СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нужно ли личному водителю директора учреждения проходить послерейсовый медицинский осмотр

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нужно ли личному водителю директора учреждения проходить послерейсовый медицинский осмотр?

Просмотр содержимого документа
«Нужно ли личному водителю директора учреждения проходить послерейсовый медицинский осмотр»

Нужно ли личному водителю директора учреждения проходить послерейсовый медицинский осмотр?

Нужно ли личному водителю директора учреждения проходить послерейсовый медицинский осмотр? Является ли перевозка директора перевозкой пассажиров, о которой говорится в п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Личный водитель директора должен проходить послерейсовый медицинский осмотр. Перевозка граждан, включая работников организации и директора, в салоне транспортного средства подпадает под понятие перевозки пассажиров, о которой говорится в пункте 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".

Обоснование вывода:

Согласно ч. 3 ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время. 

В соответствии с пунктом 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) послерейсовые медицинские осмотры в обязательном порядке проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, только если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов. Аналогичное правило закреплено в п. 6 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н.

Приведенные нормы не конкретизируют, что следует понимать под перевозками пассажиров, а Закон N 196-ФЗ не раскрывает понятие "пассажир". Именно поэтому в правоприменительной практике нет единой позиции относительно того, должны ли водители, перевозящие исключительно сотрудников организации, также проходить послерейсовый медицинский осмотр.

Абзацем шестым ст. 2 Закона N 196-ФЗ определено, что пассажир является участником дорожного движения. В законодательстве понятие "пассажир" используется как в гражданско-правовом смысле (лицо, заключившее договор перевозки), так и в административном смысле (любое лицо, находящееся в транспортном средстве, помимо водителя).

Пункт 12 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - УАТ) определяет пассажира как физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства.

Наконец, положения ст. 2 Закона N 196-ФЗ в их совокупности позволяют прийти к выводу о том, что для целей этого федерального закона пассажиром является любое физическое лицо, перемещаемое (перевозимое) с помощью транспортного средства, безотносительно оснований, по которым осуществляется такая перевозка. По существу, аналогичным образом понятие "пассажир" определено в п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации (утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090), согласно которому пассажиром признается лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).



В правоприменительной практике высказывается мнение о том, что организация обязана обеспечить прохождение водителями послерейсового медицинского осмотра лишь в случае, если она осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и грузов в порядке оказания транспортных услуг третьим лицам. Если же транспортные средства используются исключительно для внутренних нужд организации, обязанность проводить такой осмотр в отношении водителей отсутствует (смотрите постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 N 05АП-1861/16, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2017 N 06АП-1582/17).

Однако такое мнение нельзя признать бесспорным. Частью 1 ст. 1 УАТ предусмотрено, что этот федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Следовательно, понятие "пассажир" для целей данного Закона может быть не равнозначно такому понятию в иных нормативных правовых актах. Пункт 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ не обуславливает необходимость проведения послерейсовых осмотров водителей исключительно оказанием услуг по перевозке пассажиров и опасных грузов, упоминая в этом контексте лишь о работе водителей, связанной с их перевозками.

Так, в постановлении от 11.04.2017 N 06АП-363/17 Шестой арбитражный апелляционный суд указывает на то, что исполнение юридическим лицом требований ст. 23 Закона N 196-ФЗ при эксплуатации транспортных средств законодателем не ставится в зависимость от вида и характера перевозок пассажиров автомобильным транспортом, следовательно, организация обязана проводить послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств (смотрите также постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.12.2013 N 03АП-6132/13, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.02.2014 N Ф02-86/14 по делу N А58-2540/2013, постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.03.2014 N Ф03-336/14 по делу N А37-3185/2012 и определение ВАС РФ от 16.07.2014 N ВАС-8820/14).

Можно отметить также, что п. 1 ст. 20 Закона N 196-ФЗ обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, в частности, организовывать в соответствии с требованиями этого федерального закона, Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ проведение обязательных медицинских осмотров. Данная норма не приравнивает деятельность по эксплуатации транспортных средств к оказанию услуг по перевозке пассажиров и грузов.

Поэтому, с нашей точки зрения, обязанность работодателя организовывать проведение послерейсовых медицинских осмотров водителей возникает во всех случаях, когда в трудовую функцию водителей входят перевозки граждан в салоне транспортного средства, включая работников той же организации и директора. Такое же мнение можно обнаружить и в судебной практике (смотрите решение Оренбургского областного суда от 13.06.2017 N 21-271/2017), а также в разъяснениях Роструда (смотрите ответ на портале "Онлайнинспекция.РФ").




Скачать

© 2021 89 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!