы прочитали проникнуты большой любовью к природе.

3.Всесторонняя проверка знаний

Учитель. Сегодня мы отправимся в путешествие в сказочный “Читай город”. На каждой станции нас ждут интересные задания и конкурсы. (На доске вывешена карта маршрута с названиями станций)  

Для успешной работы давайте определим правила

Не выкрикиваем.

Не перебиваем друг друга.

Мы слышим друг друга.

Учимся работать сообща.

Начинаем наше путешествие.

Первая станция “Смекалка”

Загадки о братьях наших меньших:

1. Что за зверь со мной играет-
Не мычит, не ржет, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапках коготки (кот)
2. Кто любит морковку
И прыгает ловко,
Портит в огороде грядки,
Удирает без оглядки? (заяц)
3. в подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто это? (мышка)
4. Хобот длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора огромен он,
Ты узнал, кто это? (слон)
5. Посмотрите-ка, какая-
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой
Хвост пушистый и большой.
6. Без команды в строй встают,
Отправляются на пруд.
Кто идет цепочкой длинной,
Кто так любит дисциплину? (утка с утятами)
7. На ромашку у ворот
Опустился вертолёт –
Золотые глаза.
Кто же это? (стрекоза)

Молодцы, все хорошо справились.

Вас ждёт вторая станция “Отгадай-ка»

По опорным словам попробуйте назвать некоторые произведения:

скрипка, ручей, щепка, музыка, медведь. (“Музыкант”)

старик, мыши, клевер, корова. (“Сова”)

дача, мальчики, ёжик. (“Страшный рассказ”)

утята, стрекоза, Алеша. (“Храбрый утёнок”)

утка, мальчики, утята. (“Ребята и утята”)

Соотнесите название рассказа с его автором, если есть ошибки, исправьте:

Третья станция “Думай-ка”

Разгадывание кроссворда.

Сам кроссворд нарисован на доске. У некоторых на столах лежат карточки. В них написаны вопросы к кроссворду. Пожалуйста, прочитайте вслух вопросы. Дети читают вопросы по номерам. Остальные дети разгадывают кроссворд.

1. На кого рассердилась сова?

2.Как называли Аришку?

3.Кто спас хозяина от тигра?

4.Кто боялся проспать весну?

5.Как автор назвал медведя, который играл на щепке?

6.Как звали храброго утенка?

7.Что разоряли мыши на лугу?

Четвёртая станция «Найди-ка»“

Убери лишний персонаж

Старик, сова, мыши, лошадь, корова, шмель.

Ребята, утка, собака, утята.

Петя, Шура, еж, сова.

Алеша, стрекоза, кошка, утята.

Медведь, старик, старуха.

Кошка, цыпленок, щенок.

4.Физминутка – игра.

Вы, наверно, устали?

Ну, тогда все дружно встали

Мы играем, мы шагаем
Руки выше поднимаем
Голову не опускаем
Дышим ровно, глубоко
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса

Мы лисицу обхитрим
На носочках побежим.
Вдруг мы видим из куста
Выпал птенчик из гнезда
Тихо птенчика берем
И назад его кладем.

Почему нельзя разорять птичьи гнезда?

Расшифруй персонажей

КОНЁУТ АБЕТРЯ НТУМАЗЫК ОВАС НЕЩКО АТЧКУО

Пятая станция «Читай-ка».

Отгадай произведение (Ученик выходит к доске, выбирает карточку, выразительно читает отрывок из произведения, называет автора и название произведения).

Карточка1. «Сова» В. Бианки

Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт – молоком белит. Летит мимо Сова.

- Здорово, - говорит, - друг!

А Старик ей:

- Ты, Сова, - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, - какой я тебе друг?

В каком произведении В. Бианки рассказал, что человеку не обойтись без пользы, приносимой птицами?

- На кого рассердилась Сова?

Что вы знаете о совах?( живёт в дупле, ест мышей, ночная птица, она очень хорошо видит только ночью).

Что разоряли мыши на лугу? (Гнёзда) Чьи?(Шмелиные)

Карточка 2. . «Музыкант» В. Бианки

Старик подкрался из–за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» - как струна пропела.

- Как автор назвал медведя, который играл на щепке? (Музыкант)

Карточка 3. «Храбрый утёнок» Б. Житков

Не успела стрекоза сесть на тарелку, как Алёша схватил её клювом за крыло. Насилу она вырвалась и с поломанным крылом улетела.

С тех пор она никогда не прилетала в сад, и утята каждый день наедались досыта.

Как звали храброго утенка? (Алеша)

Кто обижал утят?

Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, какое слово они бы закричали? Кого позвали на помощь? А какое вы слово кричите, когда боитесь? А ваша мама переживает за вас?

Вывод: для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы ещё маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведёт себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

Карточка 4. «Страшный рассказ» Е. Чарушин

- Они закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу. Лежат тихо- тихо, чтобы их никто не услышал.

- Не дыши, - говорит Шура Пете.

- Я не дышу.

Топ… топ… шлёп… шлёп… топ… топ… А через одеяло всё равно слышно, как кто-то за дверью ходит и топает.

Какая пословица относится к рассказу Е. Чарушина “Страшный рассказ”?

а) “У страха глаза велики”;

б) “Чем дальше в лес, тем больше дров”;

в) “Ты пожалей и тебя пожалеют”.

Карточка 5. «Ребята и утята» М. Пришвин

Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец – то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу.

Карточка 6. «Кошкин Щенок» В. Берестов

Был у кошки сын приёмный,

Не котёнок, а щенок,

Очень милый, очень скромный,

Очень ласковый сынок.

- В каком стихотворении говорилось об очень доброй собаке? (И.Пивоварова “Жила была собака).

Дети рассказывают наизусть

5. Подведение итогов.

Чему научили нас прочитанные произведения?

Вывод: не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.

Учитель. В природе всё взаимосвязано: человек –растения- животные, и нельзя повредить ни одно звено в этой цепочке. надо бережно относиться к природе. Животные помогают человеку, а человек должен помогать животным. Если мы нарушаем что-то в природе, то она нам этого не прощает. Человек, который не только любит животных, но и бережёт их, имеет большое и доброе сердце. Надеюсь, что у вас тоже будет большое и доброе сердце. Ведь «всё доброе на Земле -от солнца, всё хорошее - от человека». Природу может спасти только наша любовь.

Чтение пословицы( хором).

Сей добро, посылай добро, оделяй добром.

6. Чтение учителем стихотворения.

Дети, животные бывают умнее людей.

Вы присмотритесь к ним.

В добрых глазах прирученного зверя,

Каждый ребенок прочтет без труда:

“Я полюбил тебя! Я тебе верю!
Ты ведь не бросишь меня никогда?”
В. Берестов

7. Рефлексия.

- Какие впечатления у вас остались от урока?

-Что особенно понравилось?

- Что вас радовало?

- Что огорчало?

Выразите своё отношение к уроку смайликами

8. Исполнение песни “Не дразните собак”. Стихи М. Пляцковского, музыка Е. Птичкина




































Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Александровская школа Марьинского района»

КОНСПЕКТ УРОКА

по литературному чтению

во 2 классе

Яворская Лариса Анатолиевна

учитель начальных классов

2018 год

Урок – обобщение по теме «О братьях наших меньших»

Тип урока: закрепление

Вид урока: урок-путешествие

Методы обучения:

  • иллюстративный;

  • игровой;

  • творческий

Цели и задачи урока:

  • повторить и обобщить знания учащихся по разделу;

  • развивать память, внимание, мышление, речь;

  • учит связно излагать свои мысли;

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Метапредметные УУД

  • Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от типа произведения.

  • Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат.

  • Коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.

  • Личностные: развивают средствами литературных произведений целостный взгляд на мир в его единстве и разнообразии .Проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Оборудование: иллюстрации; портреты писателей

Ожидаемые результаты: реализация поставленных задач

Способ контроля: устные ответы учащихся






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!