СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нуклеиновые кислоты.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нуклеиновые кислоты и их роль

в жизнедеятельности клетки

Цели: раскрыть особую роль нуклеиновых кислот в живой природе — хранение и передача наследственной информации на основе характеристики строения молекул ДНК и РНК как биополимеров, объяснить механизм удвоения ДНК, сформи­ровать умение схематично изображать этот процесс.

Основные понятия: нуклеиновая кислота; нуклеотид; дезок- сирибонуклеиновая кислота, или ДНК; рибонуклеиновая кислота, или РНК; азотистые основания: аденин, гуанин, цитозин, тимин, урацил; комплементарность; транспортная РНК (тРНК), рибо- сомная РНК (рРНК), информационная РНК (иРНК).

Средства обучения: структурная объемная модель ДНК, таблицы: «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Типы РНК», «Удвоение молекулы ДНК».

Обратите внимание! В процессе закрепления знаний учащихся о строении молекулы ДНК предложите записать схему ее удвоения. Обратите внимание на возможную типич­ную ошибку: новые нуклеотиды учащиеся могут подписывать (присоединять) не по месту разрыва двойных и тройных водо­родных связей, а по боковым линиям, которые образованы прочными сахарофосфатными сеязями.

ЭТАПЫ УРОКА

Проверка знаний о строении и функциях белков в режиме диалогового общения. Один ученик задает вопрос, второй отве­чает, успешно ответивший задает вопрос в следующей паре учеников. Вопросы могут формулировать сами учащиеся (или им предлагает на карточках учитель). Примеры вопросов:

  1. Что такое белки?
  2. Какое место они занимают в клетке?
  3. Какие структуры может иметь молекула белка и каким образом они создаются?
  4. Что такое протеины? протеиды? простые и сложные белки?
  5. В каких процессах жизнедеятельности растений и жи­вотных участвуют белки?

На этапе проверки знаний учащиеся могут выступить с комментариями о результатах лабораторной работы.

Изучение нового материала

  1. Беседа с использованием пространственной модели ДНК и с данными о важнейших биополимерах — нуклеино­вых кислотах, их открытии, локализации в клетках.
  2. Рассказ учителя об особенностях строения дезоксири- бонуклеиновой кислоты (ДНК), о комплементарное™ нуклео- тидов.
  3. Самостоятельное изучение учащимися функций ДНК (с. 38 учебника) с написанием вывода в тетрадях.
  4. Беседа о рибонуклеиновой кислоте, ее локализации в клетке, особенностях строения и функций разных видов РНК (тРНК, рРНК, иРНК).

Обобщающая беседа. Составить и заполнить таблицу (табл. 3), с ее помощью сформулировать выводы об особенно­стях нуклеиновых кислот.

Таблица

Строение ДНК и РНК

Виды НК

Локализа­ция в клетке

Нуклеотиды

Число цепо­чек

Угле­вод

Азотистое основание

Фосфорная основание

'•ДНК

 

 

 

 

 

2. РНК

 

 

 

 

 

Домашнее задание: изучить § 7, ответить на вопросы (с. 43). Дома потренироваться в запоминании нуклеоти- дов, не забывать о том, что в структуре РНК присутствует урациловый нуклеотид вместо тиминового в молекуле ДНК. Приготовить сообщения или рефераты (по желанию) на те­мы: «Нуклеиновые кислоты — хранители наследственных свойств», «Молекулы ДНК — это телеграммы, посланные в будущее».

 

Просмотр содержимого документа
«Нуклеиновые кислоты.»

Урок 9

. Нуклеиновые кислоты и их роль

в жизнедеятельности клетки

Цели: раскрыть особую роль нуклеиновых кислот в живой природе — хранение и передача наследственной информации на основе характеристики строения молекул ДНК и РНК как биополимеров, объяснить механизм удвоения ДНК, сформи­ровать умение схематично изображать этот процесс.

Основные понятия: нуклеиновая кислота; нуклеотид; дезок- сирибонуклеиновая кислота, или ДНК; рибонуклеиновая кислота, или РНК; азотистые основания: аденин, гуанин, цитозин, тимин, урацил; комплементарность; транспортная РНК (тРНК), рибо- сомная РНК (рРНК), информационная РНК (иРНК).

Средства обучения: структурная объемная модель ДНК, таблицы: «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Типы РНК», «Удвоение молекулы ДНК».

Обратите внимание! В процессе закрепления знаний учащихся о строении молекулы ДНК предложите записать схему ее удвоения. Обратите внимание на возможную типич­ную ошибку: новые нуклеотиды учащиеся могут подписывать (присоединять) не по месту разрыва двойных и тройных водо­родных связей, а по боковым линиям, которые образованы прочными сахарофосфатными сеязями.

ЭТАПЫ УРОКА

Проверка знаний о строении и функциях белков в режиме диалогового общения. Один ученик задает вопрос, второй отве­чает, успешно ответивший задает вопрос в следующей паре учеников. Вопросы могут формулировать сами учащиеся (или им предлагает на карточках учитель). Примеры вопросов:

  1. Что такое белки?

  2. Какое место они занимают в клетке?

  3. Какие структуры может иметь молекула белка и каким образом они создаются?

  4. Что такое протеины? протеиды? простые и сложные белки?

  5. В каких процессах жизнедеятельности растений и жи­вотных участвуют белки?

На этапе проверки знаний учащиеся могут выступить с комментариями о результатах лабораторной работы.

Изучение нового материала

  1. Беседа с использованием пространственной модели ДНК и с данными о важнейших биополимерах — нуклеино­вых кислотах, их открытии, локализации в клетках.

  2. Рассказ учителя об особенностях строения дезоксири- бонуклеиновой кислоты (ДНК), о комплементарное™ нуклео- тидов.

  3. Самостоятельное изучение учащимися функций ДНК (с. 38 учебника) с написанием вывода в тетрадях.

  4. Беседа о рибонуклеиновой кислоте, ее локализации в клетке, особенностях строения и функций разных видов РНК (тРНК, рРНК, иРНК).

Обобщающая беседа. Составить и заполнить таблицу (табл. 3), с ее помощью сформулировать выводы об особенно­стях нуклеиновых кислот.

Таблица

Строение ДНК и РНК

Виды НК

Локализа­ция в клетке

Нуклеотиды

Число цепо­чек

Угле­вод

Азотистое основание

Фосфорная основание

'•ДНК






2. РНК






Домашнее задание: изучить § 7, ответить на вопросы (с. 43). Дома потренироваться в запоминании нуклеоти- дов, не забывать о том, что в структуре РНК присутствует урациловый нуклеотид вместо тиминового в молекуле ДНК. Приготовить сообщения или рефераты (по желанию) на те­мы: «Нуклеиновые кислоты — хранители наследственных свойств», «Молекулы ДНК — это телеграммы, посланные в будущее».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!