Нуклеиновые кислоты и их роль
в жизнедеятельности клетки
Цели: раскрыть особую роль нуклеиновых кислот в живой природе — хранение и передача наследственной информации на основе характеристики строения молекул ДНК и РНК как биополимеров, объяснить механизм удвоения ДНК, сформировать умение схематично изображать этот процесс.
Основные понятия: нуклеиновая кислота; нуклеотид; дезок- сирибонуклеиновая кислота, или ДНК; рибонуклеиновая кислота, или РНК; азотистые основания: аденин, гуанин, цитозин, тимин, урацил; комплементарность; транспортная РНК (тРНК), рибо- сомная РНК (рРНК), информационная РНК (иРНК).
Средства обучения: структурная объемная модель ДНК, таблицы: «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Типы РНК», «Удвоение молекулы ДНК».
Обратите внимание! В процессе закрепления знаний учащихся о строении молекулы ДНК предложите записать схему ее удвоения. Обратите внимание на возможную типичную ошибку: новые нуклеотиды учащиеся могут подписывать (присоединять) не по месту разрыва двойных и тройных водородных связей, а по боковым линиям, которые образованы прочными сахарофосфатными сеязями.
ЭТАПЫ УРОКА
Проверка знаний о строении и функциях белков в режиме диалогового общения. Один ученик задает вопрос, второй отвечает, успешно ответивший задает вопрос в следующей паре учеников. Вопросы могут формулировать сами учащиеся (или им предлагает на карточках учитель). Примеры вопросов:
- Что такое белки?
- Какое место они занимают в клетке?
- Какие структуры может иметь молекула белка и каким образом они создаются?
- Что такое протеины? протеиды? простые и сложные белки?
- В каких процессах жизнедеятельности растений и животных участвуют белки?
На этапе проверки знаний учащиеся могут выступить с комментариями о результатах лабораторной работы.
Изучение нового материала
- Беседа с использованием пространственной модели ДНК и с данными о важнейших биополимерах — нуклеиновых кислотах, их открытии, локализации в клетках.
- Рассказ учителя об особенностях строения дезоксири- бонуклеиновой кислоты (ДНК), о комплементарное™ нуклео- тидов.
- Самостоятельное изучение учащимися функций ДНК (с. 38 учебника) с написанием вывода в тетрадях.
- Беседа о рибонуклеиновой кислоте, ее локализации в клетке, особенностях строения и функций разных видов РНК (тРНК, рРНК, иРНК).
Обобщающая беседа. Составить и заполнить таблицу (табл. 3), с ее помощью сформулировать выводы об особенностях нуклеиновых кислот.
Таблица
Строение ДНК и РНК
Виды НК
|
Локализация в клетке
|
Нуклеотиды
|
Число цепочек
|
Углевод
|
Азотистое основание
|
Фосфорная основание
|
'•ДНК
|
|
|
|
|
|
2. РНК
|
|
|
|
|
|
Домашнее задание: изучить § 7, ответить на вопросы (с. 43). Дома потренироваться в запоминании нуклеоти- дов, не забывать о том, что в структуре РНК присутствует урациловый нуклеотид вместо тиминового в молекуле ДНК. Приготовить сообщения или рефераты (по желанию) на темы: «Нуклеиновые кислоты — хранители наследственных свойств», «Молекулы ДНК — это телеграммы, посланные в будущее».
Просмотр содержимого документа
«Нуклеиновые кислоты.»
Урок 9
. Нуклеиновые кислоты и их роль
в жизнедеятельности клетки
Цели: раскрыть особую роль нуклеиновых кислот в живой природе — хранение и передача наследственной информации на основе характеристики строения молекул ДНК и РНК как биополимеров, объяснить механизм удвоения ДНК, сформировать умение схематично изображать этот процесс.
Основные понятия: нуклеиновая кислота; нуклеотид; дезок- сирибонуклеиновая кислота, или ДНК; рибонуклеиновая кислота, или РНК; азотистые основания: аденин, гуанин, цитозин, тимин, урацил; комплементарность; транспортная РНК (тРНК), рибо- сомная РНК (рРНК), информационная РНК (иРНК).
Средства обучения: структурная объемная модель ДНК, таблицы: «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Типы РНК», «Удвоение молекулы ДНК».
Обратите внимание! В процессе закрепления знаний учащихся о строении молекулы ДНК предложите записать схему ее удвоения. Обратите внимание на возможную типичную ошибку: новые нуклеотиды учащиеся могут подписывать (присоединять) не по месту разрыва двойных и тройных водородных связей, а по боковым линиям, которые образованы прочными сахарофосфатными сеязями.
ЭТАПЫ УРОКА
Проверка знаний о строении и функциях белков в режиме диалогового общения. Один ученик задает вопрос, второй отвечает, успешно ответивший задает вопрос в следующей паре учеников. Вопросы могут формулировать сами учащиеся (или им предлагает на карточках учитель). Примеры вопросов:
Что такое белки?
Какое место они занимают в клетке?
Какие структуры может иметь молекула белка и каким образом они создаются?
Что такое протеины? протеиды? простые и сложные белки?
В каких процессах жизнедеятельности растений и животных участвуют белки?
На этапе проверки знаний учащиеся могут выступить с комментариями о результатах лабораторной работы.
Изучение нового материала
Беседа с использованием пространственной модели ДНК и с данными о важнейших биополимерах — нуклеиновых кислотах, их открытии, локализации в клетках.
Рассказ учителя об особенностях строения дезоксири- бонуклеиновой кислоты (ДНК), о комплементарное™ нуклео- тидов.
Самостоятельное изучение учащимися функций ДНК (с. 38 учебника) с написанием вывода в тетрадях.
Беседа о рибонуклеиновой кислоте, ее локализации в клетке, особенностях строения и функций разных видов РНК (тРНК, рРНК, иРНК).
Обобщающая беседа. Составить и заполнить таблицу (табл. 3), с ее помощью сформулировать выводы об особенностях нуклеиновых кислот.
Таблица
Строение ДНК и РНК
Виды НК | Локализация в клетке | Нуклеотиды | Число цепочек |
Углевод | Азотистое основание | Фосфорная основание |
'•ДНК | | | | | |
2. РНК | | | | | |
Домашнее задание: изучить § 7, ответить на вопросы (с. 43). Дома потренироваться в запоминании нуклеоти- дов, не забывать о том, что в структуре РНК присутствует урациловый нуклеотид вместо тиминового в молекуле ДНК. Приготовить сообщения или рефераты (по желанию) на темы: «Нуклеиновые кислоты — хранители наследственных свойств», «Молекулы ДНК — это телеграммы, посланные в будущее».